ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.47, 7 декабря 2000.

Содержание выпуска.

КОРРЕСПОНДЕНТ ПОБЫВАЛ НА СЛУЖБЕ В СТАРООБРЯДЧЕСКОМ ХРАМЕ
Александр Чернов
"Двуперстники", Брянское время, 17.11.2000, с. 1-5

Они верят в Христа, но господствующую церковь презрительно называют "никонианской" и до сих пор саботируют любые ее решения. Они крестятся двумя пальцами, считая троеперстие печатью Антихриста, и гордятся тем, что смогли сохранить в своей среде "истинное православие". Их не сломили, а лишь укрепили духовно многовековые гонения со стороны государства. Но сегодня они вынуждены просить о помощи. Вполне возможно, что уже в скором времени без поддержки официальных властей область лишится неординарной с точки зрения истории и нравственности культуры староверов, которые издавна живут в юго-западных районах Брянщины. Но прежде рухнет уникальный памятник храмовой архитектуры и деревянного зодчества - Николо-Рождественская церковь, построенная еще в 1774 году...
Признаться, в Новозыбков я ехал с некоторой опаской. Но по прибытии оказалось, что все мои знания о староверах не более чем давно устаревшие стереотипы. Во всяком случае теперь никто из староверов не выбрасывает пустую кружку за забор после того, как из нее испил "чужак". Правда, телевизор до сих пор рекомендуется смотреть в ограниченном количестве - "токмо чтобы знать, не попал ли кто из русских воинов в чужеземный полон, дабы воздать за них молитву о спасении". Но тут же женщины-староверки, отводя глаза, признались, что и "мыльные оперы" тоже, бывает, смотрят. В воскресенье с разрешения главы общины Надежды Сиволап я смог попасть на настоящую старообрядческую службу. На мой вопрос, как себя вести в храме, посоветовали просто смотреть на молящихся и повторять за ними (у старообрядцев принято, что религиозные знания добываются через горнило каждодневных служб и самообразование). И видимо, я оказался неплохим учеником - позже Надежда Евгеньевна призналась, что приняла меня за своего.
В храме в глаза бросается невероятное обилие икон. Большинство из них входят в два поразительных по красоте иконостаса, один из которых недавно перевезли из развалившейся в Злынке церкви. На нем во многих местах заметны сколы от немецких пуль. На внутренней стороне главного купола, тоже деревянного, - яркое изображение Бога-отца Саваофа. В храме два помещения - летнее и зимнее. отделенных тонкой перегородкой. Средняя продолжительность службы - от четырех до шести часов (для сравнения, в патриаршей церкви - 2 - 3 часа), но мы попали уже под самый занавес - греховный сон не позволил прийти раньше. Поставив восковые свечи, скромно занимаем место у стены среди немногочисленных молившихся в тот день. С клироса слышится удивительно приятное и необычайно сложное, отличающееся богатством интонаций знаменное пение "по крюкам", заменяющим ноты. Сосед подал тонкую подушечку - подрушник и тут же, перекрестившись, упал на свою в земном поклоне. Деваться некуда -тоже падаю. В течение пяти минут поклоны отвешивал еще пару раз -лоб не разбил, но был близок к тому. Неумные люди, видя подобное, сравнивают староверов с татарами, но именно так попечитель храма древняя бабушка Рыжая смогла выбить у местных меценатов какую-никакую помощь. Пару раз помогал и белокриницкий митрополит Алимний, ежегодно приезжающий в Новозыбков для торжественной службы в Николо-Рождественской церкви. Поговаривают что под сановными одеждами владыка носит власяницу из грубой шерсти.
Расположенный почти в центре Новозыбкова Николо-Рождественский храм - самая большая действующая церковь в западном регионе Евразии. Но для брянских староверов она еще и олицетворение их жизнестойкости, некий объединяющий стержень. Не будет его -исчезнут они, окончательно растворившись в остальной людской массе. В последнее время храму не везет хронически. За короткое время произошли три кражи. Во время последней, месяца три назад, воры вырезали дыру в обитой железом массивной деревянной двери и уволокли более ста икон. Милиция до сих пор их ищет... А недавно случилось убийство местного коммерсанта. Подозревают некоего Александра Д., который в недалеком будущем должен был стать священником. Прежний умер в январе, и до сих пор новозыбковские староверы пребывают без рукоположенного пастыря. Нового же найти очень трудно - старообрядческих священников мало, и все они хотят остаться при благополучных столичных приходах. Во внешнем облике храма много монументального. Причудливое сочетание деревянных стен, каменных порталов и колонн. На 25-метровой колокольне когда-то даже красовались куранты. Но сейчас, словно Пизанская башня, колокольня дала опасный крен. И если знаменитая башня благодаря итальянцам простоит в наклоненном состоянии еще сотни лет, то новозыбковский храм в любой момент может превратиться в огромную кучу щепок. ...Молодой церковный староста Александр пригласил подняться по узкой винтовой лестнице колокольню. От пролета к пролету, чтобы пройти под черными от времени и сырости дубовыми перекладинами, приходится все чаще сгибаться пополам. На втором этаже небольшая, но очень длинная и светлая комната со следами страшного беспорядка и расколотым распятием у стены - бывшая инокописная мастерская. До революции о новозыбковских иконописцах знали в самых отдаленных уголках империи. Они следовали старому канону, требовавшему изображать святых в виде могучих сверхчеловеков. После никоновской реформы все иконы были переписаны, с них стали смотреть такие же обычные люди, как мы сами. Оказываемся на широкой площадке - звоннице. Перезвон огромных колоколов, некогда висевших здесь, а после бесследно исчезнувших, говорят, был слышен даже в Клинцах. Сейчас на их месте два небольших колокола и метровый рельс... По словам главного новозыбковского архитектора Козлова, ремонт храма потребует огромных денег, которых в местном бюджете нет. При этом новообрядческий Рождественский храм восстанавливается полным ходом, и в этом местная власть принимает самое деятельное участие (кстати, все в городе знают, что один из заместителей мэра - истый старовер). По расчетам же староверов, для реанимации их храма нужен хотя бы первоначальный взнос в пару десятков тысяч рублей -для Новозыбкова это копейки. Преподаватель городской художественной школы и "старовер-безбожник в пятом поколении" Андрей Таловерко рассказал, как он однажды на Дне города собирал деньги на восстановление. К ящику для пожертвований подходили "новые русские", пенсионеры и "поколение пепси", но мэр Новозыбкова Нестеров и тогдашний губернатор Семернев тихо и важно проплыли мимо... К сожалению, это почти свершившийся факт: малочисленная новозыбковская община староверов, бывшая некогда крупнейшей в городе, умирает. Ее средний возраст - 60 лет.




TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев