ОБЗОР ПРЕССЫ

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.48, 14 декабря 2000.

Содержание выпуска.

НЕСТАБИЛЬНОСТЬ - ПОЧВА ДЛЯ ЭКСТРЕМИЗМА. ХРИСТИАНСКИЙ СВЯЩЕННИК, ПРИНЯВШИЙ ИСЛАМ, ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КОРРЕСПОНДЕНТА
Надежда Андреева
Саратовские вести, 28.11.2000, с. 2

Вячеслав Полосин с 1980 года работал в русской православной церкви. Начинал с пономаря. Закончил московскую духовную семинарию, принял сан диакона, а затем и священника. Служил в православных приходах Средней Азии, был настоятелем церкви в Душанбе, восстанавливал разрушенный храм в Обнинске Калужской области. Стал протоиереем. В 1990-1993 годах возглавлял комитет Верховного Совета РФ по свободе совести. Стал автором закона "О свободе вероисповеданий". В 1991 году Вячеслав Сергеевич вышел за штат церкви, по официальной формулировке "ввиду невозможности совмещения с работой в парламенте". Но до 1999 года числился внештатным священником. Имеет степень кандидата политических наук и доктора философских. В мае 1999 года публично через журнал "Мусульманин" объявил о принятии ислама.
- Я вырос в неверующей семье, но еще в детстве думал о существовании некого всемогущего Бога, - Вячеслав Сергеевич в очках, деловом костюме и с аккуратной бородкой отнюдь не соответствует сложившемуся в общественном сознании образу мусульманина.
- - Истину о Боге отправился искать на философский факультет МГУ. Там впервые открыл Библию В 19 лет пришел в православный храм. Но это был скорее не выбор какой-то определенной религии. Мне просто хотелось уйти от безбожия. А в 1970-х годах в Москве никакой другой альтернативы коммунистической идеологии не было. В бытность мою священником приходилось больше заниматься не духовными задачами, а строительством зданий и платными ритуалами. Это вызывало у меня довольно двойственные чувства. Когда отслужил в Средней Азии. ко мне в церковь пришел старый таджик, про которого говорили, что он тайный шейх. Неожиданно он сказал: "У тебя мусульманские глаза, ты обязательно примешь ислам!". Я вышел за штат церкви, стал изучать древнехристианские источники. В 1995 году перестал участвовать в богослужениях даже за штатом церкви. Вместе с женой - она по образованию тоже философ, мы решили публично исповедывать ислам. Решение пришло к нам одновременно. Детей у нас нет. А друзья и коллеги отнеслись к этому неоднозначно. "Перешел в другую веру" - неудачная формулировка. Вера-это состояние души. Просто я решил исправить некоторые искривления в себе самом. В Саратов я прибыл не с миссионерскими целями, а чтобы доказать: ислам - самая миролюбивая религия, и развеять мифы. которые создают недостойные люди.
- Наверное, естественный вопрос. Как вы оцениваете события в Чечне?
- К религии они не имеют никакого отношения. Это борьба за нефтяную трубу. В последнее время телекомментаторы интерпретируют ее как попытку превратить Россию в союзника государства Израиль в его конфликте со странами мусульманского мира. Я не антисемит и глубоко осуждаю всякий шовинизм. Но еврейский народ и израильское государство - во многом разные вещи. Желание отхватить часть территории у Палестины ставит весь мир на грань катастрофы.
- Сейчас многие говорят о возросшей агрессии и возможной экспансии исламских государств. Этого действительно следует опасаться?
А у кого возросла агрессия? Бен-Ладен - бывший гражданин Саудовской Аравии. На американские деньги он создал "Ислам-интерн" - фонд помощи афганским моджахедам в войне против СССР. Война закончилась. Союз распался. За счет продажи наркотиков команда Бен-Ладена нажила кучу денег и стала неуправляема. Спецслужбы США, немало сил приложившие для ее рождения, теперь сами не знают, что с ней делать. Саудовская Аравия лишила Бен-Ладена гражданства и назад никогда не примет. Если он попадет в руки аравийских силовиков, его наверняка казнят. А Кавказ-это удобное место, куда он может направить энергию своих боевиков. Угрозы со стороны мусульманских стран не существует. Есть внутренняя угроза в самой России - наша же государственная слабость. Нестабильность ведет к тому, что любой экстремист может найти в нашей стране благодатную почву.
- Но согласитесь, что политика исламских государств не всегда соответствует Корану, где сказано: никогда не нападайте первыми. А если неверующие сами нападают на вас, сначала предложите им мир.
- Джихад может объявить только халифат-руководство мусульманского государства. А когда в Чечне один полевой командир объявляет о начале "священной воины" - это просто надругательство над исламом. Если кто-то из чеченцев насильно заставляет пленных российских солдат принять мусульманство, он автоматически выводит самого себя из числа правоверных. В России надо объединить все духовные управления мусульман и создать высший судебный мусульманский орган. Он сможет выносить богословскую оценку - фетву по всем вопросам внутримусульманской жизни. Нужна оперативная реакция. Сейчас же грехи псевдоисламских экстремистов осуждают неорганизованно и запоздало.
- - Вы готовили заявление совета муфтиев России о ваххабизме. Что вы думаете об этой проблеме?
- Никаких ваххабитов, кроме последователей богослова аль Ваххаба, которые 200 лет назад приводили к власти королевскую династию Саудов в Саудовской Аравии, не было и нет. В XVIII веке они очищали Аравию от языческих суеверий. Во время войны в Афганистане КГБ извлекло из архивов этот термин и обозначило так всех боевиков. Бородатый чеченец с автоматом, который носит зеленую мусульманскую повязку с арабским текстом вверх ногами и при этом называет себя ваххабитом, не читал ни Корана, ни трудов аравийского богослова.
- В чем заключаются ваши обязанности как советника муфтия?
- Сейчас я участвую в разработке "Основ социальной программы российских мусульман". В августе подобную программу на соборе приняла русская православная церковь. Для нас принципиально важно дать общую справку, как мусульмане относятся к государству, армии, семье, браку, науке, медицине и т. д. Это будет 30-страничная брошюра, написанная максимально светским языком.




TopList

 Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев