РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.48, 14 декабря 2000.
Содержание выпуска.
ЗАМЕТКИ С НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ О НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Г. Уралова
Ульяновская правда, 30.11.2000, с. 3
Кто из нас не встречался с этими людьми? Многие, наверное, вспомнят, как они приходили в квартиры, предлагая яркие брошюры, останавливали на улице и предлагали прийти к ним на собрание, как бросали в почтовые ящики листовки с обещаниями помочь в решении проблем со здоровьем, личной жизнью. Было в них, разных по возрасту и внешности, нечто общее. Что? Отсутствующий, неживой, приторно-сладкий взгляд. Будто прилипающий, проникающий в душу. Сектанты. Все чаще под их влияние попадают люди разных профессий, подростки, студенты. В нашей области проблема растущего влияния их на общественное сознание так же актуальна, как и во всей России.
О том, как бороться с их влиянием, как защитить душу от проникновения в нее ядовитой идеологии, шла речь на состоявшейся 21 ноября областной научно-практической конференции. В ней приняли участие заместители глав администраций районов, завучи школ, преподаватели вузов, психологи, работники правоохранительных органов. Отчет о ней мы и предлагаем вам, предварительно отметив, что в конференции участвовал также один из наиболее известных ученых-сектоведов России, заведующий кафедрой сектоведения православного Свято-Тихоновского богословского института г. Москвы А.Л. Дворкин.СЕКТЫ: АНФАС И ПРОФИЛЬ
С. Лукьянов, сотрудник УВД Ульяновской области:
- Начну с фактов конкретных преступлений, совершенных представителями религиозных объединений в последние годы на религиозной почве. В 1996 году в городе Сургуте завершено шесть уголовных дел по ритуальным убийствам, совершенным адептами секты "Свидетели Иеговы". 1999 год. В Алдане мнимые пятидесятники захватили здание администрации и выдвинули властям свои требования вернуть им деньги, которые они отдали на благотворительные цели. В этом же году в ряде российских городов совершены взрывы жилых домов, исполнителями и организаторами этих актов были члены криминальной религиозной группировки ваххабитов. Тогда же в Москве были задержаны члены сатанистской организации "Черный дракон", собиравшиеся произвести серию взрывов в многолюдных местах. Изъяты подготовленные для этого взрывчатые вещества. Список этот можно продолжить.
- А. Дворкин, сектовед:
- - Как правило, в секту люди не приходят сами. Их приводят, обещают интересный досуг, знакомство с друзьями, окружают вниманием. Это все чистейший обман. А если бы они сказали правду, то получилось бы вот так: "Приходи к нам, брат! У нас хорошо. Тебе понравится. Учишься? Студент? Ну, ладно, мы посмотрим, нужно ли тебе это. Есть девушка? Брось ее, невесту мы тебе найдем здесь, в секте. Родители есть? Они тебе не нужны. Секта заменит тебе все: и мать, и отца, и сестер, и братьев. Живешь в Ульяновске? Поедешь в Хабаровск, будешь ходить по улицам, собирать пожертвования, норма -1,5 тысячи в день. Жить будешь с удобствами, в однокомнатной квартире, там еще 129 братьев и сестер живут. Уместитесь! Спать придется ложиться поздно, надо изучать труды нашего учителя и отца". Это реальная картина жизни сектантов "Церкви объединения Муна". Узнают об этом истинном положении дел вовлеченные в нее слишком поздно.
С. Лукьянов:
Адепты тоталитарных сект выступают не только как субъекты преступлений, но и объекты. Они постоянно подвергаются опасному для их физического и психического здоровья насилию, постоянной эксплуатации: бесплатная работа, принуждение к попрошайничеству, профессиональная проституция. В случае, если кто-то выходит или пытается выйти из секты, возможны убийства. Если утекла нежелательная информация, может последовать убийство адептов. Часты самоубийства в условиях постоянного физического и психического давления - это не выбор, его там нет. Враги сектантов - это работники правоохранительных органов и журналисты, в отношении которых применяются шантаж, запугивания, угрозы, похищения, вплоть до физического устранения. Во время обыска на квартире секты сайентологов в Москве обнаружили досье на государственных чиновников, членов правительства и на самих сотрудников службы безопасности. Этот список далеко не полон. В июле сотрудники ФСБ предотвратили попытку 14 российских монахов освободить из токийской тюрьмы Секо Асахару. На территории России они совершили ряд тяжких преступлений с целью добычи денег для совершения взрывов в Японии. Традицией становится то, что под крышей многих сект осуществляется шпионаж.
Нельзя также не учитывать, что некоторые криминальные группы создаются под видом религиозных объединений, а фактически занимаются противоправной деятельностью. Во многих странах запрещены такие секты, как "Церковь Муна", Церковь сайентологии, Аум Синрикё. Причем не по причине религиозной, а в силу того, что они занимались противоправной деятельностью, совершали уголовные преступления. Только в 1992 году сайентологам приходилось защищаться на 700 судебных процессах в разных странах.ВОЗЬМУ ТВОЕ
"Я" В. Шифрин, главный врач областной психиатрической больницы:
- С точки зрения медицины, полезно такое учение, которое умиротворяет душу, учит человека жить в ладу с другими и собой. Противоположность этому - система взглядов, которая отчуждает личность от окружающих, вызывает страх за себя и своих близких, то есть рождает конфликтность. А это приводит к большинству нервных болезней. Наш опыт показывает, что лица, посещающие секты, становятся нетерпимыми к чужому мнению, равнодушными к близким, готовыми подчиниться любым приказам лидера. Мы наблюдаем в своей практике два типа людей, посещающих секты. Первая - те, кто имел психические расстройства до вступления в секту, то есть до того, как на них обратили внимание проповедники. Это довольно значительный процент всех членов. Слова проповедников попали на благодатную почву. Для больных это вредно. Они, как правило, испытывают внушение, что их болезнь - это происк сатаны. В результате лишаются всяческого лечения, их отвращают от официальной медицины, и часто впоследствии такие лица совершают тяжелые правонарушения. Вторая группа людей -это те, кто до вовлечения в секту был практически здоров, но через некоторое время после общения с адептами стал обнаруживать психические расстройства. Именно такие люди склонны к самоубийству. Первая же группа, наоборот, скорее способна нанести вред окружающим в силу бредовых расстройств, которые на сектантской почве бурно возрастают. У нас в городе есть около десятка людей, которые лечатся у нас после незавершенных попыток суицида. Я имею в виду тех, кто входит в секту "Свидетели Иеговы". К счастью, самоубийство им не удалось, и мы занимаемся их реабилитацией. Преступившие закон, совершившие тяжкие преступления сектанты часто попадают к нам для проведения судебно-психиатрической экспертизы. В случае, если они психически нездоровы, им предстоит лечение в закрытых лечебных учреждениях. А. Дворкин: - Для вовлечения новых братьев и сестер сектанты используют специальные психологические методики. Одна из них - известная всем бомбардировка любовью. Состоит она в том, что вам стараются всячески услужить, помочь, окружить вниманием. Человек устроен так, что, когда ему делают добро, он чувствует себя в долгу, старается ответить тем же. Интересен биологический механизм положительных эмоций. Они вызывают выброс в кровь эндорфинов, гормонов радости. К этому привыкают. К примеру, на улице вас встречает любезный молодой человек и дарит большую красочную книгу "Бхагават-Гита", теорию кришнаизма. Вы говорите: "Спасибо". А он скромно так просит: "Не могли бы вы пожертвовать для нашей секты сто рублей?" Как отказать? Чаще всего отдаешь, сколько можешь! Действует правило взаимного обмена. Человек - существо внушаемое. Если ему в течение какого-то периода вводить определенную информацию да еще привлечь к этому мнение общества, то он, скорее всего, подчинится тому, что считают все. В сектах идет именно такая обработка сознания. Испытывая радость, осознавая, что он - часть коллектива, одобряющего его, умеющего (якобы!) его ценить, адепт испытывает кайф, он делается почти наркоманом от сектантских методик. Он ходит постоянно в секту, несет туда все, что у него есть, чтобы снова и снова испытать это состояние. Говорить с ним сложно, у него отсутствует критическое мышление. Для этого со временем требуются все большие "дозы" молитв, встреч. Поэтому сектанты стремятся на собрания, втягиваются в них. В России действует харизматическая "Церковь новой благодати". На одной из видеозаписей ее собраний можно увидеть, что люди в процессе молитв теряют человеческий облик: беснуются, кричат, изворачиваются. Это результат психометодик, которые тут активно применяются. Одна из методик предполагает ведение беседы о красоте спокойным, мягким голосом, рассказ о дорогих для любого человека образах. Это как бы усыпление сознания. Когда же оно "дремлет", следует жесткая просьба, резкий крик. Требуют отдать деньги, совершить ритуал и т. д. Это расшатывает психику, ведет к индуцированной истерии. В секте стараются оградить человека от информации из мира вне ее. Общение ограничено, так или иначе сектанты побуждают прерывать связи. Получить информацию неоткуда, пойти некуда. Таким образом, человек более и более привязывается к секте.
С. Лукьянов:
- В деструктивном культе на первый план выступает авторитет лидера, обязательное подчинение всех ему, контроль за каждым шагом членов с применением зомбирования. В случае, если наступает криминализация верхушки секты, то наступает и криминализация самой секты. И члены становятся послушными исполнителями противоправных замыслов руководства.ПРОТИВОЯДИЕ. ЕСТЬ ЛИ ОНО?
А. Дворкин:
- Что сделать для исцеления уже попавших в секту подростков? Был у нас такой случай. Обратились за помощью родители семнадцатилетнего парня. Он уехал в Санкт-Петербург поступать в вуз. Провалил экзамены и пропал. Родители по отдельным его звонкам заподозрили, что он попал в секту. Мы выслушали их, поняли, что, вероятно, парень встретился с адептами "Церкви Муна". Созвонились с Центром помощи родителям детей, попавших в секты, в северной столице. Там дали адреса квартир мунитов. Парня удалось найти, побеседовать с ним. Вернулся он в семью. И как раз она и помогла. Так что первое условие спасения от сектантства - это крепкая, дружная семья. Как противостоять сектам? Прежде всего распространять информацию о них. То, что они скрывают, то, чего они не говорят о себе, не хотели бы, чтобы знали о них, надо прояснять. Тем меньше будет возможности обманывать людей и вербовать их. О каждой секте мы все равно не сможем предупредить, и для этого необходимо религиозное воспитание и образование. Россия вступила в Совет Европы, и мы должны приводить свое законодательство в соответствие с европейским. В первом пункте дополнительного протокола европейской конвенции о правах человека говорится, что государство обязано предоставить детям школьного возраста религиозное воспитание по желанию родителей. И если дети будут получать хотя бы азы знаний по тем или иным религиям, изучать оригинал, то они от сектантства отвернутся.
- С. Лукьянов:
- - Основная причина расцвета религиозного экстремизма - в вопиющей безграмотности населения, позволяющего мошенникам манипулировать общественным и индивидуальным сознанием, практически не встречая никакого серьезного сопротивления. Показательно, что даже литература, издающаяся по тоталитарным сектам, подготовлена не государством, а церковью. Как будто эта проблема не всего общества, отданного на заклание деструктивным сектам, а только церкви. Отсюда беззащитность молодежи, легко попадающей под влияние сект. Наблюдается также непонимание родителями характера опасности, неумение противостоять негативному воздействию. Есть и незнание российских законов. В результате крайне редко встречаются обращения граждан по поводу того, что религиозные организации нарушают их права, обманывают их. Порою заявления следуют с запозданием. А это затрудняет работу органов государства по защите. Поэтому в ближайшее время главная цель всех здоровых сил общества - планомерное просвещение граждан.
- В. Шифрин:
- - Причина сектантства - это возникновение определенного духовного вакуума в нашем обществе. И в него хлынула идеология деструктивных культов и сект. Секты - это действительно опиум для народа. Духовная жизнь заменяется на псевдодуховную. Юридических оснований на ограничение этих сект мало. Остается один путь: разъяснение, донесение полной информации о их вредном влиянии до каждого. Вытеснить эту идеологию надо чем-то другим. И начинать придется с маленьких детей, воспитывать их гармонично.
- А. Дворкин:
- - Тоталитарные секты всегда чувствуют себя, как в тылу у врага, на территории, захваченной неприятелем. Любая нравственность в данном случае бессмысленна. Что хорошо для секты, то достойно. Убить, украсть, поезд под откос пустить - все это нормально. Общество должно быть озабочено этой проблемой. Гитлер в свое время говорил перед наступлением на Россию: "Мы должны иметь в каждой деревне по нескольку сект, чтобы люди были разделены". Это опубликовано в книге "Застольные разговоры Гитлера". То, что не удалось Гитлеру, увы, удается сегодняшним врагам России. Действительно, наша страна переживает очень тяжелое и болезненное состояние. Что может ей помочь? Православие - это культурообразующая религия для России, так же, как католицизм для Польши и т. д. Наша история началась с православия, язык был создан православием, культура, искусство были неразрывны. Православие - это сердце России. Если отчленить сердце, мы перестанем жить. Именно православная религия может помочь обществу справиться с потоком сектантства.
На конференции было принято обращение к жителям области, общественным организациям и партиям. В нем указано, что борьба с чуждой идеологией, уродующей души людей, - дело всего общества.
ОБРАЩЕНИЕ участников областной научно-практической конференции "Об особенностях деятельности новых религиозных объединений"
"Мы, участники областной научно-практической конференции "Об особенностях деятельности новых религиозных объединений", выражаем серьезную озабоченность возрастающей активностью и фактами негативных проявлений в деятельности некоторых новых, не традиционных для России религиозных объединений. Мы ни в коей мере не хотим бросить тень на те религиозные движения, которые несут людям свет истинной духовности, добра и справедливости. Но, к сожалению, в деятельности некоторых новых религиозных организаций просматриваются черты тоталитаризма, нарушения прав личности, покушения на устои семейной жизни и гражданского общества, на здоровье и безопасность граждан. Их организаторы часто пренебрегают действующим законодательством, умело используют имеющиеся в нем пробелы, недостаточную информированность общества о негативных сторонах их собственной деятельности. Они настойчиво внедряются в учебные заведения, учреждения культуры, в трудовые коллективы, нередко применяя приемы психологического воздействия для увеличения числа своих адептов, особенно из числа молодежи. Мы уверены, что наиболее действенной мерой против недобросовестной деятельности прикрывающихся религиозной атрибутикой людей могут быть только просвещение, широкая информированность населения о негативных сторонах их устремлений. Поэтому призываем родителей, работников образования, культуры, средств массовой информации проявлять больший интерес к деятельности религиозных миссионеров, активнее рассказывать и разъяснять людям особенности coвременных методик психического воздействия на сознание, позволяющих при не критическом к ним отношении поставить человека в тоталитарную зависимость. Мы обращаемся к депутатам Государственной думы, областного Законодательного собрания: нужна ваша инициатива и воля, чтобы в законодательстве была создана более эффективная защита граждан от воздействия недобросовестных проповедников и миссионеров. Мы считаем, что, кроме профилактической разъяснительной работы, назрела необходимость организации в области реабилитационного центра для людей, пострадавших от деятельности деструктивных культов."
г. Ульяновск.
21 ноября 2000 года.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев