РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.49, 21 декабря 2000.
Содержание выпуска.
КАК ПОСТУЧАТЬСЯ ДВЕРИ ХРАМА?
Алексей Гориченский
Невское время, 29.11.2000, с. 2
Шмотки есть, все последние фильмы посмотрены, новые компакты прикуплены, MTV круглые сутки крутится, а все чего-то не хватает - может, духовности? Значит, надо идти в церковь, но вот тут-то и появляются проблемы. То нельзя, этого не делай, да и вообще не ясно, кому ты тут нужен и кто тут нужен тебе? Непросто переступить порог храма, непросто узнать, чего ждать от этой древней и не всегда понятной организации. Поэтому сегодня мы встречаемся с человеком, лучше всего знакомым с проблемой сложных взаимоотношений молодежи и религии по роду деятельности и, как кажется, по призванию.
В гостях у "Нового поколения" отец Артемий Скрипкин, председатель молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла в РГПУ им. Герцена.
- Насколько религиозны сегодняшние молодые люди? В каких формах проявляется эта религиозность?
- Молодежь обычно тяготеет к нетрадиционным формам религии Но, к сожалению, эти формы представлены у нас такими маргинальными явлениями, как секты. Эти организации очень активно вовлекают молодежь так называемая Церковь Христа (ЦХ), различные синкретические религиозные движения, так или иначе связанные с индуизмом и другими восточными верованиями. Чтобы представить, как рекламируют свои "товары нетрадиционные религиозные организации, можно посмотреть телерекламу, ориентированную на молодежь, - это те же приемы
- Представляется, что Русская православная церковь в этом отношении сильно проигрывает. Первое, с чем сталкивается молодой человек, входя в храм, - это необходимость менять внешний вид и поведение, примеряя на себя старушечий имидж. Бледные юноши и девушки, обмотанные черными платками, порой производят довольно гнетущее впечатление.
- Помню статью отца Александра Меня о неправильном понимании православия, когда считается, что идеал церковности - когда ты оброс бородой и ходишь в больших нечищеных кирзовых сапогах, причем особой птичьей походкой. Конечно, это не так. Думаю, что проблемы, с которыми сталкиваются сегодня традиционные церкви - это проблемы не столько духовные, сколько культурные. С одной стороны, они связаны с тем, что современное постатеистическое общество пытается интегрироваться в очень древнюю культуру православной традиции. С другой стороны, сама эта культура потрясена мощнейшим прессом гонений, постигших ее в XX веке, и заторможена в своем развитии. 70 лет Церковь была практически законсервирована: никакое культурное развитие внутри нее происходить не могло Поэтому мы наблюдаем нечто парадоксальное: когда общество пытается примерить на себя новый имидж, новую форму - часто это принимает образ карикатурный и уродливый как с одной, так и с другой стороны. Но это неизбежно, неизбежно некое перелицевание, смена имиджа, смена установок, которые сейчас происходят. Это не только Церкви касается, но и всего общества, частью которого она является. Общественные болезни проецируются на Церковь, но и болезни Церкви имеют непосредственное отношение к каждому из нас. Мне кажется, что в отношении молодежной темы важнейшим является, во-первых, осознание иерархами Церкви, ее священнослужителями необходимости работы с молодыми, потому что это вопрос будущего. Во-вторых, со стороны молодежи важно научиться проявлять не иждивенческую жизненную позицию. Не ждать, чтобы в храме их кто-то развеселил, кто-то заинтересовал, чем-то увлек, а самим активно идти в церковь, активно предлагать свою помощь Если с двух сторон эта активность будет проявлена, то обязательно родится что-то новое, что-то важное, чего еще не было ни в плане духовности, ни в плане культуры - я в этом совершенно убежден. Это взаимонаправленный процесс, в котором нельзя обвинять только одну сторону.
Одни говорят: вот Церковь -она старая, косная, глупая. Другие: нет, Церковь - вечная, святая, а вот общество развращено, это проклятый телевизор, это масскульт, это они все виноваты И та и другая позиции ошибочны. Это можно сравнить с вечным противопоставлением души и тела - и то и другое является неотъемлемыми частями человеческого существа, они не могут противостоять друг другу, они должны быть в гармонии. Так и здесь, в общественном организме, в котором Церковь - душа, а тело - светская часть общества. Только на пути их взаимодействия и интеграции возможно совершенствование.
- И все же, простите за приземленность, но в вашем студенческом храме могут ли прихожанки позволить себе джинсы, косметику и мини-юбки?
- Я стараюсь не акцентировать на этом внимание. Проблемы христианства вообще и нашей церковной традиции в частности заключаются не в форме, а в содержании. Не в том, что кто-то носит что-то, а другой этого не носит и по этому поводу у них возникают споры. Мне кажется, главная проблема - это недостаток любви. Если тебе нравится носить платок и длинную юбку, горбиться, ходить птичьей походкой, то делай это -никто тебе не запрещает. Но ты не вправе заставлять других делать то же самое, потому что это противоречит принципу любви - любить другого человека таким, каков он есть. И если эта любовь будет проявлена, то тогда Церковь будет жить действительно полноценной духовной жизнью Потому что она заключается не в исполнении обряда - обряд лишь средство, - а в наполнении жизни любовью, через которую дается Божья благодать Без нее мы превратимся в секту, в которой люди выполняют некие предписания своего лидера или устава. Поэтому я намеренно стараюсь дистанцироваться от этой темы - человек должен быть свободен. При этом любить и быть любимым - его главное призвание.
- Не является ли сложность вхождения молодежи в Церковь следствием конфликта поколений, конфликта социальных формаций? Ведь большинство современных священнослужителей воспитывались при другом строе и в другом государстве, в то время как молодежь основывает свое мировоззрение на иных, новых ценностях.
- Это та же культурная проблема -последние 10 лет ввели нас в совершенно новую эпоху. Я сам переживаю эти ощущения, когда общаюсь с людьми, которые всего на 10 лет меня младше я явственно ощущаю, что мы плохо друг друга понимаем, что мы в разных мирах, разных поколениях. Общество времен застоя, в котором мы родились, это некое спокойное, уравновешенное, сбалансированное общество, культурно законсервированное, со своими плюсами и минусами. И вдруг начинаются потрясения. Все общественные процессы происходят с колоссальным ускорением, и мы переживаем сейчас нечто вроде кессонной болезни, болезни резкого всплытия. Эта ситуация представляет наибольшую опасность для самых консервативных институтов общества. Церковь напоминает мне рыбу (рыба вообще, как известно, символ христианства), которая живет на большой глубине, и она так устроена, что выдерживает огромное давление.
- Ваш прогноз религиозной ситуации в молодежной среде?
- То, что происходит с молодежью, - это часть того, что происходит с обществом, поэтому трудно здесь что-то прогнозировать Мне кажется, общество сейчас начинает поворачиваться к традиционным ценностям, ценностям духовным, культурно-религиозным. Это нормальный процесс: мы жили взаперти, потом вышли на свет и стали жадно хватать все подряд - была жажда насыщения всем новым, всем экстравагантным. Сейчас много ребят из различных сект приходят и интересуются православием. Они начинают понимать, что были увлечены, поторопились с выбором, отказались от своей Церкви, не узнав, что она такое на самом деле Опыт бесед с этими людьми показывает, что они ничего не знают толком Мечтают о неких духовных далях и при этом не видят почвы под ногами. Эта болезнь характерна для всего общества. Нам надо начать с того, что просто реально .посмотреть на себя. Если необходимо; а это необходимо, то покаяться. Это один путь и для старого и для молодого от девушки до дедушки. Путь возвращения к изначальному истоку.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев