РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Дайджест прессы
No.49, 21 декабря 2000.
Содержание выпуска.
ИСТОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СТАРООБРЯДЧЕСТВО И НИКОНИАНСТВО НАЧАЛАСЬ В XVII ВЕКЕ
Отдел Редколлегия
"Налог на веру", Коммерсантъ-Деньги, 20.12.2000, с. 98
Автор "Протестантской этики и духа капитализма" Макс Вебер считал, что капиталистическое общество обязано своим происхождением пуританской протестантской морали. Поскольку в России наиболее влиятельные династии купцов и промышленников вышли из старообрядческой среды, часто говорят, что именно староверие определило ментальность русского предпринимателя. При этом долгое время лишь состоятельные люди могли позволить себе открыто называться старообрядцами.
Третий Рим
История разделения Русской православной церкви на старообрядчество и никонианство началась в XVII веке. Вокруг царя Алексея Михайловича возник "кружок ревнителей благочестия", мечтающих о церковных и государственных реформах. Одним из результатов его деятельности был царский указ, требующий, чтобы ближе к вечеру по субботам (когда народ должен идти в храм) прекращалась торговля и закрывались бани.
В 1652 году один из членов кружка - Никон - стал патриархом. Вдохновленный идеей "Москва - Третий Рим", Никон стремился перестроить жизнь русской церкви, взяв за образец Второй Рим - Константинополь, и в связи с этим занялся исправлением богослужебных книг и церковных обрядов.
В 1453 году турки захватили Константинополь, и Русь осталась единственным самостоятельным православным государством. Тогда и возникла идея Третьего Рима, нового центра православного мира.
Реформа проводилась с удивительной бестактностью. И дело тут не в самих новшествах (богослужебные книги на Руси правились постоянно), а в резком и огульном отрицании всего старорусского чина - его не просто заменили, но объявили ложным, еретическим. Значительное число православных не приняли нововведений и, в свою очередь, сочли Никона еретиком. Их стали называть старообрядцами, староверами, раскольниками.
Статус раскольника
Если в основе массового движения лежат достаточно сложные идеи - богословские, философские и т. д., можно быть уверенным в том, что подавляющее большинство участников движения этих идей не понимает. "Сознательные" старообрядцы были готовы умереть за двуперстное крестное знамение лишь потому, что Никон, бывший, по их мнению, еретиком, требовал креститься тремя перстами. Однако часто простые прихожане вообще не задавались вопросом, к какой именно ветви русской церкви они принадлежат, а просто следовали указаниям своего приходского священника.
Официальный статус старообрядчество получило благодаря указу Петра I от 22 мая 1728 года, по которому всех раскольников надлежало переписать и обложить двойной податью. В XX веке этот указ воспринимается как дискриминационный. На самом деле он является чуть ли не первым в российской истории правовым актом, легализующим инакомыслие. Подданные империи официально получили право, пусть и за деньги, не подчиняться государственной идеологии. Фактически был введен имущественный ценз на право называться старообрядцем.
С легализацией старой веры хозяйственная активность старообрядческих общин возросла. Эффективная экономическая деятельность этих сообществ заставляла власти относиться к ним терпимо. Так, Александр Меншиков при создании Повенецких металлургических заводов предоставил Выговскому старообрядческому общежитию обширные права - это касалось не только религиозной, но и хозяйственной сферы. Взамен от старообрядцев требовалось активное участие в добыче железной руды. Таким образом, государство получило рабочую силу, старообрядцы - определенную свободу, а о том, какую взятку получил от староверов бывший торговец пирожками, история умалчивает.
Первое время хозяйственная деятельность Выговского общежития была направлена лишь на обеспечение прожиточного минимума. Но с начала XVIII века община начала богатеть. Активно развивались земледелие и рыбный промысел. Староверы взяли в свои руки торговлю зерном между югом и северо-западом России, хлеб везли и в бурно растущий Петербург. В разных концах империи община имела свои склады и пристани, ее корабли доходили даже до Америки. Выговские скиты процветали, пока при Николае I не начались гонения на старообрядцев.
Первопроходцы
Несмотря на ряд жестких законодательных мер, государство не могло справиться со старообрядцами. Спасаясь от преследований, они уходили к Белому морю, на Печору, Мезень, в Сибирь, где власти сквозь пальцы смотрели на особенности вероисповедания, и селились в труднодоступных районах бок о бок с беглыми крестьянами, солдатами и каторжниками или отправлялись за границу - в Польшу, Молдавию, Валахию. Особенно притягательной была Польша, где не практиковались репрессии по религиозному признаку.
В 1764 году по приказу Екатерины II русские войска пересекли польскую границу и разгромили крупный старообрядческий центр Ветку. Будучи человеком практичным, Екатерина решила использовать хозяйственные способности староверов, сослав их на Алтай и в Забайкалье. Для этих земель прибытие старообрядцев стало воистину царским подарком.
Из-за неблагоприятных климатических условий до середины XVIII века земледелие в Забайкалье почти не развивалось. В 1772 году в этих краях побывал правительственный эксперт Петр Паллас, который пришел к выводу, что местные земли по большей части непригодны для возделывания. И в любом случае урожай погубят рано наступающие холода и частые засухи. Паллас был одним из лучших географов своего времени, но и он не мог предположить, что через полвека описанные им гиблые места будут считаться плодородным краем.
Переселенцы активно осваивали новые территории, тесня местные скотоводческие племена. Они успешно занимались земледелием. Кроме того, близость Китая давала широкие возможности для торговли. Темпы естественного прироста русского населения были очень высокими - всего за 20 лет число жителей старообрядческих селений удвоилось. К началу XX века старообрядцы в Забайкалье составляли 11,8% всего местного населения, в то время как в среднем по империи этот показатель был равен 1,75%.
Бросок на восток не закончился у Байкала. В начале XX века началась старообрядческая колонизация Северного Приморья. На этот раз интересы старообрядцев совпали с государственными: необходимо было срочно заселить эти земли, поскольку на них уже нацелилась Япония. От колонистов требовалось умение выживать в условиях полной изоляции: дорог в тех местах не было, а морские коммуникации оставались ненадежными. Привыкшим к автономному существованию старообрядцам это было по силам.
В 1909 году Всероссийский съезд старообрядцев решил путем анкетирования дать оценку экономического положения старообрядцев в сельской местности. Было отмечено, что в среднем старообрядческие семьи богаче прочих семей того же региона. В среднем малоимущая старообрядческая семья имела 1,2 лошади, 3 коровы и около 18 га земли; середняцкая - 2,9 лошади, 4,8 коровы, 21 га земли; зажиточная - 6,6 лошади, 10,6 коровы, 35 га земли.
Расцвет старообрядческих поселений в Северном Приморье пришелся на 20-е года. Долгое время они были недосягаемы для советской власти, поскольку располагались в малодоступных местах, а сами старообрядцы по традиции практически не контактировали с внешним миром. Спасаясь от коллективизации, сюда устремились семьи староверов из Сибири, Алтая, Забайкалья, Приамурья. За короткий срок в этой части Приморья появилось более 50 новых населенных пунктов, причем о существовании многих из них власти даже не догадывались. Экономическому процветанию местных старообрядческих поселений способствовали высокие заработки. Вновь прибывшая семья могла обзавестись домом и хозяйством за два-три года. Дело в том, что в 20-е годы здесь существовало множество предприятий-концессий, в основном японских, и платили они валютой. Экономическое процветание длилось недолго. К 1938 году советская власть окончательно утвердилась в Северном Приморье, в результате чего край обезлюдел: уцелевшие старообрядческие семьи уходили все дальше в тайгу и жили в полной изоляции.
Двойной стандарт
В дореволюционной России религиозные объединения часто выполняли функции союзов предпринимателей. Так, например, заметную роль в московской деловой жизни играла Преображенская община - центр старообрядцев федосеевского согласия.
Федосеевское согласие - старообрядческое течение, приверженцы которого считают, что реформы Никона осквернили церковь и потому истинное священство и законный брак невозможны.
Хозяйственными делами в ней заправлял Федор Гучков (1779 1856). Начав простым рабочим, Гучков уже в возрасте чуть больше 20 лет владел собственной фабрикой, где трудились 1800 человек. Большинство из них были старообрядцами, что обеспечивало дисциплину и высокую производительность труда. Доходы шли Преображенской общине. (Рассказывали, что Гучков, уже будучи фабрикантом, носил рубище и кучерскую шляпу, сам подметал двор и жил в неудобном помещении.)
К 1809 году преображенские старообрядцы создали и зарегистрировали собственное торгово-промышленное сообщество. Предпринимателями-общинниками (около 100 человек) был выработан устав, предусматривавший, в частности, возможность беспроцентного, а в некоторых случаях и безвозвратного кредитования, что вызывало полнейшее недоумение у полиции, контролирующей деятельность общины. Между тем целесообразность безвозвратных кредитов была обусловлена тем, что федосеевцы не признавали брака, соответственно, нажитое имущество не передавалось по наследству - единственным полноправным наследником членов общины была сама община.
Вступивший в брак член федосеевской общины не допускался не только к молитве, но и к совместной трапезе. Если в общину вступала семейная пара, их брак считался законным, однако при этом от новых членов требовали отказа от супружеской жизни. В случае рождения ребенка родители подвергались церковному наказанию.
Как правило, условием выживания общины являлось ее экономическое процветание, и старообрядческое сообщество демонстрировало весьма гибкий подход к внедрению новшеств. Староверы, которые в обычной жизни считали недопустимым сидеть за обеденным столом с никонианами, не говоря уже о католиках или протестантах, сплошь и рядом использовали на своих предприятиях иностранный опыт и даже приглашали иностранных специалистов. На фабриках Соколова появились первые в России ткацкие станки системы Жаккарда. У Морозова, любившего, чтобы производство было организовано на английский манер, работал английский инженер Кнопп. Поклонниками английской технологии были и другие фабриканты-староверы - Хлудовы, Малютины, Якунчиковы.
А вот в быту к иноземным предметам старообрядцы относились с недоверием. Так, в госпитале Рогожской общины койки были деревянными: попечители считали металлические сомнительным заграничным новшеством. Вплоть до начала XX века у староверов считались грехом употребление кофе, ношение галстуков и вообще одежды иноземного покроя.
Нереволюционный настрой
Восприимчивость старообрядцев к новому породила среди политических эмигрантов надежду втянуть их в революционное движение. В 1862 году на деньги Герцена в Лондоне начал выходить адресованный староверам журнал "Общее вече", но сами они не принимали участия в его издании. Редактор "Общего вече" Кельсиев нелегально приезжал в Россию, где встречался с лидерами общин, пытаясь основать старообрядческую революционную организацию. Против герценского проекта выступил митрополит-старовер Кирилл. Он писал, обращаясь к верующим: "Покажите пред царем вашим, в чем не повреждается вера и благочестие, и от всех враг его и изменников удаляйтесь и бегайте... наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся в Лондоне и оттуда своими писаниями возмущающих европейские державы". Журнал просуществовал менее двух лет, Кельсиев же, разочаровавшись в революционной деятельности, сдался властям. Вскоре он был помилован, а вот московского купца 1-й гильдии Шибаева арестовали и осудили за то, что он не донес на редактора "Общего вече", предложившего организовать в Лондоне выпуск старообрядческих книг.
Старообрядцы и искусство
В своем отношении к искусству староверы не были консерваторами. Например, в предреволюционные годы они поручали проектирование зданий отнюдь не традиционалистам: к работе привлекались братья Веснины, Шехтель, Татлин.
В 1913 году на деньги Морозовых была построена колокольня Рогожского кладбища - по замыслу в честь начала новой эпохи в жизни старообрядчества (после выхода в 1905 году манифеста о веротерпимости). Автор проекта Горностаев отказался от буквального копирования древних форм и использовал все достижения строительной техники начала XX века. Получилась свободная вариация на темы древнерусской архитектуры.
Не чуждался нового и нижегородский купец и судовладелец Сироткин, оплативший строительство четырех церквей. Проекты были заказаны братьям Весниным. Им же Сироткин поручил строительство собственного дома. В разработке интерьеров участвовал и другой конструктивист - Владимир Татлин. Поскольку заказчик полагал, что жить в современных домах вредно для здоровья, в каменное здание вмонтировали деревянную избу, в которой находилась хозяйская спальня.
Крупнейшие московские предприниматели Рябушинские и Морозовы были поклонниками модерна. Знаменитый особняк Рябушинского со старообрядческой молельней, подаренный затем советской властью главному пролетарскому писателю Максиму Горькому, был построен Федором Шехтелем. Характерная для архитектуры модерна неразличимость инженерных конструкций и декоративных элементов, видимо, оказалась близка старообрядческому мироощущению. Шехтель строил и для Морозовых. В частности, проект морозовской гробницы на Преображенском кладбище - его рук дело. Здание Художественного театра с чайкой на фасаде также было построено по проекту Шехтеля и на морозовские деньги.
Династии с бородой
Наиболее известна династия Морозовых. Начало делу Морозовых положил крестьянин Савва Васильевич Морозов, который, выкупив себя и свою семью из крепостной зависимости, основал ряд мануфактур во Владимирской, Московской и Тверской губерниях. В середине XIX века Морозов владел семью фабриками, две из которых находились в Москве. Только на его московских предприятиях работали более 2,5 тыс. человек. Четверо из пяти сыновей Саввы Васильевича стали основателями своих купеческих династий, потомки их здравствуют и поныне. В начале XX века совокупный капитал семьи Морозовых составлял около 140 млн рублей. На их деньги были построены ряд старообрядческих церквей, а также Морозовская детская больница в Москве. Старообрядцами также были:
- Громовы, петербургские лесоторговцы-миллионеры;
- Гучковы, владельцы текстильных фабрик в Москве (к этому роду принадлежал военный министр Временного правительства А. И. Гучков);
- Кузнецовы, владельцы заводов по производству знаменитого фарфора;
- Прянишниковы, нижегородские торговцы мануфактурой и собиратели предметов старины;
- Рахмановы, московские купцы и собиратели произведений искусства;
- Рябушинские, московские предприниматели, владельцы Московского банка Рябушинских;
- Солдатенковы, московские купцы, издатели и собиратели произведений искусства;
- Шелапутины, московские купцы (выходец из этого рода П. Г. Шелапутин был председателем среднеторговых рядов, ныне здание ГУМа);
- Шибаевы, купеческий род (к нему принадлежал С. М. Шибаев, начавший разработку Бакинской нефти);
- Хлудовы, московские купцы и промышленники (А. И. Хлудовым было составлено одно из крупнейших собраний рукописных книг).
ИЗ АРХИВА
Жертвы царизма
Петр I не стал перевоспитывать старообрядцев, а обложил их двойным налогом.
Из указа от 8 февраля 1715 года: "Где есть раскольники, тех во всех губерниях губернаторам как мужеска, так и женска пола описать (кроме тех, которые живут близ рубежей) и, описав, положить их в оклад против настоящего нынешнего платежа... вдвое".
Екатерина II разрешила старообрядцам носить бороды и традиционный костюм, записываться в купеческое сословие. В 1769 году староверам было возвращено право выступать в суде в качестве свидетелей, а в 1785 году было дозволено избираться на общественные должности.
Николай I относился к старообрядчеству враждебно. Вот характерные для его правления указы: "О воспрещении раскольникам исправлять починками и возобновлять молитвенные дома", "О неутверждении духовных завещаний, сделанных в пользу раскольнических учреждений", "О снятии крестов с раскольнических часовен".
Александр II, отменив указы предшественника, дал старообрядцам ряд гражданских прав.
Из указа от 3 мая 1883 года "О даровании раскольникам некоторых прав":
1. Паспорта на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект, за исключением скопцов, на общем основании...
2. Всем вообще раскольникам дозволяется производить торговлю и промыслы...
4. Раскольникам дозволяется занимать общественные должности...
6. Раскольникам предоставляется исправлять и возобновлять принадлежащие им часовни и другие молитвенные здания, приходящие в ветхость, с тем чтобы общий наружный вид возобновляемого строения не был изменяем.
Николай II провозгласил веротерпимость, уравняв старообрядцев в правах с представителями других христианских исповеданий.
Из указа от 17 апреля 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости":
1. Признать, что отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию...
7. Присвоить наименование "старообрядец" взамен ныне употребляемого названия "раскольников"...
9. Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование "настоятелей и наставников", причем лица эти... подлежат... освобождению от призыва на действительную военную службу.
СВОБОДА СОВЕСТИ
По данным переписи населения 1897 года в Российской империи насчитывалось:
православных - 87 123 604 (69%);
старообрядцев - 2 204 596 (1,75%);
армяно-григориан - 1 179 241 (0,9%);
католиков - 11 506 834 (9,2%);
протестантов - 3 766 921 (3%);
остальных христианских исповеданий - 4183 (0,003%);
караимов - 12 894 (0,01%);
иудеев - 5 215 805 (4,2%);
магометан - 13 906 972 (11%);
буддистов - 433 863 (0,35%);
остальных нехристианских исповеданий - 285 321 (0,23%).
Всего - 125 640 234.
Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев