|
Интервью
с членом Совета Гимназии, Авдеенко Евгением
Андреевичем.
Расскажите свою биографию.
Я родился при Сталине… Первый
“факт” моей биографии – то, что меня любили
родители. Второе существенное обстоятельство –
это наш удивительный школьный класс: все – как я
их видел – гении. Третье (как этап жизни) –
философский факультет МГУ… В аспирантуре я
впервые с пониманием прочел Новый Завет, – после
того, как познакомился с мировой философией.
Оттоле, не будучи членом Церкви, я исповедовал
себя христианином. В таком заблуждении я
пребывал 7 лет, пока не “попал” на исповедь в
село Жарки к отцу Амвросию. В Жарках я венчался,
построил дом. Там я хочу жить большую часть года
со своей семьей, но не могу… из-за гимназии.
Кто был инициатором создания
гимназии?
Такие сложные события не имеют
конкретной причины… Во всяком случае они не
определяются волей отдельных личностей. Слишком
много “обстоятельств” совпали на одно. То было
– “вихрь сошедшихся обстоятельств” (как
говорил Достоевский). Представьте себе:
учительница музыки, православная из баптистской
семьи, предлагает Алексею Николаевичу (Сысоеву),
Евгению Андреевичу (Авдеенко) и Евгению
Константиновичу (Никифорову) прийти в школу на
родительское собрание, чтобы – в отдельных
классах – поговорить с родителями на предмет
организации факультативных занятий. –
Исполнили. Одновременно другая учительница
музыки, неверующий человек, предлагает Евгению
Андреевичу поговорить со старшеклассниками ее
школы о вере и немножко (ее выражение) “постучать
им по голове”. – Исполнили. К началу учебного
года родители предлагают своих детей, школа
предлагает свои помещения… Благословили…
Освятили… Открылись явочным порядком: не
испрашивая официального разрешения от тогдашних
(90-ый год) властей. Начало было радостным…
Многие знают о Вашем сложном курсе,
предмете “античная культура”. Откуда у Вас
появился такой проект?
Он у меня не появлялся и проекта
курса я не имел. И желания не имел преподавать
античную культуру (я в то время изучал древние
языки и занимался греческой патристикой). Не было
учителя тогда в нашей классической гимназии
преподавать античную культуру, и, до времени,
меня обязали этим заняться. Кстати, предмет не
сложный, а… роскошный. “Античную культуру” я
преподаю 10 лет, и сейчас, можно сказать, проект
курса вырисовывается… и записывается поурочно.
Кто хочет, может прочесть начало в
опубликованном виде в серии “Опыты православной
педагогики”. Остальное – в рукописях архива
гимназии.
Как определилась направленность
гимназии и цели, поставленные при ее создании?
Изначально. Мы даже, насколько помню,
не обсуждали цели и направленность. – Только
“православная” и только “классическая”.
Соотношение этих двух начал мыслится как “идея”
(симфония)…
Расскажите поподробнее о ценности
образования, которое дает гимназия.
Гимназия дает образование.
- Расскажите о психологическом климате, об
отношениях в школе.
Если бы мы не существовали под
благодатью – ощущаемо, “психологические”
отношения нас бы разорвали в клочки. В первый год
нас терзали внешние силы, мы держались – дружно.
Когда мы переместились в отдельное помещение, то
начали познавать свою немощь… Однажды, на одном
из самых напряженных и хороших уроков по
греческой трагедии (10 класс) я спросил учеников,
что является основой здравых человеческих
отношений, что в отношениях с другим человеком я
должен беречь пуще глаза… Ученики были
подготовлены к ответу изучением трагической
поэзии, и они были православные люди, и они сумели
ответить точным словом… “Филия” – дружество.
Это то, что мы иногда теряли в истории гимназии.
Внешний рисунок был один и тот же: стремление
части родителей и учеников подменить саму идею
образования, снизить его уровень… Крайне
существенно, что директор нашей гимназии –
священник и что у нас идет служба в гимназическом
храме. Это – наша защита и помощь: благодать.
Помогла ли Вам педагогическая
деятельность гимназии при подготовке этих книг?
Помогали ли Вам в Вашей работе ученики?
Все, что я написал в своих книгах, все
по нескольку раз было проверено в классах
гимназии. Как металл по нескольку раз
переплавляют, чтобы выжечь из него шлаки, так я
старался писать для школы… А на каком огне
разогревался этот металл? А Вы спрашиваете,
помогали ли мне мои ученики! Это – огонь…
Ваши самые лучшие воспоминания.
Это не отдельные события, это скорее
– нечто вдохновительное, когда урок удался.
Вы ставите вместе с учениками
концерты по Илиаде Гомера, который является
одновременно экзаменом по античной культуре…
Я понял Вас. Об этом лучше спрочите у
его участников, лучше всего у нынешних 10-х
классов. У них хорошо получилось.
Дизайн: Григорий Малышев
|