up.gif (518 bytes)
MAIL

Интервью с членом Совета Гимназии, Авдеенко Евгением Андреевичем.

  • Расскажите свою биографию.

  • Я родился при Сталине… Первый “факт” моей биографии – то, что меня любили родители. Второе существенное обстоятельство – это наш удивительный школьный класс: все – как я их видел – гении. Третье (как этап жизни) – философский факультет МГУ… В аспирантуре я впервые с пониманием прочел Новый Завет, – после того, как познакомился с мировой философией. Оттоле, не будучи членом Церкви, я исповедовал себя христианином. В таком заблуждении я пребывал 7 лет, пока не “попал” на исповедь в село Жарки к отцу Амвросию. В Жарках я венчался, построил дом. Там я хочу жить большую часть года со своей семьей, но не могу… из-за гимназии.

  • Кто был инициатором создания гимназии?

  • Такие сложные события не имеют конкретной причины… Во всяком случае они не определяются волей отдельных личностей. Слишком много “обстоятельств” совпали на одно. То было – “вихрь сошедшихся обстоятельств” (как говорил Достоевский). Представьте себе: учительница музыки, православная из баптистской семьи, предлагает Алексею Николаевичу (Сысоеву), Евгению Андреевичу (Авдеенко) и Евгению Константиновичу (Никифорову) прийти в школу на родительское собрание, чтобы – в отдельных классах – поговорить с родителями на предмет организации факультативных занятий. – Исполнили. Одновременно другая учительница музыки, неверующий человек, предлагает Евгению Андреевичу поговорить со старшеклассниками ее школы о вере и немножко (ее выражение) “постучать им по голове”. – Исполнили. К началу учебного года родители предлагают своих детей, школа предлагает свои помещения… Благословили… Освятили… Открылись явочным порядком: не испрашивая официального разрешения от тогдашних (90-ый год) властей. Начало было радостным…

  • Многие знают о Вашем сложном курсе, предмете “античная культура”. Откуда у Вас появился такой проект?

  • Он у меня не появлялся и проекта курса я не имел. И желания не имел преподавать античную культуру (я в то время изучал древние языки и занимался греческой патристикой). Не было учителя тогда в нашей классической гимназии преподавать античную культуру, и, до времени, меня обязали этим заняться. Кстати, предмет не сложный, а… роскошный. “Античную культуру” я преподаю 10 лет, и сейчас, можно сказать, проект курса вырисовывается… и записывается поурочно. Кто хочет, может прочесть начало в опубликованном виде в серии “Опыты православной педагогики”. Остальное – в рукописях архива гимназии.

  • Как определилась направленность гимназии и цели, поставленные при ее создании?

  • Изначально. Мы даже, насколько помню, не обсуждали цели и направленность. – Только “православная” и только “классическая”. Соотношение этих двух начал мыслится как “идея” (симфония)…

  • Расскажите поподробнее о ценности образования, которое дает гимназия.

  • Гимназия дает образование.

  • Расскажите о психологическом климате, об отношениях в школе.
  • Если бы мы не существовали под благодатью – ощущаемо, “психологические” отношения нас бы разорвали в клочки. В первый год нас терзали внешние силы, мы держались – дружно. Когда мы переместились в отдельное помещение, то начали познавать свою немощь… Однажды, на одном из самых напряженных и хороших уроков по греческой трагедии (10 класс) я спросил учеников, что является основой здравых человеческих отношений, что в отношениях с другим человеком я должен беречь пуще глаза… Ученики были подготовлены к ответу изучением трагической поэзии, и они были православные люди, и они сумели ответить точным словом… “Филия” – дружество. Это то, что мы иногда теряли в истории гимназии. Внешний рисунок был один и тот же: стремление части родителей и учеников подменить саму идею образования, снизить его уровень… Крайне существенно, что директор нашей гимназии – священник и что у нас идет служба в гимназическом храме. Это – наша защита и помощь: благодать.

  • Помогла ли Вам педагогическая деятельность гимназии при подготовке этих книг? Помогали ли Вам в Вашей работе ученики?

  • Все, что я написал в своих книгах, все по нескольку раз было проверено в классах гимназии. Как металл по нескольку раз переплавляют, чтобы выжечь из него шлаки, так я старался писать для школы… А на каком огне разогревался этот металл? А Вы спрашиваете, помогали ли мне мои ученики! Это – огонь…

  • Ваши самые лучшие воспоминания.

  • Это не отдельные события, это скорее – нечто вдохновительное, когда урок удался.

  • Вы ставите вместе с учениками концерты по Илиаде Гомера, который является одновременно экзаменом по античной культуре…

  • Я понял Вас. Об этом лучше спрочите у его участников, лучше всего у нынешних 10-х классов. У них хорошо получилось.

 


Дизайн: Григорий Малышев