up.gif (518 bytes)
MAIL

Интервью с иереем Алексеем Сысоевым, директором ПКГ ''Ясенево''

  • - Батюшка, вводный вопрос: расскажите о своей биографии.

    - Мне кажется, что биография моя мало интересна. Жил, родился и учился в Москве; поступил в художественную школу. В художественной школе наше поколение было склонно к философии - мы много размышляли, нам хотелось найти истину в искусстве. А для этого захотелось "странничества". Мы с другом решили не поступать в высший художественный институт. Нам казалось, что там то же самое, что в школе. Поэтому решили поступить на вечернее отделение педагогического института, чтобы иметь больше свободного времени и свободных изысканий. Через 7-8 лет после этого получил я, грешный человек, дар Веры в Бога, принял святое Крещение. Затем началось странничество другого рода - нужно было существовать в тогдашней жизни, где не было места для верующего человека. Я уехал, чтобы постигнуть глубины церковной жизни, в подмосковный приход, где был алтарником и пек просфоры 10 лет. И еще я работал здесь, в Москве, делая вывески, чтобы иметь возможность кормить свою семью. Тут я познакомился с сотрудниками тогда еще молодого общества "Радонеж", которые занимались духовным просвещением. И они вовлекли меня, как и других своих членов, в эту полезную работу. Была основана наша школа, по ходу дела стало ясно, что мне следует принять священный сан. После этого я стал директором школы в священном сане. Где нахожусь, с помощью Божией, и по сей день, желая понять, как надо воспитывать детей, которые "не от похоти плоти, - говорит апостол Иоанн, - не от желания мужа, а от Господа родились", то есть людей, которые должны быть воспитаны не просто к этой отдельной, суетной жизни, но к Жизни Вечной. И я рад, что я принимаю в этом участие. Вот и все о моей биографии.
  • - Кто был инициатором создания гимназии?

    - Идея православной гимназии принадлежит Евгению Андреевичу Авдеенко. Он был инициатором этого, он нас собирал, робких людей, которые никогда бы не решились на это. Нужно было кому-то из нас набраться, как говорится, дерзости, для того, чтобы затеять такое большое дело, не имея ничего. Фактически у нас ни средств, ни помещения, ни учителей, ни программ - ничего не было; было одно какое-то движение. Так и апостол Павел говорит, что и желание от Бога, и исполнение от Бога. И вот то, что собрались из разных мест люди, не знавшие друг друга незадолго до этого, и решились на такое дело, думаю, как раз показывает, что это было вышеестественно.
  • - Батюшка, скажите, на "направление" гимназии Евгений Андреевич как-нибудь повлиял?

    - Безусловно. Классическое направление - это от него. Он уже имел некоторые разработки по Гомеру. Он имел представление о пользе классического компонента в православном образовании. В образовании православного человека древние языки имеют особую значимость, так как они ближе сердцу человека, они в этом смысле ближе глубинному человеческому Логосу, как сейчас говорят знатоки. Дальнейшее дробление языков делало их более рациональными и более бедными. Поэтому Божие слово, богослужение так и остается связаннным с древними языками. Выражать наиболее глубокие помышления и чувствования на современных языках трудно и не представляется удобным. Поэтому древние языки и древняя культура должны войти в образование верующего человека.

  • - Каковы были цели, поставленные при создании гимназии?

    - Цель была в том, чтобы соединить науку и веру, которые разделяли коммунисты, атеисты: они ведь их как бы сталкивали лбами. Нужно было показать, что это было неверное дело, что можно прекрасно соединить и то, и другое. Чтобы верующие люди были людьми культурными, образованными и владеющими всеми сокровищами культуры, выраставшей ведь из культа.

  • - Батюшка, расскажите о психологическом климате в гимназии.

    - Вообще гимназия должна, постепенно созревая, создать тот климат, который характеризует общность Христовой церкви. А для церковной общности характерно чувство братства, чувство любви, чувство того, что у нас есть общее отечество, общий Отец. Когда первый раз Церковь видели в Иерусалиме, все с великим благоговением и любовью к ней относились, как написано в книге Деяний, но при этом никто из внешних не смел к ней присоединиться. Это чувство Божьего избрания: "Я избрал вас от мира", - говорит Господь. Поэтому чувство того, что мы должны находить особые пути в своем развитии, и эти пути не какие-нибудь искусственные, а самые прямые, которые можно показать всем, должно нас одушевлять, делать нас особыми "трудниками". Мы берем и выдерживаем большие нагрузки, и это не случайно. Мы не угождаем себе и ищем возможности удержаться на узком пути, который нам всем Господь заповедал. Эта трудная напряженная жизнь должна быть срастворена с нашим взаимопониманием, с любовью, с терпением друг друга: "Терпите друг друга, носите немощи друг друга, и так исполните Закон Христов". Вот это неожиданное чувство ближнего, когда мы улыбаемся друг другу и не понимаем, чего там веселого, и ведь не сказали друг другу ничего веселого, и все равно нам хорошо друг с другом. Вот это признаки религиозной школы.

  • - В Гимназии существует Храм. Могли бы Вы рассказать о его значении?

    - Значение Храма в Гимназии - это значение поиска места духовного образования в школе. Дело в том, что изначально было дано два больших направления в образовании: одно - это духовное, а другое - светское. Одно из них было при храме, где учили тому, что ни вычитать в книгах, ни наблюдать в природе, - знанию о Боге, о Его Законе, о том, что жизнь свята, что ее надо поддерживать, исполняя нравственные законы, что человек сейчас не совсем такой, какой был Богом создан и введен в мир, что человек через ожидание Спасителя должен ожидать своего избавления, ожидать лучшего. Это содержание храмового образования. Введение во храм Пресвятой Богородицы - это праздник храмового воспитания и образования. А другое - это воспитание дальних, язычников, тех, кому не было дано откровение от Бога, но которые в себе, в сердце своем, как учит нас Апостол Павел, знали, что такое добро и что такое зло по закону сердца своего. И умом своим они вперялись в эту природу и видели, что мир несет в себе тайну Творца. Эта наука и это образование стало другим направлением. Оно удержалось в школе, как единственное. Но мы хотели сказать, что этого нам мало, нам, людям, которые родились от Бога в Крещении. Нам этого образования уже мало. Нам нужно более крепкое знание, знание церковного опыта, получаемое через церковные таинства. Поэтому и Храм мы понимаем как
    образование, но уже высшего порядка.

  • - Еще один вопрос, который задают, наверное, в любом интервью: каковы творческие планы и пожелания?

    - Хотелось бы, чтобы наше образование в Гимназии углублялось. Чтобы все то новое, что Бог нам здесь давал, достигло полного развития, чтобы мы имели высшее звено в образовании. Мы мечтали о 12-ом классе, потому что мы чувствовали, что мы не доучиваем своих учеников, что они выходят от нас, только начавши "вкушать" настоящего знания. Чтобы все звенья - и первичное, и высшее - все были в связи с нашей идеей религиозного образования, которое не противостоит светскому, научному образованию, но глубже, пожалуй, воспринимает и несет его. Вот это мы хотели бы довести до конца. Чтобы наша школа имела еще и "внешнее" проявление. Чтобы и люди во внешнем педагогическом мире могли участвовать в этом интереснейшем опыте. Чтобы внешняя молодежь знала, что есть слой молодых людей, который живет не просто удовольствиями, что они находят вкус в серьезной духовной жизни, что это их наполняет, держит, радует. Такие люди были прежде, русская интеллигенция была во многом такой. Они могут появиться и сейчас. Не одни танцплощадки, не одни грязные простые удовлетворения побуждений плотских составляют содержание человека. Нам хотелось бы, чтобы все об этом знали.
  • Интервью от 18.10.99. было подготовлено Литвиновым И. и Петровым Г.




Дизайн: Григорий Малышев