|
Паломничество
в мир К.Д. Ушинского.
Нам довелось услышать однажды слова:
"Этот загадочный Ушинский..." К.Д. Ушинский и
его творческое педагогическое наследие - это
действительно загадка. Но такой взгляд на труды
Ушинского знаменует некую первую ступень
восхождения к постижению его наследия.
Еще совсем недавно нам предстояло впервые
работать по учебникам Ушинского. На этом этапе
постижения наследия и обретения его как
драгоценного сокровища, дотоле скрытого от
многих людей, считающих себя познавшими труды
Ушинского, на этом этапе движения Господь явил
нам Свою милость и подарил радость совместных
трудов и духовного общения с директором нашей
Гимназии иереем Алексием Сысоевым.
Мы назвали наше сообщение "Паломничеством в
мир Ушинского" не случайно, ибо под пастырским
водительством о. Алексия мы постигали духовные
глубины наследия Ушинского, удивительный мир,
оставленный для нас автором учебников "Родное
слово", совершали экскурс в этот мир.
Ключом к постижению трудов Ушинского, его
педагогической системы стали православная
духовность и соборность. К.Д. Ушинский, его труды
были для нас уже не просто загадкой, а
удивительной духовной притчей, которую
предстояло прочесть, постичь, истолковать и
донести детям.
С первых же страниц Азбуки К.Д. Ушинского звучит
проповедь любви. Дитя пишет и читает дорогие душе
слова: "Моя милая мама", "Мой милый папаша".
Так малышу показано его отношение к родителям,
так переложена на детский язык заповедь Божья. И
вскоре читаем :"Мои милые дети". Так нам,
учителям и родителям, задано нравственное,
духовное задание любви к детям. Только в
атмосфере взаимной любви детей и взрослых должно
проходить обучение.
Ненавязчиво, в контексте житейских высказываний
идет воспитание дитяти: "Не шали!", "Не
шали и не шути!", "Не хвались!", "Не
бранись!", "Не хвастай силой, не хвались и
умом!". Сразу же дается оценка важности
предстоящего учения: "Уметь читать, писать и
считать - большое счастье".
В парадоксальной форме ребенку открывается
состояние нашего бытия: "Люди живут в мире, да
не в мире". И тут же: "У Бога милости много".
Бог милостив, было бы наше желание и движение
души поправить положение в мире. "Господь
Иисус Христос часто говорил ученикам Своим: "Мир
вам!"- завершает Азбуку заповедь Божья
воспоминанием о задании, оставленном нам
Господом.
В Азбуке много фраз, за которыми скрываются целые
жанровые сценки. Вместо надоевших, пустых слов:
"Мама мыла раму", "У Нины нитки" - читаем:
"Я зазевался на лошадей и упал", " На горе в
лесу птицы рано сегодня запели", "Няня
вымела сор и нашла в нем три гроша", "В супе
нет соли: посоли его", "Тащи-ка на стол щи!".
Живая, ненадуманная, лексически богатая речь
свежими каплями кропит ребенка, рождает образы в
его душе. Язык сразу же раскрывается перед
ребенком во всем его фонетическом, лексическом,
морфемном, морфологическом и синтаксическом
богатстве.
"Первая после Азбуки книга для чтения"
продолжает познание ребенком мира и Божьего
Закона, по которому устроен мир. Мы путешествуем
с дитятей в мире привычных вещей.
Вот мы в школе. Сразу же разграничивается учебный
мир и мир игр. Одно дело учебные вещи - они для
учения, для труда. Другое дело игрушки - для
потехи, забавы, для отдыха.
Дальше исподволь повторяется оценка важности
учения: ученость, грамота понадобится на всю
будущую жизнь.
Знание надо уметь добывать. Оно скрыто от нас как
в загадке, заданной в первом уроке. Зачем здесь
загадка о пере? Прежде всего дитя учится писать
пером. Перо будет записывать то, о чем дитя думает,
и так перо сможет "говорить".
Чтобы чему-то научиться, нужно бодрствовать на
уроках: не лениться, не дремать. Нужно быть
готовыми учиться. Вот почему звучит песенка "Петушок".
Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить
дружно, вместе, любить друг друга, прощать,
уступать друг другу, иначе ничего не получится.
Таков назидательный смысл рассказика "Вместе
тесно, а врозь скучно".
Но вот мы дома. Какие вещи окружают нас здесь?
Мебель, посуда. Зачем они? Всякая мебель и посуда
имеют свое назначение, достоинство, для чего-то
служат. Сказка о золотом яичке из второго урока -
это притча о необычном сосуде. Что такое золотое
яичко? Некое вместилище богатства, сокровище.
Если дать человеку многое. Он бьется над тем, как
с пользой для души употребить данное, так и не
может употребить богатство во благо своей душе, а
потом и вовсе утрачивает его: яичко разбивается.
Лучше иметь малое, простое и необходимое в жизни
и единое на потребу.
Посуда и сосуды - вместилища кушаний и напитков. В
праздничный день собираются гости за столом. По
обычаю к разным праздникам готовятся особые
кушанья. Еда праздничная - вкусная, обильная,
Гости довольны и благодарят хозяев.
Но чрезмерно увлекаться едой нельзя. Объедение,
чревоугодие делает человека ленивым,
безразличным, приземляет душу. Об этом говорит
одна из пословиц урока. Другая пословица учит нас
отношению к делу: лови момент, делай все вовремя,
иначе упустишь возможность.
Зайчик, о котором поется в песенке урока, похож на
плененного гостя, которого никак не хотят
отпускать слишком гостеприимные хозяева: и рад
бы он уже бежать, да не пускают.
Теперь разговор пойдет об одежде и обуви. Зачем
они нужны? Как и из чего их делают?
Всякому человеку и случаю - своя одежда. Почему
крестьянин за сохой идет в сапогах? На труды как
на праздник, в парадной обуви. По селу - скромно,
буднично в лаптях, а в церковь - босой, выражая
почтение к храму, оставив весь сор и нечистоту за
порогом.
К чему здесь сказка о репке? Еще один урок
воспитания в духе соборности. Репка - некое
богатство, плод для всех, добыть его можно только
сообща, даже участие самого малого в деле
необходимо. Так опять задается поведение детей в
школе, в учении.
Чтобы добыть пищу и одежду, человек должен
трудиться. Здесь ему не обойтись без орудий и
инструментов. Если орудия плохо подготовлены,
ими работать невозможно. Приступая к делу,
приготовь орудия и инструменты, продумай все,
иначе дело пойдет кувырком. Об этом пословицы и
шутки третьего урока.
Неразумно роптать на того, кто тебя кормит,
жаловаться на тяжесть труда, если этот труд дает
тебе хлеб. Трудиться можно успешно вместе,
соборно. Тогда труд - это радость.
Все эти назидания находятся за текстом, логику
движения по урокам постоянно приходится искать и
выстраивать.
С помощью орудий и инструментов в трудах упорных
человек строит здания, суда, экипажи. И снова
преподается нравственный урок: если ты трудишься
неусердно, как придется, ничего у тебя не выйдет,
не будет ожидаемого результата. В каждом деле
необходимы знания, грамотность, иначе ничего не
получится.
Как трудиться и жить вместе? На этот вопрос дает
ответ сказка о теремке - удивительном домике,
который будучи небольшим, вместил немалое
количество зверей, потому что все с готовностью
теснились и принимали в свое сообщество тех, кто
просился. И вот пришла сила злобная, неуклюжая -
медведь, и все порушила. Надо уметь считаться с
другими, жить с добрыми намерениями и вниманием к
другим, чтобы не уподобиться медведю из "Теремка".
Нельзя разрушать то, что созидают другие.
Наконец, мы вместе с автором выходим за пределы
мира неживых вещей и осмысливаем природу как
творенье Божье.
Домашние и дикие животные дают пищу человеку,
одевают его. В старину было так: если нет на дворе
скотинки, дом нищ и пуст. В хозяйстве важную роль
играли лошадь и корова-кормилица. Собака издавна
охраняла жилье человека. Она - сторож. Она грозно
лает, но при этом сама волков боится. Не всегда
тот, кто пугает, силен и смел. Находится и на него
сила.
Чем отличаются четвероногие животные от птиц?
Сравним их. Много ног у коня, это хорошо, да надо
уметь управить ими, чтобы не споткнуться. У
каждой твари свое достоинство. Кулик хоть и
невелик, а все же птица. Каждому свое место
обитания, свои условия.
Кудахчет курочка - это знак того, что яичко снесла.
Все важное заявляет о себе в жизни рано или
поздно. Загадка о яичке: в беленькой бочечке два
розные пива. Розные не значит разные. Розные - те,
что отделены, существуют врозь, порознь. Пиво
здесь - это то, что пьют, питье.
И снова урок нравственного воспитания: как
относиться к другим: "Других не суди - на себя
погляди" - учит нас история о свинье, решившей
высказать нелестное мнение о красавце-коне.
Вот песенка о козлике, которому вздумалось пойти
в лес, куда и ходить-то нельзя: там волки. За свое
опрометчивое дерзновение козлик поплатился
жизнью. Глупо уходить от тех, кто любит тебя, к тем
, кто хочет твоей погибели.
Каждый урок учит мудрости, рассудительности,
преподносит знание о мире.
Вот сказка "Старик и волк ". Проведал волк,
что у старика скотинки много, и стал требовать
свое. Отдал старик все богатство земное волку, а
старушку-душу сберег. Лучше от зла откупиться
богатством, а душу спасти.
Череда уроков продолжается. Перед нами
выстраивается весь сложный мир, окружающий нас,
определяется роль и место человека в этом мире.
Мы познаем вместе с детьми такие свойства мира,
как пространство и время, соотношение целого и
части. Завершается экскурс стихотворением -
игрой "Птичка". Это урок милосердия для
детей. Дети отпускают птичку, попавшую в сеть. "Ну
так Бог с тобой! Лети и гуляй на воле!" Птичка
улетает на свободу, словно душа из неволи греха.
Как освободиться из темницы греха? Молитвенным
покаянным обращением к Богу. Череда уроков книги
венчается молитвами для детей.
"Вторая после Азбуки книга для чтения" и "Времена
года" продолжают и углубляют постижение мира в
заданных направлениях, в этих книгах темы
первого года подхвачены снова и обогащены
словесным и образным материалом.
Опыт работы по учебникам К.Д. Ушинского в
начальной школе позволил оценить животворящую
роль фольклора в наследии автора. Уже говорилось
о том, что наследие Ушинского - это загадка,
духовная притча. Неслучайно эти жанры
словесности любимы автором и включены им в
материалы учебников. Это собственно загадки,
афористические притчи-пословицы, сказки с
духовным, притчевым подтекстом. И вот теперь
добавим, что наследие Ушинского еще и песня,
песнопение, хоровод, собирающий всех воедино,
позволяющий чувствовать душу и плечо, живущего
рядом. Фольклор, как это не парадоксально, будучи
порождением языческого сознания, в своих
мифологических глубинах содержит пласты
христианского знания.
Безусловно не весь фольклор и не всякий учителен
в нужном нам смысле. И вот здесь К.Д. Ушинский, как
оказалось по удивительному духовному наитию
подобрал произведения фольклора, духовно
воспитывающие наших чад. Причем в уроках нет
ничего случайного, внутренняя логика движения
каждого урока и всех вкупе, как мы уже убедились,
не нарушена, каждое произведение заботливо
вплетается в канву повествования, в контекст,
образуя четкий орнамент - вот он и есть
иносказание, притча, которую необходимо прочесть
и постичь.
Работа по учебникам Ушинского позволила
подготовить к среднему звену школы детей,
любящих русское слово, чувствующих его
богатейший духовный смысл, детей, бережно
обращающихся со словом, любящих художественное
творчество. Работать с детьми радостно, ибо они
разбужены духовной энергией слова, бодрствуют и
труждаются в ней.
Дизайн: Григорий Малышев
|