UP
MAIL

Паломничество в мир К.Д. Ушинского.

Нам довелось услышать однажды слова: "Этот загадочный Ушинский..." К.Д. Ушинский и его творческое педагогическое наследие - это действительно загадка. Но такой взгляд на труды Ушинского знаменует некую первую ступень восхождения к постижению его наследия.
Еще совсем недавно нам предстояло впервые работать по учебникам Ушинского. На этом этапе постижения наследия и обретения его как драгоценного сокровища, дотоле скрытого от многих людей, считающих себя познавшими труды Ушинского, на этом этапе движения Господь явил нам Свою милость и подарил радость совместных трудов и духовного общения с директором нашей Гимназии иереем Алексием Сысоевым.
Мы назвали наше сообщение "Паломничеством в мир Ушинского" не случайно, ибо под пастырским водительством о. Алексия мы постигали духовные глубины наследия Ушинского, удивительный мир, оставленный для нас автором учебников "Родное слово", совершали экскурс в этот мир.
Ключом к постижению трудов Ушинского, его педагогической системы стали православная духовность и соборность. К.Д. Ушинский, его труды были для нас уже не просто загадкой, а удивительной духовной притчей, которую предстояло прочесть, постичь, истолковать и донести детям.
С первых же страниц Азбуки К.Д. Ушинского звучит проповедь любви. Дитя пишет и читает дорогие душе слова: "Моя милая мама", "Мой милый папаша". Так малышу показано его отношение к родителям, так переложена на детский язык заповедь Божья. И вскоре читаем :"Мои милые дети". Так нам, учителям и родителям, задано нравственное, духовное задание любви к детям. Только в атмосфере взаимной любви детей и взрослых должно проходить обучение.
Ненавязчиво, в контексте житейских высказываний идет воспитание дитяти: "Не шали!", "Не шали и не шути!", "Не хвались!", "Не бранись!", "Не хвастай силой, не хвались и умом!". Сразу же дается оценка важности предстоящего учения: "Уметь читать, писать и считать - большое счастье".
В парадоксальной форме ребенку открывается состояние нашего бытия: "Люди живут в мире, да не в мире". И тут же: "У Бога милости много". Бог милостив, было бы наше желание и движение души поправить положение в мире. "Господь Иисус Христос часто говорил ученикам Своим: "Мир вам!"- завершает Азбуку заповедь Божья воспоминанием о задании, оставленном нам Господом.
В Азбуке много фраз, за которыми скрываются целые жанровые сценки. Вместо надоевших, пустых слов: "Мама мыла раму", "У Нины нитки" - читаем: "Я зазевался на лошадей и упал", " На горе в лесу птицы рано сегодня запели", "Няня вымела сор и нашла в нем три гроша", "В супе нет соли: посоли его", "Тащи-ка на стол щи!". Живая, ненадуманная, лексически богатая речь свежими каплями кропит ребенка, рождает образы в его душе. Язык сразу же раскрывается перед ребенком во всем его фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом и синтаксическом богатстве.
"Первая после Азбуки книга для чтения" продолжает познание ребенком мира и Божьего Закона, по которому устроен мир. Мы путешествуем с дитятей в мире привычных вещей.
Вот мы в школе. Сразу же разграничивается учебный мир и мир игр. Одно дело учебные вещи - они для учения, для труда. Другое дело игрушки - для потехи, забавы, для отдыха.
Дальше исподволь повторяется оценка важности учения: ученость, грамота понадобится на всю будущую жизнь.
Знание надо уметь добывать. Оно скрыто от нас как в загадке, заданной в первом уроке. Зачем здесь загадка о пере? Прежде всего дитя учится писать пером. Перо будет записывать то, о чем дитя думает, и так перо сможет "говорить".
Чтобы чему-то научиться, нужно бодрствовать на уроках: не лениться, не дремать. Нужно быть готовыми учиться. Вот почему звучит песенка "Петушок".
Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить дружно, вместе, любить друг друга, прощать, уступать друг другу, иначе ничего не получится. Таков назидательный смысл рассказика "Вместе тесно, а врозь скучно".
Но вот мы дома. Какие вещи окружают нас здесь? Мебель, посуда. Зачем они? Всякая мебель и посуда имеют свое назначение, достоинство, для чего-то служат. Сказка о золотом яичке из второго урока - это притча о необычном сосуде. Что такое золотое яичко? Некое вместилище богатства, сокровище. Если дать человеку многое. Он бьется над тем, как с пользой для души употребить данное, так и не может употребить богатство во благо своей душе, а потом и вовсе утрачивает его: яичко разбивается. Лучше иметь малое, простое и необходимое в жизни и единое на потребу.
Посуда и сосуды - вместилища кушаний и напитков. В праздничный день собираются гости за столом. По обычаю к разным праздникам готовятся особые кушанья. Еда праздничная - вкусная, обильная, Гости довольны и благодарят хозяев.
Но чрезмерно увлекаться едой нельзя. Объедение, чревоугодие делает человека ленивым, безразличным, приземляет душу. Об этом говорит одна из пословиц урока. Другая пословица учит нас отношению к делу: лови момент, делай все вовремя, иначе упустишь возможность.
Зайчик, о котором поется в песенке урока, похож на плененного гостя, которого никак не хотят отпускать слишком гостеприимные хозяева: и рад бы он уже бежать, да не пускают.
Теперь разговор пойдет об одежде и обуви. Зачем они нужны? Как и из чего их делают?
Всякому человеку и случаю - своя одежда. Почему крестьянин за сохой идет в сапогах? На труды как на праздник, в парадной обуви. По селу - скромно, буднично в лаптях, а в церковь - босой, выражая почтение к храму, оставив весь сор и нечистоту за порогом.
К чему здесь сказка о репке? Еще один урок воспитания в духе соборности. Репка - некое богатство, плод для всех, добыть его можно только сообща, даже участие самого малого в деле необходимо. Так опять задается поведение детей в школе, в учении.
Чтобы добыть пищу и одежду, человек должен трудиться. Здесь ему не обойтись без орудий и инструментов. Если орудия плохо подготовлены, ими работать невозможно. Приступая к делу, приготовь орудия и инструменты, продумай все, иначе дело пойдет кувырком. Об этом пословицы и шутки третьего урока.
Неразумно роптать на того, кто тебя кормит, жаловаться на тяжесть труда, если этот труд дает тебе хлеб. Трудиться можно успешно вместе, соборно. Тогда труд - это радость.
Все эти назидания находятся за текстом, логику движения по урокам постоянно приходится искать и выстраивать.
С помощью орудий и инструментов в трудах упорных человек строит здания, суда, экипажи. И снова преподается нравственный урок: если ты трудишься неусердно, как придется, ничего у тебя не выйдет, не будет ожидаемого результата. В каждом деле необходимы знания, грамотность, иначе ничего не получится.
Как трудиться и жить вместе? На этот вопрос дает ответ сказка о теремке - удивительном домике, который будучи небольшим, вместил немалое количество зверей, потому что все с готовностью теснились и принимали в свое сообщество тех, кто просился. И вот пришла сила злобная, неуклюжая - медведь, и все порушила. Надо уметь считаться с другими, жить с добрыми намерениями и вниманием к другим, чтобы не уподобиться медведю из "Теремка". Нельзя разрушать то, что созидают другие.
Наконец, мы вместе с автором выходим за пределы мира неживых вещей и осмысливаем природу как творенье Божье.
Домашние и дикие животные дают пищу человеку, одевают его. В старину было так: если нет на дворе скотинки, дом нищ и пуст. В хозяйстве важную роль играли лошадь и корова-кормилица. Собака издавна охраняла жилье человека. Она - сторож. Она грозно лает, но при этом сама волков боится. Не всегда тот, кто пугает, силен и смел. Находится и на него сила.
Чем отличаются четвероногие животные от птиц? Сравним их. Много ног у коня, это хорошо, да надо уметь управить ими, чтобы не споткнуться. У каждой твари свое достоинство. Кулик хоть и невелик, а все же птица. Каждому свое место обитания, свои условия.
Кудахчет курочка - это знак того, что яичко снесла. Все важное заявляет о себе в жизни рано или поздно. Загадка о яичке: в беленькой бочечке два розные пива. Розные не значит разные. Розные - те, что отделены, существуют врозь, порознь. Пиво здесь - это то, что пьют, питье.
И снова урок нравственного воспитания: как относиться к другим: "Других не суди - на себя погляди" - учит нас история о свинье, решившей высказать нелестное мнение о красавце-коне.
Вот песенка о козлике, которому вздумалось пойти в лес, куда и ходить-то нельзя: там волки. За свое опрометчивое дерзновение козлик поплатился жизнью. Глупо уходить от тех, кто любит тебя, к тем , кто хочет твоей погибели.
Каждый урок учит мудрости, рассудительности, преподносит знание о мире.
Вот сказка "Старик и волк ". Проведал волк, что у старика скотинки много, и стал требовать свое. Отдал старик все богатство земное волку, а старушку-душу сберег. Лучше от зла откупиться богатством, а душу спасти.
Череда уроков продолжается. Перед нами выстраивается весь сложный мир, окружающий нас, определяется роль и место человека в этом мире. Мы познаем вместе с детьми такие свойства мира, как пространство и время, соотношение целого и части. Завершается экскурс стихотворением - игрой "Птичка". Это урок милосердия для детей. Дети отпускают птичку, попавшую в сеть. "Ну так Бог с тобой! Лети и гуляй на воле!" Птичка улетает на свободу, словно душа из неволи греха. Как освободиться из темницы греха? Молитвенным покаянным обращением к Богу. Череда уроков книги венчается молитвами для детей.
"Вторая после Азбуки книга для чтения" и "Времена года" продолжают и углубляют постижение мира в заданных направлениях, в этих книгах темы первого года подхвачены снова и обогащены словесным и образным материалом.
Опыт работы по учебникам К.Д. Ушинского в начальной школе позволил оценить животворящую роль фольклора в наследии автора. Уже говорилось о том, что наследие Ушинского - это загадка, духовная притча. Неслучайно эти жанры словесности любимы автором и включены им в материалы учебников. Это собственно загадки, афористические притчи-пословицы, сказки с духовным, притчевым подтекстом. И вот теперь добавим, что наследие Ушинского еще и песня, песнопение, хоровод, собирающий всех воедино, позволяющий чувствовать душу и плечо, живущего рядом. Фольклор, как это не парадоксально, будучи порождением языческого сознания, в своих мифологических глубинах содержит пласты христианского знания.
Безусловно не весь фольклор и не всякий учителен в нужном нам смысле. И вот здесь К.Д. Ушинский, как оказалось по удивительному духовному наитию подобрал произведения фольклора, духовно воспитывающие наших чад. Причем в уроках нет ничего случайного, внутренняя логика движения каждого урока и всех вкупе, как мы уже убедились, не нарушена, каждое произведение заботливо вплетается в канву повествования, в контекст, образуя четкий орнамент - вот он и есть иносказание, притча, которую необходимо прочесть и постичь.
Работа по учебникам Ушинского позволила подготовить к среднему звену школы детей, любящих русское слово, чувствующих его богатейший духовный смысл, детей, бережно обращающихся со словом, любящих художественное творчество. Работать с детьми радостно, ибо они разбужены духовной энергией слова, бодрствуют и труждаются в ней.





Дизайн: Григорий Малышев