up.gif (518 bytes)
MAIL

Воспоминания о Гимназии гимназистки 1 выпуска, Пичугиной Екатерины.

Как получилось, что я попала в гимназию — честно говоря, мне самой непонятно. Это получилось совершенно удивительным образом. Мы с мамой в то время только что крестились, у нас не было духовного отца и нас было совсем некому направить. Мама случайно услышала рассказ о гимназии по радио, которое мы обычно никогда не слушаем. Тем более удивительно, что после этого она, никогда сама не любившая школу и не интересовавшаяся особенно моей учебой, действительно решилась меня туда отвести. Первый гимназический год в то время уже начался, и поэтому сначала я приходила в гимназию раз в неделю на древнегреческий язык и античную культуру к Евгению Андреевичу и на Закон Божий к батюшке Алексею, который был тогда еще Алексеем Николаевичем. Через год гимназия переехала в новое здание, и для нас, тех, кто ходил на эти занятия, создали классы “Б”.

Я помню, что мне очень нравилось носить длинную юбку, что мы читали перед уроком молитву, нравились наши учителя. Самый удивительный был, конечно, Евгений Андреевич, высокий, величественный, сам похожий на древнего грека. Он учил нас читать греческую поэзию, “выносить” ее в себе, как в драгоценном сосуде, на сцену и “изливать” на слушателей. Потом я видела его на автобусной остановке. Он опаздывал на автобус, и я думала, что он ни за что не должен за ним бежать, иначе он может расплескать свой сосуд. Он не побежал. Мы изучали с ним очень сложные вещи, но было всегда интересно. Когда мы начинали шуметь, он улыбался и говорил: “Ну, что, вы устали! Отдохните и посмейтесь, я вам покажу пальчик, чтобы было легче смеяться!”, — это было ужасно смешно. Некоторое время спустя мне пришлось преподавать в гимназии тот же самый предмет, это оказалось очень сложно, у меня ничего не получилось.

Был у нас еще замечательный преподаватель русской истории Андрей Валентинович Полонский, у которого мы учились конспектировать лекции и из-за которого, я думаю, многие пошли потом на исторические факультеты. Был очень интересный преподаватель литургики Евгений Сергеевич Кустовский, который ставил с нами спектакли, рассказывал смешные истории, учил нас между прочим изготовлять шпаргалки. Кажется, это он научил нас списывать с помощью зеркала: необходимая информация записывается зеркальным способом на бумажки, которые приклеиваются снизу на парту и потом в зеркальце ее можно прочитать. Как оказалось, это очень неудобно. На следующей контрольной — по-латыни — мы здорово попались, тем более, что кто-то донес о шпаргалках латинисту.

Была у нас целая плеяда молодых учителей — латинист Александр Борисович Криницын, математик Сергей Михайлович Рамаданов. Но учиться у них было не очень то просто. Я помню, что все выходные, с утра до вечера, я сидела за уроками и делала латынь, греческий и математику. Наверно, очень важно было то, что нас научили учиться, работать. В этом прежде всего заключается задача любой школы, остальные необходимые знания каждый сам уже будет в состоянии приобрести.

Но что мне нравилось больше всего в гимназии — это то, что мы все дружили, знали не только собственный класс, но и младшие, что мы все жили как одна соборная личность, одна семья. Этому способствовали путешествия и летний лагерь в Оптиной. Мы всегда дружили и с учителями, и я очень им благодарна за это. Мы всегда были вместе и это было здорово.