|
|
ЖИВОПИСЬ НА СВОДЕ ГЛАВНОГО
КУПОЛА
В самой верхней части
Храма, на своде главного купола, в восточной
стороне, мы видим изображение Господа Саваофа,
Ветхого старца, сидящего и благословляющего
обеими руками, имеющего в лоне Сына Божиего в
образе Младенца с хартией, на которой написано:
"ЛОГОС" (слово), а на груди Дух Святой в виде
голубя. Изображение это расположено вверху
потому, что Господь Вседержитель превыше всего:
само небо служит Ему престолом. По слову
Всемогущего Творца возникает земной шар и
крылатые херувимы, озаренные в полете пламенем
первобытного огня. Голова Господа, согласно
библейскому сказанию, убелена сединой, руки
воздеты. Он творит вселенную и в то же время
благословляет созидаемое Им. Развевающаяся Его
риза образуется как бы из творимого Им света и
вместе с Ним исчезает в пространстве. Вокруг Его
сонмы ангелов устремляют благоговейно взоры к
Святому Источнику их беспредельного
существования. Мысль о вечности выражена на челе
Господа соединенной сединой со свежестью силы
лица Божия, а мысль о всемогуществе соединена во
всей Его фигуре сочетанием покоя и движения в
момент мироздания в одно нераздельное,
гармоничное целое, которое в то же время
представляет и изображение Трехипостасного
Бога. На западной стороне неба начертано
древнееврейскими буквами одно из библейских
наименований Господа Вседержителя:
"Элогим", что значит "Силы". Под этим
знамением бытия и вездесущности Божия в
таинственном смысле представлены возникшие уже
и возникающие ангелы, крылатые херувимы и
серафимы, вечно славящие Святого Творца всего
видимого и невидимого. Изображение
окружено сильным сиянием, простирающимся во все
стороны на значительную часть голубого неба.
Трудность выполнения этой задачи была связана с
тем, что должна быть выражена мысль о вечности и
всемогуществе Божием согласно духу православия
и канонами церкви. Кроме того, так как свод купола
представляет вогнутую линию и находится от
зрителя на удалении, то естественно, что при
таких условиях фигуры должны быть огромными, но
совершенно прямыми и во всех своих частях
пропорциональными. Наконец, необходимо
подобрать такие цвета и краски, чтобы они придали
фигурам, как того требует характер их, некоторую
воздушность. В этой работе от художника, как
нигде требовался особый талант и высокие
профессиональные навыки.
Фото. А.Бойцов
|
|
|