ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на Пасхальное яйцо А.И. Лохова
Произведение Андрея Лохова "ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ" по искусности и ценности матералов, казалсь бы, продолжает традиции пасхальных подарочных яиц конца 19 начала 20 века фирмы Фаберже. Но если камерные, светские по сюжетам и хитроумные по замыслу яйца-сюрпризы Фаберже были роскошными элитарными безделушками, то работа А.И. Лохова принадлежит к совершенно иному художественному жанру. Формально являющаясяпроизведением мелкой пластики, она создана по законам монументального искусства и предназначена для всех.
Выполненная из бивня мамонта изолота композиция представляет собой яйцо, покоящееся на арочном основании, возвышающемся в центре обнесенного стеной града-храма. Он размещен на столешнице из карельской березы, текстура которой напоминает каменистую почву. В композицию включено более сорока пластических изображений, охватывающих еванельские события от Входа Господня в Иерусалим до Вознесения, венчает ее фигура благославляющего Христа. Так, по замыслу автора, содается многоплановый образ: икона евангельского Иерусалима, места Страстей Господних, и одновременно Небесного Царствия - сходящего с небес Нового Иерусалима, места вечной литургии праведников.
Грандиозность идейной программы, связанной с древней традицией православной культуры, строгая архитектоничность формы, каноническая ясность сюжетных композиций, под которыми вырезаны тексты соответствующих церковных песнопений, делают это произведение значительным явлением современного религиозного искусства.
Это результат не только творческой, но и долгой духовной работы автора. Конечно, художник тщательно изучал историю христианского искусства, советовался с богословами и сотрудниками музея "Московский Кремль". Глядя на его работу, специалист несомненно вспомнит древнерусскую живопись и мелкую пластику, храмовую архитектуру и скульптуру русского классицизма конца18- первой половины 19 века и декоративные мотивы русского церковного искусства конца 19- начала 20 столетий. Но живое исповедание веры, радостное ощущение Божественного промысла позволили Андрею Лохову творчески использовать искусство разных эпох, избежать мертвящей стилизации "под старину" и создать оригинальную пластическую икону.
Возможно, что секрет творческой силы мастера связан с его родовыми корнями, с древней культурой Русского Севера. Он вырос в Северодвинске, среди его родичей есть мастера - костерезы, что чувствуется в его высокой культуре обращения с материалом.
При всей изобразительной сложности, требующей внимательного и долгого рассмотрения, в произведении, над которым автор работал более семи лет, есть целостный и ясный художественный образ: пасхальной радости, торжества истинной жизни, открывающейся человеку благодаря искупительной жертве Христа. Сами выбранные мастером материалы - бивень мамонта и карельская береза - светлые и живые, со следами природной жизни и роста. А вечное и нетленное золото, традиционно символизировавшее божественный свет, подчеркивает присутствие в живой природе ее Творца.
Все выполнено необыкновенно чисто - невольно вспоминаешь метод работы средневековых мастеров, трудящихся не столько для зрителя, сколько для Бога. Андрей Лохов с равным искусством владеет и круглой пластикой, и сложным, многоплановым рельефом. И отдельные сцены, и их группы, расположенные по четырем сторонам арочного основания яйца, уравновешены, в них нет натуралистичесткой детализации или манерной стилизации. Силуэты строгие и выразительные, лики идеально - условные, как и подобает произведению религиозного искусства, а общая композиция приближается к пирамидальной.
Хочется верить, что это замечательное произведение, завершенное в год двухтысячелетия христианства, будет иметь счастливую эспозиционную судьбу.
Ведущий научный сотрудник,
кандидат искуствоведения И.А. Стерлигова
|