WWW.ХХС.RU \ ИНТЕРНЕТ-МОСТ \ 08.06.2001
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

_ИНТЕРНЕТ-МОСТ


Видео-беседа о Храме Христа Спасителя 
Руководителя координационной группы специалистов по художественному убранству Храма священника Леонида Калинина.

8 июня 2001 г., 14:00 по московскому времени.

Включить видео

Дорогие братья и сестры, пользователи сети Интернет, посетители нашего сайта Храм Христа Спасителя, который открылся и действует непосредственно у нас, здесь, в Москве, в Храме, и создан для того, чтобы познакомить широкое количество людей с тем удивительным Храмом, который воссоздан в центре Москвы, воссоздан для молитвы, для того, чтобы люди восстановили в себе утраченную связь с Богом, и чтобы Россия вернулась на свои исторические пути.

Именно так мы понимаем тот духовный смысл, который вкладывался в воссоздание Храма. Потому что XX век был самым трагическим веком для России и одним из самых страшных в истории человечества. Две мировые войны, кровавая революция в России, гражданская война, и, как апофеоз, безбожие, которое постигло нашу страну – это разрушение главного Храма, гордости России – Храма Христа Спасителя. Конечно, история даст оценку тем злодеяниям, которые покрыли лик нашей Матушки России, и тем людям, которые участвовали в этих злодеяниях. Но тем важнее то, что воссоздан Храм Христа Спасителя как надежда на то, что наш народ вернется на свои исторические пути.

Но прежде всего мне хотелось бы рассказать Вам о Храме не то, что Вы можете прочитать на нашем сайте, но нечто совершенно новое, что можно будет Вам услышать сейчас. Во-первых, мне хотелось бы рассказать о храмах вообще, что такое храм. Конечно, человеческое естество – это удивительный организм, в который вложен Богом высший смысл, не просто то, что вкладывается в другую живую природу. Человеческое естество вбирает в себя три основных состава – это дух, душа и тело. И человек – это единственное существо из живущих на земле, которое способно молиться Богу, обращаться к Творцу Мира и в этой молитве соединяться с Богом. Так было устроено изначально, и так был сотворен человек. По Библии, которая подробно описывает нам сотворение Мира и сотворение человека, мы знаем, что Адам и Ева пребывали в Раю и были в постоянном Богообщении. То есть первым храмом, можно сказать, был Рай Божий, Эдем, где находились первые люди и пребывали в постоянном общении с Господом, в постоянной молитве, и имели, конечно, те свойства, которые сейчас во многом в людях утрачены. Мы знаем, что Адам нарекал имена зверей, мы знаем, что звери подчинялись первым людям, чувствуя их Божественность, чувствуя их превосходство во всем над собой.

Конечно, христианство учит нас совершенству, и мы знаем, что во многом в христианстве как раз восстанавливается вот тот первичный заряд благодатный, который был у Адама и Евы в Раю. Христианство возвращает человека в Рай, и мы знаем, что великие святые часто также имели власть над зверьми, звери им подчинялись, слушались, любили их. И преподобные, например, наши преподобные, такие, как Сергий Радонежский, как Серафим Саровский, часто общались со зверями, к ним даже приходили такие дикие хищники, как, скажем, медведи, которые приходили как кроткие послушные овечки и общались с этими великими старцами.

То есть путь, который дан Христианской Церковью, который дан Богом – это путь возвращения человека к тому первозданному состоянию, которое было у человека в Раю.

Итак, первый храм Божий это был Рай Божий. И первый грех, который совершили Адам и Ева – это грех непослушания, грех, внушенный змеем, то есть дьяволом в образе змея, Еве, и который совершил Адам, и за что они были изгнаны из Рая. Он породил то отпадение от Бога, которое и до сих пор мы часто с Вами видим всюду в нашей жизни. Мы видим, как наше современное общество и в России, и за рубежом, во всех странах, страждет от постоянных войн, от конфликтов, от злобы, от ненависти, от различных пороков, которые захватывают порой все человечество. И корень этого, конечно, в отпадении от Бога. Но храм Божий это есть место, где человек общается с Богом. И поэтому, после этого первого храма, который был в Раю, после изгнания из Рая, в Адаме и Еве и в их потомках возникла потребность общаться с Богом, возникла потребность молиться. Но эта молитва уже была не такой чистой, не такой непосредственной, как она была в Раю. И тогда возникают первые жертвенники, возникают первые жертвоприношения, возникают некоторые формы Богообщения уже в состоянии изгнания. И так продолжается очень долгое время. Вот эти первые, можно сказать, примитивные жертвоприношения – как бы для умилостивления Бога по отношению к тем, кто приносит очистительную жертву.

Мы знаем с Вами историю о Каине и Авеле, когда один из братьев принес Богу жертву не самую лучшую, не искреннюю жертву, и она не была принята Богом, и когда Авель приносит самое лучшее, самое чистое, самое дорогое, что было в этой семье – приносит Богу, и эта жертва принимается. И мы знаем, что после этого Каин убивает Авеля и совершает еще один тяжкий грех. И грех нарастает как снежный ком, покрывая все человечество. И конечно, вот этот период – и до потопа великого, и во многом после потопа – все это было связано с двумя направлениями в человечестве: с одной стороны – стремление к возврату в Рай, стремление к Богу, праведности, и с другой стороны – это путь греха, путь отпадения от Бога, то есть продолжение того процесса отпадения человека от вечной Божией истины.

Я не буду Вам пересказывать всю Библию, потому что Вы прекрасно можете это прочитать. Мне бы хотелось несколько слов сказать о том, что еврейский народ все-таки смог создать себе храм. И храм, который был создан в Иерусалиме (один раз он был разрушен, второй раз был построен и в последствии тоже разрушен), но вот этот храм (второй) и по ныне евреи считают своей особой святыней и почитают стену плача, то есть одну из стен гигантского сооружения, которое было воздвигнуто по велению Божию, по внушению свыше, и которое действительно потрясало и своими размерами, и формами, и замыслом.

В одном из текстов Священного Ветхого Завета написано, что необходимо познавать храм, познавать его устройство – и это возвышает человека. То есть, взирая на храм и познавая его устройство, его внутреннее содержание, человек приближался к Богу. Это действительно так, потому что та информация – высшая, которая дана была Богом строителям храма – она также может расшифровываться каждым человеком, который туда приходит, в меру его понимания и в меру его просвещенности. И так было в Ветхом Завете, когда еврейский народ был единственным народом, который исповедовал Единого Бога и которому был дан Закон, по которому этот народ существовал. Закон ограничивал человека и ограждал его от совершения греха. И Закон наставлял человека через заповеди на ту правду Божию, которая была достаточна, чтобы человек мог жить на земле не согрешая, не прогневляя Бога, не вызывая на себя явного гнева Божия. Но опять же, если мы подумаем: как можно жить не согрешая? И Ветхий Закон не дает ответа на этот вопрос. Человек согрешал и человек получал осуждение. И избавление от этого осуждения пришло только с пришествием в мир Спасителя, Мессии, Истинного Господа нашего Иисуса Христа. Он и был тем Освободителем, который разрушил власть греха, который дал людям возможность избавиться от той тяготы греховной, которая низводила в ад душу любого человека, жившего когда-либо на земле. Вспомните икону “Воскресение Христово” и вы увидите, как Христос выводит за руки Адама и Еву, первых людей, а также и других праведников из ада к свету невечернему, к свету вечной жизни. Поэтому мы говорим, что Христос есть Спаситель, Христос спасает не только живущих, но и всех тех, кто жил до него, то есть живших от сотворения человека на земле.

И конечно храм, как место для особого поклонения, особой молитвы, перешел из Ветхого Завета в Новый Завет, и в Новом Завете, уже в эпоху христианскую, занял особое место в жизни человечества.

Храмы строились и создавались всюду, где была возможность создать храм, где существовала христианская община. Первые храмы возникали часто в катакомбах. В апостольское время первые христиане еще часто молились в синагогах, в тех небольших еврейских храмах, которые были свойственны им с детства, в которые они ходили и где они поклонялись Богу. Но во Христе уже многое изменилось. Христос открыл новую эру, новое время для жизни человечества. И поэтому постепенно христиане стали создавать свои храмы. Огромное количество язычников, то есть людей разных народов хлынуло в Церковь Христову, хлынули, потому что были поражены в самое сердце той истиной Божией, которая давалась верой во Христа.

Прежде всего, Церковь создалась Божией Благодатью, Благодатью Духа Святого. И вот в эти дни, когда мы еще празднуем с вами Пятидесятницу, особенно стоит вспомнить об этом. И вот Сионская Горница, где присутствовали апостолы в день рождения Церкви, в день Святой Пятидесятницы, эта Сионская Горница явилась первым Новозаветным храмом, в котором особенно изобильно изливалась Благодать Духа Святого на учеников Христовых, собранных там по своей вере в Господа нашего Иисуса Христа. Эта Благодать Духа Святого сошла на апостолов в виде огненных языков, которые пребывали над головами их некоторое время, которые просветили их высшим ведением, которое вложил в них Господь Духом Святым. И вот удивительное чудо – с этого первого храма вера Христова распространяется по всему миру, распространяется, покоряя сердца тех людей, которые готовы ее воспринять, чье сердце не умерло для Бога, чье сердце живо и чья совесть говорит в нем. Поэтому от этой первой Сионской Горницы начинает распространяться с проповедью апостолов христианство по всей земле. И куда бы не ходили апостолы со своими проповедями – они утверждали церковь, они создавали общины, а эти общины, в свою очередь, стремились создать молитвенные дома и храмы для совершения такой соборной молитвы.

Конечно, в раннехристианский период храмы были часто в домах богатых людей, которые уверовали во Христа, и постепенно храмы приобретали форму, которая была уже подобна тому, что мы можем видеть сейчас. Хотя традиции были совершенно разные. Например, часто в раннехристианских храмах отсутствовал Алтарь, а вместо престола использовался обычный стол, на котором совершалась Евхаристия. Сама Божественная служба очень сильно отличалась от того, что мы видим сейчас в храме, потому что совершалась она не по написанному тексту, а совершалась всякий раз именно в Духе Святом, была импровизацией того архиерея, того апостола или поставленного им епископа, который совершал Евхаристию. Постепенно складывались уже и формы, и тексты, которые вошли в сокровищницу мировую как высшее проявление общения человека с Богом. Но в начале все это имело именно характер харизматический, когда люди, собираясь в храмы, в молитве общей вырабатывали те формы, которые в последствие уже стали в Церкви правилами. И конечно также возникают храмы. Мы знаем, что раннехристианский период богат различными традициями построения храмов и устроения храмов. Почему я говорю устроения, потому что часто храмы устраивались в пещерах, катакомбах. И мы знаем, что целый период в христианской Церкви (когда она была в гонении) храмы находились в подземных помещениях, в огромных, вырытых в толще земной помещениях, переходах, коридорах, где христиане собирались, потому что знали, что открыто гонение на христиан. Императорский Рим, который был государством крайне развращенным, не мог терпеть присутствия христиан, которые давали нравственные ориентиры, давали обществу образец праведной жизни. А жизнь Рима действительно была развращенной глубоко. Хотя мы знаем, что в римское время присутствовали и различные философские школы, разные учения, в том числе и высоконравственные учения, но ничего подобного христианству на самом деле в Риме, конечно, не было. Поэтому многие, даже просвещенные императоры были гонителями христиан. Потому что истина Божия не вмещалась в их сердца, и они устраивали гонения против того, что им было не понятно и не было им открыто. Но вот из-за этого начинает возникать первая христианская культура храмоздания. Первые службы в катакомбах совершались на гробах мучеников. Когда христиане могли где-то каким-то образом выкрасть тело мученика (это было тоже очень сложно и сопряжено с разными опасностями), то они погребали его в катакомбах, и на гробах мучеников совершали Евхаристию, когда воспоминалась Тайная Вечеря Господня, и когда хлеб и вино претворялись в истинное Тело и в истинную Честную Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Конечно, эти службы были исполнены особой духовной силы, были исполнены особой веры, потому что те, кто участвовал в таких Богослужениях – ранние христиане –всегда были на волосок от смерти, они приходили в эти катакомбы, не зная, выйдут ли они оттуда живыми, потому что римляне часто устраивали облавы и убивали первых христиан прямо в катакомбах.

Но, тем не менее, эта культура – раннехристианская – она очень активно развивалась, и количество приверженцев христианства умножалось с каждым днем. И чем больше было мучеников, тем больше было и христиан. Потому что мученичество, как говорил один из раннехристианских святых, это есть зерна веры, и из каждого мученика вырастал “новый колос”, “новые зерна”, и вера укреплялась по всей той ойкумене, по всей Вселенной (как раньше говорили), или всему тому миру, который был под властью Римской Империи.

Постепенно, с развитием и с течением времени формы христианского Богослужения и храмового строительства изменялись. И вот особый, рубежный период, когда христианство было признано государственной религией Рима, что было удивительно. Это было безусловно сделано благодаря большому, великому подвигу святой равноапостольной царицы Елены, матери святого равноапостольного Константина Великого, которая незадолго до принятия христианства официальной религией Рима поехала в Иерусалим и с помощью епископа обрела там Честной Крест Христов и свидетельство всех тех Евангельских событий, которые мы с вами можем прочитать в тексте Святого Евангелия. После обретения Честного Креста и гвоздей от Креста Христова, через некоторое время Константин Великий основывает новую столицу Империи – Константинополь, который и по ныне существует, но, к сожалению, уже порабощенный турками (то есть это нынешний город Стамбул). Во время Константина Великого начинается бурное строительство новой столицы: там закладываются храмы, там закладываются дома и дворцы, и город сразу, с первого дня начинает приобретать очертания именно столицы христианского государства, именно столицы, которая подчинена не только власти императора, но и, прежде всего, Божественной власти. С того времени многие города и запада, и востока, практически все города, приобрели форму, которая закладывалась Константином Великим в строительство своего нового города. Был заложен и храм Святой Софии, который в последствии, через несколько веков (через 200 с лишним лет) был построен при императоре Юстиниане Великом.

Об этом храме хотелось бы сказать особенно. Возвращаясь к истории Ветхого Завета, мы воспоминаем, как был устроен Иерусалимский храм Ветхозаветный. В нем было три части: как бы притвор, потом центральная основная часть и святилище, то есть как бы алтарь, в котором находилось еще одно помещение, называвшееся Святая Святых. В этом помещении должен был располагаться Ковчег Завета, семисвечник, хлебы предложения и еще ряд предметов, которые были свойственны Ветхозаветному Богослужению. И такой же принцип устроения был в христианском храме, который имел притвор (или нартекс), потом центральную часть – молитвенную, и алтарь, а в алтаре находился престол, на котором – сосуд для хранения Святых Даров, как бы Святая Святых, где всегда пребывает Христос в Своем Теле и Крови, то есть те частицы Святых Даров, которые заготавливаются в Великий Четверг на весь год для причащения больных и умирающих христиан.

Величайшим храмом христианского мира стал собор Святой Софии в Константинополе, который до сих пор поражает своим величием, своей продуманностью, своим удивительным внешним и внутренним видом. Когда мы подходим к храму Святой Софии снаружи, мы не видим всего богатства внутреннего убранства. Но когда мы заходим через нартекс внутрь храма Святой Софии, то нас поражает вид, когда открывается гигантский объем храма с куполом (в куполе изображение Спасителя, Благословляющего каждого входящего, каждого молящегося), и, конечно же, этот гигантский размер, который не был сопоставим практически ни с каким другим храмом. Даже египетские пирамиды не могли производить такого впечатления, потому что они не имели внутреннего объема, они имели только переходы и гробницы внутри. А здесь храм Святой Софии, который был больше всякого известного до этого времени сооружения и имел удивительной красоты внутренний объем. Храм Святой Софии Константинопольской был построен всего за пять лет, с 532 по 537 гг., и по тем временам никто не мог предположить, что можно построить такой грандиозный храм, так богато украшенный и отделанный, за такой короткий срок. Великий император Юстиниан лично возглавлял все работы, он же и собрал средства, необходимые для строительства Софии. София – это значит Премудрость, София – это значит Христос. И именно в честь Христа как Божественной Премудрости и был построен храм Святой Софии Константинопольской. Конечно, в нем совершались самые торжественные службы, и Богослужебные чины в Софии Константинопольской были приведены в совершенство. Любое Патриаршее Богослужение было сопровождаемо пением огромных церковных хоров, были богатые облачения, было чинное и упорядоченное Богослужение, все священнодействия совершались часто большим сонмом священнослужителей. Часто на Богослужениях в Святой Софии присутствовал сам император со своей семьей.

Конечно, такие Богослужения, которые прошли через века, не могли оставить равнодушным никого из тех, кто приходил в этот великий храм. Также они не могли оставить равнодушными и послов князя Владимира, который послал, как вы знаете, своих представителей, своих послов в разные страны, чтобы выбрать для Руси веру. И когда послы вернулись из Софии Константинопольской, они сказали, что не знали, где они были – на небе или на земле. И этот великий храм произвел на них такое неизгладимое впечатление, что сыграл свою роль в истории России, в истории нашего Отечества. Если бы не было такого храма и этой Божественной службы, если бы послы князя Владимира не восприняли Божественную Благодать, которая сопровождается всегда с православной службой, то, конечно, мы бы сейчас пребывали или во тьме язычества или в каком то зловерии.

Благодаря этому храму и Россия получает тоже Христову веру. В Киеве строятся также храмы, главным из которых является София Киевская. София Киевская – это был собор, совершенно не похожий на храм Святой Софии Константинопольской, он не был похож ни по внешним формам, ни по внутренним формам. Он был совершенно другим. Внутренний объем, верхние галереи, сложные переходы, сложные сводчатые потолки делают объем Святой Софии Киевской совершенно уникальным, и такого храма нет нигде в мире. Действительно, зодчие, которые строили этот храм, были людьми Боговдохновенными. И не случайно одиннадцать зодчих – строителей храма Святой Софии Киевской – были причислены к лику святых, и они празднуются в Русской Православной Церкви как строители этого великого храма.

И вот эта традиция – создавать главные храмы – она прошла через все века истории России и подвела нас к истории нашего храма, к истории Храма Христа Спасителя. Потому что главный храм – это есть главный престол, на котором совершается бескровная жертва, у которого совершается особая молитва за всю страну, за всех людей этой страны. И, конечно, без главного храма не может существовать ни одна Поместная Церковь. Так вот и сейчас мы с вами счастливы, что в России появился этот главный храм, эта наша новая “Русская София” – он воссоздан из небытия. И опять же в связи с этим можно сказать, какая катастрофа постигла нас, если такой храм был разрушен. Мы знаем, что, когда большевики пытались сделать первую подготовку к взрыву, люди протестовали, люди выходили на улицы города. Это нужно знать, что не только все было при молчаливом согласии народа. Наоборот, часто народ выступал против. Иногда даже рабочие заводов, в том числе, подписывали петиции к правительству, чтобы не уничтожать Храм Христа Спасителя, не уничтожать главную святыню русского народа. Но правители были таковы, что для них как раз Храм Христа Спасителя и был главной ненавистью, главным объектом борьбы, главным таким символом величия России, которую они хотели уничтожить, и во многом уничтожили, что мы знаем и по сегодняшнему дню, чувствуя на себе отголоски той эпохи. Конечно, взрыв Храма Христа Спасителя оборвал нить преемства, был как бы апофеозом уничтожения всего святого. Он был как бы сигнальным выстрелом, после которого началось повальное уничтожение русской церковной культуры, уничтожение духовенства, уничтожение священных книг, сжигание икон и прочее варварство, которое чинила новая власть.

Конечно, Храм Христа Спасителя был настолько велик и грандиозен, что его исчезновение с лица Москвы не могло не вызвать ужаса у людей. Люди пришли сюда, когда взрывался храм. Десятки тысяч людей пришли сюда, к этому месту, и когда храм рухнул, то единый вздох скорби поразил всех этих людей. Я знаю это по свидетельствам очевидцев, которые еще до сих пор живы. И, конечно, с этого момента Россия погружается во тьму безбожия. Главный символ рухнул. Чудом удалось спасти Кремль. Чудом удалось спасти храм Василия Блаженного, который Коганович хотел продать за рубеж, чтобы расчистить место для военных парадов. Началась страшная эпоха уничтожения культуры. В то время государственный секретарь Соединенных Штатов писал в своих записках, что никогда не встречал в истории такого народа, который бы продавал за бесценок, по цене руды, уникальные творения искусства и Церкви. Действительно, масштаб этого варварства сейчас, к сожалению, никто не раскрывает. Это до сих пор остается скрытым от людей, потому что если мы узнаем, какому поруганию подверглась наша страна, то народ сметет некоторые политические партии, которые до сих пор выступают под теми же лозунгами разрушения. И мы, конечно, в этом усматриваем то, что Господь не попускает сейчас ввергать нас в новые волны насилия, чтобы нам не начать мстить тем людям, которые могли бы по-человечески быть достойны мести и самого страшного наказания. Но Господь примиряет всех, примиряет для того, чтобы люди нашли свой путь к спасению, нашли свой путь к Богу, нашли свою дорогу к Храму. И Храм воссоздан именно как символ возрождения России, как символ нашего будущего.

Храм Христа Спасителя освящен 19 августа, в день Преображения Господня, 2000 года. И это не случайно. Этот храм как бы является силой, которая будет преображать наших людей, наше общество. Мы видим, что в наш храм идут бесконечные потоки людей. Каждый день по храму проходят более 10 – 15 тысяч человек. Когда совершаются Богослужения, эта цифра еще на много увеличивается, потому что нескончаем людской поток к святыне Отечества, к тому центру, который объединяет сейчас не только народы России, не только Русскую православную Церковь в границах России, но также и все те страны, которые возникли недавно в результате крушения великой страны, которая собиралась столетиями русскими царями, а потом каким-то образом была воссоздана в советский период. Безусловно, к нам приходят люди из Украины, из Белоруссии, из Казахстана, из других бывших советских республик, а ныне независимых государств, и говорят: это наш храм, это наша святыня; мы видим на досках с именами героев имена наших предков, которые сражались и геройски погибли, и были героями войны 1812 года.

Возник этот центр, который, безусловно, становится центром притяжения, собирания, который становится тем связующим звеном, которого так недоставало нам в процессе этих последних лет. Если бы в начале 90-х годов уже был храм, то не было бы такого варварского уничтожения всех тех богатств, которые были накоплены раньше. Не было бы этой новой революции. Безусловно, сейчас, в наше время, пришло время созидать. Эксперименты должны быть постепенно отставлены на задний план, уйти из нашей жизни. Нужно строить свою страну. Нужно строить ее не путем каких то математических выкладок совершенно непонятно откуда взявшихся людей, а она должна строиться по тем историческим путям, по которым шла наша великая тысячелетняя держава, создавшая уникальную культуру, уникальную духовность, православную духовность, которая действительно просветила и провещает до сих пор весь мир. Вы можете приехать в любую страну мира и услышать там многое о русской культуре, о русской литературе, о русском изобразительном искусстве. Особенным апофеозом нашей православной культуры стал XIX век, в котором был построен Храм Христа Спасителя. И мы знаем имена величайших поэтов, писателей, художников, музыкантов, которые создали непревзойденные шедевры во всех этих областях искусства, потому что они питались из источников православия, из источников веры народной. И наша задача не потерять этой веры сегодня. Веры, которая, прежде всего, созидает, прежде всего учит людей единству с Богом, с Церковью Христовой.

Возвращаясь к началу моего рассказа, можно сказать, что человек во Христе возвращается в свой Рай, он обретает этот Рай. И Господь говорит нам в Евангелии, что Царство Небесное внутрь вас есть. И конечно, Храм Христа Спасителя становится этим удивительным местом, где человек может ощутить свой возврат к Богу. И мы многократно видим обращение к Богу многих и многих наших соотечественников, которые приходят в наш святой Храм, и приходят через это к спасительной вере Христовой, которая, безусловно, будет строить нашу Россию на ее исторических путях.

Я думаю, что мы продолжим еще наши трансляции и беседы, возможно, пастырские беседы. Мы будем приглашать на наш интернет-сайт, на эту страницу разных людей, связанных с Храмом Христа Спасителя, которые расскажут Вам более подробно об истории его создания уже в XX веке. Я думаю, что это общение будет полезно и нам, и вам, потому что мы должны с вами задумываться о будущем, а будущее без Храма невозможно.