WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ ФЕОДОРОВСКАЯ-КОСТРОМСКАЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_СЛОВО_ПАСТЫРЯ_



АКАФИСТ


16/29 августа, 14/27 марта

ДНИ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
ФЕОДОРОВСКАЯ-КОСТРОМСКАЯ


16-го августа.

Феодоровская-Костромская икона Богородицы относится к типу Одигитрия. По преданию она написана св. Ев. Лукою, с начала XII века находилась в часовне вблизи города Кидекша. Псковский князь Георгий Всеволодович, устроя этот город, по желанию жителей хотел перенести сюда образ. Но когда по окончанию молебного пения решили взять образ, то не могли сдвинуть его с места. Князь заключил, что Богоматери угодно пребывать здесь Своею иконою, и он в 1164 году основал обитель, известную под именем Городецкой-Феодоровской, по имени Городца – города Нижегородской губернии и храма во имя Феодора Стратилата. В соборном храме этого монастыря, до разорения Городца в 1238 году татарами при Батые, Феодоровская икона была запрестольной. 16-го августа 1239 года   Костромской князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте. Вблизи того места, где стоял князь с небольшой свитой, пробежал зверь; князь погнался за ним, заехал в чащу леса и вдруг прямо пред собой увидел на сосновом дереве икону Богоматери. Изумленный видением, князь сошел с коня и хотел взять икону, но она поднялась на воздух. Князь упал на колени и долго молился перед явленной иконой. Она спустилась на прежнее место. Князь немедленно отправился в Кострому и известил о чудесной иконе протоиерея и священников в присутствии множества граждан. Духовенство в священных одеждах, с иконами, крестами, кадилами и свечами, по указанию князя, отправились к месту явления, воспевая молебные пения. Придя на указанное князем место все увидели икону Богоматери на сосновом дереве. Совершив молебное пение, все пали перед нею на колени. Поднявшись, священники подошли к иконе, взяли ее на руки и отправились в город. Жители города вышли навстречу Богоматери и с умилением припадали пред Нею. Икона внесена была в соборный Костромской храм.
Слух о явлении и перенесении в Кострому иконы Богоматери разнесся по окрестностям города, и отовсюду стекались многочисленные толпы народа на поклонение ей. К Литургии в собор пришел и князь Василий Георгиевич; жители окружили его и сказали: “вчера, до отбытия твоего на охоту, мы видели эту самую икону, несенную по городу человеком в богатой воинской одежде, очень похожим на св. великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконе”. “Предстательством Своим и заступлением, поет Церковь в день явления иконы, Божия Матерь благоволила послать всечестную Свою икону с рабом Своим святым великомучеником Феодором Стратилатом в град Кострому. Днесь Феодор Стратилат Тебе служит и почитающе Тя от места на место икону Твою преносит”. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, подтверждаемое гласом Церкви, а равно и храм, в котором икона поставлена, подали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровскою. Между купцами, проживающими в Костроме по торговым делам, было несколько граждан Городца, опустевшего после нашествия татар. Услышав о явлении чудотворной иконы, они вместе с прочими поспешили в собор и тотчас узнали святой образ, столько лет охранявший их родной город. На месте
явления иконы на берегу реки Запрудни князь основал Запрудненский монастырь Нерукотворенного образа Господня, потому что в этот день обрел икону Богоматери. Сама икона поставлена была в Костромском соборном храме. Спустя некоторое время этот храм сгорел. Иконы не успели спасти от пожара, и князь, думая, что икона погибла в пламени, чрезвычайно печалился. Благочестивую его скорбь разделял и весь народ. Богоматерь услышала глас скорби и переменила печаль на радость. На третий день после пожара, разрывая пепел, обрели чудотворный образ нимало не повредившимся от огня.
Вскоре на месте сгоревшего храма был воздвигнут новый – во имя великомученика Феодора Стратилата. Чудотворная икона была украшена золотом, серебром, дорогими каменьями и многоцветным жемчугом, помещена в киот и поставлена в новой церкви, внутри алтаря, за престолом.
Между тем Костроме угрожала та же участь, постигшая другие города России – участь полного разорения от татарского нашествия. Но Богоматерь чудесно спасла Кострому. Татары подступили к городу с полной уверенностью в победе. Благочестивый князь, простирая руки к чудотворному образу Богоматери, молился: “мольбы Твоих рабов приими, Богородице заступнице и прибежище наше: и к кому прибегнем мы грешнии, кроме Тебя, Владычице! Ты покров наш и заступление, и ныне не оставь нас погибнуть до конца, избави град сей и людей Твоих и всякую страну христианскую от нашествия иноплеменных. Помяни рабов Своих и не презри слез и воздыхания нашего, да утешимся радостию, имея в Тебе помощницу нашу”. Князь по
примеру благочестивого предка своего великого князя Андрея Боголюбского приказал взять из собора чудотворную икону Богоматери, обнес ее перед полками, утверждая их в мужестве к предстоящей битве, после чего с упованием и смирением повел войско против татар. Священники, нося икону Богоматери за войском, пели молебны – да не оставят Бог и святая Богоматерь моления их, и да помогут благоверному князю и воинству его одержать победу над врагом. Когда же сошлись войска, и татары обнажили мечи и напрягли луки свои, внезапно от чудотворного образа Пресвятой Богородицы возсияли Божественные и пресветлые лучи, светлее солнечных и, как огонь опаляющий, устремились на полки татар и сжигали их. Враги смешались, не выдержав блеска и пламени лучей; страх и трепет овладели врагами; они не узнавали друг друга. Русские воины, ободренные помощью свыше, быстро напали на смятенных татар и обратили их в бегство. Радостно возвращалось победоносное воинство в город; впереди его несли икону Богоматери, Своим заступничеством победившей врагов. Священники пели Ей благодарственное пение. Все жители Костромы вышли навстречу своей Заступнице, и после молебствий чудотворная икона снова была поставлена в собор. На том месте, где во время битвы находился чудотворный образ, по желанию князя поставлен был крест, и это место стали называть святым; также и близлежащее озеро получило с тех пор название святого; впоследствии основалось на берегах этого озера селение и оно приняло имя святого (святой веси).

14-го марта.

Феодоровская икона Божией Матери особенно памятна тем, что в присутствии ее в 1613 году Марфа Иоанновна благословила своего юного сына Михаила Феодоровича на Российский престол, потрясенный самозванцами и поляками, и сын ее согласился принять царское кормило правления. В те смутные времена, какие были перед воцарением Михаила Феодоровича, мать его долго не соглашалась на высокое призвание своего сына, и сам он страшился и уклонялся от этого призвания. Мать и сын боялись также, чтобы согласием своим не предать Филарета Никитича мщению поляков, у которых он был в плену. Обстоятельства восшествия Михаила Феодоровича на престол содействием Богоматери, покрову Которой вверена православная Россия, трогательно изображены в грамоте к Михаилу Феодоровичу и матери его, в Кострому, о призывании Михаила Феодоровича на Всероссийский престол: “Челом бити благоверной Государыни Марфе Иоанновне и благоверному Государю Михаилу Феодоровичу, чтобы она благословила его на Московское царство, послали в Кострому от священного чина – Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Чудова монастыря архимандрита Авраамия, Спасо-новаго монастыря архимандрита Иосифа и Троицы-Сергиева монастыря келаря Авраамия Палицына, и настоятелей Московских соборов Благовещенского и Архангельского; от царского же синклита избрали и послали боярина Феодора Иоанновича Шереметева, и с ним окольничих стольников, дворян, детей боярских, атаманов, казаков и множество людей всякого чина”. Посольство отпустили с иконами Петровской Богородицы и великих чудотворцев Московских Петра, Алексея и Ионы. Посольство, не дойдя до Костромы на одно поприще (в новом селище или Новоселках), остановилось. На следующий день, 15 марта, архиепископ Феоодорит с прочим духовенством и в сопровождении всех чинов, пришедших из столицы, прибыли в соборный храм Костромы, отслужили молебен и, взяв местный чудотворный образ Феодоровской Богоматери, пошли в Ипатьевскую обитель, в которой находились Марфа Иоанновна и Михаил Феодорович. Михаил Феодорович и его мать встретили крестное торжественное шествие за святыми воротами обители. Помолившись Господу Богу и пречистой Богородице, они со слезами приложились к чудотворным иконам, приняли благословение от архиерея, присланного из царствующего града, и вступили с крестным ходом в соборную монастырскую церковь живоначальной Троицы. Здесь поднесли матери и сыну многомолебное писание от всего священного собора, и от бояр, и от всего воинства, и от христоименитого народа Российской державы, чтобы Государыня благословила сына своего Михаила Феодоровича царем и Государем на Московское Государство и над другими государствами Российской державы, и чтобы благоверный Великий Государь Михаил Феодорович прошение не отверг. Долго умоляли Марфу Иоанновну дать благословение; она была сначала непреклонна, плакала и говорила: “яко мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху; а инии и чуждую землю познаша; мое же чадо, младо суще (*16 лет), недоумеет к уменьшению людских злостей управляти: молю вас не лишите меня единороднаго чада”. После продолжительных и напрасных убеждений склонить Марфу Иоанновну на желания отечества, архиепископ принимает на руки свои чудотворную Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы, а Троице-Сергиевский келарь Авраамий – образ св. чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, подносят св. иконы к старице и твердым голосом вещают Марфе Иоанновне и Михаилу Феодоровичу: “для чего же пречистая и чудотворная икона Пресвятой Богородицы и великие святители Христовы шествовали с нами? Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога; ибо воистинну от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога”. Марфа Иоанновна не могла более противиться желанию России. Проливая слезы умиления перед образом пречистой Богородицы, мать берет сына своего и предает покрову Заступницы Небесной. “Се Тебе, пречистая Богомати, говорит она, в Твои пречистыя руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству. Михаил просил мать не соглашаться, но она отвечала: “се дело Божие, а не человеческое, не смею противиться”. Михаил плакал, все безмолвствовали. Он повергся перед иконою Богоматери и произнес: “Боже, Твоя есть воля, я раб Твой. Аще на то есть воля Божия, да буди тако, и, приняв прошение и благословение, на выю и перси животворящий крест, в десницу жезл царский, сел на престол царский и наречен был Богом избранный благоверный Великий Государь царь и великий князь, всея России Самодержец, в церкви Ипатиевского монастыря, волею Божиею и Московскаго государства всех чинов хотением”. Так помощью Богоматери в 1613 году 14 марта совершилось избрание Михаила Феодоровича на Всероссийское царство. В этот день была великая радость в Костроме; установили совершать праздник в честь Богородицы Феодоровския иконы в память этого избрания.

В марте 1991 года из Пюхтицкой Успенской обители в Кострому, для восстановления Богоявленско-Анастасиина женского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, была направлена монахиня Иннокентия, которая, 29 августа, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, Архиепископом Костромским и Галичским Александром возведена в сан игумении. Несколько ранее – 17 августа – был освящён Богоявленский собор, ставший кафедральным собором города. На следующий день сюда, с десятитысячным крестным ходом, была перенесена из Воскресенского храма главная святыня Костромы – Феодоровская чудотворная икона Божией Матери, древний явленный образ, которым инокиня Марфа благословила на царство своего юного сына царя Михаила. Некоторое время спустя, в собор были помещены и другие святыни – Крестмощевик с частицами мощей 400 святых и рака преподобного Макария Писемского.