|
|
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН, ЗАТВОРНИК ВЫШЕНСКИЙ
10/23 января
(1894).
Святитель Феофан, затворник
Вышенский
КАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ?
Надобно нам уяснить себе, когда и как начинается истинно
христианская жизнь для того, чтобы видеть, положено ли в нас начало
жизни сей, и, в случае, если не положено, знать как положить оное,
на сколько это от нас зависит.
То не решительный еще признак истинной жизни во Христе, если кто-нибудь
именуется христианином и принадлежит к Церкви Христовой. Не всяк глаголяй
Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие (Мф. 7, 21). И не ecu бо сущий
от Израиля, суть Израиль (Рим. 9, 6). Можно быть в числе христиан,
и не быть христианином. Это всякий знает.
Есть момент, и момент весьма заметный, резко обозначающийся в течении
жизни нашей, - когда кто начинает жить по-христиански. Это тот момент,
когда в нем начинают качествовать отличительные черты жизни христианской.
Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом
деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати
Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его.
Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе
Господе нашем, - в Богообщении, в начале обычно сокровенном не только
от других, но и от себя. Видимое же, или ощущаемое внутрь нас свидетельство
о ней есть жар деятельной ревности, исключительно о христианском Богоугождении,
с полным самоотвержением и ненавидением всего тому противного. Так,
когда начинается сей жар ревности, тогда полагается начало христианской
жизни; и в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански.
На этой отличительной черте надобно остановить немного подолее наше
внимание.
Огня приидох воврещи на землю, - говорит Спаситель, - и как желал
бы Я, чтобы он возгорелся (Лк. 12, 49). Это говорит Он о христианской
жизни, и говорит потому, что видимое ее свидетельство составляет возжигаемая
в сердце Духом Божиим ревность о Богоугождении, похожая на огонь,
ибо как огонь снедает то вещество, в котором внедряется, так и ревность
о жизни по Христе снедает душу, которая восприяла ее. И как во время
пожара пламя охватывает все здание, так и воспринятый огнь ревности
объемлет и наполняет все существо человека.
В другом месте Господь говорит: всяк огнем осолится (Мк. 9, 49). И
это есть указание на огнь духа, ревностию проникающего все существо
наше. Как соль, проникая удоборазлагаемое вещество, предохраняет его
от гниения, так и дух ревности, проникая все наше существо, изгоняет
грех, растлевающий нашу природу и по душе, и по телу, из всех даже
малейших его вместилищ и хранилищ, и тем спасает нас от нравственной
порчи и растления.
Апостол Павел заповедует: Духа не угашать (1 Фее. 5, 19), быть тщанием
не ленивыми, духом гореть (Рим. 12, II),- заповедует сие всем христианам,
чтобы помнили, что горение духа, или неленостное тщание, есть неотъемлемое
свойство христианской жизни. В другом месте о себе говорит он: задняя
убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню к почести
вышняго звания Божия о Христе Иисусе (Флп. 3, 13,14); и другим внушает:
тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9, 24). Значит, в жизни христианской,
вследствие жара ревности, есть некоторая быстрота и живость духовная,
с которою берутся за дела Богоугодные, попирая себя и охотно принося
в жертву Богу всякого рода труды, без жаления себя.
Утверждаясь на таком понятии, легко можно заключить, что холодное
исполнение уставов Церкви, равно как регулярность в делах, установляемая
расчетливым рассудком, исправность, степенность и честность в поведении
еще не суть решительные указатели, что качествует в нас истинно христианская
жизнь. Все это хорошо, но коль скоро не носит в себе духа жизни о
Христе Иисусе, не имеет никакой пред Богом цены. Такого рода дела
будут тогда как бы бездушные истуканы. И часы хорошие идут исправно;
но кто скажет, что в них есть жизнь?! Так и тут: часто имя только
имеют, что живы, будучи на деле мертвы (Апок. 3, 1). Эта добропорядочность
поведения больше всего вводит в обольщение. Истинное его значение
зависит от внутренних расположений, в которых возможны значительные
уклонения от существенной правды при делах правых. Как, удерживаясь
внешне от дел греховных, можно питать к ним привязанность или соуслаждение
в сердце, так равно, делая дела правые внешне, можно не иметь к ним
расположения сердечного. Только истинная ревность как добро хочет
совершать во всей полноте и чистоте, так и грех преследует до малейших
его оттенков. Первого ищет она как насущного хлеба, с последним поступает
как с врагом смертельным. Враг врага ненавидит не только в лице его
собственном, но ненавидит родных его и знаемых, даже вещи его, цвет
ему любимый, вообще все, что сколько-нибудь напоминает о нем. Тоже
и ревность о Богоугождении истинная: преследует грех в малейших об
нем напоминаниях или намеках; ибо ревнует о решительной чистоте. Не
будь этого, сколько нечистоты может залечь в сердце!
И какого успеха можно ожидать, когда нет стремительной ревности о
христианском Богоугождении? В чем нет труда, то будет еще исполняться;
но коль скоро потребуется в чем-либо усиленный труд, или какое-либо
самопожертвование, - тотчас последует отказ, по невозможности совладать
с собою. Ибо тогда не на что будет опереться, чтобы подвинуть себя
на доброе дело: саможаление подорвет все опоры. Если же примешается
другое какое побуждение, кроме указанного, то оно и доброе дело сделает
недобрым. Соглядатаи при Моисее убоялись оттого, что себя жалели.
Мученики охотно шли на смерть оттого, что их сжигал внутренний огонь.
Истинный ревнитель не законное только делает, но и совет, и всякое
благое, внушение, тайно печатлеемое в душе; делает не представляющееся
только, но бывает изобретателен на добро, весь в заботах об одном
добре прочном, истинном, вечном. "Везде потребно нам, - говорит святой
Иоанн Златоуст (беседа 31 на Деян.), - усердие и многое разжжение
души, готовое ополчиться против самой смерти; ибо иначе невозможно
Царствие получить".
Дело благочестия и Богообщения есть дело многотрудное и многоболезненное;
особенно на первых порах. Где взять сил, чтобы подъять все эти труды?
При помощи благодати Божией - в одушевленной ревности. Купец, воин,
судья, ученый проходят службу многозаботливую и многотрудную. Чем
поддерживают они себя в трудах своих? - Воодушевлением и любовию к
своему делу. Не иным чем можно поддерживать себя и на пути благочестия.
А без сего мы будем находить в служении Богу томность, тяготу, скуку,
вялость. И тихоход идет, но с болезнию, тогда как для быстрой серны
или проворной белки движение и переход составляют удовольствие. Богоугождение
ревностное есть отрадное, окрыляющее дух шествие к Богу. Без него
можно испортить все дело. Надо все делать во славу Божию, наперекор
живущему в нас греху; а без сего мы будем все исполнять только по
привычке, по требованию приличия, потому что так издавна делалось,
и так делают другие. Надо делать все; а в противном случае мы иное
сделаем, а иное нет, и притом без всякого сокрушения и даже памяти
о пропусках. Надо все делать со вниманием и осмотрительностию, как
главное дело; а иначе мы будем делать, как пришлось.
Итак, ясно, что без ревности христианин плохой христианин, - вялый,
расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни хладен, - и жизнь такая
не жизнь. Сие ведая, потщимся явить себя истинными ревнителями добрых
дел, чтобы быть истинно угодными Богу, не имея скверны или порока,
или нечто от таковых.
Итак, верное свидетельство о жизни христианской есть огнь деятельной
ревности о Богоугождении. Спрашивается теперь, как возжигается сей
огнь? Кто его производители?
Такая ревность производится действием благодати, однако же и не без
участия свободной нашей воли. Жизнь христианская не есть жизнь естественная.
Таково же должно быть и ее начало, или первое ее пробуждение. Как
в семени растительная жизнь пробуждается тогда, как к сокрытому в
нем ростку проникает влага и теплота, и чрез них - всевосстановляющая
сила жизни, так и в нас жизнь Божественная пробуждается, когда проникает
в сердце Дух Божий и полагает там начало жизни по духу, очищает и
собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия. Пробуждается
желание и свободное искание (действием извне), потом нисходит благодать
(чрез Таинства) и, сочетавшись со свободою, рождает мощную ревность.
И никто не думай сам собою родить такую силу жизни, об ней должно
молиться и быть готовым приять ее. Огнь ревности с силою - это благодать
Господня. Дух Божий, сходя в сердце, начинает действовать в нем не
снедающею только, но и вседействующею ревностию.
Иным приходит на мысль: зачем это действие благодати? Неужели мы сами
не можем делать добрых дел? Вот мы сделали то и то доброе дело. Поживем,
и еще что-либо сделаем. Редкий, может быть, не останавливался на этом
вопросе. Иные говорят, что мы не можем сами собою ничего доброго делать.
Но здесь дело не об отдельных добрых делах, а о перерождении всей
жизни, о жизни новой, о жизни в целом ея составе - такой, которая
приводит ко спасению. При случае нетрудно что-нибудь сделать даже
очень хорошее, как делали и язычники. Но пусть кто намеренно определит
себя на неопустительное доброделание, определит порядок его по указанию
Слова Божия, - и это не на один месяц или год, но на всю жизнь, -
и положит неуклонно пребывать в сем порядке, и потом, когда пребудет
верен тому, - пусть хвалится своею силою; а без сего не лучше ли заградить
уста свои. Мало ли бывало и бывает опытов самодельного начинания и
устроения христианского жития? И все они оканчивались и оканчиваются
ничем. Постоит немного человек в новоизбранном порядке - и бросает.
И как иначе? Нет сил. Только вечной силе Божией свойственно поддерживать
нас неизменными в расположении среди беспрерывных приливов изменений
временных. Потому надобно преисполниться сею силою, испросить ее и
принять по чину, - и она приподнимет нас и извлечет из этого треволнения
временного.
Обратитесь еще к опыту и посмотрите, когда приходят такие помышления
самодовольства? Когда человек бывает в покойном состоянии, когда его
ничто не смущает, ничто не прельщает и не влечет ко греху, тогда он
готов на самое святое и чистое житие. Но чуть движение страсти или
соблазн - куда все обеты?! Не говорит ли себе часто человек, ведущий
невоздержанную жизнь: теперь не буду больше. Но насыщение страсти
прошло, новый позыв восстает, и он опять является во грехах. Хорошо
рассуждать о перенесении обид, когда все идет по нашей воле не наперекор
самолюбию. Тут, пожалуй, странным покажется чувство оскорбления или
серчания, какому предаются другие. Но случись самим быть в подобном
положении, тогда и один взгляд, не только слово, выведет из себя.
Так можно в самонадеянности мечтать о возможности самому собою, без
высшей помощи, вести жизнь христианскую, когда покоен дух. Но когда
зло, слегшееся на дне сердца, возмятется, как прах ветром, тогда в
собственном опыте найдет каждый осуждение своей заносчивости. Когда
помысл за помыслом, желание за желанием, - одно другого хуже - начинают
тревожить душу, тогда забудет всякий про себя и невольно воззовет
с Пророком: воды внидоша до души моея: углебох в тимении глубины (Пс.
68, 2). О, Господи, поспеши же! (Пс. 117, 25).
Не бывает ли часто так: мечтает иной в самоуверенности пребывать в
добре. Но вот воображено лицо или вещь, родилось желание, возбудилась
страсть: человек увлечен и пал. После сего оставалось бы только посмотреть
на себя и сказать: как это худо! Но вот представился случай к развлечениям,
и он снова готов забыться. Далее, кто-нибудь оскорбил: началась брань,
укоры, суд; представилась неправая, но выгодная сделка, - берется
и за то: одного унизил, с другим поделился, третьего столкнул с места,
- и все это после того, как хвалился возможностию самому, без особой
помощи свыше, вести себя свято. Где же сила? - Дух бодр, плоть же
немощна (Мф. 26,41). Видишь добро и творишь зло: хотящу ми творити
доброе, яко мне злое прилежит (Рим. 7, 21). Мы в плену: искупи нас,
Господи!
Один из первых вражеских наветов на нас есть помысл самонадеянности,
т.е. если не отвержение, то нечувствование нужды в благодатной помощи.
Враг как бы так говорит: "Не ходи туда - к свету, где хотят тебе дать
какие-то новые силы! - Ты у меня и так хорош". Человек и предается
покою. А враг между тем - где подкинет камень (неприятности), где
наведет на скользкое место (прелести страстей), где усеет цветами
закрытые силки (светлая обстановка). Не оглядываясь, человек стремится
все далее и далее, и не догадывается, что ниспадает все ниже и ниже,
пока, наконец, не низойдет на самое дно зла - к преддверию ада. Не
нужно ли в таком случае крикнуть ему, как первому Адаму: "Человек,
где ты? Куда ты зашел?" Вот это-то воззвание и есть действие благодати,
которое заставляет грешника в первый раз осмотреться на себя.
Итак, желаешь начать жить по-христиански, взыщи благодати. Минута,
когда низойдет благодать и сочетается с твоею волею, будет минутою
рождения жизни христианской - сильной, твердой, многоплодной.
Где обрести и как принять благодать, зачинающую жизнь? Стяжание благодати
и освящение ею нашего естества совершается в Таинствах. Здесь мы предлагаем
действию Божию, или предносим Богу свою непотребную природу, - и Он
действием Своим претворяет ее. Богу угодно было, для поражения гордого
ума нашего, в самом начале истинной жизни, сокрыть силу Свою под сению
вещества простого. Как это бывает, не постигаем, но опыт всего христианства
свидетельствует, что иначе не бывает. Таинств, преимущественно относящихся
к началу жизни христианской, два: Крещение и Покаяние. Потому и правила
касательно начала жизни истинно христианской собираются одни вокруг
Крещения, а другие - вокруг Покаяния.
Литература:
1. Еп. Феофан. Путь ко спасению. Третья
часть. М., 1899.
СВЯТИТЕЛЬ
ФЕОФАН, ЗАТВОРНИК ВЫШЕНСКИЙ
|
|
|