СВТЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП - РЕЛИКВИИ
Митрополит Филипп. Крышка раки
Крышка раки
Свт. Филиппа.



Москва, I пол. ХVII в.
Дерево, левкас, темпера; резьба.

Традиция скульптурного изображния усопших на гробницах (раках) на Руси существовала только по отношению к святым. Тем самым подчеркивалось важнейшее свойство святых мощей - их чудесное нетление.

На Руси, помимо резных деревянных и чеканных серебряных изображений, на раках святых существовали живописные и шитые на-гробные покровы. В ХVIII-Х1Х вв. рельефные фигуры на раках в основном заменяются живописными во исполнение указа Синода от 15 марта 1722 г., повелевавшего убрать резные изображения, которые часто принимались верующими за самые мощи. Иногда, по свидетельству старых соборных описей, драгоценные крышки с чеканными изображениями ставили рядом с ракой в виде образов для поклонения. На Руси сложилась определенная иконографическая традиция надгробных изображений святых. Они как правило изображались "аки живы": благословляющими правой рукой, с Евангелием в левой руке - у святителей, у преподобных - свитком. Мученики имели в руках кресты, иногда руки были сложены на груди. Встречаются и другие варианты.

Изображение святителя московского Филиппа традиционно для такого рода изображений. Его иконографическая особенность - двуперстное сложение благословляющей руки. Эта деталь служит основанием для предположений о датировке памятника. Он мог быть создан либо в короткий период между 1652-1656 гг. (в 1652 г. мощи святителя Филиппа были принесены в Успенский собор, а в 1656 г. двуперстие было окончательно вытеснено из богослужебной практики, что подтверждено Соборными постановлениями 1666-1667 гг.), либо в последней четверти XVII в., когда, особенно во время патриаршества Иоакима (1674-1690), эти постановления часто нарушаются. Незавершенность оформления крышки - отсутствие полей, а также традиционных изображений Христа или Богоматери в верхней части, заставляют предположить, что работа не была окончена. Этим, возможно, объясняется отсутствие упоминаний о резных крышках рак в описях Успенского собора. Сложность техники горельефа, сочетающей различные виды резьбы и отделки, предполагает выполнение его в крупной мастерской - без сомнения, в Оружейной палате, которая в ХV1-ХVII вв. была центром изготовления серебряных и деревянных рак русских святых.