СВТЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП - РЕЛИКВИИ
Кадило
Кадило (Кандило?).


Вклад Филиппа Колычева.
Новгород (?), между 1537 и 1548 (?)

Кадило представляет особый интерес, поскольку сохранились лишь считанные единицы столь ранних русских церковных сосудов этого типа. Его сферическая чаша расчеканена крупными «ложками», через одну позолоченными. По венцу помещена золоченая полоса с резной вкладной надписью: КАДИЛО В ДОМЪ СПАСУ/ И ПРЕЧИСТОИ БОГОРОДИЦЫ И ЧЮДОТВОРЦОМ/ ЗОСИМЕ И САВАТИЮ/ ФИЛИППА КОЛЫЧЕВА. Основание, декорированное сканым с эмалью узором, было соединено с сосудом реставратором Н.И. Долговым в 1976 г. Датировка сосуда осложнена отсутствием даты во вкладной надписи и особенностью именования вкладчика только по имени, без титула и указания положения, которое в этот период занимал в монастыре Филипп Колычев. Поэтому можно предположить, что сосуд явился одним из первых его вкладов, сделанных после прихода Филиппа в обитель, но до его пострижения. Названный в тексте надписи кадилом, этот сосуд, тем не менее, в настоящее время можно именовать и кандилом, поскольку его конструкция (крепление цепей) не предусматривает наличия верхней чаши или «накрова» (по терминологии XVI в.), обязательных для кадил. Кроме того, присоединенное при последней реставрации основание является более поздним, а на самой чаше нет следов от его крепления к ней, что дает еще большую уверенность в том, что это именно кандило, которое находилось постоянно в подвешенном состоянии, в отличие от кадил с обязательным основанием. Подобное несоответствие может объясняться тем фактом, что в русском языке XI–XVI вв. термины «кадило» и «кандило» были в одинаковой степени применимы как для обозначения сосуда для сжигания темьяна и других благовонных веществ, так и для лампады.