СВТЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП - РЕЛИКВИИ | ||||||||||
Крест воздвизальный. «Сделан… при игумене Филиппе Колычеве повелением и трудами соловецких… старцов Исаака Шахова и Даниила Жданьского» Новгород, 1560/1561 На лицевой стороне восьмиконечного воздвизального креста помещено Распятие, составленное из литых накладных фигур. Между рельефами расположены драгоценные камни и пластины с черневыми именующими надписями: ИИСУC XРИСТОС, MP ?Y ИВАН БОГОСЛ[ОВ], МИХАИЛЪ/ГАВРИИЛЪ. На оборотной стороне на верхнем перекрестье помещено резное изображение Спаса в рост, с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими; на раскрытом Евангелии в руках Христа помещена резная надпись: ОТЧЕ/ ПРИ/ИДЕ// ЧАС/ ПРО/СЛА (Иоанн, XVII, 1). Всю остальную поверхность занимает пространная резная надпись в сорок две строки, которая начинается перечислением многих мощей и святынь, вложенных в крест, и заканчивается исторической летописью: ДРЕВО ЖИВОТ/ВОРЯЩАГ[О] КРЕСТА/ ГОСПОДНЯ. ПЛАЩАНИЦА/ ХРИСТОВА. КАМЕН[Ь] ГРОБА ГОСПОДНЯ. ПРЕЧИСТЫЕ БОГОРОДИЦИ МЛЕКО РИЗЫ И ПОЯС. ДУБ МАМВРИСКИИ. ИОAН ПРЕДОТЕЧА ИAKOВА БРАТА ГОСПОДНЯ/ ПЕРВОМУЧЕНИKA CTEФAНA. ИГНАТИЯ БОГОНOCЦА. НИKOЛЫ ЧЮДОТВОРЦА МИРО. СИМЕОНA CTOЛПНИКА. АНТОНИЯ/ РИМЛЯНИНА. ЦАРЯ КОНСТЯНТИНА. ДИМИТРИА СЕЛУНСКОГО КРОВЬ И МИPO. М[ОЩИ] МУЧЕНИК[ОВ]. БОРИСА И ГЛЕБА. ФЕОДОРА/ ТИРОНA. BEЛИКОМУЧ[ЕНИКОВ] ПРОКОПИЯ./ ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА/ МИНЫ И ВИКТОРА./ ЕУСТАФЯ ПЛАКИД[Ы] ИАКОВА ПЕРСКАГ[О]./ МЕРКУРИА. ДРЕВ[О] КО/ПИА ХРИСТОВА. ПАВЛА/ ИСПО[ВЕДНИКА]/ СКУФ[Ь]А ИОAН[НА] ЗЛАТ[ОУСТА]. ЗО/СИМЫ СОЛОВЕЦ[КОГО]. ВАРЛА/МА ХУТ[ЫНСКОГО]. НИКИТЫ ЕПИСКОПА/ ОМОФОР И РИЗЫ. ИОAН[НА] АРХИ/ЕПИСКОПА РИЗ[Ы]. АЛЕКСАНДРА СВЕР[СКОГО]. ПАФНОТИА БОРОВ[СКОГО]. ФЛАВИАНЯ/ МЕЧА КРЕСТЪ. НЕОПАЛИМЫА КУПИНЫ КАМЕН[Ь]. ВАРВАРЫ/ 10.РЫ МОЩ[ЕЙ] НЕВИДОМЫ СВЯТЫХ. ПЕРСТЬ ИЕРДАНА. И МНОГИХ СВЯТЫХ ВМИСТЕ КАМЕН[Ь] НА НЕМЪ Ж[Е] ХРИСТОС СЕДИЛ ИОАН[НА] БОГОСЛОВА/ ПАВЛА ФИВЕИСКАГ[О]/ ЛЕТ[А] 7069 [1560/1561] Г[ОДА] ЗДЕЛАНЪ БЫС[ТЬ] СИ СВЯТЫ И ЖИВОТВО/РЯЩИ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ С МО/ЩМИ В ПРЕЧЕСTНУЮ И ВЕЛИ/КУЮ ОБИТЕЛ НА СОЛО/ВКЫ ВСЕМИЛОСТИВОМУ/ СПАСУ И ПРЕЧИСТОИ БОГОРОДИЦИ/ И ПРЕПОДОБНЫМ ВЕЛИКИМ/ ЧЮДОТВОРЦОМ ЗОСИМ/Е И САВАТИЮ В ДОМ/ ПРИ ИГУМЕНИ ФИ/ЛИППЕ КОЛЫЧО/ВЕ. ПОВЕЛЕНИЕМ/ И ТРУДЫ СОЛО/ВЕТЦКЫХ ЖЕ СТАР/ЦОВЪ ИСАКА ША/ХОВА. И ДАНИЛА/ ЖДАНЬСКОГО.
Крест являлся самым ранним в соловецкой ризнице воздвизальным крестом с мощами многих святых. В надписи на нем поименованы сорок три священных частицы. Этот торжественный перечень начинается со святынь высшего порядка. Первым названа традиционная для крестов-реликвариев часть Древа Истинного Креста. Камень Гроба Господня, также вложенный в крест, упоминающийся довольно редко на русских мощевиках XIV в., известен в XVI в. в реликвариях только Соловецкого монастыря. Эта святыня, в отличие от многих христианских реликвий, вывезенных в XII–XV вв. из Святой земли, и в XVI в. находилась в Иерусалиме в храме Гроба Господня, где ее видели и описали русские паломники того времени. Одним из них был купец Василий Поздняков. В своем описании, составленном почти одновременно с исполнением соловецкого креста в 1558 г., он говорит о камне пред вратами Гроба Господня, «…что отвалил ангел Господень от дверей гроба...; и тот камень рознят на мощи и не много его осталося». «Плащаница Господня», названная в надписи на кресте на втором месте и хранившаяся некогда среди ценнейших страстных реликвий церкви Богоматери Фаросской в Большом императорском дворце Константинополя, больше не упоминается ни в одном из известных русских мощевиков XII–XVI вв. Интересно, что и некоторые другие святыни соловецкого креста также связаны с этим храмом: кроме Древа Креста Господня, это копие, которым римский воин пронзил бок Распятого, мафорий (риза) и часть пояса Богородицы, мощи святого Иоанна Предтечи и Стефана Первомученика. «Камень, на котором сидел Христос», упоминается в надписях на кресте, а также еще на нескольких реликвариях Соловецкого монастыря и, по-видимому, является частью того камня из колодца Иакова, на котором сидел Христос, беседуя с самаритянкой, и который многие паломники описывали среди святынь Святой Софии в Царьграде. Среди константинопольских реликвий известны и мощи мучеников Мины и Виктора, а также Прокопия, хранившиеся в большой церкви святого Мины6, мощи святого Иакова брата Господня – в церкви во имя этого святого, святого императора Константина – в церкви Апостолов, святой мученицы Варвары, череп Иоанна Крестителя и тело святого Меркурия. Соловецкий крест, вместивший все эти святыни, которые хранились в Царьграде до его разорения, должен был являть собой образ и подобие великого города. Но святыни воздвизального креста напоминали и другие великие священные места. О Святой земле напоминала такая реликвия как «млеко Богородицы», о котором русские паломники XVI в. говорили, что так называли Иерусалимские старцы мягкую и белую землю из пещеры, которая, по преданию, явилась местом избиения младенцев Иродом и находилась недалеко от пещеры, где родился Христос. Эта святыня довольно часто упоминается в надписях как на более древних русских мощевиках, так и на реликвариях XVI в., большинство из которых происходят из Соловецкого монастыря. Дуб Мамврийский, названный после Богородичных святынь, также являлся реликвией Святой земли. Как ни странно, но в древнейших русских реликвариях XII–XVI вв. больше не известно упоминаний этой святыни. Так же только на кресте 1560/1561 г. встречаются такие реликвии, как мощи мученика Виктора, Иоанна Богослова, Павла Фивейского, «скуфья Иоанна Златоуста» и «Флавиана меча крест». Именование же некоторых святынь встречаются довольно редко, причем – на реликвариях Соловецкой обители. Одной из подобных редких священных частиц является происходящий с Синая «Неопалимой купины камень». В «Хождении» Василия Позднякова описывается особое благоговейное почитание этой реликвии, в придел над которой даже входить можно было только в новых или чистых одеждах и без обуви, и приводится восторженное ее описание: «…и видехом то место покрыто каменем мраморным, камень же полусажени, на четыре углы; над тем каменем престол стоит и служба божественная совершается, в нем же вделаны два камени невелики, что опалила Неопалимая Купина. И те камени целовал патриарх, а близко к ним не приходил, одоле их стал, да излег по земли, как бы мочно достати, и целовал кандила неугасимых». Наряду с вселенскими святынями крест вместил и реликвии русских подвижников. Одним из первых среди них назван Антоний Римлянин, имя которого, так же как и имена мучеников Бориса и Глеба, помещено не традиционно после имен вселенских святых, а среди них, причем в начале их перечисления. Упоминание мощей Антония Римлянина на этом кресте относится к числу древнейших и появилось задолго до открытия мощей святого, состоявшегося в 1597 г. Не менее интересно и упоминание мощей святых Бориса и Глеба, которые считались утраченными во время татаро-монгольского разорения. Имя преподобного Александра Свирского, несомненно, имело для игумена Филиппа особое значение. В первые годы своего пребывания в монастыре он поступил в послушание к иеромонаху Ионе, который часть своего иноческого пути прошел рядом с основателем Свирской обители и мог не только хранить какие-то реликвии, связанные с ним, но и поведать о его подвигах новому послушнику. Имена других русских святых – новгородских преподобных и святителей – довольно часто упоминаются на реликвариях
XVI в. из Соловецкого монастыря. Мощи же святого Зосимы Соловецкого едва ли не впервые поименованы на этом кресте, что, возможно, отмечает одно из важнейших событий игуменства Филиппа – обретение ризы святого Зосимы.
Подобные образы и ассоциации вызывала каждая из поименованных на кресте священных частиц у образованных людей русского средневековья, тем более у ученых книжников, которые видели в воздвизальном кресте великое собрание вселенской и русской святости.
Единственное женское имя в протяженной надписи о вложенных в крест реликвиях, возможно, указывает и на личное моление игумена Филиппа, которое несет этот ценнейший соловецкий крест. Имя великомученицы Варвары, известное в надписях на нескольких русских мощевиках XIV – начала XV в., в середине – второй половине XVI столетия встречается лишь на четырех соловецких крестах, три из которых связаны с именем святителя Филиппа. Известно, что Варварой звали его мать и, согласно позднему преданию, келейная икона святой Варвары с ее мощами сопровождала святителя до последней минуты жизни, сохранялась и после его кончины в Тверском Отроче монастыре, где в 1833–1834 гг. был устроен храм во имя этой святой, алтарь которого находился над местом последнего заточения святителя Филиппа. Его мать скончалась около 1560 г., отец, боярин Стефан Иванович Колычев Стенстур, преставился около 1561 г. В тот же год игумен Филипп просил соловецкую братию о записи в литийный синодик для вечного поминовения своих родителей и дяди его Бориса Стефановича, а также его самого по преставлении. В том же 1561 г. повелением игумена создается воздвизальный крест, среди многочисленных реликвий которого значатся мощи святых покровителей тех близких ему людей, за кого он просит: мощи первомученика Стефана, Святых Бориса и Глеба, великомученицы Варвары, чьи имена встречаются и на других связанных со святителем Филиппом мощевиках.
Историческая летопись на кресте долгое время истолковывалась как редкое свидетельство о мастерах, исполнивших его. Однако сведения о том, что крест был сделан «повелением и труды … старцов Исаака Шахова и Даниила Жданьского», вряд ли можно понимать таким образом. Старец Исаак Шахов известен своим участием в составлении описей монастыря в 1582 г. в числе соборных старцев и в 1597 г., когда он назван келарем. Им были пожертвованы в монастырь четыре рукописи, в том числе Евангелие с серебряными застежками, на которых было вырезано имя старца. Его же имя сохраняет, по-видимому, и серебряный наперсный крест-мощевик 1566/1567 г. из соловецкой ризницы. Возможно, свидетельство о «трудах» в исторической летописи указывает на труды духовные.
|
||||||||||