|
|
Складень-мощевик, присланный в монастырь митрополитом Филиппом.
Создан повелением Семена Ермилина сына Трусова. Новгород, 1561/1562 гг.
Камень («деманит»), серебро ; резьба, скань, эмаль, резьба, чернь, золочение
Внутри двустворчатого складня-мощевика помещены каменные пластины с рельефными изображениями. На внутренней стороне верхней створки – Троица Ветхозаветная и символы евангелистов: наверху – ангел и орел, внизу – лев и телец. На нижней створке – Богоматерь Воплощение (Знамение), херувимы (наверху) и серафимы (внизу).
Оправа – серебряная золоченая, за исключением пластины на внешней стороне нижней створки. На лицевой ее стороне – изображение семиконечного Голгофского креста с копьем и тростью, с головой Адама в подножии, в углах – небольшие круглые клейма, в верхнем левом клейме сохранилась пластина с черной эмалевой надписью вязью: ЦАРЬ СЛАВЫ. Композиция выполнена в технике эмали по скани с зеленой, голубой, темно-синей и белой эмалью. На торцевых сторонах – резная надпись о мощах в две строки, продолжающаяся в черневой надписи на оборотной стороне в центре. По краю оборотной стороны по спирали в две строки помещена черневая историческая летопись: ОБРАЗЫ СИА ВЕЛЕЛЪ РЕЗАТИ И ОБЛОЖИ/ТИ И МОЩИ В НИХЪ ПОЛОЖИЛЪ СЕМЕНЪ ЕРМИ/ЛИНЪ СЫНЪ ТРУСОВА ЛЕТА 7000 СЕМЬ/ДЕСЯТАГО [1561/1562] НА ПАМЯТЬ СОБЕ ПОСЛЕ ЕГО/ ЖИВОТА ГДЕ ДАДУТЪ ПОМИНАТИ/ ЕГО В ЛИТИЯХЪ В ВЕЧНЫХЪ НЕВЫГЛ/АДИМЫХЪ С СОЗДАТЕЛИ.
Созданный на помин души по заказу Семена Ермолина сына Трусова реликварий, вероятно, заключил в себе всю родовую святость, собиравшуюся не одним поколением этой фамилии, о чем говорит завершение торжественного и протяженного перечисления вложенных в мощевик реликвий – «мощей семнадцать неведомых», память о которых со временем стерлась. Столь значимый для заказчика священный предмет был заказан одному из лучших новгородских мастеров, о чем свидетельствует высочайший уровень исполнения резных по камню рельефов, вводящий складень в ряд шедевров русской пластики и в число редчайших, точно датированных ее образцов, чью историю можно проследить едва ли не с самого замысла.
Согласно грамоте митрополита Филиппа, складень был вручен ему новгородским боярином Семеном Ермолиным сыном Трусовым, в Новгороде, который Филипп посетил в 1566 г. по пути в Москву на поставление в митрополиты. Затем складень вместе с рядом других предметов и с «памятью», данной некоему Исайе, был послан митрополитом Филиппом в Соловецкий монастырь, где упоминается в составе ризницы, начиная с описи 1570 г. В начале XVIII и второй половине XIX в. складень хранился в ризной палате. В конце XVIII в. в монастыре, возможно, еще была жива память о связи складня с именем святителя Филиппа, поскольку мощевик в это время вместе с некоторыми другими древними реликвариями находился в особом деревянном ковчеге в раке святого Филиппа митрополита. В первой четверти XIX в. резной диптих вместе с литым из серебра золоченым Распятием и другими ковчегами и крестами-мощевиками был выставлен на одном из двух больших аналоев, помещавшихся по обе стороны амвона в Спасо-Преображенском соборе.
|
|
|