|
|
ДНИ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА,
ИГУМЕНА ВОЛОЦКОГО,
ЧУДОТВОРЦА
9/22 сентября, 18/31 октября
Тропарь преподобному Иосифу, игумену
Волоцкому, чудотворцу,
глас 4:
Яко
постников удобрение и отцев красоту, /
милости подателя, рассуждения
светильника, / вси вернии, сошедшеся,
восхвалим / кротости учителя и ересей
посрамителя, / премудраго Иосифа,
Российскую звезду, / молящася Господу /
помиловатися душам нашим.
Преподобный Иосиф
Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14
ноября 1440 года (по другим данным - 1439 год)
в селе Язвище-Покровское, недалеко от
города Волоколамска, в семье
благочестивых родителей Иоанна (в
монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме
Марии). Семилетним отроком Иоанн был
отдан в обучение к добродетельному и
просвещенному старцу Волоколамского
Кресто-Воздвиженского монастыря
Арсению. Отличаясь редкими
способностями и чрезвычайным
прилежанием к молитве и церковной
службе, даровитый отрок за один год
изучил Псалтирь, а в следующем году - все
Священное Писание. Он стал чтецом и
певцом в монастырской церкви.
Современники поражались его
необычайной памяти. Часто, не имея в
келии ни одной книги, он совершал
монашеское правило, читая на память
Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные
по уставу.
Еще не будучи иноком, Иоанн проводил
иноческую жизнь. Благодаря чтению и
изучению Священного Писания и творений
святых отцов, он постоянно пребывал в
Богомыслии.
В двадцать лет Иоанн
избирает путь иноческих подвигов и,
оставив родительский дом, уходит в
пустынь, что была близ Тверского Саввина
монастыря, к известному старцу, строгому
аскету-подвижнику Варсонофию. Но
монастырские правила показались юному
подвижнику недостаточно строгими. По
благословению старца Варсонофия, он
уходит в Боровск, к преподобному
Пафнутию Боровскому, постриженику
старца Высоцкого монастыря Никиты,
ученика преподобных Сергия
Радонежского и Афанасия Высоцкого.
Преподобный Пафнутий
с любовью принял прибывшего к нему юного
подвижника и 13 февраля 1460 года постриг
его в иночество с именем Иосиф.
Так осуществилось
самое большое желание Иоанна. С усердием
и любовью нес молодой инок возложенные
на него тяжелые послушания в поварне,
пекарне, больнице; последнее послушание
преподобный Иосиф исполнял с особенным
тщанием. Великие духовные способности
юного инока проявлялись в церковном
чтении и пении. Он был одарен музыкально
и прекрасно владел голосом. По кончине
преподобного Пафнутия (+ 1 мая 1477 года)
Иосиф был рукоположен во иеромонаха и,
согласно завещанию почившего
настоятеля, назначен игуменом
Боровского монастыря.
Преподобный Иосиф решил
преобразовать монастырскую жизнь на
началах строгого общежития, по примеру
Киево-Печерского, Троице-Сергиева и
Кирилло-Белозерского монастырей. Однако
это встретило сильное противодействие
со стороны большинства братии. Лишь
семеро благочестивых иноков были
единомысленны с игуменом. Преподобный
Иосиф решил обойти русские
общежительные монастыри, чтобы
исследовать наилучшее устроение
иноческой жизни. Вместе со старцем
Герасимом он прибыл в Кирилло-Белозерский
монастырь, который представлял собой
образец строгого подвижничества на
началах общежительного устава.
Знакомство с жизнью монастырей укрепило
взгляды преподобного Иосифа. Но,
возвратившись по воле князя в Боровский
монастырь, преподобный Иосиф встретил
прежнее упорное нежелание братии
изменить привычный отшельнический
устав. Тогда, решив основать новую
обитель со строгим общежительным
уставом, он с семью иноками-единомышленниками
отправился в Волоколамск, в родные, с
детства известные ему леса.
Избрание
этого места сопровождалось
знаменательным явлением: налетевшая
буря повалила лес на глазах изумленных
путников, как бы расчищая место для
будущей обители. Именно здесь в июне 1479
года подвижники воздвигли крест и
заложили деревянную церковь в честь
Успения Богоматери, освященную 15
августа 1479 года. Этот день и год вошли в
историю как дата основания обители
Успения Пресвятой Богородицы на Волоке
Ламском, называемой впоследствии именем
святого его основателя.
С каждым годом
обитель преподобного Иосифа все более
благоустраивалась. В 1484 - 1485 годах на
месте деревянного был сооружен каменный
храм Успения Богоматери. Летом 1485 года
его расписывали "хитрые живописцы
русской земли" Дионисий Иконник с
сыновьями Владимиром и Феодосием. В
росписи церкви участвовали также
племянники и ученики Преподобного иноки
Досифей и Вассиан Топорковы. В 1504 году
была заложена теплая трапезная церковь
в честь святого Богоявления, затем
сооружена колокольня и под нею - храм во
Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.
Преподобный Иосиф воспитал целую
школу знаменитых иноков. Одни из них
прославили себя на поприще церковно-исторической
деятельности - были "пастырями
добрыми", других прославили труды
просвещения, иные оставили по себе
благоговейную память и были достойным
примером для подражания своими
благочестивыми иноческими подвигами.
История сохранила для нас имена многих
учеников и сподвижников преподобного
игумена Волоколамского, впоследствии
продолжавших развивать его идеи.
Деятельность
и влияние преподобного Иосифа не
ограничивались монастырем. Многие из
мирян шли к нему получить совет. Чистым
духовным разумом проникал он в глубокие
тайники души вопрошавших и прозорливо
открывал им волю Божию. Все живущие
вокруг монастыря считали его своим
отцом и покровителем. Знатные бояре и
князья брали его в восприемники своим
детям, ему открывали свои души на
исповеди, просили письменного
руководства для исполнения его
наставлений.
Простой народ находил в монастыре
преподобного средства к поддержанию
своего существования в случае крайней
нужды. Число питающихся на монастырские
средства иногда доходило до 700 человек.
Жизнь святого аввы
Иосифа не была легкой и покойной. В
трудное для Русской Церкви время
Господь воздвиг его как ревностного
поборника Православия на борьбу с
ересями и церковными несогласиями.
Величайшим подвигом преподобного
Иосифа стало обличение ереси
жидовствующих, пытавшихся отравить и
исказить основы русской духовной жизни.
Как святые отцы и учители Вселенской
Церкви изложили догматы Православия,
возвышая свой голос против древних
ересей (духоборческих, христоборческих,
иконоборческих), так святому Иосифу
возвещено было Богом противостоять
лжеучению жидовствующих и создать
первый свод русского православного
Богословия - великую книгу "Просветитель".
Памятником
канонических трудов игумена Волоцкого
является в значительной степени и "Сводная
Кормчая" - огромный свод канонических
правил Православной Церкви, начатый
преподобным Иосифом и завершенный
митрополитом Макарием.
Шли годы. Процветала
созданная трудами и подвигами
преподобного Иосифа обитель, а сам ее
основатель, старея, готовился к переходу
в вечную жизнь. Перед кончиной он
приобщился Святых Таин, затем созвал всю
братию и, преподав ей мир и
благословение, блаженно почил на 76-м
году жизни 9 октября 1515 года
Богословские
творения преподобного Иосифа
составляют неотъемлемый вклад в
сокровищницу Православного Предания.
Как все церковные писания,
вдохновленные благодатью Святого Духа,
они продолжают быть источником духовной
жизни и ведения, сохраняют свою
богословскую значимость и актуальность.
Главная книга святого аввы Иосифа
писалась по частям. Первоначальный ее
состав, законченный ко времени соборов
1503 - 1504 годов, включал 11 Слов. В
окончательной редакции, сложившейся
после кончины преподобного и имевшей
огромное количество списков, "Книга
на еретики" или "Просветитель"
состоит из 16 Слов, которым предпослана в
качестве предисловия "Повесть о
новоявившейся ереси". Слово первое
излагает церковное учение о догмате
Пресвятой Троицы, второе - об Иисусе
Христе - Истинном Мессии, третье - о
значении в Церкви пророчеств Ветхого
Завета, четвертое - о Боговоплощении,
пятое - седьмое - об иконопочитании. В
словах восьмом - десятом преподобный
Иосиф излагает основы христианской
эсхатологии. Одиннадцатое слово
посвящено монашеству. В двенадцатом
доказана недействительность проклятий
и прещений, налагаемых еретиками.
Последние четыре слова обсуждают
способы борьбы Святой Церкви с
еретиками, средства к их исправлению и
покаянию.
|
|
|