|
|
СВЯТКИ
Двенадцать дней
после праздника Рождества Христова
обыкновенно называются святками, т.
е. святыми днями, потому что эти
двенадцать дней освящены великими
событиями Рождества Христова и
Богоявления, празднование которых,
вероятно, было короче, когда праздники
Рождества Христова и Богоявления были
соединены в один день. По разделении их
празднование распространилось на все
дни, промежуточные от 25 декабря/7 января
до 6/19 января, и составляющие как бы один
день праздника. Эти дни называются и св.
вечерами, потому что христиане по
древнему обычаю свои дневные занятия
прекращают вечером, может быть в
воспоминание событий Рождества и
Крещения Спасителя, бывших в ночное или
вечернее время.
Святить двенадцать дней
после праздника Рождества Христова
Церковь начала с древних времен.
Некоторое указание на священие этих
дней можно находить в 13 беседах св.
Ефрема Сириянина, произнесенных им в 13
дней – от 25 декабря/7 января до 6/19 января;
в словах св. Амвросия Медиоланского и св.
Григория Нисского. Св. Амвросий говорит:
«Господь рождением Своим на земле
принес свет и людям и дням». Св. Григорий
Нисский в слове на день Р. X.
размышляет: «ныне мрак начинает
умаляться и свет увеличиваясь более и
более, сокращает пределы ночи. Гибельная
ночь греха, возросшая до последней
крайности и беззакониями всякого рода
доведенная до крайней степени нечестия,
ныне перестает умаляться и редеть».
Из
этих слов можно заключить, что дни после
праздника Рождества Христова особенно
знаменательны для христианина: при
явлении Солнца правды они должны вести
нас к свету, освящению и достижению
полноты благодатного озарения во Иисусе
Христе. Древнее двенадцатидневное
празднование святок подтверждается
церковным уставом преподобного Саввы
Освященного, умершего в 530 году,
изложенными по древнему чиноположению,
по которому в дни святок «никакоже пост,
ниже коленопреклонения бывают, ниже в
церкви, ниже в келиях», и возбранено
совершать священнодействие брака.
Подтверждается также кодексом
Юстиниана, изданным в 535 году. По
сказанию Кедрина Юстиниан 12 дней святок
проводил с особенным благоговением к
Богу и разделял щедрую милостыню бедным,
как бы в знамение увеличения света
духовного, именем которого называются
добрые дела (Матф. V,
16). Вторым Туронским Собором в 567 году все
дни от Рождества Христова до
Богоявления названы праздничными.
Между
тем святость этих дней и вечеров,
которые по имени и цели их надлежит нам
наиболее святить Богослужением
общественным и частным, во многих местах,
к сожалению, особенно нарушается
соблазнительными и суеверными
гаданиями и иными обычаями языческих
празднеств, отправлявшихся некогда
около 25 декабря/7 января и нового года. В
правилах шестого Вселенского Собора
говорится: «прибегающие к волшебникам,
или другим подобным, чтобы узнать от них
что-либо сокровенное, согласно с
прежними отеческими о них
постановлениями, да подлежат правилу
шестилетней епитимии. Той же епитимии
надлежит подвергать и тех, кои
производят гадания о счастии, судьбе,
родословии, и множество других подобных
толков, равно и так именуемых
облакогонителей, обаятелей, делателей
предохранительных талисманов и
колдунов. Закосневающих же в этом и не
отвращающихся от таковых пагубных и
языческих вымыслов определяем совсем
извергать из Церкви, как священныя
правила повелевают.
Ибо кое общение свету ко тьме, говорит
Апостол, или кое сложение Церкви
Божией со идолы; или кая часть верному с
неверным; коеже согласие Христовы с
велиаром (2 Коринф. VI, 14 – 16). Так
называемые календы (т. е. языческие
празднования первого дня каждого месяца),
Вота (языческое празднование Пану),
Врумалия (празднование языческому
божеству – Вакху), и народное сборище в
первый день марта, желаем совсем
исторгнуть из жития верных. Также и
всенародные пляски, великий вред и
пагубу причинить могущия, равно и в
честь богов, ложно так Еллинами
именуемых, мужеским или женским полом
производимыя пляски и обряды, по
старинному и чуждому христианскаго
жития обычаю совершаемые, отвергаем, и
определяем: никому из мужей не одеваться
в женскую одежду, не свойственную мужу;
не носить масок. Посему тех, кои отныне,
зная это, дерзнут делать что либо из
вышесказанного, клириков – повелеваем
извергать из священнаго чина, а мирян –
отлучать от общения церковнаго» (61 и 62
правила).
Это соборное
постановление сделано согласно с
Писанием, в котором говорится: да не
будет утварь мужеска на жене, ни да
облачится муж в ризу женску, яко
мерзость есть Господеви Богу твоему
всяк творяй сия (Второзак. XXII, 5).
Источники:
1. Репринтное
воспроизведение издания: «ДНИ
БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРВОСЛАВНОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ
ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ» протоиерея Г.С.
Дебольского, том I, С.-Петербург, 1901. Издательство «Отчий
дом», Москва, 1996.
РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА
И СПАСА НАШЕГО
ИИСУСА ХРИСТА
|
|
|