WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА \ СВЯТКИ
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_СЛОВО_ПАСТЫРЯ_

СВЯТКИ

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова обыкновенно называются святками, т. е. святыми днями, потому что эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, празднование которых, вероятно, было короче, когда праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день. По разделении их празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря/7 января до 6/19 января, и составляющие как бы один день праздника. Эти дни называются и св. вечерами, потому что христиане по древнему обычаю свои дневные занятия прекращают вечером, может быть в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время. 
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Некоторое указание на священие этих дней можно находить в 13 беседах св. Ефрема Сириянина, произнесенных им в 13 дней – от 25 декабря/7 января до 6/19 января; в словах св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Св. Амвросий говорит: «Господь рождением Своим на земле принес свет и людям и дням». Св. Григорий Нисский в слове на день Р. X. размышляет: «ныне мрак начинает умаляться и свет увеличиваясь более и более, сокращает пределы ночи. Гибельная ночь греха, возросшая до последней крайности и беззакониями всякого рода доведенная до крайней степени нечестия, ныне перестает умаляться и редеть». 
Из этих слов можно заключить, что дни после праздника Рождества Христова особенно знаменательны для христианина: при явлении Солнца правды они должны вести нас к свету, освящению и достижению полноты благодатного озарения во Иисусе Христе. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом преподобного Саввы Освященного, умершего в 530 году, изложенными по древнему чиноположению, по которому в дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях», и возбранено совершать священнодействие брака. Подтверждается также кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. По сказанию Кедрина Юстиниан 12 дней святок проводил с особенным благоговением к Богу и разделял щедрую милостыню бедным, как бы в знамение увеличения света духовного, именем которого называются добрые дела (Матф. V, 16). Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. 
Между тем святость этих дней и вечеров, которые по имени и цели их надлежит нам наиболее святить Богослужением общественным и частным, во многих местах, к сожалению, особенно нарушается соблазнительными и суеверными гаданиями и иными обычаями языческих празднеств, отправлявшихся некогда около 25 декабря/7 января и нового года. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: «прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, кои производят гадания о счастии, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают. Ибо кое общение свету ко тьме, говорит Апостол, или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; коеже согласие Христовы с велиаром (2 Коринф. VI, 14 – 16). Так называемые календы (т. е. языческие празднования первого дня каждого месяца), Вота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству – Вакху), и народное сборище в первый день марта, желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, великий вред и пагубу причинить могущия, равно и в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя пляски и обряды, по старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Посему тех, кои отныне, зная это, дерзнут делать что либо из вышесказанного, клириков – повелеваем извергать из священнаго чина, а мирян – отлучать от общения церковнаго» (61 и 62 правила). 
Это соборное постановление сделано согласно с Писанием, в котором говорится: да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску, яко мерзость есть Господеви Богу твоему всяк творяй сия (Второзак. XXII, 5).

Источники:

1.
Репринтное воспроизведение издания: «ДНИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРВОСЛАВНОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ» протоиерея Г.С. Дебольского, том I, С.-Петербург, 1901. Издательство «Отчий дом», Москва, 1996.

 

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО 
ИИСУСА ХРИСТА