WWW.ХХС.RU \ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ \ СЛОВО ПАСТЫРЯ \ ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ \ СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ТАШКЕНТСКОГО И СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ВЛАДИМИРА
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
_СЛОВО_ПАСТЫРЯ_


СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ТАШКЕНТСКОГО
 И СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ВЛАДИМИРА
НА ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Днесь благоволения Божия преображения и человеков спасения проповедание: в храме Божием ясно Дева является и Христа всем предвозвещает.
Из тропаря праздника

 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! С древнехристианских времен Святая Церковь празднует день Введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Ныне славим вступление на путь духовного подвига Той, Которую Господь Промыслитель предназначил стать чистейшим залогом Своего примирения с падшим родом человеческим. Во Святая святых Иерусалимского храма начинает возрастать «Древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии, Древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози».
С той поры, когда лукавый змий увлек за собою наших прародителей в бездну грехопадения, должно было смениться много поколений ищущих Бога праведников, прежде чем от их чистого корня могло явиться такое чудо совершенства, как Пресвятая Матерь Божия. Среди предков Ее мы видим и именовавшегося «одушевленным небом» Сифа, и ветхозаветных патриархов, и Боговидца Моисея, и царя-пророка Давида. Но Пресвятая Богородица произросла еще и из семени покаяния. Родители Ее, святые Иоаким и Анна, не имели детей до глубокой старости, за то подвергались поношению от иудеев, считавших бесчадие карой Божией за грехи. Иоаким и Анна хотя и жили праведно и богобоязненно, со смирением принимали эту хулу и презрение, считая себя худшими из грешников. Свое Пречистое дитя, дарованное им на закате дней, они обещали посвятить Господу. В возрасте трех лет они привели Пресвятую Деву в храм, чтобы Она там осталась.
Легко ли было святым Иоакиму и Анне разлучиться с единственной дочерью, ставшей утешением их старости, и остаться наедине с болезнями, одиночеством и ожиданием смерти? Легко ли было это расставание для самой благословенной, Которая по совершенству Своему любила родителей великою любовью? Но и Пресвятая Дева, и праведные родители Ее превозмогли земную скорбь и совершили этот подвиг, принеся эту жертву во имя высочайшей любви ко Господу.
Легко и свободно взошла Богоизбранная трехлетняя девочка с горящей свечою в руках по высоким ступеням храма. От укорененного в прародительском грехопадении, обреченного смерти ветхозаветного древа отломилась чистейшая ветвь, чтобы произрасти на почве Завета Нового – любви Господней и примирения Всевышнего с людьми. Введение Пречистой во храм знаменовало прорыв человечества от древнего мрака к Божественному свету.
Преблагословенная поднялась по ступеням, а Ее родители остались внизу, у подножия храма, с отягощенными печалью сердцами. Но скорбь праведных Иоакима и Анны неожиданно сменилась великой духовной радостью, ибо Господь дал явственное знамение того, что жертва их угодна Ему, чудесным образом возвеличив их маленькую дочь.
Во храме Пречистое дитя с ликованием встретили множество священнослужителей и первосвященник Захария, который ввел Ее во Святая святых, куда сам имел право входить лишь один раз в год. «Первосвященник, объятый Духом Божиим, понял, что эта отроковица – вместилище Божественной благодати и что Она более его достойна всегда предстоять пред Лицом Божиим», - говорит святой Феофилакт. Пренепорочная Дева возрастала вдали от всего мирского и грешного, жила и дышала только Божественным, принимала таинственную пищу из рук ангела. Так Пречистая была поставлена Господом наравне с духами света, чтобы потом, претерпев величайшую скорбь материнского сердца при виде Распятия Божественного Сына, перенеся земное Успение, вознестись превыше архангелов, стать Царицей Небесной.
Владычица наша Богородица произошла из рода человеческого и сделалась величайшей заступницей за нас пред Сыном Своим и Господом нашим. Заступление это начало вершиться еще во время земного Ее жития – ведь первое Свое чудо в Кане Галилейской Спаситель совершил для бедных людей по молению Пречистой Своей Матери.
Вот на какую неисследимую человеческими помыслами высоту привел Пренепорочную Деву путь, начатый Ею на ступенях Иерусалимского храма, когда Ей было всего три года. Отправимся же по следам этих маленьких детских ног. Не будем петлять и искать путей иных – ведь единственно светлая стезя уже проложена этим Преблагословенным ребенком.
Увы, возлюбленные о Господе братья и сестры, силясь вновь вступить на порог храма, Отчизна наша не может похвалиться чистотою и святостью. Даже не из ветхозаветной тьмы, а из полного мрака безверия пытается наша страна подняться ко Господу, уповая лишь на чудо, на неизреченную милость Божию и предстательство Преблагословенной Девы Марии. Пламя свечи, некогда возжженной Пречистой Заступницей нашей на ступенях Иерусалимского храма, освещает нам путь к духовному возрождению. Будем же молить Матерь Божию, как заповедует нам Святая Церковь: «Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству». Аминь.

Слова на двунадесятые и великие праздники. Издательство Московской Патриархии, 1997, с. 106–109,

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ