WWW.ХХС.RU \ БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ \ ПРОБЛЕМЫ ВОССОЗДАНИЯ ЖИВОПИСИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ |
_БИБЛИОГРАФИЯ_И_ПУБЛИКАЦИИ |
Проблемы
воссоздания живописи в Храме Христа Спасителя.* На пороге третьего тысячелетия воссоздание Храма Христа Спасителя приобретает для России глубочайшую значимость. По предсказанию старцев, Россия снова станет Православной Державой и явится для всего мира духовным примером, а Москва восстановит свой образ Святого Града. Начавшееся ныне возрождение её православных святынь имеет большое значение для всей нашей страны. После долгих невзгод, Храм нужен нам как Символ Православной Веры. Сегодня можно с уверенностью сказать, что его воссоздание, событие более важное, чем то, которое совершилось полтора века назад. В течение 71 года в Высочайших мыслях императоров России, духом и руками созидателей - архитекторов, строителей и художников создавался Храм Христа Спасителя. Манифестом от 25 декабря 1812 года, Храм начал своё восхождение по обету императора Александра Благословенного в благодарность Богу Промыслителю, спасшего Россию от нашествия французов.** После первой неудачной попытки постройки храма русским художником А. Л. Витбергом, был создан новый вариант проекта архитектором К. А. Тоном. Проект был утверждён к постройке 10 апреля 1832 года имп. Николаем 1 на берегу Москвы реки, на месте Алексеевского женского монастыря, который был переведён в Красное Село. Здесь для него были построены новые здания, значительно большей площади, чем прежняя. Храм Христа Спасителя строился (вместе с отделочными и художественными работами) в течение 45 лет. Закладка фундамента произошла в 1838 году. Кладка кирпичных стен и наружной облицовки продолжалась с 1839 по 1853 год. Толщина стен составляла 3 м 20 см. После того, как были закончены работы по сооружению крыши, куполов и всей наружной части храма, в 1857 году была начата отделка внутри Храма - штукатурка стен и облицовка пола. Росписи были начаты в 1860 году и продолжались в течение 20 лет. Эта продолжительность обосновывалась сложностью работ (как подготовки стен под живопись, так и самой живописи) и недостатком средств. Постройка совершалась под руководством Комиссии по художественному убранству Храма, Высочайше утверждённой в 1837 году. 13 декабря 1880 года новому храму было дано наименование кафедрального во имя Христа Спасителя. И в 1883 году, в Праздник Вознесения Господне, храм засиял всеми своими наружными и внутренними гранями. Сравнивая нынешнее состояние работ по воссозданию храма, можно с удовлетворением отметить, что скорость строительства, благодаря современным высоким технологиям, несоизмеримо выросла в сравнении с Х1Х веком. Постройка храма завершилась в течение 3,5-4 лет. Проектирование Храма Христа Спасителя было начато в 1994 году, закладка фундамента - в январе 1995 года. В этом же году, для проведения наблюдения за ходом воссоздания, была утверждена Комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя. Строительство проводилось такими темпами, что к рубежу 1998-99 годов общестроительные и большинство отделочных работ подошли к завершению. Для участия в художественном убранстве Храма на конкурсной основе были привлечены живописцы и скульпторы, которые сегодня трудятся над эскизами, картонами, а некоторые из них уже начали воплощение своих замыслов на стенах храма. На промежуточной стадии воссоздания художественных работ в храме, возникла необходимость проведения контроля над исполнением художниками канонов православной иконографии и технологии воссоздания настенной живописи и скульптуры. В январе 1997 года Комиссией по художественному убранству было принято решение о создании координационной группы специалистов. В обязанности группы должно войти: оказание консультативной помощи художникам и скульпторам в создании единого стиля и качества воссоздаваемых работ, соблюдение единой технологии подготовительной и художественной работы, распределение объёма работ между художниками, координация взаимодействий художников с генеральным подрядчиком, заказчиком и между собой. Вскоре группа была создана. *** Были определены сроки завершения работ по воссозданию Храма - 17 апреля 2000 года, к Светлому Христову Воскресению - Пасхе. Одной из наиболее важных проблем в храме, возникшей одновременно с началом отделочных работ, стала подготовка внутренних стен к живописи и орнаментальным работам. Площади внутренних стен храма, предназначенные под росписи составляют 20-22 тысячи квадратных метров. Сегодня (в январе 1999 года), трудясь с полной отдачей, отделочники готовят их под росписи, создавая основания, на которых будут написаны Священные картины. Из необходимых 20 тысяч квадратных метров на это время подготовлено только 1500. Для полного представления картины сегодняшнего состояния штукатурных и отделочных работ проводимых в храме, необходимо обратиться к предыстории. Группой специалистов: проектного института по реконструкции памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация", института строительных конструкций им. Кучеренко и института железобетонных конструкций были разработаны рекомендации по подготовку штукатурного основания для выполнения живописных работ в Храме Христа Спасителя. 9 января 1998 года, на расширенном совещании координационной группы, с участием всех специалистов занятых в подготовке штукатурки стен храма под роспись (включая проектировщиков, разработчиков рекомендаций, отделочников), были заслушаны эти рекомендации и приняты к исполнению с последующими доработками. В решении совещания по исполнению этих рекомендаций говорилось следующее: 1. Последний отделочный слой подготовленной поверхности под живопись и орнаментальные работы должен быть универсальным, приспособленным для всех видов художественных работ с дальнейшей его доработкой художниками-исполнителями. 2. Перед началом отделочных работ авторами изготовить эталонные образцы отделки, согласовать их с художниками и передать для наглядности отделочникам - исполнителям работ. 3. В разрабатываемых рекомендациях
должна быть учтена утверждённая Комиссией по
художественному убранству храма концепция:
исполнение росписей вести масляными красками с
использованием добавок, обеспечивающих
матовость поверхности. К Пасхе 1997 года (27 апреля) в храме
побелили стены. Через некоторое время было
экспериментальным путём выяснено, что
известково-меловой набел представляет собой
чрезвычайно неоднородную структуру, различную
по использованию наполнителя, имеет слабую
адгезию со стеной, плохо поддаётся укреплению,
что в дальнейшем окажет отрицательное
воздействие на прочность живописи. На
объединённом совете специалистов
координационной группы, проектировщиков и
отделочников, было принято решение о снятии
набела методом пескоструйной обработки
поверхности стен. На основании
экспериментального апробирования, исследующего
разные методы - мокрые и сухие, специалисты
пришли к решению: работы по снятию набела вести
сухим способом в щадящем режиме, чтобы не
разрушить штукатурный слой под набелом. После
снятия слоя обнаружилось, что раскрытые
поверхности оштукатуренных стен представляют
собой неоднородную структуру во всех частях,
раковистую и мало прочную, рыхлую или плотную,
явно указывающую на различную марку раствора,
нанесённого на стены. На некоторых участках стен,
получивших уже достаточную усадку, были видны
свежие волосяные трещины. Они продолжали
возникать в разных местах храма, где проходили
работы с вибрирующими, ударными и другими
подобными инструментами и просто от усадки стен.
Кроме того, поверхности стен в некоторых местах
представляли собой разнообразную неровность с
перепадами до 2-3 см. Эта пятнистая штукатурка, в
некоторых местах ослабленная, в некоторых -
прочная, явилась результатом нарушения
технологии ведения отделочных работ в храме в
течения зимнего периода время, когда эти работы
проводились. Не было необходимости в решении
специалистов об удалении ослабленных мест. Они
сами появлялись там, где штукатурка оказалась
низкого качества. Появилась необходимость
перетирания всей поверхности штукатурки
выравнивающим затирочным
известково-цементно-песчаным составом. К концу января 1999 года строительные и
отделочные работы ещё не завершены. Все участки
храма постоянно запылены. И не смотря на то, что
подготовка стен к художественным работам в
некоторых местах хоров уже закончена, приступать
к живописи, орнаментальным и позолотным работам
в полной мере пока ещё не следует. Штукатурка
центральной части храма - стен и сводов, а также в
некоторых местах хоров выполнена на относе. Она
всей поверхностью принимает на себя вибрацию от
проводимых работ в храме. Для обеспечения
прочности стен, затёртых вновь и подготовленных
к исполнению живописи и орнамента, необходимо
максимально исключить все работы в храме,
связанные с ударными и вибрирующими
инструментами. Температурно-влажностный режим в
храме должен обеспечивать художникам нормальную
полноценную работу в течение суток. Это
регулируется системой вентиляции и
кондиционирования воздуха. На конец января 1999
года пока эта система не работает.
Осуществляются только пробные продувки. В то же
время некоторые бригады художников уже
приступили к началу работ в верхних частях хор.
Кроме того, в начальных стадиях работы
вентиляционной системы, существует опасность
выброса в воздух строительной пыли, скопившейся
внутри её. В этой связи и до тех пор, пока не будут
окончены все строительные и отделочные работы,
приступать к живописным, орнаментальным и
позолотным работам в полной мере не
представляется возможным. Художники, участвуя в живописном
процессе храма, трудясь, каждый в отдельности в
своих мастерских над эскизами и картонами,
разобщены между собой на протяжении длительного
времени. Над заполнением громадных площадей
Храма Христа Спасителя трудятся, кроме
московских художников, живописцы и исполнители
орнаментов из С-Петербурга, Ярославля, Пскова. Не
смотря на опыт и мастерство, эта разобщённость
обнаруживает в их работе ряд существенных
недостатков: вопреки идее воссоздания,
отсутствие единства в исполнении академической
техники масляной живописи; отсутствие в работе
единой технологии воссоздаваемой живописи;
отсутствие единства и целостности колорита;
отсутствие единства представления о
богословском понимании картины в церковной
живописи. В Х1Х веке получила известность силикатная живопись, которая усовершенствовалась в конце века немецким инженером-химиком А.Кеймом. Ему удалось создать художественные краски, над которыми до него работало не одно поколение исследователей. В это же время в странах Европы и в России совершенствуется искусственная темперная живопись, заключающая в себе бесконечное множество способов приготовления. Наконец, в 60-х годах ХХ столетия в нашей стане, для целей использования в живописи, были начаты исследования в области синтетических полимеров. Полимерные смолы, дисперсии и эмульсии сегодня широко используются в промышленности в виде клеев, лаков и красок. К ним относятся: поливинилацетатные, перхлорвиниловые, акриловые, эпоксидные и другие промышленные краски, лаки и эмульсии. В живописи первыми получили распространение поливинилацетатные краски. Красочная промышленность полимеров построена на органических очень ярких цветных пигментах. Они отличны совершенно от тех мягких не ярких (в большей части минеральных) красок, которыми пользовались старые мастера живописи. В это же время изучается, а в последние годы получает распространение, термофосфатная минеральная живопись, близко стоящая к технике Кейма. Новейшие технологии, достигнутые в полимерии и силикатной живописи, сегодня широко применяются в промышленности и начинают входить в монументальное искусство в России. За последние сто лет мировая промышленность получила стремительное развитие, оказавшее влияние и на изобразительное искусство. В живописи появляется много новых технических направлений. В космическом масштабе, это время выражается в секундах, в генетическом - тремя поколениями художников. Сравнивая технические методы старых мастеров, можно ли сегодня быть уверенным в совершенстве этих новых направлений? Основная часть художников, работающих
в храме, владеют техникой масляной живописи.
Другая, склонна использовать технику силикатной
или полиакриловой живописи. Вероятно, отвлекаясь
от вопроса воссоздания живописи в Храме Христа
Спасителя, можно понять тех и других художников.
Они хотели бы работать в той технике, какой
владеют и которую они не один раз апробировали в
своей практике. Храм Христа Спасителя имеет высоту интерьеров более 80 метров и громадные площади на уровне пола первого этажа. В таком пространстве, имея даже регулируемую вентиляционную систему и кондиционирование воздуха, чрезвычайно сложно достичь единого температурно-влажностного режима на всю высоту столба. Перепады температуры и влажности, направления движения скоплений вредных газов, образовавшихся от выделений человека, свечей и лампад, будут различны по всей высоте столба. В этих условиях красочный слой на поверхностях стен, образованный разными техниками живописи, вместе с грунтом будут проявлять себя каждый по-разному. Эти различия, в первую очередь, зависят от различной природы связующих материалов каждой техники живописи и от разной подготовки оснований к ним. Во время эксплуатации здания всегда легче наблюдать за процессом изменения красочного живописного слоя и основания, когда они выполнены в одной технике и по единой методике. Только в этом случае можно достичь наиболее благоприятных условий в сохранности живописи. Вся изобразительная часть работ,
проходящих в Храме Христа Спасителя по
воссозданию живописи, представляет собой единый,
целостный организм. Будь то позолотные работы,
входящие в состав орнаментов или сама живопись.
Всё должно быть выполнено на одном дыхании, с
использованием единых методик и технологий. Эти
работы можно подразделить на два вида -
позолотные и живописные. В Храме Христа Спасителя трудится 20 бригад художников общей численностью около 300 человек. Каждый из них имеет свой опыт работы на стене, своё представление о технической и технологической стороне живописи. В связи с громадным объёмом работ, в больших храмах сложно создать стройную систему живописи, отвечающую всем своим требованиям (особенно в согласованности колорита и стиля), где каждая картина хорошо увязана с соседней живописью. Для упорядочения живописи в Храме Христа Спасителя необходимо создать единую технологическую схему, в рамках которой имеется возможность для творчества каждого художника. Мы знаем, как развивалась масляная живопись в Западной Европе и в России. К концу ХУ1 века о технологической стороне масляной живописи было известно всё. Это может послужить фундаментом для создания подобной схемы привязанной к современным условиям. В её основе лежит работа масляными красками по белым или цветным грунтам или имприматурам. Работа по белым грунтам может иметь
два случая. Первый случай связан с переносом
рисунка на белый грунт и моделировкой форм
водными красками. На втором этапе однотонная
моделировка укрепляется лаковым составом
(олифой) и прорабатывается в локальных белильных
тонах масляными красками. Работа ведётся не
смесями, а чистыми разбеленными тонами красок,
сила цвета, глубина и теплота тона которым будут
приданы на третьем этапе лессировками. Случай 1, имприматура прозрачная
краска. Рисунок переносится на белый грунт и
сразу закрывается прозрачной имприматурой.
Краска используется водная или масляная. По тону
лёгкой имприматуры в полутонах или теневых
участках моделируют формы краской, состоящей из
этой же имприматуры. В отличие от работы по белым
грунтам, в работе по цветным подкладкам
используется гризайль. Одновременно, с
проработкой форм, прорабатываются светлые
участки гризайлью, которая может быть серой или
локальных белильных тонов. В заключение хотелось бы высказать
пожелания. В результате нарушения технологии
ведения отделочных работ, к моменту начала
исполнения росписей штукатурный слой уже имел
тенденцию к разрушению. Можно предвидеть эти
разрушения и в дальнейшем. Они, усиливаясь, в
последствии будут оказывать влияние на
красочный слой живописи. В настоящее время все
процессы подготовительных и живописных работ в
храме отслеживаются специалистами. После
завершения всех работ по художественному
убранству в храме, существует необходимость, с
целью их дальнейшей сохранности, продолжать
осуществлять контроль и наблюдение за
состоянием красочного слоя живописи,
вызолоченных поверхностей и других
художественных работ убранства. Используемая литература и примечания. * Статья написана по просьбе издательского отдела Российской Академии Художеств в январе 1999 года. ** Здесь и далее использована историческая справка из кн.: М. Мостовский. Историческое описание Храма Христа Спасителя в Москве. М., 1883, а также статья "Храм Христа Спасителя", представленная в Православном церковном календаре за 1999 год. *** Выписка из уведомления Общественного Наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя и Комиссии по художественному убранству членам координационной группы специалистов по обеспечению художественного мастерства и единого стиля в художественном убранстве Храма Христа Спасителя, от 28, 04, 1997 года. **** Ю.В.Алексеев-Алюрвию. О прочностных и технологических особенностях живописи в Храме Христа Спасителя в Москве. С.В сборнике: Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Вып. 2. Российская Гос. Библ. М., 1998, с. 1-14. |
||||||||||