|
|
"Радонеж" № 19 2000 г.
"ГЛАВНЫЙ ХРАМ РОССИИ"...
Кто это, в золотом шлеме исполина,
видный на всю Москву, отовсюду блистающий
сияньем, за многие версты видный, со всех концов?
Звон великого Храма чудный: много в нем серебра, и
медь его по-особому певуча: глухая, мягкая, будто
земля взывает. Из мягкого камня Храм, песчаный,
светлый. Стены его - все наше: память о
собиравшейся ратными силами России. Александр
Невский, Дмитрий Донской, Владимир, Ольга. Какая
даль! Высечено веками в камне" - так вспоминал
И. С. Шмелев главный храм России в рассказе
"Город-призрак". И заключил его
пророчеством: "Нетленное взять нельзя. Держит
Господь в Деснице времена и сроки, - и Ярое Око Его
сожжет закрывшую Его тьму. Верю".
И вот Храм Христа Спасителя вновь встал над
Москвой во всей красе. В первой декаде августа
завершаются отделочные работы, а 13-го здесь
откроется юбилейный Архиерейский собор Русской
Православной Церкви.
Накануне этого знаменательного события наш
корреспондент встретился с руководителем
Координационной группы специалистов по
художественной отделке комплекса Храма
священником Леонидом Калининым и попросил его
провести своеобразную заочную экскурсию по залу
Соборов для читателей обозрения "Радонеж".
-В день Преображения Господня, - рассказал нам о.
Леонид, - состоится Великое освящение Храма, и он
вновь займет достойное место в ряду святынь
русского Православия. Это событие поистине
мирового значения, потому что великий праздник
пришествия в мир Спасителя нигде не будет
отмечаться столь торжественно, как у нас. Под
стать торжеству и место. Как известно, новый Храм
воссоздан с учетом развития новых технологий и
материалов, а также в известной мере
восстанавливает историческую справедливость.
Так, прежний Храм стоял на земляном холме, на
дубовых сваях. А до него на этом месте был
Алексеевский монастырь, основанный святителем
Алексием, митрополитом Московским в 1358 году. В 1839
году его разобрали и перенесли в Красное Село.
Ходит легенда, будто игуменья монастыря сказала,
что ничто не устоит на месте, где разбираются
Божьи храмы. Ведь здесь были церкви Преображения
Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и
Алексия человека Божия. Можно сказать, что на
первом Храме это пророчество сбылось, век его
оказался
недолгим - с 1839 г. он строился, в 1883 г. был освящен,
а уже в 1927 г. начались работы по уничтожению.
Советская власть не могла потерпеть в центре
Москвы Храм - памятник патриотизму народа,
утверждению мощи русской державы и Православия.
По образному выражению И. Талькова, "золотые
купола кому-то черный глаз слепили", это была
всеобщая трагедия русского народа. Плиты с
именами героев были положены в различных местах,
вплоть до общественных туалетов, - вот
кощунственное и дьявольское действо!
Храм оплакивали тысячи людей. 5 декабря 1931 года -
черная дата нашей истории. Как известно, Лазарь
Каганович, поворачивая ручку взрывателя, сказал:
"Задерем подол матушке-России". Взрыв Храма
был ее сознательным осквернением...
Эта предыстория утвердила в мысли, что от
насыпного холма в его основании следует
отказаться. Построили огромную "подставку" -
стилобат площадью в 60 тысяч кв. м. В ней и
разместился нижний храм с теми Престолами,
которые некогда были в Алексеевском женском
монастыре. Таким образом историческая
справедливость была восстановлена.
Сегодня это самый большой храм нашей Церкви,
наружная высота его 105 м, высота подкупольного
пространства - 80 м, здесь поместилась бы
колокольня Ивана Великого. Он вмещает до 15 тысяч
человек. Всего здесь шесть престолов, в верхнем
храме главный - в честь Рождества Христова, южный
- Николая чудотворца и северный - святого
благоверного князя Александра Невского. Храм
воссоздан в точных размерах прототипа. Как вы
знаете, лучшие художники России по конкурсу
получили право его расписать, и результат можно
увидеть: нигде в России нет такого красивого и
грандиозного по размерам Храма. Воссозданы плиты
с именами героев, имена их, положивших жизнь свою
"за други своя" возвращены в память народа.
С воссозданием Храма Христа Спасителя и с его
великим освящением начинается новая эпоха в
жизни Русской Церкви.
А в стенах Зала Церковных Соборов будут
приниматься важнейшие для Русской Православной
Церкви решения, поэтому его художественному
решению и убранству придавалось большое
значение. Зал находится справа от нижнего,
Преображенского храма и вмещает около 1600
человек. Это уникальное архитектурное
произведение создано по проекту архитекторов М.
Посохина и Д. Солопова при постоянном участии
Московской Патриархии и лично Его Святейшества.
С первых дней стройка находится под особым
патронажем мэра Москвы Ю. М. Лужкова.
Большую роль в становлении проекта Зала Соборов
сыграл Митрополит Крутицкий и Коломенский
Ювеналий, первый Председатель Комиссии по
художественному убранству Храма Христа
Спасителя, которому пришлось решать самые
трудные задачи формирования всего
архитектурно-художественного решения комплекса
Храма Христа Спасителя.
Уникальность Зала состоит в том, что, во-первых,
такого специального зала для проведения соборов
не имеет ни одна поместная Церковь. Последний
Поместный собор РПЦ проходил в Трапезном храме
Троице-Сергиевой Лавры. Но Церковь наша по
милости Божией и по молитвам всей нашей полноты
возрастает, у нас уже около ста епархий. И,
согласитесь, не к лицу нам арендовать для собора,
к примеру, Кремлевский Дворец съездов,
возведенный богоборческой властью на месте
разрушенного храма Спаса на Бору - древнейшего
каменного храма Москвы.
В Зале Соборов архитектурно нашла воплощение
идея соборности нашей Церкви. Он уникален еще и
тем, что его проект - новое слово в церковной
архитектуре. Прежде всего это удивительные по
красоте и оригинальности своды, выполненные как
платы, как покровы. Это и световые зенитные окна,
которые всегда освещают зал дневным светом.
В зале также расположены зимние сады, в которых
произрастают живые растения из Святой Земли, с
Афона и других святых мест, куда всегда стремится
душа верующего. В оформлении зала применены и
новые технологии, которых нет нигде в мире.
Основную художественную идею зала можно
сформулировать так: время меняется, формы тоже
могут меняться, но все каноническое неизменно и
незыблемо, как неизменно само Слово Божие и
истина Православия.
Так, например, иконы в зале соборов, написанные в
строгих традициях русских мастеров XVI века;
четыре главных столпа, поддерживающих своды,
украшены изображениями наших святителей,
преподобных, праведников, великих
государственных мужей - императоров Александра I,
Николая I, Александра II, Александра III. Здесь же
изображения многих деятелей Церкви и
Государства Российского, которые еще не
прославлены в лике святых, но внесли весомый
вклад в историю Отечества. В этом зале словно
соединилась вся Россия, все эпохи. Еще одна
выразительная деталь: на сводах зала, которые,
как я говорил, словно Покров Божией Матери,
простираются над входящими, находятся
светильники, они мерцают в форме созвездий. Это
карта звездного неба над Москвой в день
Рождества Христова - престольного праздника
храма. Это центральный плат. Справа - карта неба
Украины, а слева - Белоруссии. Три единокровных,
единоверных народа символически соединились и
здесь. Надеюсь, и в жизни они соединятся. На
колоннах - изображения Паисия Величковского, п
реподобных Оптинских старцев, преподобного
Сергия игумена Радонежского, святителей
Московских - словом, всех, кто внес вклад в
созидание страны и Православной Церкви.
Зал соборов будет действовать постоянно. Помимо
соборов и конференций здесь будут
Рождественские елки, Пасхальные вечера,
Церковные образовательные Чтения, а также
концерты - духовной музыки и классической.
Конечно, здесь никогда не будет совершаться того,
что было бы оскорбительно для Церкви. Думаю,
пребывание в таком зале приобщит к Церкви многих
из тех, кто только ищет дорогу к Храму.
Ну а полностью убранство Зала Церковных Соборов
будет завершено к Рождеству Христову. К нему мы
устраним некоторые замечания, высказанные на
заседании штаба строителей Ю. М. Лужковым - нашим
главным строителем. К примеру, в композиции
"Сошествие Святого Духа на апостолов" на
стене за президиумом - лики апостолов выглядят
слишком суровыми из-за неудачно подобранного
камня. Над этим мы сейчас работаем. Нужно сказать,
что трудятся все с полной отдачей сил, по 18 часов
в сутки, понимая историческую важность
предстоящего события - великого 2000-летнего
Юбилея Христианства, во время празднования
которого все главные мероприятия пройдут в нашем
Зале.
Я верю в результат нашего труда: Зал будет самым
красивейшим залом Москвы и России, торжественным
Залом Соборов Русской Православной Церкви!
|
|
|