01.04.2000
КРИШНАИТ СОВЕРШИЛ РИТУАЛЬНОЕ УБИЙСТВО
ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
Недавно всю нашу Церковь потрясло
сообщение о зверском убийстве православного
священника в Красноярском крае. Мы попросили
прокомментировать эту трагедию заведующего
кафедрой сектоведения Православного
Свято-Тихоновского Богословского института А. Л.
Дворкина.
Н. Ратников. Александр Леонидович, что
же все-таки произошло?
А. Дворкин. В ночь накануне весеннего
равноденствия 21 марта 2000 г. поклонник
индуистского бога Кришны убил русского
православного священника в далеком сибирском
поселке Тура. Священник - иеромонах Григорий - с 4
ноября 1997 г. был настоятелем молитвенного дома в
п. Тура Эвенкийского района Красноярского края.
По словам полковника Ивана Панова, главы УВД
Эвенкийского района, убийца - Роман Гаврилов (1973
г. рождения), вооруженный самодельным шилом, в 3
часа ночи постучался в дверь отца Григория.
Священник открыл дверь, и убийца нанес ему удар
шилом в сердце и два в шею. Когда отец Григорий
упал, Гаврилов отрезал ему голову складным ножом,
сломав при этом нож. Далее изувер зашел вместе с
головой убитого священника в помещение храма,
обнес голову вокруг престола так, чтобы капающая
кровь образовала на полу круг, и затем положил
голову отца Григория на престол. Убийца был
задержан на следующее утро. При задержании
Гаврилов назвался Романом Хариевичем Кришницем.
В содеянном злодеянии убийца не раскаялся. На
первом же допросе он признался, что выполнял
повеление своего бога: Кришна явился ему во сне и
детально описал, что он должен сделать. Сейчас
Гаврилов находится в изоляторе временного
содержания при УВД Туры и, по словам сотрудников
дежурной части, распевает в камере мантру
"Харе Кришна".
Н. Р. А почему же священник так поздно
ночью открыл дверь незнакомому человеку?
А. Д. Отец Григорий открыл дверь
преступнику, поскольку был с ним знаком. Как
рассказывают местные жители, ранее он помогал
неприкаянному кришнаиту, снабдил его теплой
одеждой и много раз беседовал с ним, пытаясь
убедить отказаться от заблуждений.
Н. Р.Александр Леонидович, но возникает
такой вопрос: ведь о кришнаитах часто можно
услышать, что они, дескать, вегетарианцы,
проповедуют ненасилие и вообще тихие и смирные
ребята. Чудаки, конечно, но зато мухи не обидят. И
все их писания тоже учат непротивлению злу
насилием.
А. Д. Это не так. В учениях "Общества
сознания Кришны", действительно, присутствует
запрет на употребление мясной пищи. Но запрета на
убийство человека там не существует. Вот
некоторые цитаты из кришнаитских вероучительных
источников: "Отказ от насилия в политике может
быть хорош для дипломатических целей, но никогда
не должен возводиться в принцип"
(Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 2, комментарий к
тексту 31). "Насилие, совершаемое в соответствии
с принципами религии, намного выше так
называемого "ненасилия" (Шримад Бхагаватам.
Песнь 1, ч. 1, 2, гл. 7, комментарий к тексту 36). "Кто
не руководствуется ложным эго и чей разум
свободен, тот, даже убивая людей в этом мире, не
убивает, и поступки его не имеют для него
последствий" (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18,
текст 17). "Любой человек, действующий в
сознании Кришны… даже убивая, не совершает
убийства, как и не затрагивается он
последствиями такого поступка" (Бхагавад-Гита
как она есть. Гл. 18, комментарий к тексту 17).
"Действия, выполненные в сознании Кришны, под
Его руководством изнутри, не влекут за собой
последствий ни в этой жизни, ни в жизни после
смерти" (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18,
комментарий к тексту 13). "Достигшие
совершенного сознания Кришны в конечном ито-ге
не ответственны за свои действия. Все зависит от
высшей воли…" (Бхагавад-Гита как она есть. Гл.
18, комментарий к тексту 14). Вот видите, убивать
можно, а иногда даже и нужно. Более того, если
совершать убийство в "сознании Кришны", то
выходит, что делаешь благое дело. Но ведь
Гаврилов и считал, что действует не просто в
"сознании Кришны", но по прямому указанию и
приказу своего божества.
Н. Р. Но, насколько мне известно,
кришнаиты говорят, что эти древние тексты нельзя
понимать буквально. Дескать, и в Библии при
желании можно найти насилие и убийство.
А. Д. Обратите внимание, те цитаты,
которые я привел, - это не цитаты из древних
текстов. Это современные комментарии к текстам. И
комментарии эти были написаны во второй половине
ХХ века основателем "Общества сознания
Кришны" Свами Прабхупадой. Видели ли Вы
когда-нибудь современные церковные комментарии
к Библии, в которых говорилось бы что-либо
подобное?
Н. Р. Была ли какая-нибудь реакция
кришнаитского руководства на убийство?
А. Д. Московское руководство "Центра
обществ сознания Кришны в России" оперативно
отреагировало на происшедшее, заявив, что убийца
не имеет к ним никакого отношения. Впрочем, такое
поведение характерно для "Общества сознания
Кришны", которое всегда отрекалось от своих
преступников, когда они были пойманы с поличным.
А преступлений (в том числе и жестоких убийств) за
недолгую историю этой псевдоиндуистской секты
совершалось более чем достаточно. Более того,
даже убийство с последующим отрезанием головы
также не является первым в истории современного
кришнаизма. В 1987 г. в Лондоне один из адептов
секты несколькими ударами ножом убил своего гуру
Джейатирту, после чего тем же ножом отрезал ему
голову. Джейатирта был одним из одиннадцати
гуру-преемников, назначенных самим Прабхупадой -
основателем "Общества сознания Кришны", и
наследовавших ему. Впрочем, вопрос даже не в том,
числился ли формально Гаврилов членом
"Общества сознания Кришны" на момент
убийства, главное в том заряде ненависти, который
заложен в литературе секты, и в той
неограниченной власти, которую кришнаитские
гуру имеют над своими последователями. Именно
эта взрывоопасная комбинация и может привести
(как, впрочем, и приводила) человека с
неустойчивой психикой к самым страшным
преступлениям.
Н. Р. Известно ли Вам что-нибудь о
реакции Русской Православной Церкви?
А. Д. Как "направленное против Святой
Церкви злодеяние" расценил Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II ритуальное
убийство православного священнослужителя,
совершенное 21 марта в Красноярском крае. Об этом
говорится в телеграмме соболезнования, которую
накануне предстоятель Церкви отправил на имя
архиепископа Красноярского и Енисейского
Антония "Со скорбью воспринял известие о
злодейском убийстве клирика Красноярской
епархии - настоятеля Свято-Троицкого храма
города Тура иеромонаха Григория", - отмечается
в телеграмме. В ней Патриарх Алексий выразил
искреннее соболезнование правящему архиерею,
духовенству, прихожанам, родным и близким
почившего, который, по его словам, "всецело
посвятил себя служению Богу и людям".
"Разделяя боль утраты, молюсь, дабы Господь
упокоил душу его в селениях небесных и сотворил
ему вечную память", - говорится в заключении
телеграммы. А вот что говорится в епархиальном
сообщении о ритуальном убийстве отца Григория:
"Расцениваем эту трагедию, как следствие
широкой рекламы в средствах массовой информации
всякого рода псевдорелигиозности, возврат к
диким языческим культам сатанизма и культивации
идеи многобожия нового образца под именем
Христа, искусственно сейчас насаждаемого
вопреки здравому смыслу и Священному Писанию, не
допускающему разделения единой, данной от Бога
веры на всякого рода отсебятину шарлатанов и
многоверия. Да примет Господь душу раба Божия
иеромонаха Григория Яковлева в Свои Небесные
Обители, как истинноверного Сына Церкви
Православной, простив ему через его мученическую
смерть все его прегрешения".
Н. Р. Можете ли Вы еще что-нибудь
добавить к вышесказанному?
А. Д. Отпевание покойного было совершено
23 марта. Архиепископ Антоний считает, что в храме
была пролита праведная кровь за Христа, и поэтому
здесь будут продолжаться богослужения.
Начальник ГУВД Эвенкийского района Иван Панов в
телефонном разговоре сообщил, что смерть горячо
любимого священника потрясла жителей города и
что после этого события весь город обратился ко
Христу. Очевидно, что наша Церковь приобрела
нового священномученика и молитвенника за нас у
Престола Божия. И то, что смерть отца Григория
сыграла такую роль в ставшем для него родным
далеком эвенкийском поселке, показывает, что все
происшедшее было не случайным и что Господь
призвал к Себе Своего верного раба, выдержавшего
самый сложный экзамен.
Иеромонах Григорий (в миру Геннадий
Михайлович Яковлев) родился 3 октября 1949 года в
городе Бодайбо Иркутской области. После 8 классов
средней школы окончил Аграрный политехникум (1968
г.), служил в Военно-Морском флоте с 1969 по 1972 гг.
Окончил затем истфак Одесского Госуниверситета
в 1978 г. Принял в том же году Святое Крещение.
Вначале он был прихожанином одного из храмов г.
Барнаула, затем стал алтарником храма в
Петро-Павловском храме г. Анжеро-Судженска
Кемеровской епархии, 1981 по октябрь 1982 г. нес
послушание в Покровском соборе г. Тобольска, а с
января 1983 г. был псаломщиком в Успенском соборе г.
Енисейска. В Иркутске 12 декабря 1986 г. принимает
сан диакона, 13 декабря того же года – сан иерея. С
5 июня 1987 г. – настоятель Свято-Никольского храма
в селе Листвянки Иркутской области, с 1 мая 1988 г. –
личный секретарь архиепископа Иркутского и
Ангарского. 5 мая 1994 г. ему была поручена отправка
из Москвы раки (гробницы) для святителя
Иннокентия Иркутского. С января 1995 г. отец
Геннадий был переведен в Красноярско-Енисейскую
епархию, 26 марта того же года принимает
монашество с именем Григория в
Спасо-Преображенском монастыре. С 4 ноября 1997 г.
он принимает дела по настоятельству в
молитвенном доме в поселке Тура (Эвенкия).