30.05.2002
Пресс-релиз к брифингу Заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам М.В.Мишустина
О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц"
В соответствии со статьей 2
Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических
лиц" 17 мая 2002 года Правительством
Российской Федерации принято
Постановление "Об уполномоченном
федеральном органе исполнительной власти,
осуществляющем государственную
регистрацию юридических лиц". С момента
введения в действие Закона № 129-ФЗ (с 1 июля
2002 года), функции государственной
регистрации юридических лиц возлагаются на
Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам.
Закон содержит практически
все положения необходимые для
осуществления государственной регистрации
юридических лиц.
Однако для его реализации
Правительство должно дополнительно
утвердить соответствующие правила и
порядки.
МНС России оперативно
разработаны проекты этих документов и в
настоящее время завершается их
согласование с заинтересованными
министерствами и ведомствами.
Кроме того, эти документы
подробно обсуждены на всероссийском
совещании с руководителями
соответствующих Управлений МНС России по
субъектам Российской Федерации,
состоявшееся 27 и 28 мая.
Для удобства
государственной регистрации и в
соответствии с положениями Закона
заявители будут иметь право представлять
документы на регистрацию, как на бумажном
носителе, так и в электронном виде.
Главный научно-исследовательский
вычислительный центр МНС России подготовил
первую версию программного обеспечения для
тех заявителей, которые изъявят желание
представлять документы в электронном виде.
В этом программном
обеспечении содержатся все виды форм
документов, утвержденные в установленном
порядке.
Прикладные программные
средства для подготовки документов в
электронном виде по регистрации
юридических лиц, предназначенные для
безвозмездного и свободного
распространения среди заявителей,
предъявляют минимальные требования к
вычислительной технике, а именно: IBM-совместимый
компьютер с предустановленной
операционной системой Windows 98 и выше,
текстовый редактор Word 97 и выше.
Прием и выдача информации
будет осуществляться в соответствии с
Законом непосредственно либо почтовым
отправлением по выбору заявителя.
В целях обеспечения
установленных Законом сроков
государственной регистрации
регистрирующие органы будут использовать
не только единое программное обеспечение,
позволяющее им оперативно
взаимодействовать между собой, но и
применять телекоммуникационные технологии
для обеспечения необходимой оперативности
передачи информации.
Закон существенно упростил
процедуру государственной регистрации
юридических лиц и содержит только две
причины отказа в государственной
регистрации:
1) непредставление
определенных Законом необходимых для
государственной регистрации документов;
2) представление документов
в ненадлежащий регистрирующий орган.
Вместе с тем, Закон
существенно усилил ответственность
регистрирующего органа за нарушение
порядка государственной регистрации, а
также ответственность заявителя и (или)
юридического лица за неправомерные
действия.
За необоснованный отказ в
государственной регистрации,
неосуществление государственной
регистрации в установленные сроки или иное
нарушение порядка регистрации, а также за
отказ в предоставлении или несвоевременное
представление сведений, содержащихся в
государственном реестре, должностные
лица регистрирующих органов несут
административную и уголовную
ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
МНС России организует
работу территориальных регистрирующих
органов таким образом, чтобы не допустить с
его стороны нарушений Закона, поскольку
санкции слишком значительны.
За правильностью
применения налоговыми органами
законодательства о государственной
регистрации МНС России будет осуществлять
систематический контроль.
В случае выявления
допущенных при создании юридического лица
грубых нарушений Закона или иных правовых
актов, если эти нарушения носят
неустранимый характер, регистрирующий
орган вправе обратиться в суд с требованием
о ликвидации такого юридического лица (пункт
2 статьи 25 Закона).
Таким образом каждому
законопослушному заявителю выгоднее
представить в регистрирующий орган
достоверные сведения и в короткий срок с
минимальными материальными затратами (государственная
пошлина 2 тыс. рублей) зарегистрировать
юридическое лицо.
В целях реализации
принципа "одного окна" налоговым
органам будет рекомендовано выдавать
свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе по месту нахождения вновь
созданного юридического лица на основании
сведений, представленных регистрирующим
органом.
Также в целях реализации
принципа "одного окна" в соответствии
с пунктом 4 статьи 11 Закона регистрирующий
орган в срок не более чем 5 рабочих дней с
момента государственной регистрации
представляет сведения о регистрации в
государственные органы, определенные
Правительством.
По предложению МНС России
перечень этих органов, представленный на
утверждение постановлением Правительства,
значительно расширен.
Дополнительно имеется
возможность получать информацию по
запросам как бесплатно, так и на платной
основе. Правила и порядок оплаты
устанавливаются Правительством и Минфином
России.
В целях реализации
открытости и доступности содержащихся в
государственном реестре сведений
информация о государственной регистрации
будет регулярно размещаться в средствах
массовой информации и в официальном
издании МНС России.
В соответствии со статьей 26
Закона уполномоченное лицо юридического
лица, зарегистрированного до вступления в
силу Федерального закона "О
государственной регистрации юридических
лиц", обязано в течение шести месяцев со
дня вступления в силу закона представить в
регистрирующий орган сведения,
предусмотренные подпунктами "а" - "д",
"л" пункта 5 Закона.
Необходимо отметить, что
это не переоформление свидетельства, не
перерегистрация юридического лица, а
именно сообщение сведений о юридическом
лице, на основании которого в единый
государственный реестр юридических лиц
будет внесена запись и выдано
свидетельство, подтверждающее этот факт.
Невыполнение
установленного статьей 26 Закона требования
является основанием принятия судом решения
о ликвидации такого юридического лица на
основании заявления регистрирующего
органа.