2005.09.14
14 сентября 2005 г. руководитель Роснедвижимости Михаил Мишустин выступил в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
14 сентября 2005 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации в рамках правительственного часа были обсуждены вопросы «О
приоритетных задачах и направлениях социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы)» и «О
ходе выполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
на 2005 год и об осуществлении продажи земельных участков под приватизированными
объектами недвижимости».
Перед депутатами выступили:
Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф;
руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Михаил
Мишустин;
руководитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерий
Назаров;
временно исполняющий обязанности председателя Российского фонда федерального
имущества Юрий Петров.
Выступление руководителя Роснедвижимости М. МИШУСТИНА
Уважаемые коллеги!
Создание государственного кадастра недвижимости (ГКН) – необходимое условие
для планомерной и последовательной реализации государственной политики по обеспечению
эффективного использования земли и иной недвижимости, активному вовлечению их
в гражданский оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости
в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.
Кадастровая информация позволяет однозначно идентифицировать объект недвижимости,
определить его налоговую базу и показать его пространственное положение по отношению
к иным географическим объектам. Кадастр недвижимости содержит сведения о земельных
участках и объектах капитального строительства. Он увязывает объекты недвижимости
с их собственниками.
Управление недвижимым имуществом, бюджетное проектирование, формирование территорий
требуют обращения к кадастру как независимому источнику информации, содержащему
полные данные о границах и объектах недвижимости.
В мировой практике основными целями создания кадастров недвижимости, является
обеспечение государственных гарантий прав собственности на недвижимость, обеспечение
сбора имущественных налогов и обеспечение задач управления территориями.
Что сделано для создания кадастра?
На заседании Правительства Российской Федерации 08.09.2005 г. был рассмотрен
и в целом одобрен законопроект, обеспечивающий создание ГКН. Разработана и проходит
утверждение Федеральная целевая программа (ФЦП), подписано Соглашение о займе
с МБРР. Создание системы государственного кадастрового учета на всей территории
Российской Федерации планируется завершить к концу 2011 года.
В настоящее время в основном завершена кадастровая оценка земель, которая
будет использоваться для целей налогообложения с 1 января 2006 г.
Собрана информация о 81,7 % земельных участках, что позволяет оценить их общее
количество на уровне 42 млн. вместо 34,4 млн. первоначально. До 01.02.2006 г.
сведения из ГКЗ по земельному налогу будут переданы в электронном виде налоговым
органам.
Законопроект о кадастровом учете предполагает проведение кадастровой оценки
также и объектов капитального строительства. Для этого необходимо законодательно
отрегулировать и создать институт кадастровой оценки недвижимости для целей
налогообложения.
Для проведения кадастровой оценки объектов капитального строительства нам
необходимо принять и включить в государственный кадастр более 70 млн. объектов
капитального строительства. Хотелось бы также отметить, что в электронный вид
на сегодняшний день переведено только по 10 % объектов капитального строительства.
Меня также попросили осветить вопрос учета незавершенных строительством объектов.
Учесть в кадастре недостроенный объект можно точно также как и полностью построенный,
проблема заключается в отсутствии необходимых нормативных документов, в частности
определяющих минимальные требования для того, чтобы объект считать недостроем.
Что мешает созданию кадастра?
Стратегической основой кадастра недвижимости является картографическая основа.
Она должна быть актуальной и пригодной для открытого использования. Крупномасштабные
топографические карты секретны. Время их производства и обновления растягивается
на годы. По сведениям Роскартографии только 30 % этих карт являются актуальными.
Во всем мире единственным способом регулярного получения такой информации
является аэро-, фото и космические съемки. Но у нас они секретны, поэтому их
применение в гражданских целях ограничено.
Однако даже в сети Интернет размещены материалы космических съемок высокого
разрешения, которые позволяют определять с очень высокой точностью положение
объектов не только в зарубежных странах, но и на нашей территории.
Что и от кого мы закрываем?
Нужно перейти к защите только тех объектов, которые составляют государственную
тайну.
Кадастр недвижимости создаст возможности для перераспределения налогового
бремени в сторону имущественных налогов, которые являются основой для формирования
региональных и местных бюджетов.
Кадастр позволит органам местного самоуправления принимать более эффективные
управленческие решения по территориальному планированию, распоряжению объектами
недвижимости и бюджетному проектированию в соответствии с нормами ФЗ о местном
самоуправлении № 131. Кадастр должен стать официальным источником сведений о
границах муниципальных образований.
ГКН позволит сформировать законченную систему гарантий прав на недвижимое
имущество, являющихся обязательным условием для механизма его гражданского оборота,
что, несомненно, будет способствовать эффективному проведению приватизации федерального
имущества и развитию ипотеки.
Пресс-служба Роснедвижимости
Слайды к докладу 14092005mish.ppt
|