2005.08.15
Интервью А.Н.Климова газете "Коммерсант"
Приложение к газете "Коммерсантъ" №148(3232) от
11.08.05
"Мы начнем заниматься жилыми помещениями"
// Конкурент БТИ о сложностях работы в регионах
Фото:
ИЛЬЯ ПИТАЛЕВ / Коммерсантъ
БТИ федерального подчинения, филиалы ФГУП "Российский государственный центр
инвентаризации и учета объектов недвижимости" – первые конкуренты городских
БТИ. О том, как они будут выстраивать свою деятельность, корреспонденту "Ъ-Дома"
НАТАЛИИ КРОЛ рассказал и. о. генерального директора ФГУПа АЛЕКСЕЙ КЛИМОВ.
– У московских инвентаризаторов появился конкурент в лице вашего ФГУПа. Какую
часть рынка вы будете делить в столице?
– В Москве открыт один филиал ФГУПа с двумя отделениями. Пока мы оказываем услуги
только на рынке нежилых помещений. Но в течение года собираемся открыть целую
сеть фронт-офисов, их будет более десяти. Планируется, что со временем мы начнем
заниматься и жилыми помещениями.
– А в других регионах?
– Недавно был назначен директор филиала ФГУПа Московской области. Там филиал
будет оказывать услуги и в сфере жилья, и нежилых объектов.
– Каким образом осуществляется обмен информацией с Московским БТИ?
– Мы подписали соглашение с нашими московскими коллегами. Согласно этому соглашению,
МосгорБТИ является держателем единого информационного реестра всех инвентарных
дел, который мы совместно используем в своей деятельности.
Чтобы единство этой информационной базы сохранялось, мы производим ее пополнение.
Для решения региональных задач МосгорБТИ будет получать информацию о проведенных
нами работах: мы будем направлять вторые экземпляры документов в этот реестр.
– В других регионах такая же ситуация?
– Нет, там ситуация сложнее. Выход правительственного постановления №921 сделал
возможным появление на рынке аккредитованных организаций, выполняющих функции
БТИ. В результате в некоторых городах работают ГУПы, МУПы, которые, отстаивая
свои конкурентные преимущества, отказываются от обмена информацией. В результате
клиенты не могут получить качественную услугу. Знаю случаи, когда вследствие
таких действий местные рынки оказывались заблокированными, что повлекло за собой
нарушение прав собственника.
– За счет чего вы собираетесь конкурировать с местными БТИ, если тарифы регламентируют
местные власти?
– Ограничения касаются только верхних границ тарифов – нельзя требовать за услуги
больше установленного уровня. Мы будем предлагать более дешевые услуги. Главный
же наш принцип – качество, скорость, доступность и комплексность услуги, так
как наше предприятие имеет лицензии на картографическую, геодезическую, оценочную
и проектную деятельность. Таким образом, мы проводим политику "одного окна"
в рамках предприятия. При получении доверенности от клиента мы также готовы
представлять его интересы по защите прав собственника в государственных органах.
Без преувеличения могу сказать, что наше предприятие уникально. Оно имеет опыт
оценки ущерба, нанесенного стихийными бедствиями и военными действиями. Этот
опыт уже использовался в Ленске, Чечне, Дагестане.
Фото:
ИЛЬЯ ПИТАЛЕВ / Коммерсантъ
Инвентаризационное противоречие
Председатель правления Федеративного союза инвентаризаторов России Алексей Завьялов:
– Сказать, что все БТИ страны получили аккредитацию в Федеральном агентстве
кадастра объектов недвижимости автоматически, я не могу. Знаю, что в агентстве
подходили к выдаче аккредитации избирательно. Учитывалось, например, наличие
фактической деятельности по инвентаризации на момент подачи заявки.
Необходимо отметить две тенденции. Первая: в связи с отказом от монополии ФГУП
"Ростехинвентаризация" отдельные муниципальные БТИ, ранее осуществлявшие
эту деятельность, решили выйти на рынок самостоятельно. И некоторым это удалось.
Однако массового выхода на рынок муниципальных БТИ не получилось.
И вторая тенденция: частные структуры на рынок так и не попали. Отказывая им
в выдаче аккредитации, в агентстве ссылались на постановление правительства
#1301, которым предусматривалось, что ведение технической инвентаризации – это
функция государственных органов. Знаю, что в ответ на это возникли многочисленные
споры, судебные разбирательства. Есть решения судов в пользу юридических лиц,
которым было отказано в аккредитации, есть и противоположные.
Все это говорит о том, что сначала должны появиться продуманные законы реформирования
этой сферы. А получилось, что реформа началась с подзаконных актов. Хотя, с
другой стороны, сохранить систему, ее законсервировать до принятия закона –
это значит избежать социальных катаклизмов, что, безусловно, является положительным
результатом.
"Частные БТИ уязвимы"
// Глава МосгорБТИ объяснил, откуда берутся очереди
Фото: ИЛЬДАР АЗЮКОВ / Коммерсантъ
Инвентаризация
БТИ лишается монопольного права на инвентаризацию имущества. По закону у бюро
уже сегодня могут появиться конкуренты. Однако бывший монополист не спешит что-либо
серьезно менять в своей работе. Почему – корреспонденту "Ъ-Дома" НАТАЛИИ
КРОЛ рассказал начальник МосгорБТИ АЛЕКСАНДР СЕРГУНОВ.
– Александр Дмитриевич, почему БТИ не откроют кассы для расчета за свои
услуги? Тогда посетителям не придется бегать в банк, а потом возвращаться в
БТИ для решения всех последующих вопросов.
– В Москве работают 16 отделений БТИ, с 1996 года их площадь увеличилась вдвое.
Но по-прежнему есть помещения совсем небольшие. Там не то что расчетный центр,
охранника разместить негде. Кроме того, в БТИ работают в основном женщины. Чтобы
не иметь дела с наличными, мы даже зарплату переводим на банковские карты. А
оплата наших услуг – это десятки тысяч рублей. Чтобы клиентам было удобнее,
мы стараемся разместить наши отделения по соседству с филиалами Сбербанка, но
от открытия своих расчетных центров воздерживаемся.
– Какими документами регламентированы сроки выполнения ваших услуг?
И почему упразднены срочные услуги за дополнительную плату?
– Сроки регламентированы постановлением Госстроя и согласованы с Минюстом РФ.
Отмена срочной услуги объясняется тем, что выполняется она за счет общей очереди
граждан. Как объяснить им, что кому-то за деньги мы делаем быстрее? А кроме
того, есть ведь объективная потребность во времени: помещение надо обследовать,
сверить полученные данные с архивными материалами, занести отчет о выполнении
услуги. Все это нельзя сделать моментально.
– Почему кроме появления лазерных измерителей в арсенале ваших средств
ничего не изменилось с начала прошлого века: тушь, калька, толстые папки бумаг...
– По закону основной, исторический архив БТИ, где содержатся данные о столичной
недвижимости начиная с 1927 года (год основания МосБТИ.– "Ъ-Дом"),
ведется на бумажных носителях. Так что мы обязаны использовать старые испытанные
средства. Но уже с 1993 года параллельно данные по объектам недвижимости заносятся
в электронную базу данных. Сначала она содержала только статистику, теперь пополняется
графическими изображениями, планами объектов недвижимости.
– Недавно в результате начавшейся реформы у вас появился конкурент –
федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный
центр инвентаризации и учета объектов недвижимости". Как вы будете делить
рынок столицы? И как федеральные исполнители будут осуществлять свои услуги,
не имея архива?
– С нашими федеральными коллегами мы работаем вполне конструктивно. Подписали
соглашение об обмене информацией. А кроме того, ФГУП будет заниматься пока только
инвентаризацией нежилых помещений.
– Как вы относитесь к выходу на рынок частных БТИ?
– Сложно об этом говорить. Да, реформой предусматривается выход на рынок частных
БТИ. Но этого пока не произошло. Видимо, частники не смогли подтвердить соответствие
требованиям по аккредитации. Могу сказать, что и получение нами аккредитации
не было формальным мероприятием. И нам удалось доказать свою профессиональную
состоятельность. Мне кажется, государство постарается сохранить систему технического
учета в своих руках. Информация инвентаризаторов должна быть объективна. Частные
БТИ уязвимы: что мешает, в конце концов, крупной строительной фирме завести
карманное БТИ и выдавать нужные документы?
– В Москве часты случаи несоответствия адресов. Один и тот же дом может
в разных документах проходить под разными номерами и даже на разных улицах?
Люди вынуждены получать в БТИ справки об идентификации (соответствии) адресов,
платить за них. Если это ошибка чиновников, то почему расплачиваться за это
должны жители?
– Это проблема мегаполиса. Один наш сотрудник стал жертвой такой неразберихи:
в трех разных документах значилось три разных номера дома, где он живет: в одном
дом числился под #4, стр. 1, во втором – как просто дом 4 без строения, а в
третьем – #4, стр. 1-2. Пришлось приводить все эти адреса к одному посредством
изготовления справки об идентификации адреса. Чаще всего причиной наличия разных
адресов у одного и того же дома является неточность, а возможно, и необязательность,
допущенная в написании адреса в официальных документах (паспорте, ордере, распоряжении
и т. п.). И проблема эта, между прочим, не такая безобидная, как кажется. Три
разных адреса – это формально три объекта собственности, на которые могут претендовать
три разных человека. Поэтому сейчас московские власти заинтересованы выявить
все подобные случаи. Но как и все другие услуги БТИ, процедура соответствия
адресов платная.
Есть более серьезная проблема – хождение фальшивых технических документов. Выявляются
они, как правило, в момент обращения заявителя. Начинаем сличать данные, а в
планах и экспликациях и подписи не те, и печати. Такие документы сразу отдаем
в правоохранительные органы. Для борьбы с подделками планируем ввести голограммы.
Пока не могу сказать, когда это точно произойдет. Да и не в наших интересах
объявлять об этом. Введем, и все.
А вот о другом нововведении могу сказать вполне определенно. Сейчас ведется
разработка формы нового документа – технического паспорта на жилое помещение.
Планируется ввести его в обиход уже в сентябре, он будет содержать всю информацию
об объекте, включая поэтажный план и экспликацию.
– Кому же придется получать такой техпаспорт?
– Тому, кто соберется делать в квартире перепланировку и обратится в Горжилинспекцию:
чтобы специалистам, отказывая или давая добро, было понятно, о каком объекте
идет речь, что он собой представляет.
– Вы не боитесь в связи с этим наплыва посетителей? Вдруг все, кто еще
не узаконил перепланировку, пойдут к вам за паспортами?
– По нашим оценкам, перепланированных квартир немного – всего 10%. Это примерно
400 тыс. из расчета, что всего в Москве около 4 млн квартир. Были времена, когда
к нам обращались до 4 тыс. человек в сутки – и мы справлялись.
– Кстати, когда у вас самые маленькие очереди?
– Решать квартирные дела люди предпочитают в октябре–декабре. Это связано и
со срокам сдачи объектов строительными организациями. Кроме того, приватизация
будет завершена к 2007 году. Значит, к этому сроку возрастет число обращений.
|