Глава V. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации
Статья 20. Цели защиты
Целями защиты являются:
предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению,
копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного
вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение
правового режима документированной информации как объекта собственности;
защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности
персональных данных, имеющихся в информационных системах;
сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации
в соответствии с законодательством;
обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве
и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
Статья 21. Защита информации
1. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение
с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному
лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными
органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных
ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;
в отношении персональных данных - Федеральным законом.
2. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование
и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и
организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные
технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным
доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской
Федерации.
3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных
программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер
защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом
в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти.
Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая
является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие
защиту информации.
5. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право
осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать
или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.
6. Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться
в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований
по защите его информации в информационных системах. Соответствующие органы определяет
Правительство Российской Федерации. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности
самой информации и результатов проверки.
Статья 22. Права и обязанности субъектов в области защиты информации
1. Собственник документов, массива документов, информационных систем или уполномоченные
им лица в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливают порядок
предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных
должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа
пользователей к информации.
2. Владелец документов, массива документов, информационных систем обеспечивает
уровень защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Риск, связанный с использованием несертифицированных информационных систем
и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств.
Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной
системы, лежит на потребителе информации.
4. Собственник документов, массива документов, информационных систем может
обращаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных
систем и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты
его ресурсов и систем и получения консультаций.
5. Владелец документов, массива документов, информационных систем обязан оповещать
собственника информационных ресурсов и (или) информационных систем о всех фактах
нарушения режима защиты информации.
Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации
1. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования
информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных
систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения
правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных
прав и возмещения причиненного ущерба.
2. Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется судом, арбитражным
судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.
3. За правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной
власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участников в сфере формирования
и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных
систем, технологий и средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные
третейские суды.
Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в порядке, установленном
законодательством о третейских судах.
4. Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования
и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных
систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной
власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими
с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров,
ратифицированных Российской Федерацией.
Статья 24. Защита права на доступ к информации
1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо
недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки,
купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями
рассматриваются арбитражным судом.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие
недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории
информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного
отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений
прав пользователей.
3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций,
виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты
информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством
и законодательством об административных правонарушениях.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим
Федеральным законом изданные им правовые акты.
3. Поручить Правительству Российской Федерации:
привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые
акты;
подготовить и внести в Государственную Думу в трехмесячный срок в установленном
порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской
Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона;
принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального
закона.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Примечание:
(с изм. от 10.01.03 г.)
Принят Государственной Думой 25 января 1995 года
|