zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 1-2

ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ
Мы продолжаем публиковать ответы пастырей, участвовавших в программах радиостан-ции Радонеж" и отвечавших на вопросы слушателей "прямом эфире". Сегодня гость на-шей рубрики - настоятель и духовник Свято-Введенского женского монастыря рхи-мандрит Амвросий (Юрасов)

- Я православная, а моя мама пятидесятница. У нас часто происходят разногласия на почве христи-анства. Как в таких ситуациях мне быть?
- Когда Апостолы проповедывали языческому миру, они не шумели, не кричали, не шли с оружием в ру-ках. Они весь мир покорили любовью. Вот точно так же и Вы не должны с этим человеком устраивать шум, крик, споры - это не в православном духе. Должны показать полноту православия. У меня некоторые люди были, которые ходили в православную Церковь, а потом уклонились. То ли в зарубежную, то ли в подполь-ную Церковь стали ходить. И мы сразу увидели плоды, они отпали от православия, от нашей российской многострадальной Церкви и сразу стали осуждать всех православных. А где же любовь? В Евангелии сказа-но: не осуждай, не гневайся, не раздражайся. А тут начинаетс осуждение, пустословие.
Иноверцу, инакомыслящему надо показать с любовью, что христиане православные - тем и отличаются, что ни с кем не ругаются, не возмущаются, не кричат, потому что это бесполезно. Ведь если Бог не поло-жит на душу, человек не поймет нас. И словами, сказанными во гневе, в пылу спора, тут не поможешьМы должны гневаться против дьявола, против греха, против всякой неправды и нечистоты, а не против ближ-него. А ближнего убедить мы можем только любовью.
- Батюшка, нас часто спрашивают начальствующие, как им быть с подчиненными, потому что подчиненные плохо выполняют свою работу и поневоле начальствующие, уставшие на работе, начи-нают раздражаться, гневаться, повышать голос.
- Если подчиненный и начальствующий верующие, то там все в Евангельском духе, они друг друга по-нимают. А вот те люди, которые не знают Бога, не пришли к нему, и начальствующие и подчиненные - у них отношения на работе строятся в духе ином. Я как-то рассказывал как один человек приехал в колхоз, ему дали подводу грузить зеленку в телегу. Нагрузил: "Ну, лошадка, пошла". Она шаг прошла и останови-лась. Он ее вожжами ударяет, она шаг пройдет и стоит. Он ее за поводок потянул, а она шаг пройдет и сто-ит. Он ее палочкой ударил, она шаг сделает и стоит. Тут идет колхозник, а он: "Я с лошадью никогда не имел дела, почему она меня не слушается?" А колхозник отвечает: "Наши лошади к этому не приучены, к этой ласке". Послал ее десятиэтажным матом, она сразу встрепенулась и пошла. Конечно, если начальст-вующий всех бранит постоянно, люди привыкают к этому, они только тогда и начинают работать, когда их бранят. А когда мирно к ним обращаются, спокойно, они уже этого не понимают, они думают, что на это и реагировать не надо и поэтому просто садятся на шею начальника. А если начальник православный, у него подчиненные все православные, они общаютс в Евангельском духе, мирным путем, спокойно, ровно. И тогда они по любви все делают, но не по гневу и по злу. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, тот человек, который гневается, раздражается, шумит, кричит - он вырабатывает гнев, и вот этот гнев, это зло, оно же его и съедает. Вот человек делает добро кому-то, он сам себе делает добро. Кому-то делает зло, он сам себе делает зло. Поэтому Иоанн Лествичник говорит, что человек рождает зло, и это зло его поедает, разрушает его внутренне, его душу. То есть, человек гневом сам себя разлагает. Конечно, когда человек внешне весь в язвах, весь больной, изувеченный, нам неприятно бывает с таким человеком встречаться. А вот когда человек внутренне весь изувеченный, в язвах душевных, в ранах, его нельзя тронуть за живое ме-сто. Тронешь - не оберешься гнева, зла, возмущения и обиды. Как-то я говорил, если в час пик, человек здоровый в метро входит, его давят со всех сторон, он может по эскалатору вверх, вниз ехать, ему ничего. А когда человек больной, допустим, рука поломана или ребра у него больные, его со всех сторон могут сда-вить и он может дух отдать. А ведь человек может также быть и душой больной. Если он попадает в какое-то общество, даже здоровое общество, он на каждое слово реагирует, все в уме рассчитывает. Он может на все обижаться, его тронуть нельзя. Тронул - и беда, не оберешьс гнева и зла.
- Если у тебя спокойное настроение, все хорошо. И вдруг ты чувствуешь, что у тебя гнев должен появиться, или уже начаточки. Какую молитву можно прочитать, что сделать, чтобы погасить этот гнев?
- Рассказывают такой случай. Ехал царь и увидел солдата - оборванный молодой паренек, опустившийся. Царь сжалился над ним и забрал его к себе в карету. Привез его к себе во двор. Привели его в порядок, омыли, одели в хорошие одежды, поговорили с ним, и оказалось, что очень хороший, разумный солдат. Он жил при дворе и его поставили каким-то начальником над солдатами. Солдаты заметили, что когда он вхо-дил в гнев, раздражение, то сразу же убегал от них в свою комнату. Через несколько минут выходил, спо-койно улыбался. И так он делал много раз. Донесли об этом царю. Он спросил у солдата: "Что у тебя там в комнате?" Солдат сказал: "Пожалуйста, войдите". И когда царь вошел к нему, солдат сказал: " Вы знаете, у меня иногда бывает вспыльчивость, гнев, я начинаю раздражаться. Я сразу беру себя в руки, забегаю в свою комнату, смотрю на свою старую шинель и вспоминаю, кто я раньше был. Нищий, голодный, убогий. А теперь кем я стал? И когда я так делаю, у меня сразу проходит гнев и вспыльчивость". И мы должны точно также делать. Когда у нас возникает что-то внутри - гнев, раздражение, значит, благодать Божия отходит. Где-то мы осудили кого-то, обидели, или где-то возгордились, похвалились чем-то. Благодать Божия ухо-дит и сразу появляется гнев у нас внутри. Тогда сразу мы должны вспомнить свою греховную жизнь. Кто мы раньше были? Мы были нечистые и грязные, и нас Господь привел к Себе, очистил нас, омыл. И тогда у нас этот гнев и раздражение проходят. Ведь для нас Господь приготовил небо и мы должны быть жителями неба, должны все быть мирными, спокойными. И туда входят только те люди, которые здесь научились жить со всеми в мире и любви. А те люди, которые научились здесь постоянно устраивать скандалы, исте-рики, шум, крик - туда просто не войдут. Один подвижник жил среди народа и постоянно гневался. То на одного, то на другого. И говорит: "Тут плохо дело. Тут с этими людьми никогда не спасешься. Пойду луч-ше в пустынное место". Пришел и стал один жить. Молится, все пошло хорошо, прекрасно. Однажды взял кувшин и пошел за водой. Воды набрал, кувшин поставил, а он опрокинулся и вода вылилась. Он опять набрал. Она опять вылилась. Он в третий раз набрал и она опять вылилась. Он схватил кувшин и как грох-нет его о камень. Потом взял себя в руки и говорит: "Я же пришел сюда жить, потому что здесь никого нет, никто меня не раздражает. А оказывается это все во мне самом".
Когда у нас внутри вскипело все, появился гнев и желание высказать ближнему, что мы о нем думает, когда кто-то нас отчитывает - в этот момент надо совершить великий подвиг: победить самого себя. Надо в это время улыбнуться и вместо грубого слова сказать спокойно, тихо ласковое слово и сразу гнев у нас прой-дет.



Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев