ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ
Мы продолжаем публиковать ответы пастырей,
участвовавших в программах радиостан-ции
Радонеж" и отвечавших на вопросы слушателей
"прямом эфире". Сегодня гость на-шей рубрики
- настоятель и духовник Свято-Введенского
женского монастыря рхи-мандрит Амвросий (Юрасов)
- Я православная, а моя мама пятидесятница.
У нас часто происходят разногласия на почве
христи-анства. Как в таких ситуациях мне быть?
- Когда Апостолы проповедывали языческому миру,
они не шумели, не кричали, не шли с оружием в ру-ках.
Они весь мир покорили любовью. Вот точно так же и
Вы не должны с этим человеком устраивать шум,
крик, споры - это не в православном духе. Должны
показать полноту православия. У меня некоторые
люди были, которые ходили в православную Церковь,
а потом уклонились. То ли в зарубежную, то ли в
подполь-ную Церковь стали ходить. И мы сразу
увидели плоды, они отпали от православия, от
нашей российской многострадальной Церкви и
сразу стали осуждать всех православных. А где же
любовь? В Евангелии сказа-но: не осуждай, не
гневайся, не раздражайся. А тут начинаетс
осуждение, пустословие.
Иноверцу, инакомыслящему надо показать с любовью,
что христиане православные - тем и отличаются,
что ни с кем не ругаются, не возмущаются, не
кричат, потому что это бесполезно. Ведь если Бог
не поло-жит на душу, человек не поймет нас. И
словами, сказанными во гневе, в пылу спора, тут не
поможешьМы должны гневаться против дьявола,
против греха, против всякой неправды и нечистоты,
а не против ближ-него. А ближнего убедить мы можем
только любовью.
- Батюшка, нас часто спрашивают
начальствующие, как им быть с подчиненными,
потому что подчиненные плохо выполняют свою
работу и поневоле начальствующие, уставшие на
работе, начи-нают раздражаться, гневаться,
повышать голос.
- Если подчиненный и начальствующий верующие, то
там все в Евангельском духе, они друг друга по-нимают.
А вот те люди, которые не знают Бога, не пришли к
нему, и начальствующие и подчиненные - у них
отношения на работе строятся в духе ином. Я как-то
рассказывал как один человек приехал в колхоз,
ему дали подводу грузить зеленку в телегу.
Нагрузил: "Ну, лошадка, пошла". Она шаг прошла
и останови-лась. Он ее вожжами ударяет, она шаг
пройдет и стоит. Он ее за поводок потянул, а она
шаг пройдет и сто-ит. Он ее палочкой ударил, она
шаг сделает и стоит. Тут идет колхозник, а он: "Я
с лошадью никогда не имел дела, почему она меня не
слушается?" А колхозник отвечает: "Наши
лошади к этому не приучены, к этой ласке".
Послал ее десятиэтажным матом, она сразу
встрепенулась и пошла. Конечно, если начальст-вующий
всех бранит постоянно, люди привыкают к этому,
они только тогда и начинают работать, когда их
бранят. А когда мирно к ним обращаются, спокойно,
они уже этого не понимают, они думают, что на это и
реагировать не надо и поэтому просто садятся на
шею начальника. А если начальник православный, у
него подчиненные все православные, они общаютс
в Евангельском духе, мирным путем, спокойно,
ровно. И тогда они по любви все делают, но не по
гневу и по злу. Как говорит преподобный Иоанн
Лествичник, тот человек, который гневается,
раздражается, шумит, кричит - он вырабатывает
гнев, и вот этот гнев, это зло, оно же его и съедает.
Вот человек делает добро кому-то, он сам себе
делает добро. Кому-то делает зло, он сам себе
делает зло. Поэтому Иоанн Лествичник говорит, что
человек рождает зло, и это зло его поедает,
разрушает его внутренне, его душу. То есть,
человек гневом сам себя разлагает. Конечно, когда
человек внешне весь в язвах, весь больной,
изувеченный, нам неприятно бывает с таким
человеком встречаться. А вот когда человек
внутренне весь изувеченный, в язвах душевных, в
ранах, его нельзя тронуть за живое ме-сто. Тронешь
- не оберешься гнева, зла, возмущения и обиды. Как-то
я говорил, если в час пик, человек здоровый в
метро входит, его давят со всех сторон, он может
по эскалатору вверх, вниз ехать, ему ничего. А
когда человек больной, допустим, рука поломана
или ребра у него больные, его со всех сторон могут
сда-вить и он может дух отдать. А ведь человек
может также быть и душой больной. Если он
попадает в какое-то общество, даже здоровое
общество, он на каждое слово реагирует, все в уме
рассчитывает. Он может на все обижаться, его
тронуть нельзя. Тронул - и беда, не оберешьс
гнева и зла.
- Если у тебя спокойное настроение, все
хорошо. И вдруг ты чувствуешь, что у тебя гнев
должен появиться, или уже начаточки. Какую
молитву можно прочитать, что сделать, чтобы
погасить этот гнев?
- Рассказывают такой случай. Ехал царь и увидел
солдата - оборванный молодой паренек,
опустившийся. Царь сжалился над ним и забрал его
к себе в карету. Привез его к себе во двор. Привели
его в порядок, омыли, одели в хорошие одежды,
поговорили с ним, и оказалось, что очень хороший,
разумный солдат. Он жил при дворе и его поставили
каким-то начальником над солдатами. Солдаты
заметили, что когда он вхо-дил в гнев, раздражение,
то сразу же убегал от них в свою комнату. Через
несколько минут выходил, спо-койно улыбался. И
так он делал много раз. Донесли об этом царю. Он
спросил у солдата: "Что у тебя там в комнате?"
Солдат сказал: "Пожалуйста, войдите". И когда
царь вошел к нему, солдат сказал: " Вы знаете, у
меня иногда бывает вспыльчивость, гнев, я начинаю
раздражаться. Я сразу беру себя в руки, забегаю в
свою комнату, смотрю на свою старую шинель и
вспоминаю, кто я раньше был. Нищий, голодный,
убогий. А теперь кем я стал? И когда я так делаю, у
меня сразу проходит гнев и вспыльчивость". И мы
должны точно также делать. Когда у нас возникает
что-то внутри - гнев, раздражение, значит,
благодать Божия отходит. Где-то мы осудили кого-то,
обидели, или где-то возгордились, похвалились чем-то.
Благодать Божия ухо-дит и сразу появляется гнев у
нас внутри. Тогда сразу мы должны вспомнить свою
греховную жизнь. Кто мы раньше были? Мы были
нечистые и грязные, и нас Господь привел к Себе,
очистил нас, омыл. И тогда у нас этот гнев и
раздражение проходят. Ведь для нас Господь
приготовил небо и мы должны быть жителями неба,
должны все быть мирными, спокойными. И туда
входят только те люди, которые здесь научились
жить со всеми в мире и любви. А те люди, которые
научились здесь постоянно устраивать скандалы,
исте-рики, шум, крик - туда просто не войдут. Один
подвижник жил среди народа и постоянно гневался.
То на одного, то на другого. И говорит: "Тут
плохо дело. Тут с этими людьми никогда не
спасешься. Пойду луч-ше в пустынное место".
Пришел и стал один жить. Молится, все пошло хорошо,
прекрасно. Однажды взял кувшин и пошел за водой.
Воды набрал, кувшин поставил, а он опрокинулся и
вода вылилась. Он опять набрал. Она опять
вылилась. Он в третий раз набрал и она опять
вылилась. Он схватил кувшин и как грох-нет его о
камень. Потом взял себя в руки и говорит: "Я же
пришел сюда жить, потому что здесь никого нет,
никто меня не раздражает. А оказывается это все
во мне самом".
Когда у нас внутри вскипело все, появился гнев и
желание высказать ближнему, что мы о нем думает,
когда кто-то нас отчитывает - в этот момент надо
совершить великий подвиг: победить самого себя.
Надо в это время улыбнуться и вместо грубого
слова сказать спокойно, тихо ласковое слово и
сразу гнев у нас прой-дет.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев