ОЛЕСЬ РОСИЧ: "МЫ ПРОЕХАЛИ С
ВОСТОКА НА ЗАПАД ПО ПЕРИМЕТРУ АМЕРИКУ"
- Олесь Николаевич, очень приятно вас видеть в
студии "Радонежа" вновь. Почти два года тому
назад, если не больше, мы с вами встречались здесь
и вы очень интересно рассказывали о православной
жизни в Америке, о Белоруссии, к народу которой вы
принадлежите по происхождению.
Буквально недавно вы проделали удивительное
паломничество - по православным святыням Америки
и, по-моему, побывали даже за ее пределами. Ваши
впечатления: что представляет собой сейчас
американское Православие?
- Я очень рад встрече снова в "Радонеже".
Действительно, я по духу, по натуре - паломник и
люблю путешествовать. И, конечно, самое отрадное
для меня - паломничество на родину, Русь, Россию.
Моя родина - западная Россия, как я ее называю. И
ныне в Польше находится Белостокский
православный край, я собираюсь тоже совершить
туда паломничество. И в России за несколько дней
мне удалось многое увидеть. Храм Христа
Спасителя - нет слов, чтобы описать, что
испытываешь, посещая это чудо, созданное в
течение пяти лет! Надеюсь побыть на службе в день
Преображения, когда будет его освящение.
Недавно мне удалось совершить паломничество по
православным местам Америки. Проехали мы с
востока на запад по периметру Америки. Есть
православные в Америке сейчас практически в
каждом штате. Конечно, Православие в Америку
принесли наши русские миссионеры, подвижники, 200
лет назад. Особенностью его является то, что с
начала XX века оно приняло многоюрисдикционность,
или конфессиональность: там есть Сербская
Церковь, Румынская, Греческая, Русская
Православная Церковь Патриаршая, Русская
Православная Церковь Зарубежная, Автокефальная
Православная Церковь Америки (это наша
церковь-сестра).
Было очень интересно посетить разные храмы
разных юрисдикций. Это и отпуск, и все-таки
желание посетить православные монастыри, храмы.
За последние пять лет в Америке наблюдается
очень интересное явление - рост греческих
монастырей, которые создает старец Ефрем с Афона,
духовный ученик известного старца-схимника
Иосифа. За последние пять лет он создал
семнадцать монастырей. И один из самых крупных
монастырей находится в штате Аризона, монастырь
святого Антония. Это тоже чудо, одно из
проявлений Божественной благодати. В пустыне
создан оазис - в материальном смысле и в духовном.
Туда совершается паломничество со всей Америки,
Канады и даже других стран. Его насельники - греки
американского происхождения, но есть -
удивительное явление - и американцы, молодые
люди, принявшие Православие. Это редко! Один из
них уже игумен в одном из монастырей во Флориде,
который мы тоже посещали.
- Расскажите о Вашем маршруте и о впечатлениях...
- Маршрут - на восток: штат Нью-Йорк, потом во
Флориду, штат Техас, Аризона, а потом - по
западному побережью Калифорнии: Лос-Анджелес,
Сан-Франциско... И вот, в Нью-Йорке очень отрадное,
духовно-благотворное впечатление оставило
посещение нашего Патриаршего Никольского храма,
строительство которого началось еще Святейшим
Патриархом Тихоном, когда он был епископом в
Америке. Я бывал в этом храме прежде несколько
лет тому назад и увидел разительную перемену. Там
до недавнего времени был епископ Павел, который
ныне переведен в Европу (в Вену, Австрия), вот
усилиями его и других пастырей, которые несли там
свое служение, был создан прекрасный приход.
Богослужение великолепное - это лучшая служба
после России, которую мне приходилось посещать
за границей. Не только на самом богослужении, но и
после него люди не расходятся, остаются, смотрят
видео - например, диакона о. Андрея Кураева, потом
обсуждают. Работают с детьми, занимаются
паломничеством. Там жизнь бурлит! Удивительно,
что этот приход очень живой, там вся жизнь бурлит
вокруг этого прихода, а не только ограничивается
формальным посещением службы. Это привело к тому,
что достаточно многие прихожане, которые прежде
ходили в "зарубежный" храм (который, кстати,
находится по соседству) пришли сюда. Потому что
они почувствовали себя тут как дома.
- В России многие полагают, что именно Зарубежная
Церковь является хранительницей
неповрежденного Православия. А что американцы
находят в нашей, Патриаршей Церкви?
- Я могу это лично свидетельствовать на
собственном опыте. Я прежде ходил в
"зарубежный" храм. Воцерковление в Америке 25
лет назад начиналось с приходов Зарубежной
Церкви. По словам тех, кого я встретил в Нью-Йорке,
из тех, кто прежде ходил в Синодальную зарубежную
церковь, они говорят, что они устали от политики,
от "политиканства", от всех этих
"разборок", которые там слышишь. А здесь
этого нет. Здесь нет упреков, здесь очень
братское, любовное отношение и к Зарубежной
Церкви. Как раз в эти дни в Зарубежной Церкви было
посещение мироточивой иконы Св. Николая
Чудотворца. Когда она была в Синодальном храме,
многие прихожане Патриаршей Церкви пошли туда.
Когда я с владыкой Павлом разговаривал об этом,
он говорил: "Ну что ж, пожалуйста. У нас с этим
нет проблем!" А в Зарубежной Церкви можно
встретить другое по отношению к Патриаршей:
"Нет, туда ходить нельзя!" Скажем,
священникам, которые едут в Россию, прямо
говорит: "Не ходить туда!"
- Но, может быть, это просто частный случай?
Насколько мне известно, не все зарубежные
священники разделяют такое поведение?
- Совершенно верно. Я тоже знаю многих
священников, которые не настроены так
радикально. Более того, когда они бывают в Рссии,
они посещают наши патриаршие храмы. Я знаю мирян,
которые не только ходили на службы, но и
исповедывались, и причащались у нас. И отказа им в
этом со стороны наших батюшек не было. В
Зарубежной Церкви такие отказы можно получить и
получаешь: "Если ты в Патриаршей Церкви, тебе
причастия не дам!" Вот это, к сожалению, наша
скорбь и печаль. Это несвойственно Православной
Церкви, не этому учили нас Господь и св. апостолы.
Они учили нас любви, терпению друг ко другу:
"Носите тяготы друг друга", "Не ищите
сучков в чужих глазах, а выньте бревна из
своих!" К сожалению, это не всегда получается.
Мы скорбим об этом. Это же понимают и епископы, с
которыми я разговаривал - и из старого, и из
нового поколения. Это, к сожалению, есть. И это
настроение, к сожалению, в усилилось в последние
годы, когда Зарубежную Церковь возглавил
митрополит Виталий. До этого такой разделенности
никогда не подчеркивалось, а всегда говорилось,
что Зарубежная Церковь - часть общей единой
Церкви. Когда в Рссии наша Церковь была пленена, о
ней говорили: "Мы свободная часть Церкви!"
Это можно было видеть и в решениях Синода
Зарубежной Церкви, и в выступлениях епископов,
таких, например, как епископ Митрофан
(Зносско-Боровский)...
- В чем вы видите корень недоброжелательного
отношения к нашей Церкви? Мне кажется,
аргументация, которой пользуются синодалы в
своих посланиях, недостаточно логична, даже
демагогична...
- Да. Я могу назвать три причины. Не могу спокойно
относиться к тому, когда такая необоснованная
брань существует между двумя частями единой
Церкви. Я вижу причину вот в чем. Первая причина:
Зарубежная Церковь в лице ее священноначалия,
Синода Зарубежной Церкви, возможно, части
священников - не удалось преодолеть той
тенденции к политиканству, которая в этой Церкви,
к сожалению, присутствует с самого начала.
Неподчинение сыновней Церкви-матери, которая
прошла такие испытания, страшные гонения,
совершенно необоснованно. Делается ссылка на то,
что "эта Церковь была создана по указанию или
по благословению Святейшего Патриарха
Тихона". Это не соответствует
действительности. Мы знаем, и документы
опубликованы, что, напротив, Святейший Тихон
запретил Синод, потому что он увлекся тогда
политическими выступлениями и политическими
заявлениями. И основываясь на этом, в 1922 году и Св.
Синод, и Св. Патриарх, и Высшее церковное
управление издали Указ (я сейчас по памяти не
помню, но он опубликован в документах Святейшего
Патриарха Тихона) о том, что Синод зарубежный
(тогда он назывался Высшее церковное управление
за рубежом) не имеет поля своей деятельности и
управление приходами передается митрополиту
Евлогию. И когда было получено это указание
Патриарха Тихона, они приняли его к сведению и
как будто изъявили сыновнюю покорность,
распустились, а на следующий день создали новую
организацию, назвав ее Синодом. То есть это очень
по-фарисейски и лукаво. Были светила - например,
святой Иоанн Шанхайский (Максимович). Он потому и
свят, что понимал, болел теми проблемами, он болел
за Церковь плененную, гонимую, и, понимая
важность и необходимость духовного общения с
плененной Церковью (об этом свидетельствуют
многие из тех, кто знал святого архиепископа
Иоанна Шанхайского, потом Сан-Францисского
(Максимовича), что он в своих молитвах поминал
Патриарха Алексия (Симанского), так как это и
следовало делать. Но за это те архиереи его и не
любили - они его подвергли гонениям, предали его
суду американскому. Конечно, не прямо за это, но в
основе-то лежало то. Они называли его
"розовым", "красным"...
- Сейчас тоже в аналогичной полемике любят
пользоваться "цветовой раскраской" - белый,
красно-коричневый или коричневый. Но ведь для
Церкви такая окраска ничего не значит!
А как сейчас отнеслись к скандалу о русской
собственности за рубежом?
- Да, эта расцветка была спекулятивно выдвинута
Зарубежной Церковью в связи с событиями в
Иерихоне. Конечно, ее подхватили околоцерковные
и даже антицерковные, светские СМИ в Америке и в
других странах: "белая Церковь", "красная
Церковь" - вот такие эпитеты! Теперь некоторые
священники и даже священноначалие в РПЦЗ
используют именно эту терминологию.
Но давайте посмотрим: ведь если мы вернемся к
прошлому, к отцу-основателю Зарубежной Церкви -
митрополит Антоний (Храповицкий), высокочтимый
архиерей, авва Антоний. Он ведь завещал, что как
только кончится пленение нашей Матери-церкви, мы
представим будущему Собору все наши деяния,
вернем то, что мы сохранили. Но ведь это время
пришло! Ведь пленение кончилось: Церковь
свободна. Может быть, она имеет проблемы, но где
их нет? Так давайте их излечивать вместе! Но зачем
же продолжать и усугублять раскол! Разве не время
сейчас прийти и в любви, которую нам завещал наш
Божественный Основатель - Господь Иисус Христос,
- обнять друг друга, простить друг другу
прегрешения и обиды и совместно созидать Русскую
Церковь и Россию?! Так следовало поступить и с
собственностью, которую Зарубежная Церковь
сохранила. Слава Богу, низкий поклон за это всем
тем, кто хранил и берег ее, в том числе и на Святой
Земле. Зачем же устраивать этот скандал
некрасивый? Ведь мы знаем - и я могу
свидетельствовать, знает и Зарубежная Церковь, -
что у них сейчас нет материальных возможностей,
чтобы поддерживать то, что они имеют даже в
Америке. Мы знаем, что монастыри в Америке
некоторые (в качестве примера могу назвать
монастырь "Новая Коренная Пустынь", где
хранилась та известная чудотворная икона
Курской Коренной Божией Матери, он находится
недалеко от Нью-Йорка) сейчас уже многие годы
представляют "мерзость запустения".
Казалось бы, там нет большевиков и гонителей. Но
ведь вы уже сами не в состоянии его поддерживать!
И в других случаях - тоже. Вынуждены даже
продавать эту собственность. На Святой Земле мы
тоже знаем такие случаи. Вот это место, в
частности, Иерихон. Это вовсе не монастырь, как об
этом громогласно говорилось в заявлениях
Зарубежной Церкви. Это просто здания, которые с
декабря 1999 г. пустуют. Они приходили в ветхость и
требовали капитального ремонта, на что у них не
было средств. И буквально за два месяца до этих
событий, когда эта территория с собственностью
были переданы Палестинской администрацией
законному собственнику - Московской Патриархии
РПЦ и русскому народу, - тут подняли скандал,
подняли шум! Стыдно!
В прессе, которая раздувает подобные скандалы,
понятно, нет вовсе заинтересованности в том,
чтобы Русская Церковь там укреплялась. Поэтому
они это раздували, и раздували очень грубо. Но не
они виноваты в этом, потому что материалы им
давали представители Зарубежной Церкви. Нам
следовало бы поступить, как завещал и говорил
митрополит Антоний - добровольно вернуть. Потому
что кому возвращается собственность - не
инославным же, не протестантам? Возвращается
русскому народу, России! Если вам что-то сегодня
не нравится по каким-то причинам в Патриаршей
Церкви - ведь завтра это изменится, а Россия вечна
и народ вечен. И это останется у них, потому что
это создавалось на пожертвования, усилиями и
трудами поколений русского православного
народа. Мы знаем, что паломничество из России,
Украины и Белоруссии возрастает. Зачем же этому
противиться? И притом неправедно! Обращения РПЦЗ
исходили от епископов, от священников некоторых,
которые втягивали свою паству, чтобы они писали
Президенту, Конгрессу американскому... Зачем?
Монахиня, которая туда проникла с американским
паспортом, написала письмо папе римскому - с
просьбой о помощи!...
То есть за помощью обращались к врагам России!
Самое главное, я считаю, то, что Зарубежной Церкви
все-таки не удалось сохранить преемственность -
это большая проблема для всех эмиграций. Редко
какая эмиграция оказывается способной сохранить
преемственность, передать это своим детям. Он
теряют русскость, теряют Православие, во многом
(как правило) американизируются, офранцуживаются
- это одна из проблем. Но идет рост Церкви за счет
обращения жителей этих стран - во Франции
французы, в Америке американцы - приходят в
Православие. Заметный рост прихожан в последние
годы! Казалось бы, это должно радовать. Но, к
сожалению, во многих случаях переход все-таки не
совершается полно. Те, кто принимают Православие,
принимают его рационально. Не удовлетворены,
например, в своих протестантских или
католических приходах и, изучая историю
христианства, рационально приходят в
Православие. Это первоначальная, истинная
Церковь, и мы должны быть в ней! Но они продолжают
нести груз протестантского мышления,
меркантильности, определенной агрессивности,
гордыни - и этот груз не дает им стать
православными в полной мере. В Америке, в силу
того что на протяжении всего XX столетия велась
большая пропаганда русофобии, ненависти к
России, после Второй мировой войны все это носило
окраску антисоветизма, антикоммунизма, но в
основе своей - все-таки это была русофобия. Для
западного и, в частности, американского мышления,
пропаганды и политики сильная Россия не нужна ни
в имперском, ни в советском, ни в демократическом
плане. Поэтому эти люди несут этот груз, который
им преодолеть сразу не так-то легко. Поэтому
контакты и такое понимание со стороны выходцев
из русской диаспоры второго и третьего
поколения, которые сохранили и русскость, и
Православие, и поэтому у них большее понимание
необходимости преодоления разногласий и
контактов. А те, кто пришел из инославия, таким
пониманием не обладают абсолютно. Им это чуждо,
поэтому они очень легко подхватывают всякую
антирусскую пропаганду о Православной Церкви в
России. Это проблема! Поэтому наибольшее
сопротивление встречаешь со стороны принявших
Православие бывших инославных.
В Зарубежной Церкви, когда мы посещали, в
частности, собор в Сан-Франциско, где почивают
мощи св. Иоанна (Максимовича), наиболее
благочестивую часть прихожан составляют как раз
вновь прибывшие из России. Представители
старшего поколения в храме идут к причастию
часто с непокрытыми головами, в лучшем случае в
кепочках и шляпках. Это мелочи, может быть, но они
не сохранены! А вновь прибывшие (как раз в
Сан-Франциско) шли к причастию благочестиво,
женщины в платках и длинных юбках, со сложенными
руками, - казалось бы, из страны, где было
богоборчество и т.д. И сейчас именно они приносят
жизнь многим зарубежным приходам. Тут - контраст
между Россией и Западом. В данном случае с
Америкой, где ты невольно сравниваешь то, что ты
видишь тут и в России.
Материальная сторона в Америке как будто внешне
благополучна, но в духовном смысле - очень
разительный контраст с Россией.
В России созидаются храмы и монастыри, мы
вспоминаем и чтим память наших святых, угодников
Божиих, которые своей праведной жизнью показали
нам путь, мы видим их иконы, видим часовни в их
память, совершаем память их и молимся им. Кому
молятся и чью память чтят на Западе?..
Вот в Америке, в частности... Мне пришлось
посетить ряд таких мест, где тоже чтится память, и
книги издаются, энциклопедии, жизнеописания -
кого? Гангстеров, убийц, знаменитых уголовников!..
Вы не поверите, но я по радио слышал передачу об
одном знаменитом гангстере. Ведущий буквально
взахлеб рассказывал о нем, потом ему задавали
вопросы, дополняли выступление, говорили, где он
был убит и похоронен. Например, в Миссури есть
музей знаменитого Джесси Джеймса и его банды. И
там - пещеры, где они прятались, там музей создан!
Вот он - поразительный контраст!
Например, Лас-Вегас, знаменитый город разврата,
игорных заведений, проституции официальной -
Содом настоящий. Там тоже есть музей, галерея
этих типов! В роскошных рамах висят их портреты!
Ужасно! На них страшно смотреть! Конечно, можно не
ходить и не смотреть, но ведь это создает
культуру, атмосферу цивилизации! Единственная
ценность в Америке - это то, что принесло туда
Православие! Там есть уже даже святые
американские. Во-первых, наши миссионеры, которые
принесли туда Православие. Там есть мученики:
ктитор алеутов, когда приехал в Сан-Франциско,
был убит католическими иезуитами-миссионерами,
которые требовали у него отречения от
Православия, а он отказался и был убит. Там есть
свои святые, но это принесло Православие! Поэтому
будущее у них - тоже в Православии, и их спасет
только Православие! К сожалению, оно довольно
слабое и к тому же раздираемо вот этими
внутренними противоречиями. Но с Божией помощью
все может случиться! Будем надеяться на это!
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев