zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 11-12

ЮРИДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПОЛЬЗА ЗАКОНА ДЛЯ ЦЕРКВИ

О сроке перерегистрации.

В текущем году - до 31 декабря 2000 года - заканчивается перерегистрация религиозных организаций, предусмотренная Федеральным Законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". Ранее установлений срок изменен Федеральным законом, текст которого здесь приводится:
О внесении изменений в пункт 4 статьи 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Принят Государственной Думой 23 февраля 2000 года.

Статья 1. Внести в пункт 4 статьи 27 Федерального Закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465) следующие изменения:
Слова "31 декабря 1999 года" заменить словами "31 декабря 2000 года"; второе предложение изложить в следующей редакции: "По истечении указанного срока религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию религиозных организаций".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Президента РФ В.ПУТИН
Москва, Кремль
26 марта 2000 года
№ 45-ФЗ
Опубликован
в "Российской газете" 30 марта 2000 года.


В связи с этим должна быть завершена перерегистрация религиозных организаций Русской Православной Церкви, чтобы не допустить обращений в суд на предмет ликвидации религиозных организаций в качестве юридических лиц. Следует принять во внимание, что Министерство юстиции РФ делегировало свои полномочия по регистрации и перерегистрации епархиальных монастырей, семинарий, духовных училищ и подворий территориальным органам юстиции.

Польза закона для Церкви
Более двух лет действует в России Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Что положительное и полезное для Церкви содержится в нем и пользуются ли в полной мере приходы, монастыри и другие организации Церкви теми положениями закона, которые должны служить ко благу и пользе нашей Церкви? Такого рода вопросы нередко задают и клирики и миряне. Для этого есть основания. Возможности, предоставленные религиозным организациям этим законом, используются не в полной мере, да и о содержании закона многие имеют весьма смутное представление.
Не имея возможности дать подробный комментарий к закону, напомним, что "Радонеж" познакомил своих читателей с авторским комментарием к закону А. Е. Себенцова, одного из его активных разработчиков.
Прежде всего отметим, что во вступлении к закону признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры". К этому, по-моему, можно добавить создание и укрепление Российского государства. В законе определено, что по просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям, в соответствии с законодательством РФ о воинской обязанности и военной службе в мирное время, может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов (ст. 3, п. 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").
Для повседневной жизни религиозных организаций Церкви следует иметь в виду, что проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания, запрещаются (ст. 3, п. 6).
Для священнослужителей Церкви является безусловно весьма важным, что "тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди" (ст. 3, п. 7).
Законом установлено, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону.
Закон указывает на государственное регулирование налоговых и иных льгот, предоставляемых религиозным организациям, и государственную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
Закон устанавливает положение, по которому религиозная организация создается и действует по собственной иерархической и институциональной структуре и самостоятельно определяет состав персонала. Для отношений Церкви и государства представляется весьма существенным законоположение, согласно которому государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат законодательству.
При государственной регистрации организация, входящая в структуру Церкви, получает правоспособность юридического лица, становится субъектом права в объеме, предусмотренном в уставе.
По закону религиозные организации получили право создавать образовательные учреждения и при определенных условиях могут обучать детей религии в государственных и муниципальных школах.
Согласно закону религиозные праздники могут быть объявлены нерабочими (праздничными) днями. Для Церкви это Рождество Христово. Может быть, следовало бы объявить праздником день Пасхи и поскольку он бывает в воскресенье, но по законодательству о труде следующий за ним день стал бы нерабочим.
Отметим еще некоторые положения закона, имеющие значение для православных религиозных организаций Церкви. К ним относится право на производство предметов религиозного назначения и литературы и учреждение соответствующих для этого организаций - хозяйственных обществ. Закон признает благотворительную и культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций и фиксирует им поддержку со стороны государства. По закону религиозным организациям безвозмездно передаются в собственность или в пользование (не в аренду!) культовые здания и сооружения с земельными участками, а также иное имущество религиозного назначения. И еще. Закон дает право религиозным организациям участвовать в рассмотрении вопросов, касающихся их деятельности в органах государственной власти.
В новых уставах всех организаций Русской Православной Церкви воспроизводятся их права. Уставы приведены в соответствие с законом. Умелому и достойному использованию законных прав и возможностей, безусловно, поможет знание закона и его соблюдение.

О братствах и сестричествах
В иерархии и юрисдикции Русской Православной Церкви состоят братства и сестричества, которые по действующему законодательству должны считаться местными религиозными организациями, если они прошли государственную регистрацию. Относительно государственной перерегистрации братств (сестричеств), которая заканчивается в конце текущего года, весьма важно разъяснить следующее. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 г. в Определении "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви" внес дополнение в Устав об управлении Русской Православной Церкви (раздел VIII, пункт 8а). Следуя этому дополнению Канонического устава, братства и сестричества создаются прихожанами православного исповедания только с согласия настоятеля прихода и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, благотворительности и милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества состоят при приходах под ответственным попечительством настоятелей. В этом случае братство не проходит государственную регистрацию, следовательно, не обладает самостоятельностью с правоспособностью юридического лица и при необходимости пользуется реквизитами и счетами прихода. По моему мнению, для братств и сестричеств такого вида членство в Союзе православных братств полностью исключается. В качестве юридических лиц они подлежат ликвидации в соответствии со своими уставами и их государственная перерегистрация производиться не должна. В том же Определении Собора братствам и сестричествам предписывается переоформить свои уставы. Отметим еще раз, что братство создается при условии согласия настоятеля прихода и по его представлению по благословению епархиального архиерея.
Определение Собора допускает также создание и деятельность братств и сестричеств с государственной регистрацией и соответственно с получением правоспособности юридического лица. Это возможно в исключительных случаях, то есть при наличии к тому основательных причин, по обращению прихода и утверждению устава братства епархиальным архиереем и государственной регистрацией в порядке, установленном законом и соответствующей инструкцией Министерства юстиции РФ, кстати опубликованной в "Радонеже" (№ 4 (69), март 1998 г.).
Можно предположить, что исключительные случаи связаны с высоким авторитетом братства, значительным числом его членов, полезной деятельностью на благо Церкви, наличием собственных благотворительных учреждений (богадельни, приюты), ведением издательской, производственно-хозяйственной деятельности.

Закон охраняет имущество Церкви
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" установил, что "на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов" (ст. 21, п. 5 ). В уставах всех религиозных организаций Русской Православной Церкви предусматривается, что движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть отчуждаемо, на него не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, оно не может быть отдаваемо в залог, быть вкладом в предпринимательские структуры или гарантией долговых обязательств.
Далее в законе указано, что перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций. К сожалению, до сих пор такое постановление не принято. Соответствующее поручение подготовить проект постановления было дано Министерству культуры РФ, но оно с этим делом не справилось. Можно надеяться, что данная публикация напомнит Министерству о том, что пора бы завершить эту работу подготовкой добротного проекта правового акта, могущего иметь важное значение в гражданско-правовых отношениях религиозных организаций с другими юридическими лицами и гражданами.
В этой связи представляет несомненный интерес и послужит на пользу небольшой экскурс в историю России. Дело в том, что в Уголовном уложении Российской Империи 1903 года (это по нынешнему времени Уголовный кодекс) была статья 73, в которой предусматривалась ответственность виновного "в поругании действием или в поношении Святых Таинств, Святого Креста, Святых Мощей, Святых Икон и других предметов, почитаемых Православной Церковью священными". К этой статье было сделано приложение, его мы и воспроизведем из официального текста Уголовного уложения: "Предметами священными признаются: 1) по правилам Православной Церкви: потиры, дискосы, дароносицы, дарохранительницы, звездицы, лжицы, копия, рипиды, кресты, евангелия, иконы, мощи, а равно оклады и украшения на иконах, крестах и мощах, сосуды со св. миром, антиминсы, покровы и воздухи, употребляемые для покрывания потира и дискоса, и одежды с престола и жертвенника".
К следующей, 74-й статье Уголовного уложения было дано еще одно приложение, в котором: "предметами, освященными через употребление при богослужении, признаются: 1) по правилам Православной Церкви: купели и другие большие чаши для водоосвящения, блюда, ковши, кропила, одеяния с аналоев, ризы, кадила, подсвечники, паникадила, а равно поставленные уже в них свечи, богослужебные книги, кроме Евангелий, лампады и украшения, повешенные на иконах..."
Этот перечень предметов, употребляемых при православном богослужении, был защищен уголовным законом от поругания действием или поношением, от непристойной насмешки.
Укажем, что по Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ст. 4 п. 3) государство оказывает религиозным организациям финансовую, материальную и иную помощь в охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Вполне очевидно, что объектами могут быть предметы, относящиеся к движимому имуществу.

Золотые кресты без акциза
Облагаются ли акцизами предметы церковного употребления, изготовленные из драгоценных металлов, их сплавов и драгоценных камней? С таким вопросом приходится встречаться служителям Церкви, так как порою такие предметы относят к ювелирным изделиям и соответственно акцизному обложению.
При исполнении Федерального закона "Об акцизах" согласно Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, подтвержденной инструкцией совместной с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации от 3 марта 2000 года: "Не относятся к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, предметы культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении (за исключением обручальных колец)".
Добавим, что указанные предметы не облагаются акцизами и при ввозе на территорию Российской Федерации, так как не относятся к ювелирным изделиям.

(Опубликовано в "Российской газете" 27 июня 2000 года.)
Продолжение
в следующем номере.


Советник-юрист Московской Патриархии, заслуженный юрист России В. Н. КАЛИНИН и М. ПОЛОЗОВ



Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев