ЮРИДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПОЛЬЗА ЗАКОНА ДЛЯ ЦЕРКВИ
О сроке перерегистрации.
В текущем году - до 31 декабря 2000 года -
заканчивается перерегистрация религиозных
организаций, предусмотренная Федеральным
Законом "О свободе совести и о религиозных
объединениях". Ранее установлений срок
изменен Федеральным законом, текст которого
здесь приводится:
О внесении изменений в пункт 4 статьи 27
Федерального закона "О свободе совести и о
религиозных объединениях"
Принят Государственной Думой 23 февраля 2000 года.
Статья 1. Внести в пункт 4 статьи 27
Федерального Закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ
"О свободе совести и о религиозных
объединениях" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465) следующие
изменения:
Слова "31 декабря 1999 года" заменить словами
"31 декабря 2000 года"; второе предложение
изложить в следующей редакции: "По истечении
указанного срока религиозные организации, не
прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации
в судебном порядке по требованию органа,
осуществляющего государственную регистрацию
религиозных организаций".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон
вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Исполняющий обязанности Президента РФ
В.ПУТИН
Москва, Кремль
26 марта 2000 года
№ 45-ФЗ
Опубликован
в "Российской газете" 30 марта 2000 года.
В связи с этим должна быть завершена
перерегистрация религиозных организаций
Русской Православной Церкви, чтобы не допустить
обращений в суд на предмет ликвидации
религиозных организаций в качестве юридических
лиц. Следует принять во внимание, что
Министерство юстиции РФ делегировало свои
полномочия по регистрации и перерегистрации
епархиальных монастырей, семинарий, духовных
училищ и подворий территориальным органам
юстиции.
Польза закона для Церкви
Более двух лет действует в России Федеральный
закон "О свободе совести и о религиозных
объединениях". Что положительное и полезное
для Церкви содержится в нем и пользуются ли в
полной мере приходы, монастыри и другие
организации Церкви теми положениями закона,
которые должны служить ко благу и пользе нашей
Церкви? Такого рода вопросы нередко задают и
клирики и миряне. Для этого есть основания.
Возможности, предоставленные религиозным
организациям этим законом, используются не в
полной мере, да и о содержании закона многие
имеют весьма смутное представление.
Не имея возможности дать подробный комментарий к
закону, напомним, что "Радонеж" познакомил
своих читателей с авторским комментарием к
закону А. Е. Себенцова, одного из его активных
разработчиков.
Прежде всего отметим, что во вступлении к закону
признается особая роль Православия в истории
России, в становлении и развитии ее духовности и
культуры". К этому, по-моему, можно добавить
создание и укрепление Российского государства. В
законе определено, что по просьбам религиозных
организаций решением Президента Российской
Федерации священнослужителям, в соответствии с
законодательством РФ о воинской обязанности и
военной службе в мирное время, может
предоставляться отсрочка от призыва на военную
службу и освобождение от военных сборов (ст. 3, п. 4
Федерального закона "О свободе совести и о
религиозных объединениях").
Для повседневной жизни религиозных организаций
Церкви следует иметь в виду, что проведение
публичных мероприятий, размещение текстов и
изображений, оскорбляющих религиозные чувства
граждан, вблизи объектов религиозного почитания,
запрещаются (ст. 3, п. 6).
Для священнослужителей Церкви является
безусловно весьма важным, что "тайна исповеди
охраняется законом. Священнослужитель не может
быть привлечен к ответственности за отказ от
дачи показаний по обстоятельствам, которые стали
известны ему из исповеди" (ст. 3, п. 7).
Законом установлено, что государство не
вмешивается в определение гражданином своего
отношения к религии и религиозной
принадлежности, не вмешивается в деятельность
религиозных объединений, если она не
противоречит закону.
Закон указывает на государственное
регулирование налоговых и иных льгот,
предоставляемых религиозным организациям, и
государственную помощь в реставрации,
содержании и охране зданий и объектов,
являющихся памятниками истории и культуры.
Закон устанавливает положение, по которому
религиозная организация создается и действует
по собственной иерархической и
институциональной структуре и самостоятельно
определяет состав персонала. Для отношений
Церкви и государства представляется весьма
существенным законоположение, согласно которому
государство уважает внутренние установления
религиозных организаций, если они не
противоречат законодательству.
При государственной регистрации организация,
входящая в структуру Церкви, получает
правоспособность юридического лица, становится
субъектом права в объеме, предусмотренном в
уставе.
По закону религиозные организации получили
право создавать образовательные учреждения и
при определенных условиях могут обучать детей
религии в государственных и муниципальных
школах.
Согласно закону религиозные праздники могут
быть объявлены нерабочими (праздничными) днями.
Для Церкви это Рождество Христово. Может быть,
следовало бы объявить праздником день Пасхи и
поскольку он бывает в воскресенье, но по
законодательству о труде следующий за ним день
стал бы нерабочим.
Отметим еще некоторые положения закона, имеющие
значение для православных религиозных
организаций Церкви. К ним относится право на
производство предметов религиозного назначения
и литературы и учреждение соответствующих для
этого организаций - хозяйственных обществ. Закон
признает благотворительную и культурно-просветительскую
деятельность религиозных организаций и
фиксирует им поддержку со стороны государства.
По закону религиозным организациям безвозмездно
передаются в собственность или в пользование (не
в аренду!) культовые здания и сооружения с
земельными участками, а также иное имущество
религиозного назначения. И еще. Закон дает право
религиозным организациям участвовать в
рассмотрении вопросов, касающихся их
деятельности в органах государственной власти.
В новых уставах всех организаций Русской
Православной Церкви воспроизводятся их права.
Уставы приведены в соответствие с законом.
Умелому и достойному использованию законных
прав и возможностей, безусловно, поможет знание
закона и его соблюдение.
О братствах и сестричествах
В иерархии и юрисдикции Русской Православной
Церкви состоят братства и сестричества, которые
по действующему законодательству должны
считаться местными религиозными организациями,
если они прошли государственную регистрацию.
Относительно государственной перерегистрации
братств (сестричеств), которая заканчивается в
конце текущего года, весьма важно разъяснить
следующее. Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви 1994 г. в Определении "О
вопросах внутренней жизни и внешней
деятельности Церкви" внес дополнение в Устав
об управлении Русской Православной Церкви (раздел
VIII, пункт 8а). Следуя этому дополнению
Канонического устава, братства и сестричества
создаются прихожанами православного
исповедания только с согласия настоятеля
прихода и по благословению епархиального
архиерея. Братства и сестричества имеют целью
привлечение прихожан к участию в заботах и
трудах по поддержанию храмов в надлежащем
состоянии, благотворительности и милосердию,
религиозно-нравственному просвещению и
воспитанию. Братства и сестричества состоят при
приходах под ответственным попечительством
настоятелей. В этом случае братство не проходит
государственную регистрацию, следовательно, не
обладает самостоятельностью с
правоспособностью юридического лица и при
необходимости пользуется реквизитами и счетами
прихода. По моему мнению, для братств и
сестричеств такого вида членство в Союзе
православных братств полностью исключается. В
качестве юридических лиц они подлежат
ликвидации в соответствии со своими уставами и
их государственная перерегистрация
производиться не должна. В том же Определении
Собора братствам и сестричествам предписывается
переоформить свои уставы. Отметим еще раз, что
братство создается при условии согласия
настоятеля прихода и по его представлению по
благословению епархиального архиерея.
Определение Собора допускает также создание и
деятельность братств и сестричеств с
государственной регистрацией и соответственно с
получением правоспособности юридического лица.
Это возможно в исключительных случаях, то есть
при наличии к тому основательных причин, по
обращению прихода и утверждению устава братства
епархиальным архиереем и государственной
регистрацией в порядке, установленном законом и
соответствующей инструкцией Министерства
юстиции РФ, кстати опубликованной в "Радонеже"
(№ 4 (69), март 1998 г.).
Можно предположить, что исключительные случаи
связаны с высоким авторитетом братства,
значительным числом его членов, полезной
деятельностью на благо Церкви, наличием
собственных благотворительных учреждений (богадельни,
приюты), ведением издательской, производственно-хозяйственной
деятельности.
Закон охраняет имущество Церкви
Федеральный закон "О свободе совести и о
религиозных объединениях" установил, что "на
движимое и недвижимое имущество богослужебного
назначения не может быть обращено взыскание по
претензиям кредиторов" (ст. 21, п. 5 ). В уставах
всех религиозных организаций Русской
Православной Церкви предусматривается, что
движимое и недвижимое имущество богослужебного
назначения не может быть отчуждаемо, на него не
может быть обращено взыскание по претензиям
кредиторов, оно не может быть отдаваемо в залог,
быть вкладом в предпринимательские структуры
или гарантией долговых обязательств.
Далее в законе указано, что перечень видов
имущества богослужебного назначения, на которое
не может быть обращено взыскание по претензиям
кредиторов, устанавливается Правительством
Российской Федерации по предложениям
религиозных организаций. К сожалению, до сих пор
такое постановление не принято. Соответствующее
поручение подготовить проект постановления было
дано Министерству культуры РФ, но оно с этим
делом не справилось. Можно надеяться, что данная
публикация напомнит Министерству о том, что пора
бы завершить эту работу подготовкой добротного
проекта правового акта, могущего иметь важное
значение в гражданско-правовых отношениях
религиозных организаций с другими юридическими
лицами и гражданами.
В этой связи представляет несомненный интерес и
послужит на пользу небольшой экскурс в историю
России. Дело в том, что в Уголовном уложении
Российской Империи 1903 года (это по нынешнему
времени Уголовный кодекс) была статья 73, в
которой предусматривалась ответственность
виновного "в поругании действием или в
поношении Святых Таинств, Святого Креста, Святых
Мощей, Святых Икон и других предметов, почитаемых
Православной Церковью священными". К этой
статье было сделано приложение, его мы и
воспроизведем из официального текста Уголовного
уложения: "Предметами священными признаются: 1)
по правилам Православной Церкви: потиры, дискосы,
дароносицы, дарохранительницы, звездицы, лжицы,
копия, рипиды, кресты, евангелия, иконы, мощи, а
равно оклады и украшения на иконах, крестах и
мощах, сосуды со св. миром, антиминсы, покровы и
воздухи, употребляемые для покрывания потира и
дискоса, и одежды с престола и жертвенника".
К следующей, 74-й статье Уголовного уложения было
дано еще одно приложение, в котором: "предметами,
освященными через употребление при богослужении,
признаются: 1) по правилам Православной Церкви:
купели и другие большие чаши для водоосвящения,
блюда, ковши, кропила, одеяния с аналоев, ризы,
кадила, подсвечники, паникадила, а равно
поставленные уже в них свечи, богослужебные
книги, кроме Евангелий, лампады и украшения,
повешенные на иконах..."
Этот перечень предметов, употребляемых при
православном богослужении, был защищен
уголовным законом от поругания действием или
поношением, от непристойной насмешки.
Укажем, что по Федеральному закону "О свободе
совести и о религиозных объединениях" (ст. 4 п. 3)
государство оказывает религиозным организациям
финансовую, материальную и иную помощь в охране
зданий и объектов, являющихся памятниками
истории и культуры. Вполне очевидно, что
объектами могут быть предметы, относящиеся к
движимому имуществу.
Золотые кресты без акциза
Облагаются ли акцизами предметы церковного
употребления, изготовленные из драгоценных
металлов, их сплавов и драгоценных камней? С
таким вопросом приходится встречаться
служителям Церкви, так как порою такие предметы
относят к ювелирным изделиям и соответственно
акцизному обложению.
При исполнении Федерального закона "Об
акцизах" согласно Инструкции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам,
подтвержденной инструкцией совместной с
Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации от 3 марта 2000 года: "Не
относятся к ювелирным изделиям, подлежащим
обложению акцизами, предметы культа и
религиозного назначения, предназначенные для
использования в храмах, при священнодействии и (или)
богослужении (за исключением обручальных колец)".
Добавим, что указанные предметы не облагаются
акцизами и при ввозе на территорию Российской
Федерации, так как не относятся к ювелирным
изделиям.
(Опубликовано в "Российской газете"
27 июня 2000 года.)
Продолжение
в следующем номере.
Советник-юрист Московской Патриархии,
заслуженный юрист России В. Н. КАЛИНИН и М.
ПОЛОЗОВ
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев