ПРОДОЛЖЕНИЕ
ТЕМЫ
БУНТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ
На страницах обозрения "Радонеж" мы уже не
раз обращались к скорбному происшествию в стенах
Санкт-Петербургской духовной Академии на
праздник Входа Господня в Иерусалим. Участники
дискуссии высказали разные мнения, (см.
№ 9 -14).
В заключение этого разговора мы предоставляем
слово
епископу Тихвинскому Константину, ректору Санкт-Петербургских
духовных Академии и Семинарии, профессору
догматического богословия.
Духовное образование личности - это результат
постоянных кропотливых трудов. По благословению
Святейшего Патриарха Алексия мы, ректоры и
проректоры духовных школ, постоянно и регулярно
обсуждаем различные аспекты и проблемы
религиозного образования на советах в широком и
узком кругу. Это проходит в основном в Московской
Духовной Академии, поскольку ректор архиепископ
Верейский Евгений является председателем
Учебного комитета при Священном Синоде. У нас в
Санкт-Петербургской Духовной Академии и
Семинарии (СПбДАиС) в прошлом году состоялась VII
Международная консультация православных
богословских школ СИНДЕСМОС (Всемирного
братства православной молодежи). Это было самое
представительное из подобных мероприятий, в
котором участвовали делегаты из 19 стран мира,
всего свыше 170 человек. Для большей открытости (хотя
технически это было значительно труднее) многие
заседания проходили на базе ведущих вузов Санкт-Петербурга.
Я выступал с докладом на тему: "Церковь,
Литургия и образование". Последнее крупное
совещание ректоров и проректоров Духовных
Академий, семинарий, Свято-Тихоновского
богословского института и Духовных училищ
состоялось в конце июня этого года в Тобольской
Духовной Семинарии по инициативе ректора
архиепископа Димитрия.
На этих и других совещаниях я постоянно
подчеркивал обеспокоенность не столько
обучением как таковым, сколько воспитанием
будущего пастыря. Святитель Иоанн Златоуст в "Словах
о священстве" замечательно говорит о
дарованиях и ответственности пастыря, о том, что
"священник в молитве низводит Духа Святаго на
дары и как бы сводит огонь с небес" (Слово
первое). Однако современная цивилизация больше
развращает, нежели воспитывает, порождая
потребителя и стяжателя, человека без чувства
высшего долга. Искусственно воздвигнутое
семидесятилетнее противостояние государства и
Церкви закончилось крушением богоборческой
идеологии, и человек, приученный ни во что не
верить, ничего не исповедовать и ни за что не
чувствовать внутренней нравственной
ответственности, оказался не в состоянии
преодолеть стихию распада великой державы,
территориально, культурно и экономически
формировавшейся на протяжении целого
тысячелетия. Особенно это относится к так
называемому "перестроечному" поколению. Все
ректоры в один голос утверждают, что сейчас
абитуриенты по своему духу хуже, чем были еще 10-15
лет назад. Наши питомцы приходят к нам уже в
зрелом возрасте, со сложившимися взглядами, с
печатью мира сего. Иные хотят посеять более
привычную им анархию, лукаво маскируя ее
соборностью. Но в церкви у нас не анархия, а
иерархия и у нас особое, христианское понимание
свободы. "К свободе призваны вы, братия, только
бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти;
но любовью служите друг другу." ( Гал. 5, 13) Для
нас свобода неразрывно связана с дисциплиной и
ответственностью.
Надо еще сказать, что СпбДАиС, так же как и МДАиС, -
это школы закрытого типа, финансируемые
Патриархией, со своим Уставом, с которым
абитуриент знакомится, поступая и тем самым
принимая его. Мы кормим своих воспитанников
четырежды в день, бесплатно обучаем и шьем для
них форму и подрясники. Но мы и вправе ожидать от
них исполнения правил нашей школы. Наш устав
принят государством, и даже в Гражданском Уставе
записано: (п. 26) студенты могут быть отчислены из
Академии до окончания обучения в ней по
следующим основаниям: совершение поступков,
несовместимых с учением и традициями
Православной Церкви.
- Ваше Преосвященство, напомните нашим читателям
последовательность происшедших событий.
- 11 апреля воспитательское совещание под моим
председательством отложило прошение студента III
к. иеродиакона Игнатия (Тарасова) до согласования
этого вопроса с отсутствующим по болезни
академическим духовником архимандритом
Кириллом (Начис).
-А кто-нибудь был против хиротонии?
- Да, в частности, диакон Александр Мусин. На мой
вопрос о причине он ответил, что ходит в диаконах
уже 10 лет и ни один архиерей его не хочет
рукополагать. Но диакон должен был подчиниться
мнению большинства и решению епископа. Теперь я
думаю, что скоро ни один архиерей не захочет его
рукополагать, так же как и диакон А. Мусин,
пренебрегая своими обязанностями штатного
диакона академического храма, не захотел служить
литургию на 10-летие интронизации Патриарха
Алексия. На этом же воспитательском совещании по
рапорту иеродиакона Игнатия, который является
дежурным помощником инспектора, были наказаны
его однокурсники, которые не пошли на
Благовещенское богослужение, а заперлись в
аудитории. Я уже сказал, что, поступая к нам, наши
воспитанники знакомятся с Уставом и принимают
его. Мы кормим своих воспитанников четырежды в
день, бесплатно обучаем и шьем для них форму и
подрясники. Но мы и вправе ожидать от них
исполнения правил нашей школы, в числе которых
обязательное для будущих пастырей посещение
служб. Поэтому в тот день дежурный помощник
инспектора иеродиакон Игнатий стал призывать их
пойти на службу. Это повторялось шесть раз,
видимо, они рассчитывали, что как их однокурсник
он покроет этот грех. Но он, как и подобает,
написал рапорт. То, что произошло позже, стало их
местью ему. Это, конечно, гнусно. Прикрывалось это
неповиновение пословицами вроде "Невольник -
не богомольник", и рассуждениями о том, что, мол,
разве угодна Богу моя молитва, если у меня нет
молитвенного настроения? Но, простите, вот вы уже
священник на приходе и к вам пришел народ на
службу, а у вас не молитвенное настроение... Разве
это оправдывает вас? Это беда священника, если у
него нет молитвенного настроения, которое мы и
воспитываем в наших школах. Было немало подобных
отговорок, лишь бы не молиться и не поститься. К
счастью, это относится лишь к очень
незначительному числу студентов. Потом их за
этот "геройский" поступок возвеличат, а о.
Игнатия обзовут стукачом и карьеристом.
То, что произошло на следующий праздник - Входа
Господня в Иерусалим, во время рукоположения о.
Игнатия во иеромонаха, стало совокупной местью
ему. Должен вам сказать, что работа дежурного
помощника инспектора насколько необходимая,
настолько же тяжелая и неблагодарная. Приведу
пример: в армии - это дежурный по части, на флоте -
вахтенный, а в терминологии "православного"
(?) интернет-журнала "Соборность" (26.04.2000 г.)
"сыскарь-ассенизатор" Это духовное-то лицо?!
Стоит ли далее комментировать стиль и
направление подобных изданий?.
Кое у кого вызвали недовольство мои распоряжения
по академии: чтение житий святых в трапезной за
обедом (мешают общаться), обязательное
присутствие учащихся на часах перед литургией,
акафист по средам пред чудотворным образом
Божией Матери "Знамение" Царскосельская (семейная
святыня дома Романовых). Но провокационно
называть это "московскими нововведениями" -
значит оскорблять память санкт-петербургских
подвижников благочестия и святых, вбивать клин в
Церковь и стравливать верующих. И этим
недовольством также кто-то умело воспользовался
уже в своих целях и постоянно подливал масла в
огонь. Недовольных было очень мало, но их хорошо
организовали.
- Вы знали о готовящемся заговоре; пишут, что вас
предупреждали?
- Нет, все готовилось очень скрытно: набранные на
компьютере листовки, подобранные люди, потом
очень многие архиереи получили по факсу письма,
"Обращения" и "Послания", и с такими
каноническими тонкостями, которые явно
составлены не студентами.
А то, что мне за минуту до Литургии, на ступеньках
в храм, и во время чтения Апостола, когда я сидел
на горнем месте, пытался сказать Пинчук, также
студент III курса Академии, накануне получивший у
меня "двойку" за год по догматике - это
фактически был ультиматум: "или-или", "Или
вы отменяете хиротонию иеродиакона Игнатия, или
мы срываем службу". Это "предупреждение"
им надо было для того, чтобы потом себя оправдать.
Вот если бы ко мне подошел авторитетный человек,
например инспектор, и аргументировано
предупредил - тогда это совсем другое дело.
Тем временем удаленный из алтаря Пинчук с
другими во время "Херувимской", под пение
хора "всякое ныне житейское отложим попечение"
обегает молящихся в храме и всовывает в руки
листовки: "Братия и сестры! Тот, кого сегодня
рукополагают, вскорости может стать инспектором.
Сегодня от нас (?) зависит, каким будет "завтра"
санкт-петербургских духовных школ. Так станем же
как один и скажем свое законное "анаксиос"...
Сегодня мы будем просить владыку ректора сразу
после обеда встретиться со студентами в актовом
зале и в первый раз за 4 года обсудить наши
проблемы. Прочел - передай другому".
Во-первых, то, что помощник инспектора может
стать инспектором, это, разумеется, не является
"каноническим препятствием" для
рукоположения. Во-вторых, это не в традиции РПЦ, а
также не соответствует Уставу духовных школ,
чтобы из храма студенты кричали "аксиос" или
"анаксиос". "Аксиос" должен петь хор, и
хоры в алтаре и на клиросе пели. В-третьих, это
посягательство учащихся на права епископа и
духовника. Перед хиротонией я объявил в храме,
что духовник не нашел канонических препятствий
для рукоположения и дал письменное согласие,
поэтому хиротония состоится. Только духовник
определяет, можно ли ставленника рукополагать,
отложить или вообще отменить хиротонию, и об этом
он сообщает архиерею. В-четвертых, это
организация беспорядка во время богослужения.
Даже во время государственного атеизма за это
предусматривалось наказание. Подчеркну, что из
всех таинств только хиротония (рукоположение)
осуществляется за Божественной литургией.
Возмутительно и то, что эти крикуны и их
покровители именуют себя академической общиной,
Церковью или народом Божиим. У нас учатся 600
студентов, трудятся около 120 работников и 90
преподавателей. Ни один из прихожан, сотрудников
или преподавателей, то есть тех, кто
действительно содержит Церковь, не кричали "анаксиос".
Кричали 10 заангажированных учащихся, отношение
которых к Церкви пока выражается в основном в том,
что они ее объедают. Но реакция на их крики была
воистину жуткой. Представьте себе: Великий пост,
очень трогательная служба на Вход Господень в
Иерусалим, особое молитвенное настроение, пение
Херувимской... Иногда в храмах бывают бесноватые:
один такой начнет кричать во время чтения
Евангелия или Херувимской, а как всем становится
страшно. А тут кричали десятеро. На всех напал
ужас, растерянность, многие рассказывали, что
просто обомлели, ноги стали ватными, в глазах
потемнело, люди плакали. Во время службы велась
видеосъемка. Видно было, кто чем занимался, как
крикуны умолкали, когда на них наводили камеру
прямо (а видеокамера берет широко), прятались за
спины других, перебегали с места на место, чтобы
создать больший беспорядок и "массовость".
Если этот десяток - община, Церковь, народ Божий,
то кто же тогда все остальные, которые молились и
плакали? Кто такие епископ, профессор-протоиерей
Аркадий Иванов и духовник архимандрит Кирилл,
которые водили иеродиакона Игнатия вокруг
престола?
"Соборность" и некоторые другие СМИ
архимандрита Кирилла с пренебрежением называют
"престарелым духовником", якобы его мнение
поэтому не идет в счет. А вот молодые крикуны - это,
мол, то, что надо. Это гадко. С каких это пор
маститая старость стала чуть ли не ругательством
на Руси, всегда любившей своих старцев,
прибегавшей к ним за помощью и утешением? Они с
такой же бесстыдной легкостью назовут "престарелыми
духовниками" старцев: о. Николая Гурьянова,
архим. Кирилла (Павлова), архим. Иоанна (Крестьянкина),
которого недавно президент Путин поздравил с 90-летием.
Наш духовник свою веру во Христа
засвидетельствовал исповедничеством и пронес
свое Православие сквозь лагеря. Даже заключенные
из своих алюминиевых ложек в лагере для него
отлили крест. Для меня, епископа, было бы позором,
если бы я послушался не духовника, а Пинчука.
Поэтому я и сказал, что я не стану уподобляться
Понтию Пилату и вашим крикам не уступлю.
Пусть меня упрекают за эти слова (в тот момент
было не до размышлений), но это всем молящимся
дало силы для продолжения Богослужения, и
верующие меня благодарили.
Что же касается остального, то, что я за 4 года не
встретился со студентами, как пишется в листовке,
- тоже клевета. Я в Академии живу, питаюсь со
студентами в одной столовой из одного котла,
читаю лекции по догматическому богословию в
Академии, иконописной школе и семинарии, вместе
проводим различные мероприятия, регулярно
бывают и общие встречи. Надо заметить, что и в
актовом зале после обеда меня не ждали (как было
обещано), но зато хорошо организованные
провокации продолжались и в страстные
понедельник, вторник, среду.
Посоветовавшись с митрополитом Санкт-Петербургским
и Ладожским Владимиром, мы ради этих великих дней,
а затем Пасхалии решили никого не наказывать,
надеясь, что благодать и радость Воскресения
коснется их сердец. Поем же мы в Пасхалию: "Простим
вся Воскресением...", так я и поступал, и злоба
затухала. Но кто-то был очень заинтересован в
обратном: подливали масла в огонь, сыпали соль на
рану, "Соборность" и "НГ-религии"
занимались эскалацией конфликта. Крикунам
льстили, их подзадоривали. Следующая провокация
была 21 мая в день памяти апостола любви Иоанна
Богослова, небесного покровителя наших школ,
поэтому митрополит Владимир отменил службу в
Академии. Позже в одной статье солгут: мол, не
служил потому, что есть более богатые приходы.
Третьего июня, в день тезоименитства ректора, -
снова "акция". Мы с митрополитом Владимиром
в это время сослужили Святейшему при освящении
кафедрального собора в Петрозаводске.
Воспользовавшись нашим отсутствием, один
преподаватель, диакон А. Мусин, в очередной раз
злоупотребив своим положением, без ведома и
благословения священноначалия повел учащихся
закрытого учебного заведения на встречу с
представителями некоторых СМИ: двое питерских и
один специально приехавший московский журналист.
Позже ее выдали за встречу студентов и
преподавателей (?) с православными журналистами.
А почему не пригласили других петербургских
журналистов, например из уважаемой газеты "Православный
Санкт-Петербург"? Почему д. А. Мусин решил тайно
обойти епископа? Если д. А. Мусин не доверяет
своему ректору, который дал опальному диакону
престижные должности и работу, то почему он не
пошел к митрополиту Владимиру? Диакон
оправдывает свое поведение тем, что учащиеся
якобы долго не могли встретиться со своими
архипастырями. Это очередная ложь. Почему ни один
из этих студентов (кроме Пинчука, который потом
все переврал в очередной листовке) не удосужился
прийти к своим архипастырям? Помню, как однажды
воспитательское совещание приняло
постановление об исключении одного семинариста.
Тогда почти весь класс сразу пришел ко мне с
ходатайством об отмене этого постановления. Я,
воспользовавшись своим правом отменять или
утверждать постановления воспитательского
совещания, решил этот конфликт в пользу студента,
и он до сих пор учится. А здесь мне самому
приходилось вызывать многие десятки учащихся на
беседу, чтобы они изложили свое мнение, позицию
или соображения, при этом были выявлены у
некоторых настроенность против епископа и
обновленченские взгляды. Когда я организовывал с
нуля Церковно-Археологический музей, то дал д. А.Мусину
в помощь лучших студентов. И что он с ними сделал?
Общеизвестно, что дать человеку
интеллектуальную "накачку" знаниями (в том -
числе религиозными) гораздо легче, но и менее
благодатно, нежели воспитать преданного Церкви
доброго пастыря. И развалить дисциплину гораздо
легче (вдобавок и заработать дивиденды -
репутацию "доброго дяди"), нежели наладить
ее. Некоторые вносят в духовные школы
безответственность, своеволие и анархию, лукаво
маскируя их под соборность, демократию и свободу.
Насущная и тяжелая проблема для нас,
воспитателей, это недостаток у современной
молодежи благоговейного отношения к властям,
начальствующим и старшим. Недопонимание
значения церковной иерархии, имеющей
Божественное установление, порой приводит
клирика, студента или монашествующего к опасному
расхождению с канонической позицией Церкви,
приводит к опасной позиции своеобразного "церковного
диссидентства" и гибельному для души
состоянию. К сожалению, подобные случаи, особенно
в среде молодых, нередки. Это говорит о
необходимости разборчивого, серьезного,
строгого, но сочетаемого с большой любовью
отношения начальствующих к воспитанию вверенных
их окормлению чад. Для д. А Мусина наши учащиеся
были как "пушечное мясо", которое он бросал в
бой ради своих или поставленных перед ним целей.
После многочисленных публикаций в "НГ-религий"
ясно, что главным было не уврачевание, а
разжигание вражды. Поэтому и клеветали, пытаясь
также вбить клин между епископом, профессорско-преподавательской
корпорацией и питерским духовенством, к которому
я отношусь с большим уважением. Заслуженный проф.-прот.
Иоанн Белевцев (преподает историю РПЦ в Академии)
в ответ на своей лекции убедительно доказал
каноническую несостоятельность поведения
крикунов по время хиротонии.
Все это очень прискорбно и тяжело, однако дает
силы мощная поддержка епископата с самого начала
и особенно на только что состоявшемся юбилейном
Соборе. Более того, архиереи настоятельно
советовали решить этот вопрос принципиально по
отношению к тем, кто настраивает народ против
епископа, сеет смуту, раскол и посягает на право
духовника. Архиереи прямо говорили: "Владыко
ректор, гоните их, мне в епархии такие выпускники-скандалисты
не нужны". Так, владыка Гедеон митрополит
Ставропольский сообщил, что во время летних
каникул один из наших крикунов приехал в
Ставропольскую духовную семинарию и начал там
подбивать студентов на бунт против церковной
иерархии. При этом он ссылался на то, что в Санкт-Петербурге
их научили, как надо ставить архиереев на место с
помощью СМИ. Страшно, если кощунники, подобные
этим, для которых Божественная литургия и
таинство хиротонии - время бесчинного митинга и
хулиганской демонстрации, окажутся в священном
сане. Это слова владыки Гедеона, с которыми, я
думаю, согласится всякий здравомыслящий и
верующий человек. Страшно и другое, ведь это
нечто большее, чем просто недалекое хулиганство.
Многое наводит на мысль, что их студенческим
бурсацким недовольством и нетвердостью в вере
кто-то искусно воспользовался. А случай с
иеродьяконом Игнатием был просто поводом. Если
не это, нашли бы что-то другое. С разрешения
митрополита Ставропольского Гедеона привожу
текст его письма:
"Ваше Преосвященство, дорогой Владыко Ректор!
Из письма группы студентов Санкт-Петербургской
Духовной Академии, переданного по факсу в
Ставропольскую Духовную семинарию, узнали о
беспрецедентном происшествии, случившемся в
храме Академии при хиротонии иеродиакона во
иеромонаха в день Вербного Воскресения. Хотелось
бы передать авторам этого письма следующее:
постыдно и кощунственно послушникам студентам
командовать Архиереем и Ректором, указывать,
кого следует рукополагать, а кого нет. Когда
придет время рукополагать вас, с какими
чувствами вы, "смиренные послушники", а
точнее, досадители епископу, будете подходить к
своему Архипастырю? Страшно, если кощунники,
подобные этим, для которых Божественная литургия
и Таинство хиротонии - время бесчинного митинга и
хулиганской демонстрации, - окажутся в священном
сане. Их хулиганские действия во время
Божественной литургии уже сейчас позволяют
высказать в их адрес "анаксиос" и анафема.
Нельзя ли узнать, кто финансирует этих безумцев?"
6 сентября состоялось заседание Ученого Совета
СПбДАиС, посвященное началу нового учебного года
(начали позже из-за архиерейского собора).
Обсуждался также вопрос, связанный с "анаксиос"
и последующими проистекающими событиями. В мой
адрес была высказана критика - считаю, что
справедливая. Сущность ее сводилась к следующему:
ректор излишне доверчив, и меня долго обманывали;
ректор не использовал мощь и авторитет Ученого
Совета, и поэтому все угли сыпались только на его
и голову правящего Митрополита Владимира. Совет
постановил выразить поддержку, единство позиции
и солидарность с действиями Митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Владимира и Ректора Епископа
Константина, подчеркнуть единство позиции, а
также публично об этом заявить, чтобы не пытались
вбить клин, а затем воспользоваться
противоречием между архипастырями и Ученым
Советом СПбДАиС.
Ну и, наконец, нельзя не упомянуть о "достойном"
продолжении этой истории - 7 сентября, во время
Божественной литургии на начало учебного года,
принесли повестку: диакон А. Мусин хочет судиться
с епископом в мирском суде. Что тут еще добавишь?
Преосвященнейшему КОНСТАНТИНУ,
Епископу Тихвинскому, Ректору Санкт-Петербургских
Духовных Академии и Семинарии
Ваше Преосвященство, дорогой Владыко Ректор!
Из письма группы студентов Санкт-Петербургской
Духовной Академии, переданного по факсу в
Ставропольскую Духовную Семинарию, узнали о
беспрецедентном происшествии, случившемся в
храме Академии при хиротонии иеродиакона во
иеромонаха в день Вербного Воскресенья.
Хотелось бы передать авторам этого письма
следующее - постыдно и кощунственно послушникам-студентам
командовать Архиереем и Ректором, указывать,
кого следует рукополагать, а кого нет. Когда
придет время рукополагать вас, с какими
чувствами вы, "смиренные послушники", а
точнее, досадители епископу, будете подходить к
своему Архипастырю?
Страшно, если кощунники, подобные этим, для
которых Божественная литургия и Таинство
хиротонии, - время бесчинного митинга и
хулиганской демонстрации, - окажутся в священном
сане. Их хулиганские действия во время
Божественной литургии уже сейчас позволяют
высказать в их адрес "анаксиос" и анафема.
Нельзя ли узнать, кто финансирует этих безумцев?
С братской о Господе любовью
Митрополит Ставропольский и Владикавказский,
Ректор Ставропольской Духовной Семинарии ГЕДЕОН
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев