А. Дворкин, зав. кафедрой
сектоведения ПСТБИ
МЕТОДЫ КОНТРОЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В ОБЩИНЕ
СВЯЩЕННИКА ГЕОРГИЯ КОЧЕТКОВА
Из сборника Свято-Тихоновского института "Суд
им давно готов (2 Петр 2:3). О вероучении священника
Георгия Кочеткова". Печатается в сокращении.
В течение последнего года в одном из московских
храмов мне довелось много раз встречаться с
членами общины священника Георгия Кочеткова и
наблюдать их поведение. Некоторые особенности
жизни этой общины - такие, как явное ощущение себя
элитой, разработанный и неукоснительно
соблюдаемый внутригрупповой ритуал поведения в
храме, очевидное пренебрежение (от игнорирования
до весьма грубого отношения) к не входящим в
общину прихожанам, большое количество
некрещеных младенцев и детей младшего возраста,
обязательность причащения в любом случае (даже
если приходишь в храм во время и после
Евхаристического канона) и проч. - прямо-таки
бросались в глаза. Тогда же в Интернете у меня
начались продолжительные дискуссии с
несколькими наиболее активно пишущими и учащими
членами общины. Из этих дискуссий я вынес то, что
"кочетковцы" не воспринимают никакой
критической информации о своей общине, не
допускают даже теоретической возможности того,
что их глава (священник Г. Кочетков) может
ошибаться, чрезвычайно агрессивно настроены по
отношению к своим оппонентам, проявляют
элементарную полемическую нечестность и в
высшей степени безответственно относятся к
собственным словам и утверждениям (например,
первоначально "выдав" в пылу полемики некую
информацию, которая, как оказывалось затем,
являлась по отношению к ним компрометирующей,
они тотчас же с легкостью отрекались от своих
слов). Более того, при малейшей возможности
выступающие за ничем не ограниченную свободу
слова "кочетковцы" уничтожали реплики своих
оппонентов, добиваясь таким способом полного
единодушия в открытых ими дискуссиях.
С одной стороны, с подобными же весьма пугающими
особенностями поведения сталкивается любой
исследователь тоталитарных сект. Но, с другой
стороны, на основании одних этих особенностей,
тем более подмеченных в данном случае
субъективным наблюдателем, было бы некорректно
делать вывод о том, что вся община священника Г.
Кочеткова является сектой. Однако уверенность в
том, что в этой общине, безусловно, присутствует
целый ряд весьма настораживающих характеристик -
характеристик, присущих именно тоталитарным
сектам, - после знакомства с некоторыми
произвольно взятыми опубликованными
материалами этой общины - резко возрастает.
nnn
В описаниях общины священника Г. Кочеткова (как
исходящих от самой общины, так и от
доброжелательных по отношению к ней - в основном
зарубежных - источников) всегда отмечается ее
миссионерский характер; подчеркивается здесь и
то, что она - чуть ли не единственная во всей
Русской Православной Церкви - серьезно относится
к древней христианской практике Крещения лишь
подготовленных и наученных основам веры людей.
<...>
Что же представляет собой система катехизации,
которой столь гордится община священника Г.
Кочеткова и которая, согласно их убеждению,
делает их не такими, "якоже прочие человецы"
("...ваша христианская жизнь... превосходит
возможностью спасения жизнь в монастырях, в
семинариях и во всех других подобных заведениях"
("Православная Община (далее ПО) № 3, 1999, с. 123)?
Это - весьма длительный (зачастую многолетний)
цикл, начинающийся задолго до Крещения, но
Крещением отнюдь не заканчивающийся. После
Крещения следует "тайноводственная неделя",
затем сорокадневный период, именуемый "пустыней",
а после него новокрещеным настоятельно
предлагается поступить на богословские курсы, по
окончании которых они будут иметь возможность
начать занятия в самой ВПШ. Занятия проходят
очень интенсивно.
Весь процесс оглашения проходит в небольших
группах (так называемых семьях), каждая из
которых возглавляется старостой и духовно
окормляется "катехизатором". Члены общинной
"семьи" поощряются к тесному и как можно
более частому общению друг с другом.
<...>
Очевидцы отмечают, что члены реальных семей
часто направляются в разные общинные "семьи":
муж - в одну, жена - в другую. Можно себе
представить, что такое разделение вряд ли
способствует полноценной семейной жизни.
Отметим еще, что "семья" - это один из
наиболее употребимых в различных сектах
терминов, избираемых ими для самоопределения.
Как поясняют психологи (в частности, Лифтон,
Лангун, Сингер, Хассан и др.), каждая из
тоталитарных сект представляет собой эрзац-семью,
активно использующую семейную терминологию.
Все остальные - помимо общинных - дела
объявляются не только вторичными, но и прямо
вредными: "Не делайте этих ошибок. А то
наверняка сейчас многие про себя думают: вот я
теперь как возьмусь и у меня все сразу будет как
надо - и на работе, и с домашними делами. Мол, мне
вот этим и надо заниматься - летом на отдых или на
дачу, ведь самое главное - это здоровье, и все
такое... Нет! Если вы так будете жить, у вас
христианская жизнь не получится. Просто не
получится - говорю вам откровенно, обманывать не
буду" (ПО, № 3, 1999, с 65).
Интересно, что слова священника Г. Кочеткова
почти дословно повторяют заявления лидеров
тоталитарной секты "Церковь Христа", о
которых повествует проведший в ней несколько лет
Сергей Глушенков: если ученик собрался ехать в
воскресенье с родителями на дачу, лидер может его
спросить: "Что же, по-твоему, важнее - жизнь с
Богом или твои грядки?" Ну что тут ответишь?
Конечно, жизнь с Богом важнее всего на свете, но
грядки-то здесь при чем?" ("Альфа и омега",
№ 4, с. 198).
Такая полная загруженность членов - весьма
характерная черта тоталитарных сект: чем более
человек загружен, тем меньше у него времени
остановиться и задуматься о том, что с ним
происходит. Как отмечает известный психолог,
специалист по тоталитарным сектам Стивен Хассан,
контролирование сознания состоит из четырех
компонентов: контролирование поведения,
контролирование мыслей, контролирование эмоций
и контролирование информации. Массированная,
всеобъемлющая и занимающая все время система
обучения, безусловно, способствует
контролированию информации, поступающей к
человеку: из-за постоянной загруженности у него
просто нет времени читать что-либо, кроме того,
что предлагается ему руководством, а списки
чтения пополняются постоянно.
<...>
Содержание рекомендуемого списка чтения (кстати
сказать, весьма и весьма обширного) стоит
рассмотреть отдельно...
Есть там и роман М. Булгакова "Мастер и
Маргарита", и повести Л. Андреева, и
произведения скандально известного автора "Последнего
искушения Христа" Казанцакиса, и многая другая,
увы, не слишком душеполезная литература.
<...>
Тут необходимо должным образом расставить все
точки над "i": проблема не в том, что кому-либо
предписывают читать эти книги (несомненно, для
общего образования и развития кругозора многие
из них полезны, а классику знать хорошо), но в том,
что они входят в список чтения для людей,
готовящихся ко Крещению, то есть считаются
огласительной литературой. Но есть здесь и еще
один аспект. В сектах новозавербованным членам
часто навязывается роль детей, полностью
психологически зависимых от своих новых "родителей"
- наставников. В данном случае этот "школьный"
список несомненно играет ту же самую роль:
взрослый сложившийся человек как бы опять
садится за школьную программу чтения.
А как же собственно духовная литература, и прежде
всего Священное Писание? Вот что священник Г.
Кочетков говорит прошедшим катехизацию людям о
рекомендуемом чтении в течение первых недель
после Крещения: "...вам, скорее всего, кто-нибудь
будет подсовывать или рекомендовать какие-то
книжки. Это тоже может быть искушением. Потому
что вам нужно начинать с главного. А что для вас
главное? Прежде всего - Священное писание, Новый
Завет. Читайте в "пустыне" Новый Завет - все,
что вы не успели прочесть из него. Не беритесь ни
за какие книги, пока не прочтете полностью Новый
завет" (ПО, № 3, 1999, с. 44).
Тут интересны два аспекта: первый - это запрет на
получение какой-либо информации от внешнего мира
(вспомним о контролировании информации), а второй
- это то, что во время единственной и неповторимой
кочетковской катехизации люди, готовящиеся ко
Крещению, оказывается, даже не прочитывают Новый
Завет (обратим внимание, что о Ветхом Завете речи
вообще не идет!). А теперь посмотрим текст того же
наставления, но уже чуть ниже (поясним, что речь
идет о сорокадневном периоде): "Иногда у вас
еще не будет хватать духовных сил для чтения
Нового Завета, поскольку это требует большой
концентрации. Тогда вы можете читать и другие
важные для вас сейчас книги, которые помогут вам
в выборе вашего дальнейшего христианского и
церковного пути...
Вы найдете список рекомендуемой литературы с
выходными данными в "предисловии автора" к
моей книге "В начале было Слово. Катехизис для
просвещаемых" М., 1999."
В этом списке есть и очень хорошие книги. Но все
нужно воспринимать в контексте. Что объединяет
все перечисленные священником Г. Кочетковым
книги? Это подчеркивание роли "харизматиков"
в Церкви, противостоящих церковной иерархии и
общему укладу церковной жизни или по меньшей
мере существующих вне зависимости от них - либо
индивидуально, либо во главе собственных общин.
Таким образом, даже книга "Отец Арсений"
может восприниматься как подтверждение весьма
спорным и даже скандальным умозаключениям
монахини Марии (Скобцовой), высказанным в ее
статье "Типы религиозной жизни".
Но посмотрим, что происходит дальше. Итак, по
прохождении сорока дней люди опять собираются в
храме. Вновь разговор о рекомендуемом чтении: "Еще
о книгах. Какие книги вас сейчас нужны в первую
очередь? Конечно, в первую очередь нужно читать
Священное Писание. Это ясно всем, это всегда
будет в первую очередь. Каждый год Великим постом
перечитывайте Новый завет! Каждый возьмите себе
задание перечитать в пост полностью Новый Завет.
Вы уже читали большие куски, но полностью, я думаю,
никто еще не прочитал Новый завет (ах, вот как! - А.
Д.). Во время "пустыни" вы могли это сделать,
но думаю, что не успели" (там же, с. 65).
<...>
Обратим внимание: с одной стороны, священник все
время говорит, что необходимо читать Новый Завет
(вновь отметим, что о Ветхом Завете не вспоминают
и сейчас), с другой - он уверен в том, что его
абсолютно никто не читает. При этом любой член
общины, все еще так и не прочитавший Новый Завет,
совершенно искренне будет утверждать, что их
общинная жизнь основана на Евангелии и ни на чем
другом.
КОНТРОЛЬ НАД
МЫШЛЕНИЕМ
Другая характерная черта тоталитарных сект -
контроль над мышлением их членов.
Деструктивный культ обычно использует набор "загруженных
терминов" или выражений. Так как язык
предоставляет нам символы, с помощью которых мы
мыслим, то, научившись манипулировать некоторыми
словами, можно контролировать мышление (членов
секты). Многие группы примитивизируют сложные
ситуации, приклеивают к ним ярлык и таким образом
редуцируют их до внутрисектантских штампов. Этот
ярлык - словесное выражение "загруженного
языка" - управляет мышлением человека в любой
ситуации".
В системе Кочеткова также имеется свой
специфический язык, включающий в себя множество
"загруженных терминов", обозначающих совсем
не те понятия, что усваиваются этим словам в
нашем повседневном употреблении.
<...>
Важное понятие в терминологическом словаре
общины священника Г. Кочеткова - "свобода".
Это слово он повторяет постоянно. Правда, под
свободой он понимает в первую очередь полную
независимость от священноначалия: "Вы -
свободные в Господе, вы - чада Божии, которых
порабощать никто на земле не имеет права - ни
духовники, ни иерархи, ни старшие, ни младшие, ни
внешние обстоятельства, ни власти, ни господства
- никто. "Вы свободные в Господе", - говорит
апостол Павел. Помните об этом, потому что у вас
сейчас в связи с этим в церкви будет много разных
искушений (ПО, № 3, 1999, с. 61-62)".
При этом здесь же подчеркивается: "Это не
значит, что все легко будет решаться, - вам надо
будет подумать, надо будет помолиться, может быть,
надо будет прийти и спросить у старших (не по
возрасту, а по стажу в общине. - А. Д.), у
катехизаторов и других". "Подумайте с
помощью ваших катехизаторов. У них большой,
многолетний опыт оглашения в Москве и не в Москве.
Много тысяч людей прошло через Огласительное
училище, поэтому вы можете спросить
катехизаторов: что вам лучше делать?
Катехизаторы посмотрят на вас и скажут... (там же,
с. 67)"
Итак, освободившись от священноначалия, члены
общины отдают свое право выбора и
душепопечительство над собой катехизаторам,
руководящим порой значительно превосходящими их
по возрасту людьми. Как мы видим, катехизаторы (среднее
звено руководства в общине) определяют для
рядовых членов все - вплоть до их духовной и
молитвенной жизни - "посмотрят на вас и скажут".
<...>
Сравним с тем, что С. Глушенков пишет о "Церкви
Христа": "...каждый член МЦХ выверяет
собственные взгляды по Библии и убеждениям
лидера. Лидер же обязан активно "передавать"
свои убеждения рядовым ученикам...
Рядовой ученик никогда не возьмется поставить
под сомнение авторитет лидера, тем более если тот
- его хороший друг. Вполне возможно покритиковать
личные недостатки лидера, но не его прочтение
Библии" ("Альфа и омега", № 3, 1995, с. 203-204).
Таким образом, мы видим, что члены кочетковской
"семьи" соглашаются с весьма жесткими
условиями контроля над собой со стороны "старших"
лидеров; при этом такой контроль весьма сходен с
подобным же контролем над членами во многих
тоталитарных сектах. И этот контроль (в том числе
и душепопечительский) осуществляется весьма
молодыми и явно духовно незрелыми
катехизаторами и старостами, естественно, никак
не уполномоченными на это Церковью. Если учесть,
что такая групповая жизнь провозглашается
единственно возможной для христианина, то
очевидно, что и все упреки здесь также делаются
публично.
КОНТРОЛЬ НАД
ЛИЧНОСТЬЮ
Групповое давление, публичные упреки - "выволочки"
и "открытые", групповые исповеди - один из
наиболее мощных инструментов для осуществления
контроля над личностью в сектах и создания того,
что психиатры называют "зависимым типом
личности", неспособной к самостоятельному
мышлению и жизни. Вредность и опасность
независимого мышления подтверждается членам
общины священника Г. Кочеткова, например, их же
собственными показательными сочинениями: "Мне
и по сю пору часто хочется самой управлять своей
жизнью... Я постоянно спотыкаюсь и падаю, но ведь
теперь я знаю, куда идти, когда поднимусь снова"
(ПО, № 3, 1999, с. 29).
<...>
"...В первый раз я почувствовала участие Бога в
моей жизни в день, когда наша огласительная
группа в полном составе после вечерни приносила
публичное покаяние" (там же с. 31-32). <...>
"ЗВЕРЬКИ ПУСТЫННЫЕ"
Ключевой "загруженный термин" - это понятие
"пустыня", обозначающее чрезвычайно важный
для контролирования сознания членов общины этап
в процессе катехизации. Для того чтобы понять его
значение, необходимо рассмотреть, как проходит
разработанный священником Г. Кочетковым процесс
катехизации.
Вспомним, что во время подготовки ко Крещению
новосозданные "семьи" собираются несколько
раз в неделю на различные совместные мероприятия.
Как мы уже видели, их жизнь проходит под
внимательным присмотром катехизаторов и старост,
причем членов "семей" постоянно призывают
обращаться по всем вопросам к "старшим".
Члены группы быстро учатся следить за
посещаемостью друг друга, звонить пропускающим
занятия и мероприятия братьям и сестрам,
призывая их не манкировать своими новыми
обязанностями. Поощряется ярко выраженное
эмоциональное, восторженное отношение как друг к
другу, так и ко всему, что люди получают в группе.
Катехизаторов и старост необходимо любить и
слушаться. Мы уже видели из вышеприведенных
цитат, что их слова воспринимаются как истина в
последней инстанции: эти слова нужно
анализировать, над ними нужно долго размышлять и,
соответственно, претворять в жизнь. За
длительный период оглашения человек привыкает к
такому положению дел. Чем больше он втягивается в
общинную жизнь, тем меньше у него остается как
"внешних" знакомых, так и времени на какие-либо
другие дела и занятия. Соответственно резкое
прекращение общинной жизни неизбежно вызывает
ощущение пустоты и неприкаянности. Точно так же,
как и для привыкшего по малейшему поводу
советоваться с "катехизатором", обрыв
такого общения и необходимость принимать
решения самому может вызвать тяжелое стрессовое
состояние.
Когда, наконец, членов группы крестят, они должны
пройти через "тайноводственную неделю", в
течение которой они должны ходить в белых
крещальных рубахах и ежедневно причащаться,
после чего и наступает тот самый период "пустыни".
Что же значит пребывание в "пустыне" для
члена кочетковской общины? Слово изобретателю
термина: "Ведь во время "пустыни" вы,
естественно, будете приходить в храм каждую
неделю или раз в две недели (кто как сможет),
исповедоваться и причащаться, но у вас не будет
встреч с катехизаторами. Вот единственное
условие, но это существенное для вас условие" (там
же, с. 42).
Как мы видели, действительно весьма существенное
условие... И при этом членам группы очень
настойчиво дается умственная установка на то,
что в "пустыне" им должно быть очень плохо.
<...>
"...Когда-нибудь очень захочется вернуться к
прошлому. Обязательно будут такие искушения!
Только вы не возвращайтесь и в этом помогайте
друг другу...
Они (ваши ближние из "внешнего мира") вас
немного даже будут учить: вот, мол, теперь ты -
христианин и поэтому ты должен делать для меня то-то
и то-то. Не давайте же учить вас таким образом
никогда и никому!
<...>
Бывает, конечно, и так, что человек не хочет идти в
"пустыню" и ему не удается этот период. Все
время "пустыни" он проходит радостно, весело,
без единого искушения и думает: как хорошо он
прошел "пустыню"! Увы, если будет так, значит,
"пустыни" еще не было и она все равно вас
настигнет - в другое время, позже. Но тогда она
может длиться уже не 40 дней, а полгода, год или
даже несколько лет. И переносится она в этом
случае значительно тяжелее..." (там же с. 40-45)
<...>
Последнее очень важно: новокрещеному внушается,
что во время "пустыни" ему не может не быть
плохо, что если ему не будет плохо, то потом будет
еще хуже, и что он должен помолиться Богу, прося
себе побольше искушений во время
насильственного отлучения от общения с
катехизаторами. И на первой же групповой встрече
по завершении "пустыни" каждый должен будет
рассказать о том, каким невыносимо тяжелым было
для него это время.
<...>
"Я думаю, что вам было бы интересно, например,
завтра встретиться по группам со своими
катехизаторами и обменяться опытом. Прежние годы
показывают, что это очень полезно. Когда вдруг
откроется, что искушения у многих были схожими,
то вам будет ясно, что то, о чем мы вас
предупреждали, для большинства из вас в большой
степени сбылось" (там же с. 60).
Естественно, коль скоро людям дана такая
установка, они на общих исповедях и будут
рассказывать о сходных искушениях и
переживаниях во время "пустыни".
<...>
И пусть читатель не заблуждается тем, что эта
общая встреча и общий рассказ лишь советуется,
рекомендуется. Чуть ниже священник Г. Кочетков
пишет: "А после этого, повторяю, обязательно (выделено
нами. - А. Д.) встретьтесь и поделитесь опытом" (там
же с. 62).
nnn
Несмотря на всю декларированную свободу: "...вы
сами определяете, к кому в какой храм вам ходить"
(там же с. 42) - вернуться из "пустыни" можно
только в общину священника Кочеткова: "...как
вас нужно сегодня в "пустыню" отправлять,
так вас нужно будет из "пустыни" и выводить.
А если кто-то почему-то не придет или духовно
потеряется и из "пустыни" не выйдет, то
обязательно с этим человеком свяжитесь, найдите
его" (там же с. 44). Итак, пребывание в любом
другом приходе не выводит человека из "пустыни".
Выход определяется лишь возвращением в общину,
ибо только она пребывает вне пустыни: "Поэтому
старайтесь, чтобы "пустыня" не затягивалась
и чтобы никто не застрял в этой "пустыне". К
назначенному дню обязательно готовьтесь к
общему причастию и к агапе в группе и приходите,
не оставайтесь в "пустыне", даже если она как
бы и пригреет вас" (там же).
Священник Г. Кочетков не устает вновь и вновь
напоминать, что судьба любого человека, не
вернувшегося в общину, плачевна: "Зверики
пустынные" вас, кажется, не сильно кусали: по
крайней мере сломанных рук, ног не вижу,
сломанных душ тоже не вижу, хотя, впрочем, об этом
надо судить по тем, кто отсутствует (выделение
наше. - А. Д.), а не по тем, кто присутствует" (там
же с. 68).
ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ
Другая постоянно и последовательно повторяемая
Кочетковым мысль - это важность групповой
общинной жизни, без которой человек неизбежно
погибает.
<...>
"Некоторые спрашивают: вот встречи и всякое
другое... Нужно время, а где его взять? Что же,
приходится чем-то жертвовать, иначе вы не сможете
идти вперед, и у вас жизнь начнет рассыпаться, и
вы начнете расцерковляться" (там же с. 64-65).
Запугивание членов тем, что в случае их выхода из
секты у них начнутся всевозможные несчастья, как
духовные, так и физические, - одна из характерных
черт тоталитарных сект.
Не стоит обманываться: когда священник Г.
Кочетков говорит об общине и о церковности,
имеется в виду не Православная Церковь в целом, а
лишь его община: "Церковь живет в служении, во
взаимной личностной и жертвенной любви и
церковной ответственности друг за друга. Это и
называется общиной. Конечно, вы не думайте, что
если вы собрались своей группой в десять-двадцать
человек, то сразу стали и общиной. Ведь в миру,
когда люди только знакомятся, они что, сразу
становятся семьей? Конечно нет. А община - это и
есть семья...
...В этом будет ваше общее служение и ваша
христианская жизнь, которая превосходит
возможностью спасения жизнь в монастырях, в
семинариях и во всех других подобных заведениях"
(там же с. 64).
nnn
<...>
А коль скоро община ощущает себя "светом миру"
в "темном царстве" косности и невежества,
которое являет собой Русская Православная
Церковь, то вполне допустимо не только сокрытие
части информации о себе, но даже и ложь. С другой
стороны, членам общины чрезвычайно важно усвоить,
что информация, полученная от "внешних" (даже
православных), может быть смертельна для души.
Таким образом, они обрекаются на информационную
блокаду. Вспомним, что контроль над информацией -
один из четырех составных компонентов
контролирования сознания. Не спешите спорить. А
то придете куда-нибудь, начнете говорить: "Вот,
я прошел оглашение там-то и там-то", а кто-то
начнет это оспаривать с позиций, может быть, не
очень хорошего знания того, что есть в реальности.
Не спешите спорить, посмотрите на человека: если
он готов принять другое мнение, рассказывайте
ему действительно правду...
<...>
...Идя в другие храмы, вы все-таки соображайте, что
там могут быть люди, которым не нравятся ни
катехизация, ни миссия, и вообще вы не нравитесь.
Поэтому не наступайте им сразу на любимые мозоли,
пожалейте батюшек и прихожан, которые не всегда
понимают то, что в церкви есть и что в ней должно
или не должно быть".
Такой двойной стандарт, когда для "внешних"
говорится одно, а для "внутренних" - совсем
другое, характерен для тоталитарных сект. При
этом очень часто такой подход облекается в форму
заботы о еще не познавших истину темных людях,
которым знать всю правду, может быть, просто
вредно. Отсюда и нижеследующий перл: "Помните,
что на исповеди всегда нужно говорить правду, но
в то же время не всегда во всех частностях, если
вы исповедуетесь не духовнику, а более или менее
случайному священнику. Тем более что иногда
священники бывают настроены несколько против
нашей общины, и это, конечно, как-то отражается на
исповедях. В этом есть некоторая опасность, ее
нельзя недооценивать..."
Интересен и тот подход к обязательному частому
причащению, который рекомендует священник
Георгий: "...приходите, причащайтесь, никто вам
запретить не может. Даже если кто-то и считает,
что это нехорошо, в вашем случае он ошибается,
потому что вы прошли полную взрослую катехизацию
и у вас есть для этого и основания, и силы".
Таким образом, члены общины воспринимают
Причастие как свое неотъемлемое, заслуженное (или
даже завоеванное) право, которого они могут и
должны добиваться любыми способами. В связи с
этим стоит вспомнить слова протопресвитера
Александра Шмемана, продолжателем дела которого
называет себя священник Кочетков.
Протопресвитер Александр неоднократно в течение
своей жизни повторял, что тогда, когда человек
считает себя достойным и подготовленным к
Причастию, ему следует от таинства воздержаться,
потому что в этот момент он наименее готов и
наименее достоин.
nnn
Итак, мы рассмотрели наставления священника Г.
Кочеткова, произнесенные им перед новыми членами
его общины. Невозможно не заметить четыре
главных признака тоталитарных сект, которые были
сформулированы автором этой статьи в книге "Введение
в сектоведение" (М., 1998). Это наличие:
а) безошибочного, безгрешного и всезнающего
лидерагуру (несомненно, в данном случае эту роль
играет священник Георгий Кочетков, которому да-же
посвящают свои сочинения его прихожане, а также и
назначенные им и, соответственно, упол-номоченные
нести в массы его власть и авторитет
катехизаторы и старосты);
б) разработанного лидером метода, применимо-го во
всех случаях, стопроцентно эффективного и
помогающего всегда и от всего (в данном случае -
"катехизация" и общинная жизнь);
в) особого типа организации, также созданной
лидером (в данном случае - община "Сретенское ^братство",
разбитая на "семьи", которая стремится
занять все время прихожан и контролировать всю
получаемую ими информацию);
г) и "эзотерического разрыва", то есть
разницы между тем, что сообщается "внешним"
и тем, что знают "внутренние" (следует
отметить, что "эзотерический разрыв"
проходит и в головах прихожан, не воспринимающих
вопиющие противоречия во вну-шаемом им учении,
считающих себя самыми свобод-ными и независимыми
людьми и убежденными, что они всегда говорят
правду и только правду).
Священник Георгий Кочетков и члены его общины
считают себя чуть ли не единственной, и во всяком
случае самой эффективной и успешной
миссионерской группой, приводящей тысячи лю-дей
в Церковь. Это не так. Они приводят людей прежде
всего в собственную общину. Вот что пи-шет
новообращенная прихожанка о том, что она
получила благодаря катехизации и вхождению в
Сретенское братство: "...Он <Господь> подарил
мне трезвость, веру, замечательных людей, интерес
к жизни, истинную радость общения - новую жизнь".
Отметим, что в этом списке нет ни Хри-ста, ни
Таинств, ни стремления к Спасению, ни собственно
церковной жизни, но лишь то, что можно найти в
любом клубе или кружке по интересам. Только что в
данном случае этим самым "ин-тересу к жизни"
и "радости общения" придается абсолютный
спасительный смысл и главным делается не жизнь
во Христе в Его Церкви, но членство в элитарной
группе - в секте. Зная это, нельзя не вспомнить
горькие слова Христа: "Горе вам, книжники и
фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы
обратить хотя одного; и когда это слу-чится,
делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас" (Мф
23:15).
Приведенных выше материалов самих по себе
недостаточно, чтобы назвать общину свяшениика
Георгия Кочеткова тоталитарной сектой в полном
смысле этого слова. Пока мы лишь вниматель-но
прочитали одну из многих десятков публикаций
общины. Но, как мы увидели из данного разбора,
целый ряд пугающих признаков тоталитарного сек-тантства
присутствует в ее учении и практике. Лишь
компетентная богословская комиссия после
тщательного и комплексного исследования всех ас-пектов
учения священника Георгия Кочеткова и жизни его
общины, сможет вынести окончатель-ное,
взвешенное и всестороннее решение. И, как нам
видится, анализируя предлагаемые священником
Георгием Кочетковым новые методики катехизации
и оглашения, комиссия должна обратить внимание и
на те имеющиеся в них признаки тоталитарного
сектант-ства, которые были отмечены нами.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев