zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

СТРУВЕ ПРОВОЗГЛАСИЛ НЕЗАВИСИМОСТЬ
Недавно в Москву из Америки возвратился постоянный автор обозрения "Радонеж" М. Маркиш. Его статья является откликом на выступление в НГ-религиях Никиты Струве "Православная охота на ведьм", посвященная в основном критике статьи А. Дворкина в сборнике Свято-Тихоновского Богословского института, которую мы приводим с некоторыми сокращениями.
Собираясь возвращаться в Москву из США, я получил немало советов самой разной природы - от адресов и телефонов друзей до настояний обзавестись пуленепробиваемым и медведенепроедаемым жилетом. Один советчик, более благонамеренный, чем осведомленный, сокрушался о моем решении в следующих выражениях:
- В Москве ужас... церковная жизнь заглохла. Там теперь всем заправляют модернисты. Священник Кочетков, читали, наверное, в Интернете? Ему поперек слова сказать никто не может. Пытались было, да накося... Теперь уже по всей России покатилось. Сам Патриарх у него под каблуком, и т. д. Нетрудно догадаться, что печальные эти слова я забыл тотчас как услышал; к большому сожалению, о них напомнила мне статья Н. А. Струве "Православная охота на ведьм" в приложении к "Независимой Газете" "НГ-Религии", где идет речь о сборнике Св.-Тихоновского Богословского Института "Суд им давно готов".
Лет шесть тому назад случилось мне быть на крупной книготорговой базе религиозного профиля "CBD" к северу от Бостона. В тот день там была "распродажа со склада" (обычно они принимают заказы лишь по телефону и через Интернет), и я решил туда поехать. Мне повезло: вместо клерков, кассиров и упаковщиков, которым что книги, что битые куры, я наткнулся на человека, должность которого в дословном переводе на русский звучала как "старший товаровед". Товаровед был высокий старик, образованный и любознательный; он оживленно расспрашивал меня о Св.-Троицкой семинарии, куда я тогда поступил на заочное отделение, и дал мне несколько хороших советов. Но когда я попросил его указать мне надежный независимый обзор "библейской критики" в свете современных исторических данных, товаровед опечалился и сказал:
- Независимый? Вы такого не найдете. Есть множество удивительных находок, есть целый ряд талантливых ученых и авторов, но каждый из них представляет материал в том виде и объеме, который соответствует его религиозной (или антирелигиозной) позиции: римо-католики - своей, кальвинисты - своей, модернисты - своей, евреи - своей, атеисты - своей... Никто уж и не говорит об истине независимой от мнения. Стало быть, людям нужна уже не истина, а согласие мнений. А что, у православных разве не так?
"Не так!" - сказал я смело, и товаровед, хоть и попеняв мне православным экуменизмом, согласился, что утрата независимости понятия истины от мнения - явление в европейской культуре сравнительно новое, а стало быть, неправославное. На прощание же он поделился со мной своим острым взглядом, который опять-таки пришел мне на память в связи с публикацией П.А. Струве в "Независимой Газете - Религии":
- Смотрите. Человек остается человеком: неприязнь к неправде в нем неискоренима. Когда нас уже будет тошнить от мелких скучных частных полуправд, - в каждой конфессии, в каждой церкви своя, - тогда предложат нам взамен супернеправду, одну, глобальную, яркую, мощную - последнюю. Подготовка к этому идет давно. Нельзя сказать, какая в точности она будет, но совершенно ясно, что ее подадут в качестве независимой.
Товаровед превосходно знал Св. Писание.
nnn
Я отклоняюсь от принятого формата полемической статьи, где излагают содержание работы оппонента, приводят из нее пространные цитаты, а затем (или параллельно) выясняют, в чем и почему он не прав. Отклоняюсь потому, что содержания в статье Струве, помимо заголовка (применительно к изучению работ и вероучительной практики свящ. Георгия Кочеткова), нет; потому что цитировать его непристойно и скучно; потому что выяснять его неправоту в православном обозрении"Радонеж" столь же уместно, как анализировать надписи на внутренних стенках общественных уборных.
Если, однако же, кто-либо сочтет, что предыдущий абзац несправедлив и обличит мою неправоту по тексту г-на Струве в "НГ-Религии", я буду готов вступить в устную и/или печатную дискуссию по этому поводу, более того: если выяснится, что я был не прав, я уведомлю об этом читателей "Радонежа".
А пока займемся в самом деле серьезным вопросом, возникающим в связи со статьей "Православная охота на ведьм": почему Струве лжет? Его ведь так легко проверить: открыть сборник Св.-Тихоновского Богословского Института о вероучении священника Г. Кочеткова и узнать, действительно ли его цель - "бесповоротно осудить на веки вечные" упомянутого священника? действительно ли авторы сходны с ватиканской инквизицией, а их усилия - со столь же неправославной "охотой на ведьм"? действительно ли они утверждают, что по всем вопросам "существует одно-единственное безошибочное и общеобязательное мнение"? действительно ли "ни один существенный вопрос в сборнике не обсуждается"? Новый Мировой Порядок еще не настал, по крайней мере в России; люди еще не отучились думать, наблюдать, сопоставлять, читать другие источники помимо "независимой" прессы...
Самая примитивная, очевидная и прямая ложь - довольно сильное оружие. Ее воздействие, хоть и не глубокое, но широкое и массовое: озлобить людей, уничтожить взаимное доверие, подорвать какие бы то ни было попытки взаимопонимания и сближения между нормальными людьми. И работа Струве вполне отвечает таким требованиям. В этой связи предыдущий вопрос можно немного расширить: какова вообще была цель г-на Струве? Какова была та общая задача, которую он решал своим опусом?
Можно было бы подумать, никакой задачи вовсе не было, что написал он материал "тяп-ляп" и подложил себе и тем, от кого он "не зависит", изрядную и нечистую свинью, но это было бы ошибкой. Струве - профессионал, он знает, что он делает. В любом серьезном деле не обходится без потерь; стало быть, решено было пойти на некоторые потери, с тем чтобы приобрести нечто более важное. Что именно? Высказать обоснованное православное суждение по существу изучаемых вопросов в противовес суждениям критиков о. Георгия Кочеткова? Цитирую г-на Струве: "Самая ненавистническая и подлая статья в сборнике... Чудовищная клевета... Сумбура и чуши в статье поразительно много". Версия отпадает. Выразить эмоциональную поддержку новообращенным из числа последователей о. Георгия, у которых личная приверженность к наставнику преобладает над житейским и церковным опытом? Антисемитская оплеуха А. Л. Дворкину, "бывший эмигрант третьей волны", слишком красноречиво звучит в московской интеллигентсткой среде, где люди лезут на стенки от одного упоминания о младенце-мученике Гаврииле. Версия отпадает...
Как видно, если ограничивать взгляд вероучением о. Г. Кочеткова и злоключениями его наивных сторонников, обнаружить смысл "независимой" публикации г-на Струве не удается. Но если вспомнить прощальные слова моего знакомого старшего товароведа (и бессчетные православные источники, с которыми он вполне созвучен), открывается поучительная, хоть и весьма грустная картина.
Случалось ли вам колоть дрова? Здоровенная плаха, на вид словно вылитая из чугуна, с треском разлетается пополам от одного удара колуном. Почему? Потому что в любой плахе на самом деле есть трещинки. Надо внимательно приглядеться к торцу, различить их ход, наметить план действий... Если плаха не поддается - нечего лупить по одному месту: всегда нужно выбирать оптимальную точку удара.
В истекающем столетии враг бил нас с неимоверной, немыслимой силой, и мы ему не поддались: разве что труха осыпалась кое-где. Что делает враг, умнейший и опытнейший топорных дел мастер? Слегка отходит в сторону, смотрит на нас внимательно, выбирает новую точку удара, заносит колун...
Мы нездоровы. Нездоровы мы со времен Адама, но сегодня особенно. Трещины есть в душе у каждого, в каждой семье, в каждом приходе, в каждой группе людей, во всей нации. Но мы счастливее бездушной древесины: нашим трещинам-болезням, сиречь грехам, есть исцеление. Подает его Христос; берем мы сами: яко умирающе, и се, живы есмы. Долго ли будет ждать враг, опершись на колун?
Мы едва-едва приходим в себя после страшного столетия. У нас не хватает знаний - у детей, у молодежи, у взрослых, у пожилых... Плохо ладится приходская жизнь. Юрисдикционная чума проникает к нашим рубежам. Секты, протестанты, Ватикан. Безбожный мир. Не хватает сил, не хватает средств. Не хватает зоркости разума, чтобы это увидеть и понять, уклониться от зла и работать добру.
В каждую из этих трещин - каждую! - сатана загоняет свой адский колун. Он бьет нас там, где нам больнее всего. Бьет в мелкие слабости, растут тяжкие пороки. Бьет в несдержанность, растет скандал. Бьет в упрямство, растет самочиние. Бьет в честолюбие, растет гордыня. Бьет в самомнение, растет ересь. Бьет в неопытность, наивность, восторженность новообращенных православных - растет тоталитарная секта.
Вспомните: бревно разлетается пополам от одного удара колуна. От какого именно - неизвестно. Может быть, от следующего. "Независимая" пресса делает свое дело.

ЗА ЧТО КУКУШКА ХВАЛИТ ПЕТУХА......
"Сколько уже удалось сделать Никите Алексеевичу в России! На нем исполнены и исполняются мечты многих эмигрантов. А ведь кроме области культуры, он еще и истинный борец за правду, защитник гонимых и обиженных сильными сего. Защитник умный и смелый, бескомпромиссный, благородный и решительный. Его часто не понимают или не поддерживают, но он все идет вперед...."

Свящ. Георгий Кочетков,
Редколлегия журнала "Православная община",
Все сотрудники, учащие и учащиеся
Свято-Филаретовской высшей школы,
Просветительско-благотворительное братство
"Сретение".
(Журнал "Православная община", № 51 (3, 1999).

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев