СТРУВЕ ПРОВОЗГЛАСИЛ
НЕЗАВИСИМОСТЬ
Недавно в Москву из Америки возвратился
постоянный автор обозрения "Радонеж" М.
Маркиш. Его статья является откликом на
выступление в НГ-религиях Никиты Струве "Православная
охота на ведьм", посвященная в основном
критике статьи А. Дворкина в сборнике Свято-Тихоновского
Богословского института, которую мы приводим с
некоторыми сокращениями.
Собираясь возвращаться в Москву из США, я получил
немало советов самой разной природы - от адресов
и телефонов друзей до настояний обзавестись
пуленепробиваемым и медведенепроедаемым
жилетом. Один советчик, более благонамеренный,
чем осведомленный, сокрушался о моем решении в
следующих выражениях:
- В Москве ужас... церковная жизнь заглохла. Там
теперь всем заправляют модернисты. Священник
Кочетков, читали, наверное, в Интернете? Ему
поперек слова сказать никто не может. Пытались
было, да накося... Теперь уже по всей России
покатилось. Сам Патриарх у него под каблуком, и т.
д. Нетрудно догадаться, что печальные эти слова я
забыл тотчас как услышал; к большому сожалению, о
них напомнила мне статья Н. А. Струве "Православная
охота на ведьм" в приложении к "Независимой
Газете" "НГ-Религии", где идет речь о
сборнике Св.-Тихоновского Богословского
Института "Суд им давно готов".
Лет шесть тому назад случилось мне быть на
крупной книготорговой базе религиозного профиля
"CBD" к северу от Бостона. В тот день там была
"распродажа со склада" (обычно они принимают
заказы лишь по телефону и через Интернет), и я
решил туда поехать. Мне повезло: вместо клерков,
кассиров и упаковщиков, которым что книги, что
битые куры, я наткнулся на человека, должность
которого в дословном переводе на русский звучала
как "старший товаровед". Товаровед был
высокий старик, образованный и любознательный;
он оживленно расспрашивал меня о Св.-Троицкой
семинарии, куда я тогда поступил на заочное
отделение, и дал мне несколько хороших советов.
Но когда я попросил его указать мне надежный
независимый обзор "библейской критики" в
свете современных исторических данных,
товаровед опечалился и сказал:
- Независимый? Вы такого не найдете. Есть
множество удивительных находок, есть целый ряд
талантливых ученых и авторов, но каждый из них
представляет материал в том виде и объеме,
который соответствует его религиозной (или
антирелигиозной) позиции: римо-католики - своей,
кальвинисты - своей, модернисты - своей, евреи -
своей, атеисты - своей... Никто уж и не говорит об
истине независимой от мнения. Стало быть, людям
нужна уже не истина, а согласие мнений. А что, у
православных разве не так?
"Не так!" - сказал я смело, и товаровед, хоть и
попеняв мне православным экуменизмом,
согласился, что утрата независимости понятия
истины от мнения - явление в европейской культуре
сравнительно новое, а стало быть, неправославное.
На прощание же он поделился со мной своим острым
взглядом, который опять-таки пришел мне на память
в связи с публикацией П.А. Струве в "Независимой
Газете - Религии":
- Смотрите. Человек остается человеком: неприязнь
к неправде в нем неискоренима. Когда нас уже
будет тошнить от мелких скучных частных
полуправд, - в каждой конфессии, в каждой церкви
своя, - тогда предложат нам взамен супернеправду,
одну, глобальную, яркую, мощную - последнюю.
Подготовка к этому идет давно. Нельзя сказать,
какая в точности она будет, но совершенно ясно,
что ее подадут в качестве независимой.
Товаровед превосходно знал Св. Писание.
nnn
Я отклоняюсь от принятого формата полемической
статьи, где излагают содержание работы оппонента,
приводят из нее пространные цитаты, а затем (или
параллельно) выясняют, в чем и почему он не прав.
Отклоняюсь потому, что содержания в статье
Струве, помимо заголовка (применительно к
изучению работ и вероучительной практики свящ.
Георгия Кочеткова), нет; потому что цитировать
его непристойно и скучно; потому что выяснять его
неправоту в православном обозрении"Радонеж"
столь же уместно, как анализировать надписи на
внутренних стенках общественных уборных.
Если, однако же, кто-либо сочтет, что предыдущий
абзац несправедлив и обличит мою неправоту по
тексту г-на Струве в "НГ-Религии", я буду
готов вступить в устную и/или печатную дискуссию
по этому поводу, более того: если выяснится, что я
был не прав, я уведомлю об этом читателей "Радонежа".
А пока займемся в самом деле серьезным вопросом,
возникающим в связи со статьей "Православная
охота на ведьм": почему Струве лжет? Его ведь
так легко проверить: открыть сборник Св.-Тихоновского
Богословского Института о вероучении священника
Г. Кочеткова и узнать, действительно ли его цель -
"бесповоротно осудить на веки вечные"
упомянутого священника? действительно ли авторы
сходны с ватиканской инквизицией, а их усилия - со
столь же неправославной "охотой на ведьм"?
действительно ли они утверждают, что по всем
вопросам "существует одно-единственное
безошибочное и общеобязательное мнение"?
действительно ли "ни один существенный вопрос
в сборнике не обсуждается"? Новый Мировой
Порядок еще не настал, по крайней мере в России;
люди еще не отучились думать, наблюдать,
сопоставлять, читать другие источники помимо "независимой"
прессы...
Самая примитивная, очевидная и прямая ложь -
довольно сильное оружие. Ее воздействие, хоть и
не глубокое, но широкое и массовое: озлобить
людей, уничтожить взаимное доверие, подорвать
какие бы то ни было попытки взаимопонимания и
сближения между нормальными людьми. И работа
Струве вполне отвечает таким требованиям. В этой
связи предыдущий вопрос можно немного расширить:
какова вообще была цель г-на Струве? Какова была
та общая задача, которую он решал своим опусом?
Можно было бы подумать, никакой задачи вовсе не
было, что написал он материал "тяп-ляп" и
подложил себе и тем, от кого он "не зависит",
изрядную и нечистую свинью, но это было бы
ошибкой. Струве - профессионал, он знает, что он
делает. В любом серьезном деле не обходится без
потерь; стало быть, решено было пойти на
некоторые потери, с тем чтобы приобрести нечто
более важное. Что именно? Высказать обоснованное
православное суждение по существу изучаемых
вопросов в противовес суждениям критиков о.
Георгия Кочеткова? Цитирую г-на Струве: "Самая
ненавистническая и подлая статья в сборнике...
Чудовищная клевета... Сумбура и чуши в статье
поразительно много". Версия отпадает. Выразить
эмоциональную поддержку новообращенным из числа
последователей о. Георгия, у которых личная
приверженность к наставнику преобладает над
житейским и церковным опытом? Антисемитская
оплеуха А. Л. Дворкину, "бывший эмигрант
третьей волны", слишком красноречиво звучит в
московской интеллигентсткой среде, где люди
лезут на стенки от одного упоминания о младенце-мученике
Гаврииле. Версия отпадает...
Как видно, если ограничивать взгляд вероучением
о. Г. Кочеткова и злоключениями его наивных
сторонников, обнаружить смысл "независимой"
публикации г-на Струве не удается. Но если
вспомнить прощальные слова моего знакомого
старшего товароведа (и бессчетные православные
источники, с которыми он вполне созвучен),
открывается поучительная, хоть и весьма грустная
картина.
Случалось ли вам колоть дрова? Здоровенная плаха,
на вид словно вылитая из чугуна, с треском
разлетается пополам от одного удара колуном.
Почему? Потому что в любой плахе на самом деле
есть трещинки. Надо внимательно приглядеться к
торцу, различить их ход, наметить план действий...
Если плаха не поддается - нечего лупить по одному
месту: всегда нужно выбирать оптимальную точку
удара.
В истекающем столетии враг бил нас с неимоверной,
немыслимой силой, и мы ему не поддались: разве что
труха осыпалась кое-где. Что делает враг,
умнейший и опытнейший топорных дел мастер?
Слегка отходит в сторону, смотрит на нас
внимательно, выбирает новую точку удара, заносит
колун...
Мы нездоровы. Нездоровы мы со времен Адама, но
сегодня особенно. Трещины есть в душе у каждого, в
каждой семье, в каждом приходе, в каждой группе
людей, во всей нации. Но мы счастливее бездушной
древесины: нашим трещинам-болезням, сиречь
грехам, есть исцеление. Подает его Христос; берем
мы сами: яко умирающе, и се, живы есмы. Долго ли
будет ждать враг, опершись на колун?
Мы едва-едва приходим в себя после страшного
столетия. У нас не хватает знаний - у детей, у
молодежи, у взрослых, у пожилых... Плохо ладится
приходская жизнь. Юрисдикционная чума проникает
к нашим рубежам. Секты, протестанты, Ватикан.
Безбожный мир. Не хватает сил, не хватает средств.
Не хватает зоркости разума, чтобы это увидеть и
понять, уклониться от зла и работать добру.
В каждую из этих трещин - каждую! - сатана загоняет
свой адский колун. Он бьет нас там, где нам
больнее всего. Бьет в мелкие слабости, растут
тяжкие пороки. Бьет в несдержанность, растет
скандал. Бьет в упрямство, растет самочиние. Бьет
в честолюбие, растет гордыня. Бьет в самомнение,
растет ересь. Бьет в неопытность, наивность,
восторженность новообращенных православных -
растет тоталитарная секта.
Вспомните: бревно разлетается пополам от одного
удара колуна. От какого именно - неизвестно. Может
быть, от следующего. "Независимая" пресса
делает свое дело.
ЗА ЧТО КУКУШКА ХВАЛИТ ПЕТУХА......
"Сколько уже удалось сделать Никите
Алексеевичу в России! На нем исполнены и
исполняются мечты многих эмигрантов. А ведь
кроме области культуры, он еще и истинный борец
за правду, защитник гонимых и обиженных сильными
сего. Защитник умный и смелый, бескомпромиссный,
благородный и решительный. Его часто не понимают
или не поддерживают, но он все идет вперед...."
Свящ. Георгий Кочетков,
Редколлегия журнала "Православная община",
Все сотрудники, учащие и учащиеся
Свято-Филаретовской высшей школы,
Просветительско-благотворительное братство
"Сретение".
(Журнал "Православная община", № 51 (3, 1999).
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев