zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 19-20

АВСТРАЛИЯ, КЕНТЛИН - РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ

Сразу после окончания Второй мировой в Австралию прибыло несколько тысяч русских людей - бывших военнопленных концентрационных лагерей, расположенных на территории Европы, освобожденной союзнической армией. Как жили они в Австралии, чего нажили, как веселились и печалились - известно лишь их близким.

Совсем иная судьба у Петра Гришаева. Работал тяжело, экономя на всем, собрал денег, которых достало на изрядный земельный надел. Разработал то, на что рук хватило. Деревья садил, старался, чтобы сосенки на участке прижились. Мечтал, что на этих землях будет жить с семьей и со всеми уцелевшими родственниками. Но семья и родичи погибли в лихолетье до последнего человека, и некого ему было ждать на этой земле, некого было порадовать своей выносливостью и трудолюбием. Было от чего прийти в отчаяние.

И подарил свои земли русский этот человек всем русским людям, что к тому времени в Австралии жили, под храм да под монастырь.

В те годы проживающие в Китае на выкупленных царским правительством землях для строительства и обслуживания Транссибирской магистрали русские, ставшие после Октябрьской сначала заложниками ситуации, а затем и китайской революции, которая национализировала все русские земли вместе с селами и городами, получили разрешение от китайских властей уехать восвояси в любую страну - на выбор. Многие выбрали Австралию. Покидали свои обжитые углы и монастыри. Монастырям, так же как и всем, нужно было начинать с нуля.

Кентлин - так называется то местечко под Сиднеем, где расположены женский монастырь Казанской Иконы Божьей Матери и церковь. Монастырь этот летосчисление свое ведет с 1951 года. В те времена правящим архиереем в Австралии был Владыка Савва. Знавшие его люди отзываются о нем с благоговением, всякий раз подчеркивая его доброту.

Аллея, ведущая от ворот монастыря к церкви, - пуста. По обеим ее сторонам вперемежку с эвкалиптами - сосны. По рассказам, под ними обильно растут cосновики. Правда, монахиням редко удается их собрать, ибо, пока идет служба, за грибами успешно охотятся проживающие в рядом стоящих бараках люди - они толк в сосновиках знают: из России приехали.

Сразу же за территорией монастыря - русская деревня. Аккуратные домики на два хозяина. В основном здесь живет престарелый люд, хотя можно увидеть и молодых. Народ здесь русский, но выговор многих уже далеко не тот, и вопрос при виде незнакомца: “А вам какое авеню надо?” - никому слух не режет.

Сказавшись больной, беседовать со мной игуменья определила двух монахинь - Серафиму и Евфросинью. Лета обеих солидны, однако они подвижны. Сестра Евфросинья - лидер, глаза с прищуром. При встрече, зорко окинув меня взглядом, спросила: “А знаете ли, мы к Зарубежной Церкви относимся?” “Отдает” мне те вопросы, на которые не хочет отвечать либо не знает ответа: “А вы, разве, не знаете? Как же так, вы не знаете этого?”

Сестра Серафима - сама тишина. Сидим в трапезной. На стенах иконы, портреты царя Николая Второго, царицы Александры и цесаревича Алексея. О том, что мы в Австралии, напоминает портрет королевы Англии. В стороне портрет человека в очках - это Петр Гришаев.

- Вначале здесь решили строить мужской монастырь, уж и план строительства был, но спор вышел среди монахов, мол, очень большая работа, и тогда Владыка Савва решил здесь основать женский монастырь, тем более что из Харбина сюда приехали монахини. Монахини большой работы не испугались.

На монастырь и церковь жертвовала вся русская Австралия, но строили не только русские - главным по строительству был австралиец. Он и после окончания работ любил бывать здесь.

Наша матушка Евпроксия живет здесь с самого начала основания монастыря - была тогда послушницей. Первой игуменьей монастыря была матушка Елена. При ней в монастыре около тридцати монахинь жило, сейчас лишь девять. А в России сейчас очень много людей идут в монастыри. Знаете, потому что там нечего им есть, вот они в монастырях и спасаются.

Спрашиваю:

- Кто же такие монахи? Богом ли избранные люди, людьми ли или обстоятельствами?

- Это Бог, - следует ответ. - Потому что жизнь в монастыре нелегка, человек должен себя воспитывать, душу спасать.

- Если в России в монастырь идут из-за голода, а здесь кто и как?

- А здесь люди все имеют, у них семьи, что им идти сюда, им надо деньги зарабатывать, - с завидным откровением отвечает Евфросинья.

- Что для вас Россия?

- Мечта, - подала голос Серафима, - поехать хотя бы туда.

- Матушка тоже мечтает о России. Она ведет переписку с игуменьей женского монастыря в России, она знает об их делах, - присоединяется Евфросинья.

- А что мешает осуществить мечту?

- Коммунизм.

- Какой же сейчас коммунизм?

- Что вы! - восклицает Евфросинья. - Все еще сидят! Они не только коммунисты, а экомунисты, а это настоящая ересь. И добавила быстренько: - И это не Россия, а Советский Союз, - обозначив этими словами проблему, требующую отдельного разговора.

- О том, что мы русские, мы не забываем никогда, - вступила сестра Серафима. - Я со дня своего рождения знала, что я русская. Я всегда дорожу русским языком, я горжусь тем, что я русская. Если я встречаю здесь иных, приехавших из России, и слышу, как они употребляют в своей речи исковерканные английские слова, мне становится очень обидно - русский язык так богат, а люди засоряют его, пренебрегают им.

- Как вы себе это объясняете?

- Меня не интересовал этот вопрос. - Это сестра Евфросинья.

- Хорошо, а есть ли у вас трудности в восприятии вами русских из России?

- Никаких. Мы их принимаем, помогаем - вот и все. Они несчастные. Бегут. Бегут от того, что нет у них ничего в России, кроме мучений.

- А как вы думаете, что они могут найти здесь?

- Свободу.

- В каком смысле?

- Думать, говорить. И делать так, как они хотят.

Наивно, но что поделаешь, так они понимают сегодняшние российские проблемы.

- Да! У них у всех дети, а женщины обыкновенно приезжают с детьми, у которых нет отца.

- Есть ли что-нибудь, что вам бы хотелось сказать русским в России?

- Они нас не поймут, - опять противоречила только что сказанному Евфросинья.

- О, думаю, очень многое. И я бы им сказала, что мы их всех любим, - тепло взглянула Серафима.

- Там ведь тоже есть очень хорошие люди - и интеллигентные, и умные, - точно сама себя в этом убеждая, присоединилась Евфросинья.

На прощание сестры высказали пожелание:

- Вы уж не переверните все нами сказанное. А что касается России, то мы русские и будем ждать, пока Россия станет Россией.

Возвращалась я по той же аллее. Тишина. Воздух свеж и прозрачен - зима в Австралии. В ветвях деревьев пела какая-то птица - прямо как наша синичка. Так похоже! И все здесь напоминало мне Россию, даже сам воздух. И особенно золотящаяся в лучах послеобеденного, почти заходящего зимнего солнца мозаика паутины в сосновых ветвях. Так похоже. Только не Россия.

Соб. кор. в Австралии Елена Пустовойтова

 

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев