НАДЕЮСЬ, ВРЕМЯ СОВМЕСТНЫХ МОЛИТВ НАШИХ ПРИДЕТ
Беседа с настоятелем Покровского храма Русской Православной Церкви
Московского Патриархата в Сиднее Протоиереем Владимиром МакеевымВсе мы ожидаем от наших священнослужителей не только значительно лучших, чем у нас, знаний Священного писания, но и более того - любящее сердце и чистую христианскую совесть. Ожидание это увеличивается, если православный человек оказывается оторванным вольно или невольно от своей родины. Ведь ему остается лишь в церковной ограде питать свою душу живительной силой, что ранее давала ему родная земля. Поэтому к тому, кто встречает нас на чужбине за церковной оградой, требования возрастают - эмигрант ищет здесь больше чем утешения, он ищет здесь - Родину.
Об отце Владимире я слышала от прихожан задолго до того, как увиделась. Говорили о его образованности, но, что более важно, подчеркивали, что он - духовник, отмечая искренность и глубину его веры, что выделяет его на фоне холодных богословских рассуждений, слышимых в стенах церквей Зарубежной епархии. Говорили, тянутся к нему многие именно за этой теплотой духовного огня, что, на мой взгляд, и является истинным духом Христа.
Отец Владимир не разрушил того образа, что сложился у меня под впечатлением рассказов о нем. Благородная стать, умный взгляд, уютная привычка оглаживать бороду. И разговор вышел несуетный. Откровенный.
- С какими чувствами и надеждами, отец Владимир, вы ехали сюда одиннадцать лет назад? И что нашли здесь, что встретили?
- Я ехал в Австралию с уверенностью, а не только с ожиданием того, что люди, к которым я еду, искали здесь свободной жизни, свободных волеизъявлений своих взглядов религиозных, в частности православных. Что они несут любовь собратьям по вере и встретят с любовью. Что они имеют больше понимания истины, поделятся опытом, как нужно заниматься обустройством свободной жизни. Но вместо ожидаемого я увидел разрозненное общество, где каждый стремится доказать свою исключительную правоту, свое преимущество над другим человеком. Это - не в традициях Православия. И это прискорбно для меня.
- Что вы скажете об отношениях Русской Православной Церкви с Зарубежной Церковью, ведь с этим вам приходится сталкиваться вплотную, и ваш взгляд на эти отношения должен быть более точен, чем, например, у священнослужителей в России?
- Как русский православный священник, говорю вам от сердца. Когда я прибыл на служение пастырское Матери Церкви в Австралию, то Зарубежная церковь молилась о гонимой Церкви Российской. А сегодня, когда наша Церковь несет служение в госпиталях и больницах, в войсковых частях, в тюрьмах, когда взяла под свою опеку обездоленных, сирот, стариков, когда она истинно занимает главное место в жизни людей и не оставляет свою паству ни в радости, ни в скорбях, когда Архиерейский Собор канонизировал сонм новомучеников как великомучеников и исповедников российских, вместе с последним Государем Императором Николаем Вторым и его августейшей семьей, которые пострадали за Христа - и что же теперь? Мы со скорбью и разочарованием продолжаем слышать молитвы о гонимой Церкви Российской! Это печально.
Хочу сказать от себя - сегодня Русская Православная Церковь гонима своей же русской диаспорой, теми, кто является прихожанами Зарубежной Церкви. Главные гонители - наши собратья, которым пора бы уже переосмыслить свое отношение к Матери-Церкви и перестать укорять Ее.
- Но почему? Почему вместо слез радости за Церковь, за Россию, вместо духовного обновления и единой молитвы эта отнюдь не христианская нетерпимость и отчуждение?
- Я думаю, им удобно быть в этом - исключительном, непримиримом - положении, дабы демонстрировать свою, если можно так сказать, “незамаранность” восьмидесятилетним прошлым России, “отбеленность”. Но это есть ложное чувство гордыни, ибо они действительно не прикасались ко всем нашим сложностям, связанным с трагическими годами, не знали тягот наших, при которых Церковь окормляла многомиллионную паству россиян и ни на один день не отступала в совершении божественной литургии. И ни на один день не прекращалось совершение Святых Таинств на нашей многострадальной земле!
Однако я не печалюсь. Хотя бы потому, что среди священнослужителей Зарубежной Церкви есть здравомыслящие, понимающие прискорбность этой ситуации самоотторжения, а не желанного единения. С упованием надеюсь, время совместных молитв наших обязательно настанет.
- Хотелось бы. Однако с чего пришлось начинать вам, когда вы только-только “открыли” русскую Австралию?
- В России в моем приходе на службе полный храм прихожан всегда собирался, я уж не говорю о праздниках. Здесь же приходит время служить в храме, а прихожан-то человек пять если - то и хорошо.
И такое, знаете, уныние меня поначалу одолело. Ну а потом, помолившись Господу и укрепившись духовно, я переступил это уныние. Службы начал проводить, как при полном храме, и если даже ни единого человека не было, так я сам со своей семьей все требы исполнял. И на душе у меня радостно стало. А потом Божьей помощью дела пошли на лад. В этом году на Пасху в храме двести восемьдесят прихожан было.
И это радость.
- Жизнь вашего прихода в Австралии - имеет ли она что-либо общего с жизнью прихожан в России? Не праздный вопрос, потому что, к сожалению, встречала я здесь и таких русских, что слова доброго не скажут о родине своей.
- Не только на день, но даже и ни на минуту связь духовная наша с Россией не прекращается, так как наш приход является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. Во всех печальных событиях мы вместе с народом возносили молитвы и уповали на милость Божию. Мы молимся о наших воинах, несущих свой ратный труд в Чечне, и о всех, кто несет служение нашему Отечеству. Мы молились о скором освобождении тех, кто находился в заключении морском на борту “Курска”, молились о тех, кто их ждал - о родных и близких, о всех, кому дороги были эти люди, чтобы Господь Бог дал им утешение, дал силы пережить трагедию... Горе России - наше горе, радость на земле родимой - наша радость.
Я скажу больше - наше духовное возрождение здесь, это прямое отражение духовного возрождения России, в коей многомиллионная паства православных чад молитвы возносит в возрожденных храмах Святой Матери-Церкви под Первоосветительским Амофором Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
- Ваш взгляд отсюда, издалека, на российские события.
- К сожалению, наше общество словно ждет потрясений. И если что-то случается, то мы не пытаемся подать руку помощи, а начинаем ругать - власть, генералов, политиков, упадок экономики. Пытаемся ругать всех, кого угодно, - кроме самих себя. Поднявший глас не делает критики в свой адрес.
Церковь никогда не стояла на таких позициях. Чечня, взрыв бомбы на Пушкинской площади, гибель “Курска” тому доказательства. Церковь была всегда в беде с людьми неразлучна, не искала виновных, умиротворяла и врачевала израненные души человеческие.
Последние трагические события ярко показали, что общество опять ищет виновного, а вина ведь лежит на всех нас. Это мы были хладны к самим себе, это мы где-то не проявили добросовестности в труде. А виновных ищем с рвением - виноваты военные, виноваты власти. А теперь задумаемся: где причина таких настроений в обществе? И неизбежно придем к выводу, что в потере Христа.
Многие российские средства массовой информации не утешение людям приносят, не призывают людей сплотиться возле каких-то идей или во время беды, быть единым организмом с единой душой, потому что государство и есть единый организм судеб человеческих, а пытаются как можно больше людей настроить друг против друга, настроить их против власти, к которой только-только начало зарождаться доверие.
Более того, сегодня, к великому сожалению, выявилась определенная закономерность: как только в России происходит что-то хорошее - все средства массовой информации, и даже, к сожалению, российские, об этом молчат. А вот плохим - начинают размахивать как флагом. Это флаг анархии, флаг зла. И это очень прискорбно.
- Согласна с вами, поскольку сама страдаю от антироссийских кампаний, изданий и программ. Но вот о чем хотела вас спросить обязательно: что происходит с нашим, скажем так, человеком, с его душой и с его верой, когда он отрывается от родной земли в поисках счастья за рубежом? Приобретает он здесь или теряет?
- Каждый человек, попав за границу, убеждается в том, что другие народы имеют иной не только бытовой, но и духовный уклад. Он это видит на каждом шагу и, как правило, с большим трудом привыкает к этому. Он видит и превосходство, и испытывает неудовлетворительность, но при этом всегда остро чувствует свою чужеродность и начинает томиться и страдать по родине.
Да еще прибавьте ко всему этому особенность нашей славянской души!
Сама система кумиризации материальной обеспеченности в этом мире довлеет над человеческой душой. Зарубежный мир гордится своим внешним благополучием, но гордость эта временная. После того, когда человек подводит результат своей земной жизни, он остается хоть и в роскошном доме, но - у разбитого корыта. В этом мире - вера не главное, важна традиция. Коснулось это и Православия.
Приведу такой многоговорящий пример: на Пасху в наши храмы приносят кулич, пасху сырную и яйца, и когда я служил в приходах российских, во многих семьях не могли все приготовить, что требовала традиция, но все, что имели, приносили с благоговением. На пасхальную заутреню, после крестного хода, всегда оставалась большая часть людей, если не сказать - все. Оставались и молились в храме.
Здесь же иначе: прихожане Зарубежной Церкви приносят прекрасно украшенные куличи, необыкновенно окрашенные яйца пасхальные, очень аккуратно уложенные пасхи сырные. Но едва лишь возвращается паства с крестного хода и только, можно сказать, начинается пение канона Пасхального, которое прославляет воскресшего Спасителя, паства почти вся разбегается по домам разговеться. В храмах на литургии народу остается считанные единицы. Вот отсюда и вывод мой: вера - не главное.
А ведь мы живем от Пасхи к Пасхе. Это Праздник праздников и Торжество из торжеств - особое служение, особый подъем духовный, даже запах в храме особенный.
Традиция - это, конечно, хорошо, но это только традиция.
И вот что еще показательно. В России православные в большинстве своем живут скромно, а храмы воздвигают - один краше другого. Можно сказать, храмы России позолочены не золотом, а более вечным материалом - золотом душевным. В красоте их видна и красота русской души. Здесь же храмы прихожан Зарубежной церкви, живущих в материальном благополучии, заметно уступают российским. И, я думаю, это не по бедности материальной, а по бедности духовной.
У всех россиян, вставших на путь Православия, и также тех, кто проживал в бывших союзных республиках, присутствует чувство долга перед Христом, перед Церковью, перед своей домашней церковью - семьей. Если люди встали на путь Православия, они терпеливо и с молитвою несут испытания. У всех в жизни случаются и падения, и искушения, и различные трудности. Но с верой поднимаются люди, спасают свои души и души тех, кто живет рядом с ними.
Если же человек живет на чужой стороне и вне Православия - не постится, не украшает свою жизнь добрыми делами, если он живет вне таинств церковных, если он не совершает домашних молитв, утренних и вечерних, если он не подводит ежедневный итог своей жизни в кругу своей семьи и не говорит, что сделано сегодня хорошего и что еще нужно делать, - он живет бездуховной жизнью. Так что сами можете судить о приобретениях и потерях.
- К списку потерь русской эмиграции могу добавить и потерю родного языка. Для вас не секрет, что дети эмигрантов в значительной степени теряют русский язык. Что теряют наши дети вместе с ним?
- Наш язык неотделим от русской культуры. И если потерять к этим сокровищам ключ, коим и является русский язык, то все наши литературные, исторические и иные творения становятся недоступны - теряется ключ и к духовным богатствам народным, и к возможности постигнуть Россию в ее духовном естестве. Невозможно найти в переводах ту глубину, те краски, что есть в подлиннике. Тем более, к большому сожалению, сегодня есть горький опыт, что нередко переводы искажают многие исторические наши события. В школьных учебниках Австралии написано, что во Второй Мировой войне победила Америка. Горько, что человечество забывает, что освободителем Европы от фашистского диктата является советский солдат - он был разных национальностей, но един идейно, един духом. Современное нам общество искореняет этот исторический факт, утвержденный 9 мая 1945 года.
Но это к слову. А без русского языка невозможно понять ни сущности, ни своеобразия русской культуры. Каждый народ имеет свое бремя забот и свой духовный и исторический путь. Есть такой путь и у нашего народа. Кто живет вместе с народом, делит с ним его ношу, тот не утратит языка своего народа - ни сам, ни дети его.
Соб. кор. в Австралии Елена Пустовойтова
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев