zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 19-20

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МЕСТА ДЛЯ ГРЕХА
В Костроме продолжается противостояние Ипатьевского монастыря и музея-заповедника
Десять насельников Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря трудятся и молятся в стенах древней обители. С 1993 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II она возобновила свое существование. С тех пор в Ипатьевском монастыре два хозяина: Костромская епархия и областной музей-заповедник. Один стремится возродить и сохранить крупнейший центр русского Православия, другой считает своим долгом ни пяди земли памятника федерального уровня не отдать Церкви.
Противостояние длится не один год. Знакомясь с содержанием рапортов обитателей монастыря, диву даешься изобретательности музейного руководства. Даже для человека неверующего многие из санкций местной администрации по меньшей мере кажутся кощунственными. Видимо, в борьбе все средства хороши.
Так, однажды в день праздника Тихвинской иконы Божией Матери, когда шла служба в Троицком соборе, дежурная при входе на территорию монастыря требовала оплату с прихожан, идущих на богослужение. За два месяца 1998 года таких случаев выявлено девять. Где это видано, чтобы за право молиться с верующих взимались деньги? И почему эту мзду с прихожан должны взимать музейные сотрудники?
30 мая 1999 года, в престольный день монастыря, дежурный милиционер не пустил на территорию обители машину секретаря епархиального управления, а затем запретил выезд транспорта настоятеля монастыря, сославшись на распоряжение заместителя директора музея по вневедомственной охране. Наблюдавший эту сцену иеромонах был потрясен поведением милиционера, мягко говоря, выходящим за рамки приличия, и саму ситуацию охарактеризовал как "провокацию, омрачающую праздники в обители".
В последнее время обстановка еще более накалилась. Особенно настораживает наместника монастыря архимандрита Павла то, что при разрешении подобных конфликтов руководство монастыря действует не лично. Исполнителями его воли становятся сотрудники органов правопорядка, отвечающие за сохранность монастыря.
Поводом для обострения ситуации, по мнению отца Павла, послужили два недавних происшествия. Первое: из торгового ларька, принадлежащего монастырю, исчезли современные иконы. Их стоимость оценивается в достаточно крупную сумму. Второе: по неизвестной причине замок с двери храма святого праведного Лазаря Четверодневного был спилен и заменен замком со столярной мастерской музея-заповедника.
Там хранились иконы, переданные музеем для церкви апостола Иоанна Богослова. Монашеская община занимается восстановлением и реставрацией этого храма. За два года выполнены работы на 1,5 миллиона рублей, пожертвованные костромскими и московскими предприятиями.
Во время таинственного исчезновения замка пропала и писаная икона Святой Троицы. Остальные иконы больших размеров унести не удалось. Но чья-то заботливая рука к этому их подготовила.
История прямо-таки детективная. Оказывается, еще за полтора месяца до происшествия жители Ипатьевской слободы доверительно сообщили отцу Павлу о готовящемся покушении на монастырскую собственность. По слухам, иконы планировалось вывезти под мусором на музейном грузовике. Монахи не поверили. Уж больно невероятной показалась сама мысль о краже икон. Однако пренебрегать слухами тоже не стали, установили круглосуточный караул. В один из воскресных дней и произошла замена замка. Уже потом, общаясь с вызванными оперативниками, наместник обители просил не срывать музейный замок, а привести столяра. Логика проста: раз замок со столярной мастерской музея заповедника, значит, приглашенный работник откроет его имеющимся ключом. Так и произошло. Кроме того, приглашенный столяр поведал историю, как его напарник перед выходными осведомился: "Не надо ли работать в воскресенье в мастерской? А то я сниму этот замок, другой повешу". Таким чудесным образом, по мнению отца Павла, замок с мастерской перекочевал на двери храма.
Эту версию наместник монастыря в личной беседе изложил в то время еще исполняющей обязанности директора музея-заповедника Л.Л. Соболевой. Однако позиция руководства осталась неизменной: выводы возможны только на основании профессионально проведенного расследования соответствующими органами. Отец Павел, обращаясь к прокурору Костромской области Б.И. Дмитриеву, анализируя создавшуюся ситуацию, придет к выводу: "Никакого расследования происшествия по сей день не ведется".
Однако с некоторых пор жизнь обитателей монастыря стала невыносимой. После случившегося в храме святого Лазаря Четверодневного отдел вневедомственной охраны при УВД г. Костромы внезапно проверил соблюдение паспортного режима в монастырской общине. Со стороны это выглядело так. В один из июльских дней, утром, входные ворота монастырской общины были перекрыты и заперты тремя вооруженными автоматами милиционерами. Войдя в братский корпус, без объяснения причин и предъявления соответствующих документов, сотрудники милиции начали проводить проверку паспортов. Вооруженные люди - с одной стороны, 10 монахов и послушников - с другой. Не напоминает ли ситуация сцены расправы из недавней нашей истории? По словам отца Павла, с подобной бесцеремонной и немотивированной проверкой братии не приходилось сталкиваться за все время существования возрожденного монастыря. Как не вспомнить фразу, случайно оброненную в адрес монахов бывшим сотрудником музея-заповедника: "Я вам устрою семнадцатый год!"
Два человека, прибывшие на проживание в монастырь неделю назад, оказались без документов. Их паспорта находились на регистрации в паспортном столе.
После проверки под дулом автомата братия получила предписание, устанавливающее комендантский режим на территории монастыря. На войне как на войне. Вот только на дворе не тридцатые годы.
Согласно предписанию, монахам запрещено пользоваться воротами Нового двора. И после 17 часов, когда закрываются главные ворота, они попросту отрезаны от мира. Хотя по существующему договору с отделом вневедомственной охраны именно братия несет ответственность за всевозможные происшествия на территории Нового двора.
А далее вообще настоящий абсурд. Оказывается, отныне отец Павел обязан список лиц, проживающих в монастыре, согласовывать с директором музея-заповедника. А доступ на территорию музея станет возможным лишь при наличии паспорта, а также регистрации в городе Костроме. Интересно: как быть с паломниками? Неужели отныне, приезжая молиться на несколько дней, люди должны регистрироваться в соответствующих органах? И при чем здесь администрация музея, почему именно она должна разрешать или запрещать проживание в обители? Самое время вспомнить старую истину: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Уж если с кем и согласовывать списки проживающих, то по простой логике с настоятелем, управляющим епархией, архиепископом Александром.
Та же чехарда и с транспортом. По словам отца Павла, списки транспорта на пост милиции поданы, о незапланированных передвижениях отдел вневедомственной охраны всегда оповещен заранее.
После восьми часов вечера насельникам обители запрещено передвигаться по территории музея. Были случаи, когда монахам, спешащим в звонницу по надобности, охранники угрожали оружием. Об этом свидетельствуют рапорты, хранящиеся у отца Павла. В мирное время, возрождая из руин соседний храм, они стали заложниками в своей собственной обители. Десять насельников, трудясь и молясь, постоянно противостоят окружающим их нравам. В их сердцах нет места гневу, потому что живут, следуя словам святителя Тихона Задонского: "Трудись и молись, чтобы не было места для греха".

Виктория ПОКРОВСКАЯ,
"Костромская народная газета", 23/ 13 сентября 2000 года.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев