РЕВНИТЕЛЬ О СЛАВЕ ЦЕРКВИ
Жития святых. В 6 т. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2000.
Жития святых наряду со Священным Писанием и творениями святых отцов составляют ежедневное душеполезное чтение христианина. Настоящее шеститомное собрание, основанное на трудах святителя Филарета (Гумилевского; 1866) и изданное первоначально в 1885 году, включает жития большого числа святых. По сравнению с "Житиями" святителя Димитрия Ростовского (1709) в нем значительно шире представлены жития святых русских и славянских, в особенности святых братского сербского народа.
Напомним, что "Жития" святителя Димитрия были составлены на славянском языке на основании перевода житий древних святых в редакции Симеона Метафраста (ок.940-976) по изданию Acta Sanctorum и отчасти на основе Великих Четьих-Миней святителя Макария, митрополита Московского (1563). В начале ХХ века было напечатано дополненное и переработанное издание под названием "Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского", потом вышли еще два дополнительных тома с житиями русских святых, память которых приходится на период с сентября по апрель. Причем второй дополнительный том вышел в 1916 года, накануне трагических событий 1917 года. Третий дополнительный том с житиями русских святых, память которых приходится на период с мая по август, так и не увидел свет. В наше время это четырнадцатитомное собрание "Житий" было переиздано в 1991-1994 гг. Свято-Введенской Оптиной пустынью. Однако даже в этом пространном издании святые Русской Церкви, особенно местночтимые, представлены далеко не полно, не говоря уж о святых других славянских народов.
Именно недостаток житийной литературы о русских и славянских святых побудил заняться составлением их жизнеописаний одного из ревностнейших архиереев Русской Церкви прошлого века, известного богослова и историка, действительного члена Императорского Общества истории и древностей Российских, святителя Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского. Его образ помещен на иконе Собора Рязанских святых, находящейся в Свято-Иоанно-Богословском монастыре.
Архиепископ Филарет Черниговский стал достойным продолжателем дела святителя Димитрия Ростовского, которого он особенно почитал. Жития, составленные владыкой, написаны понятным для современного читателя языком, они чужды малейшей экзальтации и полностью опираются на документальные источники.
Архиепископ Филарет собственноручно подготовил и издал агиографические сочинения: "Русские святые, чтимые всею Церковью или местно" (1861-1865), "Святые южных славян" (1865) и "Святые подвижницы Восточной Церкви" (1866). Среди других его творений наиболее известны "История Русской Церкви" (1848) - "глубоко назидательное руководство русскому народу к религиозному самопознанию" - которая, надеемся, будет вскоре переиздана, "Историческое учение об Отцах Церкви" (1859), "Слова и беседы" (1859), "Обзор русской духовной литературы" (1856-1861), "Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви" (1860), "Православное догматическое богословие" (1864).
Будучи ректором Московской Духовной Академии (1835-1841), святитель Филарет основал знаменитый журнал "Творения святых отцов в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания". В 1841 г. архимандрит Филарет (Гумилевский) был рукоположен во епископа Рижского. Вплоть до перевода на Харьковскую кафедру (1848) он был вынужден вести тяжелую борьбу с влиятельными пронемецкими лютеранскими кругами Лифляндской губернии, жестоко пресекавшими стремление латышей к принятию Православия.
Отличительной чертой литературных трудов и всей деятельности архиепископа Филарета была, по словам современника, "ревность о чистоте Православия". Биограф святителя свидетельствовал: "Когда дело шло о Святой Церкви, Филарет действовал смело и открыто, не кладя на весы свои земные выгоды, и поучал действовать так и Горского (своего друга протоиерея, ректора Московской Духовной Академии - А.М.), которому писал: ,,Будь же храбр и честен в защите святой веры и Церкви''".
Приведем лишь один пример того, с каким глубоким пониманием святитель Филарет подходил к подбору материала для составляемых им житий. Так, в жизнеописание преподобного Сергия Радонежского святитель Филарет включил весьма актуальное для нашего времени повествование о посмертном чуде преподобного - явлении его во время печальной памяти Ферраро-Флорентийского собора, на котором греки заключили унию с католиками. Преподобный Сергий явился двум русским послам, помог им бежать с этого нечестивого собора и заповедал проповедовать правоту православной веры, а святителя Марка Ефесского - единственного греческого епископа на соборе, сохранившего верность Православию, - назвал угодником Божиим и равноапостольным. Повествование об этом посмертном чуде преподобного Сергия редко включается в его жизнеописания, отсутствует оно и в "Житиях" святителя Димитрия Ростовского.
Ценность нынешнего шеститомного издания особенно возрастает благодаря тому, что оно дополнено житиями святых, канонизированных Русской Православной Церковью в ХХ веке. Эти материалы были подготовлены Синодальной комиссией Русской Православной Церкви по канонизации святых.
Священник Андрей МИХАЙЛОВ
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев