zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 19-20

вопросы о вере и спасении

Священник Сергий Махонин, директор Православной гимназии “Крылатское”
Православного общества “Радонеж”

- Батюшка, мы хотели бы сегодня поговорить об образовании. Каждый ребенок, входя в этот мир, несет в себе то, что дали ему родители, что они вложили в его душу. И образование, в данном случае православное образование, несет в себе это зерно просвещения.

- Нам надо понять смысл того, для чего человек является на свет. Ведь он проходит определенные этапы своей жизни, в том числе и тот этап, который называется этапом ученичества. Этот этап может продолжаться всю его жизнь, может - лишь какие-то годы. Но то, что мы понимаем под образованием, - это, конечно же, есть сама жизнь, вся жизнь человека, которая воспринимается нами, православными, верующими людьми, как дар Божий. И этот дар Божий должен быть возвращен Богу в той чистоте, которую Господь нам дает от рождения. Как человек проходит жизнь, как он ее проживает и как он оправдывает этот смысл? В этом, собственно, и заключается процесс образования. Но традиционно сложилось так, что образование воспринимается нами прежде всего как учеба. Точнее, как пребывание в каком-то учебном заведении.

Вот здесь нам нужно точно определиться, что мы понимаем под словом “образование” и что составляет его задачу в нашем определении и в нашем понимании, то есть в православной системе ценностей.

Прежде всего, конечно, это образование человека по образу Божию. И, как вы справедливо заметили, человек, рождаясь, получает какое-то наследие: ведь он рождается в семье, рождается, имея родителей, то есть имея определенные задатки, определенную наследственность. А далее уже начинается процесс его образования, который состоит, как принято в традиционной педагогике, из обучения и воспитания.

Хотя эти понятия в современной жизни часто разделяют, и чем дальше, кажется, тем больше разделяют, но в реальной практике они, конечно же, совершенно неразрывны, потому что обучение без воспитания невозможно и воспитание без учения тоже невозможно. Это нужно понимать.

И вот этот вопрос очень непростой, потому что всегда система образования связана с определенной системой ценностей, то есть в любом случае - связана с идеалом.

Так было и в глубокой древности, так было и в античности - и в древней Спарте, и в Афинах. Так было и в Иудее - все воспитание и образование там носило религиозный характер.

Современное образование стремится к другим ценностным полюсам, и они не могут не вызывать у нас не просто определенную тревогу, но глубокое раздумье: к чему же все это может прийти и к чему уже приходит.

Современная система образования стремится к тому, что называется “информационно-знаниевым” подходом. То есть говорят, что если человек владеет информацией, то он обязательно должен миром владеть: господство через знание. Таким образом, знание само по себе должно делать людей господствующими над кем-то и над чем-то. И само слово “воспитание” (естественно, содержательная сторона его) имеет в виду следующее: учись, получай знания, и они, эти знания, сделают тебя счастливым.

В чем же состоит счастье? Видимо, в этом случае оно заключается в том, чтобы заработать побольше денег, получить какое-то место под солнцем и таким образом жить припеваючи.

Кажется, сейчас школа на это ориентирована. Закрывать глаза на этот счет нельзя - все это уже достаточно очевидно.

У нас есть и православная система образования. В данном случае мы говорим о том, что у нас существуют духовные школы, сеть воскресных школ, есть средние школы, гимназии, лицеи...

И тут возникает проблема: образование. То есть получение знаний и воспитания православного человека и христианина, который должен, выйдя в жизнь, показать, что он действительно есть православный человек, православный христианин, что он воспитан в традиции Русской Православной Церкви, что он является носителем этой духовной традиции. А как воспитать человека в традиции, если у нас и носителей традиции осталось не так много? Мы сами, в том числе и духовенство, которое не так давно рукоположено, несмотря на свое образование, мы сами эту традицию, живой сок ее, впитываем через богослужение, через обрядовую сторону жизни, через слово оставшихся носителей этой живой Церковной традиции. И, конечно, процесс такого образования, такого воспитания человека и христианина очень сложный и очень актуальный в нынешнее время. Участники этого процесса - не только духовенство, не только преподаватели и родители, но и учащиеся. Все они должны составлять некое единое целое, должны осуществлять одно общее послушание, чтобы человек, вышедший из гимназии, из стен школы, явил жизнью своей, что он является деятельным участником Соборной Церковной жизни, что является настоящим православным человеком.

- Когда родители приводят к вам своих детей, проводите ли вы с ними беседу? Насколько воцерковлены те люди, которые к вам приходят? По какой причине родители приводят детей в православную гимназию?

- Это вопрос очень индивидуальный. Конечно, всякая школа, и наша в том числе, стремится, чтобы ее учениками были дети из верующих семей, которые получают церковное воспитание в семье. Потому что, если мы будем принимать людей просто со стороны, из совершенно неверующей семьи, это очень опасно. Он впитывает Cистему ценностей Слова Божия, которая преподается в школе, а в семье одновременно с этим происходит совершенно иное! И разлад, который может возникнуть в душе ребенка, очень опасен.

Конечно, мы беседуем и с родителями, и с детьми. Если эти дети уже достаточно сознательны, то мы пытаемся узнать у них самих, как они будут относиться к тому, что они станут учениками православной школы.

Наша школа носит имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Апостола любви. И учащиеся ориентируются сразу на то, что первая задача и главная заповедь, которую нам дает Господь, это исполнение закона любви: любви к Богу и любви к ближнему. Это есть служение ближнему. В каком бы возрасте, состоянии, сословии или иерархической ступеньке жизни ты ни не находился. Такая задача.

- Батюшка, мой ребенок учился в православной гимназии. Сейчас мы вынуждены были уйти из-за непомерно высокой платы. Какая оплата в вашей гимназии?

- У нас пожертвования за обучение, конечно, есть, но они индивидуальны. Это дифференцированно в зависимости от материального состояния, сколько семья может внести, какую лепту. Но, естественно, при поступлении в школу у нас происходит собеседование. В старшие классы мы практически не берем, только в редких случаях. Это собеседование с предметниками: если хороший, толковый ученик или ученица, этот вопрос можно решить. Приходите, если есть желание: будет возможность, решим этот вопрос.

- Батюшка, а какие еще есть дисциплины, помимо общеобразовательных? Какие есть специальные дисциплины, как они называются?

- Поскольку мы являемся школой общеобразовательной и прошедшей государственную аккредитацию, то выдаем аттестат государственного образца, дающий право поступать в любое учебное заведение - от духовной школы до любого светского ВУЗа. Это само по себе подразумевает, что в школе преподаются предметы, входящие в школьную программу. Это называется базисным компонентом. То, что предусмотрено этим стандартом, тот минимум, он должен быть соблюден. Помимо этого у нас преподается Закон Божий, церковно-славянский язык, по желанию - древние языки - греческий и латинский. Ну, и церковное искусство. Смысл, ценность такого образования в том, что преподавание всех практических предметов пронизано православным духом. Содержание православное, подход тоже православный, и при этом - достаточно профессиональный.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев