Пресса
Священник Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ
2000-ЛЕТИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ГЛАЗАМИ
РОССИЙСКИХ СМИ
Студентам 1 и 2 курса факультета журналистики
Российского православного университета св.
апостола и евангелиста Иоанна Богослова в
качестве учебного задания было предложено
проанализировать материалы, посвященные 2000-летию
Рождества Христова и опубликованные в декабре-январе
в центральной российской печати. Было
обследовано около 40 газет и журналов - на наш
взгляд, это вполне репрезентативная выборка,
чтобы иметь представление о том, каким создается
светской печатью образ Церкви.
Рождественские дни всегда - не только в дни 2000-летия
- были днями особого праздничного настроения
большинства людей планеты. По традиции,
восходящей к евангельским событиям, в эти дни
положено дарить близким подарки, как это некогда
сделали волхвы, принесшие дары Иисусу Христу.
Звезда на рождественской елке напоминает нам
яркую звезду на небосклоне, которая
предвозвестила появление Богомладенца и привела
волхвов в Иудею. Кстати, почему - елка? Да потому,
что она своими "вечнозелеными" иголками
символизирует жизнь вечную, к которой нас
призывает Господь.
Радостное, приподнятое настроение многих людей в
эти дни христиане склонны также объяснять
евангельскими событиями: во время рождения
Иисуса Христа перед простыми пастухами,
охранявшими в поле свои стада, явился ангел,
возвестивший им первым "великую радость,
которая будет всем людям", возвестивший о том,
что родился Спаситель. Рождество Христово -
радость и ликование всего мира. Все изменилось в
результате этого события. Оно стало не только
точкой отсчета земного летоисчисления, но и
предвестником вечной жизни для людей.
По опросам общественного мнения в нашей стране
более 70% российских граждан собирались отмечать
Рождество. Эта цифра вполне согласуется с
данными социологов, свидетельствующих, что
верующих в Бога в нашей стране 79,4 % населения (православных
- 49,7%), не верят в Бога - 9,3 %, затруднились ответить -
10,8%, отказались ответить - 0,5 % (Ин-т социологии РАН,
грант РГИФ, 1999).
Христиане ожидали от российских СМИ адекватного
(и этому знаменательному событию, и количеству
верующих в нашей стране) освящения праздника 2000-летия
Рождества Христова. Однако картина оказалась
иной.
1.
Этот обзор построен таким образом, что в первую
очередь отмечаются те газеты и журналы, которые
не поверхностно подошли к знаменательной дате и
постарались в силу своих возможностей отразить
рождественскую тему. За ними следуют издания,
которые увидели в праздновании 2000-летия
христианства лишь политическую, в лучшем случае -
культурно-этнографичекую подоплеку. И лишь в
последнюю очередь обозреваются те СМИ, которые
воспользовались еще одним случаем, чтобы
высказать свои претензии Церкви и поглумится над
христианскими святынями.
Среди изданий первого разряда - журналы "Geо",
"Наше наследие", "Домовой", газеты "Труд",
"Новая газета", "Независимая газета",
"НГ-религии", "Советская Россия", "Русская
мысль". Относительно некоторых материалов,
опубликованных в этих изданиях, со стороны
православных верующих могут возникнуть
недоумения, несогласия, вопросы, но это не
умаляет стремления этих СМИ так или иначе
подключить своих читателей к празднованию 2000-летия
Рождества Христова.
Так в ж. "Geо"(№ 1, 2000), в котором, помимо
поздравления читателей журнала с Рождеством
Святейшего Патриарха Алексия II и главного
редактора Екатерины Семиной, опубликовано 9
материалов о Православии. Не все они равнозначны:
есть - хорошие, есть - не очень. К последним,
например, относится статья Якова Кротова, в
которой, хотя и нет обычных для этого автора
бездоказательных и злобных нападок на Русскую
Православную Церковь и ее Патриарха, но зато есть
много самых экзотических, если не сказать -
невежественных рассуждений. Одно из них
посвящено тому, что православное богослужение
сегодня продолжительнее католического. Автор
объясняет это тем, что в православном храме "человек
обретал свободу, которой был лишен за его стенами".
"Чем беднее страна деньгами и свободой -
самонадеянно рассуждает автор, - тем дольше в ней
молятся, набираясь сил, чтобы выйти наружу и не
быть раздавленным страданиями и злом, а кстати - и
не раздавить другого".
Рождеству Христову посвятил свой красочный
номер и ж. "Наше наследие" (№ 52). Открывается
он евангельскими повествованиями о Рождестве и
репродукцией новгородской иконы ХV века
Рождества Христова. Из 6 материалов, так или иначе
относящихся к этой теме, две - статьи "Новых
великих веков чреда зарождается ныне..." Сергея
Аверинцева и "Рождественские волхвы" Андрея
Трофимова - написаны людьми всем сердцем своим
принадлежащими христианству. К сожалению, другие
материалы, хотя и посвящены великим православным
святыням (храмам, иконам и сокровищам Троице-Сергиевой
Лавры и Афона) или истории Рождественской ели, но
написаны людьми, хотя и любящими культуру, но не
замечающими сакральный смысл ни в православных
храмах, ни в иконах, ни в кресте, ни в мощах, ни в
богослужебных сосудах...
Газета "Труд" также опубликовала накануне
Рождества статью Сергея Аверинцева "Иисус
Христос - русскими глазами" (06. 01.2000). В этом же
номере есть замечательный материал "Храмы
вифлеемского меридиана" - результат акции,
предпринятой группой корреспондентов газеты:
это серия очерков о православных храмах Феодосии,
Мелитополя, Запорожья, Днепропетровска, Суджи,
Карачева, Гагарина, Торжка, Беломорска,
Соловецких островов, расположенных на меридиане
Вифлеема. Еще за день до этого (05.01.2000) в рубрике
"Лампада" напечатан репортаж Александра
Королева о малом освящении храма Христа
Спасителя в последний день уходящего года.
На праздник Рождества Христова откликнулась и
"Советская Россия". 25 декабря газета чинно
поздравила католиков, 6 января - православных. В
январском номере читатели получили и приложение
"Русь православная" (№ 83), в котором
печатается рождественское обращение
митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (есть
"странные сближения" - этот же митрополит
является единственным архиереем, кому
покровительствует "Московский комсомолец"),
интервью с ректором Санкт-Петербургской
Академии епископом Тихвинским Константином,
блок новостных материалов о встрече
предстоятелей поместных православных церквей на
Святой Земле и других предрождественских
событиях. Не обошлось в этом номере и без
политиканства: заметку о посещении Б.Н. Ельциным
в рождественские дни Израиля, редакция назвала
"Политбюро" у Гроба Господня".
Антиельцинская направленность газеты известна,
однако позиция "всякое лыко в строку" только
подтверждает отсутствие какой-либо
объективности в позиции редакции. Если бы Борис
Ельцин не поехал бы на Рождество в Святую Землю,
он бы заслужил упрек в игнорировании важного для
православных людей юбилея, но и посещение им
Израиля так же вызывает негодование у "Советской
России". Что же остается?
2.
Одна опубликованная в этом номере "Руси
православной" статья профессора Кубанского
университета И. А. Селезнева "Спасать страну
нам нужно вместе" заслуживает особого
внимания. Автор пытается опровергнуть известное
утверждение о том, что коммунистическая идея
антогонистична христианству, что она есть жалкая
пародия на него. "Чаще всего такие суждения
исходят от христианских и иудейских
священнослужителей, а также политиканов
антикоммунистического и антихристианского
толка", - пишет Селезнев.
В газете "Дуэль" некий А.И. Бусел в том же
духе упрекает Патриарха в том, что его не видели
"распахивающим объятья истинным коммунистам, -
тем, кто решал и решает задачу воспитания НОВОГО
ЧЕЛОВЕКА, строительства НОВОГО ОБЩЕСТВА, кто
претворял закон любви к ближнему в программу
КПСС" (№ 1, 2000).
Любопытно, что система взглядов кубанского
профессора из "Руси православной" и автора
"Дуэли" идентична аргументации игумена
Вениамина (Новика), опубликовавшего в "Русской
мысли" статью "Православный коммунизм"
внутри нас?" (17-23.02.2000), только оценка
диаметрально противоположна: профессор считает,
что синтез православия и коммунизма спасет
страну, а о. Вениамин - что спасет ее только
либерализм, который должен разрушить пагубную
соборность (или по-другому - коллективизм,
коммунизм), гнездящуюся внутри нас. При этом
игумен с поразительной безответственностью
расправляется с уваровской триадой "православие,
самодержавие, народность", приписывая ей
отношение к народу как к "стаду", а к
помазаннику Божию, венчанному на царство - как к
"генсеку". "Не случайно сегодня
коммунисты вдруг возлюбили "соборность" и
потянулись к православию, к "державности", -
с явным негодованием замечает о. Вениамин. Еще
герой Достоевского Иван Карамазов говорил, что
"наш русских либеральный дилетантизм, часто и
давно уже смешивает конечные результаты
социализма с христианскими. Этот дикий вывод -
конечно, характерная черта. Впрочем, социализм с
христианством смешивают, как оказывается, не
одни либералы и дилетанты, а вместе с ними, во
многих случаях, жандармы" (Ф.М. Достоевский, ПСС.
Т. 14, с. 64, "Наука", Л.).
Раз уж заговорили о "Русской мысли", следует
отметить, что эта газета из года в год печатает на
Рождество Христово обращения к пастве правящих
православных архиереев. В этот раз опубликованы
рождественские послания Патриарха Московского и
всея Руси Алексия П, Экзарха русский церквей в
Западной Европе архиепископа Сергия,
митрополита Сурожского Антония и даже архиереев
Русской Зарубежной Церкви. В рождественских
номерах редакция не позволяет себе обычных для
этого издания нападок на Русскую Православную
Церковь, но зато с размахом отыгрывается в
последующих.
Особенно удивила полнотой информации и
материалов о празднике Рождества Христова "Независимая
газета" и ее приложение "НГ-религии".
Здесь были напечатаны огромное интервью Дмитрия
Буткевича и Максима Шевченко с руководителем
Координационного совета по воссозданию
художественного убранства храма Христа
Спасителя священником Леонидом Калининым (25.12.99),
репортажи Андрея Правова (24.12.99), Александра
Реутова (31.12.99) и Дмитрия Горностаева о пребывании
Б.Н. Ельцина в Иерусалиме и Вифлееме (06 и 11.01.2000),
заметки Олега Недумова (25.12.99) и Сергея Старцева
(28.12.99) о католических торжествах по случаю 2000-летия
христианства. Были в "НГ" и другие, не
относящиеся к Рождеству Христову материалы.
Некоторые из них интересные, а некоторые -
вызывают недоумение. Один из них Александра
Ларионова и Александра Шмелева "Когда у Иисуса
юбилей?" (31.12.99) доказывает, что новое
тысячелетие начинается 1 января 2001 года. Все
хорошо, но почему такое панибратское отношение у
авторов к Тому, Кого миллиарды людей признают
своим Богом! В том же номере среди "людей" и
"событий года" рассказано про одного и
епископов, который был отправлен в начале лета за
штат за неблаговидные поступки. Человек этот был
наказан, он принес покаяние, но редакции этого
мало, надо его еще добить ногами - опубликовать
портрет, посмаковать его грехи... Но больше всех
преуспел автор маленькой заметки "Православная
Церковь празднует Рождество Христово" (06.01.2000),
которая посвящена тому, что юбилей 2000-летия "имеет
скорее символическое значение, поскольку дата
рождения Иисуса Христа, от которого и ведется
летоисчисление, неверна". Другой автор -
Владислав Александров - в поучениях о том, как
держать рождественский пост, дезориентирует
читателя, когда пишет, что "чрезмерные
ограничения в душевной пище (книги, кино, театр,
музыка и т.п.) также небезопасны - может
возникнуть состояние эмоционального голода,
провоцирующее раздражение, тоску или как-то
иначе вводящее в грех". Бедные христиане,
жившие до ХХ века - они все, по теории В.
Александрова, без кино и театра прибывали в
раздражении и тоске...
"Новая газета" в обозреваемый нами период не
позволила, слава Богу, в привычной своей манере
поглумиться над Церковью. Наоборот -
опубликовала два очерка Елены Дьяковой о
вертепных действах в Москве ("Волхвы же со
звездою путешествуют", № 49, 1999 г. и "Рождество
под часами без стрелок", № 1, 2000) и очерк Ирины
Уваровой "Христос родился в селе Городжив" (№
1(Д), 2000).
Хотя журнал "Домовой" (№ 12, 1999) упомянул о
Рождестве только раз, говоря об особых меню в
московских ресторанах в этот день, тем не менее
мы считаем, что редакция не совсем
проигнорировала эту юбилейную дату, посвятив
целый раздел осмыслению итогов ХХ века. В ряду
очерков о моде, театре, экологии и т. п. есть и
очерк о вере, что для этого журнала удивительно.
Очерк написал корреспондент "Московских
новостей" Дмитрий Радышевский. Концепция
автора весьма спорная, хотя бы потому, что он ни
словом не обмолвился о главной трагедии века - об
утрате веры, отходе людей от Церкви, бунте
человека против Бога и как результате этого - о
самоуничтожение людей посредством войн,
кровавых идеологий, тоталитарных режимов. Автор
считает, что все беды ХХ века от того, что был
кризис мировых религий, а на место верований не
пришел спасительный синтез науки и религии, хотя
он и намечался в идеях Циолковского, Вл.
Соловьева, Вернадского, Фрейда. Автору явно по
душе "бахаизм" - "религия, которая учит,
что рано или поздно человечество сможет создать
единое всемирное правительство на основе
представительства всех народов, и все мировые
религии могут слиться в одну". Автор считает,
что "как разрушаются границы между
государствами, так разрушаются они между
религиями; единая валюта и единое информационное
пространство идут рука об руку с единым
пониманием смысла человеческой жизни".
Совершенно иной взгляд, нежели у Дм. Радышевского,
у другого автора "Домового" - у Эдварда
Радзинского, который в своем очерке, посвященном
"мужчинам ХХ века", пишет:
"Наша эпоха началась с гигантского влияния
атеизма. Антон Павлович Чехов скажет: "Я с
изумлением смотрю на всякого верующего
интеллигента". Быть атеистом в первые годы ХХ
века считалось правильным. Но сегодня атеизм в
России терпит сокрушительное фиаско. И это
спустя 80 лет унижений и насмешек над религией,
осквернения храмов, при отсутствии настоящих
пастырей, которые могли бы объяснить людям, что
есть Бог, при отсутствии реальных фигур, которым
бы духовно поклонялась страна. И чем все это
заканчивается? Жаждой возврата к Богу. Все
возвращается на круги своя. И если еще не до конца,
то только потому, что церковь наша оказалась
слаба. Она подорвана не тем, что плохи люди,
которые ей служат, а тем, что там только те люди,
которые прошли через советское сито. Не брошу в
них за это камень. Все прошедшие годы они
старались, как могли. Они несли свою свечу на
ветру, и за это к ним надо относится с пониманием
и благодарностью".
3.
Многие газеты и журналы, упомянутые и не
упомянутые здесь, в период от 24 декабря (когда
Рождество праздновали на Западе) до 7 января
вообще не выходили в свет из-за рождественско-новогодних
каникул (например, газета "Время MN" не
поступала к подписчикам аж до 18 января), а раньше
и позже этого периода и почти никаким образом не
откликнулись непосредственно на рождественские
события.
Некоторые газеты, например, "Сегодня", очень
подробно остановились на "католическом"
Рождестве, опубликовав репортажи из Англии,
Италии, Франции, Израиля, Бразилии, Японии (24.12.99) и
демонстративно ни одним словом (как и в прошлом
году) не обмолвились о том, как этот праздник
проходил у нас. По всей видимости, это обдуманная
политика "Медиа-Моста", поскольку на НТВ не
было оглашено не только поздравление Патриарха
Алексия II всех православных с праздником, но и не
было ни одной передачи, ни одного сюжета в
новостных программах о рождественских службах.
Только 7 января в одном из выпусков новостей бы
репортаж из Армении о праздновании Армянской
Апостольской Церковью Рождества Христова.
Впрочем, и на канале "Культура" в дни "православного"
Рождества был показан фильм о католических
святынях на Святой Земле (подробнее об
отображении праздника Рождества на ТВ см.:
Евдокия Гагарина "Рождество в системе трех
координат" - "НГ-религии", № 1, 2000 г.)...
Другие газеты, например, "Московские новости"
или "Коммерсантъ", по своей давнишней
привычке также могли "не заметить"
Рождества Христова, если бы не паломническая
поездка на Святую Землю ушедшего в отставку Б. Н.
Ельцина (весьма показательно, что корреспондент
"МН" в Израиле Дмитрий Радышевский назвал
собор двенадцати предстоятелей православных
поместных церквей, встретившихся на Рождество у
вифлеемских яслей, "Православным политбюро",
совсем как в "Советской России" - № 2, 2000)".
Впрочем, вопреки своей традиции смотреть на
христианство и Церковь сверху, "МН"
опубликовали к Рождеству небольшое, но
вдохновенное эссе молдавского писателя Иона
Друцэ.
"Комсомольская правда", помимо заметок о
поездке Б.Н. Ельцина в Иерусалим, напечатала
материал Елены Ионовой "С Рождеством!"
(06.01.2000). В нем рассказываются с умилением о диких
языческих обычаях прошлого, типа "после
праздничной рождественской трапезы не убирали
со стола ни остатки еды, ни тарелки и приборы:
придут духи умерших предков, будут ужинать,
пошлют здоровья старикам и детям; если наутро чья-то
ложка окажется перевернутой, значит тот скоро
умрет". Есть здесь и почти пародийные пассажи:
"За столом у каждого прибора будет уместным
поставить декоративные свечи, включить
негромкую музыку".
Такого же рода рассуждения безымянного автора
заметки "Что непременно нужно сжечь в
Рождество?" из "Мегаполиса" (№ 51, 1999): "Важный
атрибут Рождества во многих католических и
православных странах Европы - сожжение
рождественского полена... Считалось, что зола
рождественского полена обладает
чудодейственной силой - спасает дом от несчастий,
дает плодородие земле, предохраняет скот и людей
от болезней. Поэтому часть ее сберегали, а часть
рассеивали по полям, подмешивали в корм скоту и
чуть-чуть проглатывали сами".
Газета "Завтра" не отстает от бульварной
прессы и публикует заметку Владимира Голышева
"Святки" (№ 2, 2000), где есть и про гадания, и
про общение с нечистой силой: "Начало
следующего годового цикла, момент, когда
умиравшее ветхое преображается в горячее,
пульсирующее новое - праздник преимущественно
молодежный. Отсюда откровенный эротизм и
некоторая чрезмерность святочных забав. А еще в
эти дни русский крещеный человек, забыв обо всем,
как одержимый буквально бросается в объятья к
нечистой силе". Тот же автор, но в другом номере
газеты просвещает нас в том, что же есть на самом
деле русская святость (№ 1, 2000): "И все-таки
русский человек вопреки всему (впалым щекам
Лихачева и пегой бороде Солженицыну,
бронированному мерседесу главы РПЦ и "воссозданному"
из бассейна нелепому сооружению из тисненого
плексигласа) - прирожденный святой!.."
(Окончание обзора, в котором будут прослежены
публикации в журналах "Вне закона", "ТВ-парк",
"Новое время", "Огонек", "Профиль",
"Итоги"; газетах "Век", "Иностранец",
"Известия", "Московский комсомолец",
"Вечерний клуб", "Время MN", "Общая
газета", "Литературная газета" - в
следующем номере.)
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев