Пресса
ГАЗЕТА "ИЗВЕСТИЯ" ОБЪЯВИЛА О ВЫПУСКЕ
РЕЛИГИОЗНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ
21 января 2000 года в газете "Известия" вышел
первый выпуск приложения "Религия".
Подготовил ее литературный критик и публицист
Александр Архангельский. Это уже третья
московская газета, которая решила посвятить свои
специальные страницы религиозной проблематике.
Религиозное приложение существует в "Независимой
газете" - "НГ-религии" - и специальный
раздел "Верую" в "Московском комсомольце".
Стремление политической газеты отражать на
своих страницах религиозную проблематику вполне
понятно - социологи свидетельствуют, что
верующих в Бога в нашей стране 79,4 % населения, не
верят в Бога - 9,3 %, затруднились ответить - 10,8 %,
отказались ответить - 0,5 % (Ин-т социологии РАН,
грант РГИФ, 1999). Православное Рождество 2000 года,
например, отмечало более 70 % наших граждан.
Впрочем, в предисловии к своему религиозному
приложению редакция объявляет: "Известия" -
газета светская; она в равной мере адресована
атеистам и верующим самых разных конфессий".
Уже само признание равенства в глазах редакции
атеистов и верующих воспринимается как факт
отрадный, поскольку до этого дня большая часть
материалов, посвященных религии вообще и
Православию в частности, отражали взгляд
атеистов, чаще всего тех, которых в советские
времена было принято называть "воинствующими".
Например, 6 января, в день, когда большая часть
населения нашей страны праздновала 2000-летие
Рождества Христова, "Известия" публикуют
два материала, как бы отражающие эти события.
Один - Виктории Авербух - кощунственно назван "Рождество
патриарха" и посвящен пребыванию Бориса
Ельцина в Израиле, причем автор умудрилась ни
одним словом не обмолвиться об истинной причине
поездки Б. Ельцина на Святую Землю - участвовать
совместно со всеми предстоятелями поместных
православных Церквей и президентами тех стран,
где Православная Церковь является доминирующей,
в юбилейном празднике Рождества Христова. Другой
материал - письмо читателя о том, что Рождество
Христово было в другой день и в другой год, что
Иисус Христос - это совсем не тот, за кого Его
выдают христиане. Конечно, письмо, почти дословно
повторяющее аргументы героя "Мастера и
Маргариты" председателя МОССОЛИТа Михаила
Берлиоза, имеет право на существование, но
насколько публикация его накануне праздника
Рождества была тактична по отношению к чувствам
верующих, которые составляют значительное
большинство населения страны?
Дальше - больше. 15 января "Известия"
публикуюет "передовую" (то есть заглавную,
отражающую мнение редакции газеты) статью
кинокритика Валерия Кичина "Приказано верить",
в которой делается попытка бросить тень на тех
людей, облеченных властью, которые посмели на
Рождество Христово пойти в храм помолиться. Этот
факт, отраженный новостными программами ТВ,
неожиданно интерпретируется автором как наличие
в стране двоевластия - светской и духовной, но
примеров того, что Церковь и Патриарх над кем-то
властвуют, кого-то насильно притягивают к
Православной вере, здесь не приводится. Про
небольшую горстку высших чиновников из Кремля,
московской мэрии и Думы, присутствовавших на
Рождественском богослужении, здесь сказано
пренебрежительно: "Правительство отбывает
службу в храме Христа Спасителя". Валерий
Кичин почти требует от наших правителей, чтобы
они скрывали от народа свою веру в Бога,
поскольку этот факт, по всей видимости,
оскорбляет атеистов и ущемляет их права. Он
демонстрирует свое умение читать чужие сердца и
утверждает, что "государственные мужи
крестятся для телекамер". Автор объявляет себя
атеистом и отстаивает право уважительного
отношения к себе и своим взглядам. При этом он
нисколько не замечает своего неуважительного
тона по отношению к верующим: "Если бог - то, чем
можно замолить любые грехи, то есть простить
самому себе и ложь и что похуже, то я к такому богу
идти не хочу". Впрочем, к такому богу и
православные "не ходят". Для них Бог - не что,
а Кто. Православные, вопреки утверждениям В.
Кичина, отнюдь не стремятся заполнять свою жизнь
"жалобами и поклонами" и не стараются "пустить
дарованное нам время на ветер". То, что
Православием клянутся, как пишет автор "Известий",
"наши доморощенные фюреры", никоем образом
не кидает тень на веру наших сограждан, поскольку
фюрерское православие вообще не является
Православием. А вот аргументы "научных
атеистов" и "искусствоведов в штатском"
из нашего недавнего советского прошлого, с их
умением читать чужие мысли, навешивать на
оппонентов политические ярлыки, клеветать на них,
указывать людям, во что и как им верить, абсолютно
ничем не отличается от атеизма, декларируемого В.
Кичиным.
К сожалению, такого рода невежественные и
однобокие суждения о христианском вероучении
свойственны многим известинским материалам на
церковные темы. Появление специализированного
приложения позволит редакции более ответственно
относиться к этой проблематике и отражать мнение
не только атеистов, но и верующих. Однако первый
январский выпуск религиозной страницы обнаружил
предвзятое отношение если не к вообще
религиозному сознанию, то по крайней мере к тем,
кто принадлежит к Русской Православной Церкви.
Здесь опубликованы полные елейной
благожелательности интервью с ортодоксальным
иудеем Зеевом Вагнером и сбежавшим из Московской
Патриархии священником Русской зарубежной
церкви Михаилом Ардовым; напечатана статья об
отношении ислама к войне (естественно,
отрицательном) и терпимости этой религии ко всем
другим вероисповеданиям; перепечатана из
прекрасной, давно вышедшей книги часть беседы с
прихожанами митрополита Антония (Блума). Про него
здесь сообщается, что он племянник А. Н. Скрябина,
что он был военным хирургом французской армии и
что он служит в Лондоне. Однако при этом почему-то
стыдливо умалчивается о том, что он - клирик
Русской Православной Церкви. Может быть, потому,
что ей здесь отводится роль "мальчика для
битья".
В статье "Плетью обуха не перешибить" Андрей
Зубов указывает нашей Церкви ее место (она, по его
мнению, - одна из многих "общественных
организаций"); он точно знает, к чему она
призвана, что она должна делать и чем она обязана
стать для России. Автор, нисколько не замечая
собственной бестактности, диктует Русской
Церкви план действий и свысока поучает ее: "Миссия
эта (быть совестью России) для Церкви связана с
огромной внутренней работой, с воспитанием и в
себе самого живого покаянного чувства".
Редакция в своей преамбуле заявляет, что газета
стремится к тому, чтобы точки зрения в
религиозном приложении были аргументированы и
не оскорбляли чьих-либо религиозных чувств. Было
бы славно, если бы это не осталось пустой
декларацией.
ГАЗЕТА "ИЗВЕСТИЯ" СТАНОВИТСЯ ОРГАНОМ
ВОИНСТВУЮЩЕГО АТЕИЗМА
3 февраля 2000 года в "Известиях" вышла целая
газетная полоса, посвященная читательским
откликам на статью кинокритика Валерия Кичина
"Приказано верить", опубликованную в газете
от 15 января.
Напомним, что автор взял на себя смелость заявить
о том, что в стране наметилось двоевластие ("первая
- светская, вторая - духовная") и что вопрос - во
что верит Россия? - является "взрывоопасным".
Автор в своей статье почти не скрывал, что ему
милее времена поголовного безбожия. Но он,
наверное, забыл (или делает вид, что забыл), что за
веру у нас совсем недавно сажали в тюрьму, что,
вопреки русской орфографии, даже слово "Бог"
приказано было писать с маленькой буквы, как это
ныне продолжают делать В. Кичин и большинство
авторов "Известий". Мало того, в отношении
православных храмов времена были в буквальном
смысле этого слова взрывоопасны: как мы знаем,
более 40 000 храмов были разворованы, взорваны и
разрушены до основания.
Валерий Кичин в своей публикации 15 января,
вопреки всем выкладкам социологов, утверждал,
что "атеистов у нас большинство", он сетовал,
что "атеизм со счетов сброшен, словно он теперь
вне закона и атеисту надо чувствовать себя чужим".
Можно успокоить В. Кичина: несмотря на то, что его
твердых единомышленников менее 5 % (еще около 10 %
населения России не определили своего отношения
к Богу), атеизм у нас отнюдь не вне закона - для
этого достаточно почитать некоторые статьи (не в
таком, конечно, концентрированном виде, как в "Известиях")
в таких супердемократических изданиях, как "Огонек",
"Новые Известия", "Литературная газета",
"Сегодня", "Московский комсомолец", "Московские
новости", "Общая газета", "Новое время",
"Итоги" и др. Атеизм у нас не вне закона еще и
потому, что верующим, кстати пострадавшим в годы
атеистического господства больше всех в стране (по
свидетельству Комиссии по реабилитации жертв
политических репрессий, только около 200 000
православных священнослужителей было
расстреляно - для сравнения: сейчас на территории
России около 15 000 храмов и столько же
священнослужителей), так и не отданы ни храмы (их
у государства церковные общины арендуют), ни
церковное имущество (оно находится у верующих во
временном пользовании), ни чудотворные иконы (подавляющее
большинство из них продолжают пылиться в
запасниках государственных музеев).
Бесправие православных верующих в нашей стране
ощущается особо еще и потому, что совершенно не
действуют законы. В ст. 3, п. 6 Закона о Свободе
совести говорится: "Умышленное оскорбление
чувств граждан в связи с их отношением к религии
запрещается и преследуется в соответствии с
Федеральным Законом". В ст. 282 УК "Возбуждение
национальной, расовой и религиозной розни"
предусматривается наказание за подобные
действия с использованием СМИ вплоть до лишения
свободы на срок до четырех лет. Однако с момента
выхода этих законов еще не было ни одного
судебного разбирательства, хотя о фактах
оскорбления чувств граждан, клеветы на Церковь и
ее служителей постоянно пишет церковная пресса.
Практически ни один правительственный чиновник
крупного ранга, ни один политический деятель, ни
одна правозащитная организация не подняли свой
голос в защиту поруганных прав православных
верующих.
Православная Церковь, к радости атеистов, у нас
до такой степени бесправна, что даже те тысячи
храмов, которые ныне строятся на деньги верующих,
государство не отдает в собственность Церкви.
Если придут к власти Валерий Кичин и Виктор
Анпилов со своими единомышленниками, то
Православная Церковь будет мгновенно уничтожена,
поскольку никакой юридической базы для
нормальной жизни ее в России нет. И это тоже -
наследие атеизма.
Публикация 3 февраля писем в поддержку статьи В.
Кичина также подтверждает, что атеисты отнюдь не
чувствуют себя чужими в стране. Из 13
опубликованных писем только 2 не согласны с
позицией автора "Приказано верить".
Остальные 11 - это ода атеизму. "Известия"
взяли на себя нелегкую задачу - попытку собрать
под своей крышей разрозненные силы
воинствующего атеизма, изрядно потрепанного в
результате политики гласности последнего
десятилетия, уничтожения цензуры и
идеологического диктата ЦК КПСС.
Свое родство с большевизмом многие авторы писем
обнаруживают своим агрессивным невежественным
оскалом, стремлением ввести цензуру и запретить
все, что не согласуется с их мировоззрением,
желанием навесить на своих оппонентов
идеологические ярлыки и облыжно обвинить их во
всех грехах, использованием в качестве
аргументов ложь, клевету, донос.
Читатель из Самары, учивший, по всей видимости,
отечественную историю по "Карманному словарю
атеиста", пытается уверить, что "Русь была
загнана в православие мечом и пинками", что "православие
является тоталитарной ветвью христианства",
что оно наиболее близко к язычеству и что, "подавляя
личность прихожанина, православие не требует от
него духовной самодисциплины, соблюдения в жизни
принципов веры". Поразительно не то, что
невежественный читатель изобразил все с
точностью наоборот, а то, что газета,
претендующая на роль издания для интеллигенции,
это невежество печатает.
Читатель из Ельца предлагает целую
государственную программу по ущемлению прав
верующих: "исключить православное рождество
из федерального перечня государственных
праздников", считает, что "трансляции
богослужений не должно быть места на
государственных каналах", нельзя "допускать
святых отцов к воспитанию детей", запретить
"любые пожертвования государства религиозным
организациям" и т. д. Другого читателя также
"особенно тревожит внедрение религиозности в
школе". Показательно, что атеистов беспокоит
не рост подростковой преступности, не наркомания,
не повальный разврат и матерщина, а внедрение
религиозности.
Протестантский пастор неправомерно утверждает,
что "синтез православной и коммунистической
идеологий естествен". Физик из Екатеринбурга,
который "в развитии Вселенной не нашел места
Богу", называет деятелей культуры и ученых,
посещающих церковь, "вдруг перекрасившимися",
как бы ставя на них печать неблагонадежности и
неискренности. Биолог из Москвы, наоборот, видит
поддержку своего атеистического мировоззрения в
среде западной научной интеллигенции, но не
понимает, как академик Примаков "целует руку
патриарху". Атеист из Челябинска заявляет, что
ему "вера не нужна, чтобы быть хорошим
человеком".
Подытоживая высказывания читателей, Валерий
Кичин вводит нас в заблуждение утверждением, что
"православие сегодня претендует на
главенствующую роль в стране" - в
подтверждение этому он не привел (и не сможет
привести) ни одного высказывания иерархов
Русской Православной Церкви. Вопреки
исторической правде, он говорит, что "атеизм
ближе к демократии, чем любая из конфессий".
Что это за "демократия", особенно хорошо
познали на своей шкуре сотни миллионов жертв
коммуно-атеистических режимов ХХ века! Напомним,
как духовный вождь всех атеистов и одновременно
строитель самого "демократического"
государства - В. И. Ленин писал в марте 1922 года: "Мы
должны дать самое решительное и беспощадное
сражение черносотенному духовенству и подавить
его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они
не забыли этого в течение нескольких десятилетий...
Чем большее число представителей реакционной
буржуазии и реакционного духовенства удастся
нам по этому поводу расстрелять, тем лучше".
Публикуя письма своих читателей, "Известия"
так и не смогли доказать, что "для атеиста
понятие духовной жизни шире", чем "для
религиозного человека", хотя бы потому, что
среди верующих были величайшие подвижники,
ученые, писатели, художники, композиторы, а среди
атеистов - в основном унылые кощунники и кровавые
палачи.
Церкви к гонениям не привыкать - через горнило
страданий она всегда выходила победительницей.
Если даже "врата ада не одолеют ее" (Мф. 28, 20),
то куда уж Кичину со товарищи!
Священник Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев