В наше время православное вещание
идет только на двух радиостанциях: "Радио "Радонеж"
и "Народное Радио". Интересно, символично,
что они открывались в разное время, но вещают на
одной частоте СВ 612 кГц. С 7:00 до 19:00 - "Народное
Радио", с 20:00 до 23:00 - "Радонеж".
Несмотря на то, что "Народное Радио" дает
возможность выступить в эфире представителям
партий и движений различной ориентации, тем не
менее совершенно очевидно: оно остается на
православных позициях.
Сегодня на страницах нашей газеты мы знакомим
вас с очерком, написанным писателем, генеральным
директором "Народного Радио" Владиславом
Гороховым, который войдет в новую книгу "Родные
сокровища, родное пепелище (по историческим
местам северного Подмосковья)", которую он
пишет совместно со Светланой Вишневской.
ДОРОГОЙ ОТ ХРАМА К ХРАМУ
...Проносящееся сейчас мимо Тайнинки шумное
бессонное Ярославское шоссе - не просто одна из
самых больших магистралей столицы. Хотя через ее
автомобильный гул уже только в воображении может
слышаться отголосок старой Ярославки, но
исторический тракт действительно проходил
совсем рядом, сказать точнее, почти параллельно -
знаменитая Троицкая дорога, а еще ранее -
Перяславская...
Исстари не было многолюдней ее по числу
богомольцев, совершавших свое паломничество в
Радонежье и далее на север, к храмам Ростова
Великого, Соловецким островам, Кирилло-Белозерскому,
Ферапонтову и прочим влиятельным северным
монастырям. Самый многолюдный ее участок вел в
Троице-Сергиеву Лавру. "По ней ездили и ходили
наши прадеды, - читаем мы в старинном
путеводителе, - вселенские и русские святители,
великие князья и цари, многие именитые
иностранцы".
Начнем с иностранцев - это к тому же в духе
времени: foriegners (особенно торгово-денежного
сословия) first* - и расскажем об одном забавном
историческом эпизоде, а точнее, об одном
английском купце по имени Ричард Ченсле, который
по нашей Троицкой дороге направлялся в Москву в
далеком 1553 году... История тем невероятнее, что
все в ней - абсолютная правда, если хотите, это
настоящий исторический анекдот, если брать здесь
это слово в его исконном значении. Ведь анекдот в
старину - это просто история, которая стоит того,
чтобы ее послушали...
Итак, самая середина XVI века, русские сугробы,
Троицкая дорога и некий заморский мистер,
которого с обозом и почестями везут откуда-то из-под
Полярного круга куда-то прямо в Кремль... Он - ни
слова по-русски, его сопровождение - ни слова по-английски,
и это позволяет одному хранить свою тайну, а
другим - принимать все так, как оно им
показывается.
А интрига в том, что после отплытия от родных
английских берегов, после совершенно
невероятных приключений на суше и на море, после
бесконечных скитаний где-то в водах Гольфстрима (когда
команда уже слала Господу свои последние молитвы)
корабль купца вдруг оказывается в совершенно
незнакомом для англичан море, а затем и у
незнакомого берега, населенного людьми,
говорящими на совершенно незнакомом языке.
Когда обе стороны стали вникать в суть
сказанного ими путем жестов, мимики, интуиции и
графики на песке, до незадачливого купца стало
доходить, о, my God, ** куда его занесло: он где-то в
России, где-то в устье Северной Двины, о которой
раньше толком и не подозревал, что она есть на
свете...
Пригорюнился, конечно, закручинился заморский
гость. А вглядевшись получше в добродушные,
доверчивые и такие сочувствующие ему лица "туземцев",
спешивших наперебой обласкать оставшегося без
любимой родины скитальца, сразу "понял", что
его особа - не что иное, как чрезвычайный
полномочный посол своей далекой страны Англии в
их далекой стране России. Надо ж было брать
реванш у судьбы за все неудачи!
"Послу" тут же были созданы все условия для
немедленной отправки в столицу, прямо в палаты
царя-батюшки Иоанна Васильевича Грозного... Вот
вам тут и обоз, и русские сугробы, и Троицкая
дорога, бегущая лентой в веках...
Дела у "посла" пошли в России просто
блестяще - он готов был благословлять провидение
за недавние мытарства. Вопрос "верительных
грамот" был, видимо, как-то обойден, зато
купеческая жилка помогла ему в ходе своей "дипломатической
миссии" оперативно договориться также о
торговом обмене обеих стран. И вскоре, как в
сказке, по Ярославской дороге уже потянулись
длинные санные обозы с товарами международного
"бартера". Из России везли хлеб, сало, масло,
крупу, клей, поташ, меха, икру... А из Англии - ткани,
сахар, вина, пряности, олово, золото, медь, свинец,
предметы роскоши.
* (англ.) - иностранцы первые ** (англ.) о. Боже
В какой-то точке Ярославской, или Перяславской,
как еще говорили тогда, дороги это все,
естественно, встречалось, а затем разъезжалось в
разные стороны, и где-то здесь рядом была наша
Тайнинка, дышавшая таким образом воздухом
международных связей: за торговыми отношениями с
Западом вскоре последовали и культурные.
Дорога как явление культуры... Наша дорога!
Но анекдот наш не закончен. Право же, если бы в
свое время по старой Ярославке вдруг (по какой-то
спирали времени) пошли обозы нашего сегодняшнего
бартера с Западом, что стало бы с челюстью
предков под окладистою бородою? Что подумали бы
русские люди, увидев, как груженные золотом,
оловом, медью и редкими металлами обозы везут это
все из России, а навстречу им едет западный "эквивалент"
из "предметов роскоши" - сникерсов,
памперсов, тампексов, ватных палочек? Как бедный
предок смог бы взять в толк, что это за металлы
поступают к нам теперь с Запада в виде пищи и
почему они зовутся "тяжелыми"? Предок знал
только, что тяжелым для желудка бывает разве что
бараний бок, съеденный на ночь с излишком каши.
Правда, если бы по той же спирали времени рядом с
предком на Троицкой дороге оказался тогда 18-летний
архангельский помор по имени Михайла, по фамилии
Ломоносов, шедший с обозом рыбы в Москву учиться,
то он взял бы вопрос предка себе на заметку и со
временем разобрался бы и в тяжелых металлах, и в
красной ртути, и в тех контейнерах, что идут к нам
с Запада на захоронение - ну, 1-2 зараженных
региона, а в России-то их вон сколько! Регион на
регионе, субъект на субъекте, а субъект, как
известно русскому человеку, чаще всего бывает
"подозрительным". О, Михайла бы до всего
дошел! Это ж Ломоносов, будущий "Российский
Ньютон", который покорит все высоты мировой
науки и покажет, какие силы сидят в народе,
покажет, на что способна будет русская наука...
Регионов хватает, субъектов хватает, но как не
хватает России сегодня, на пороге XXI века,
национального гения!
Смотришь, смотришь на Ярославку из-под руки: не
идет ли он там - высокий, широкоплечий, ясноглазый?
Нет, не видать чего-то...
А тогда, проходя с обозом по Троицкой дороге, мог
ли Ломоносов равнодушно пройти мимо Тайнинского,
не познакомиться с родовой царской вотчиной, не
зайти в стоящую на пригорке церковь Благовещения?
Нам, пишущим сейчас о сельце, просто трудно себе
такое представить. Нам даже кажется, что
гениальный юноша не мог тогда не ощутить
близость присутствия здесь же, на Тайнинской
земле, гостящей в сельце цесаревны Елизаветы
Петровны - своей будущей патронессы и заступницы...
Что он не упустил возможности в виду Тайнинского
побеседовать о его достопримечательностях с
идущими вместе с ним по Троицкой дороге
святителями и простыми богомольцами, коих там
всегда было великое множество... Писатели ведь
тоже люди, они зацикливаются на своем "предмете".
Вьется дорога, идут по ней богомольцы, и у каждого
- своя заветная цель... Свое обязательство перед
собой, перед людьми и Богом... Совершаемые ими
обрядовые паломничества были всегда конкретны,
предпринимались с конкретной целью и назывались
соответственно: молитвенные, подвижнические,
обетные, благодарственные... В отдельную
категорию выделялись так называемые
умилительные паломничества - шли предки по
Троицкой дороге, секли их дожди, кололи снега,
хлестали ветра, допекало солнце, а вера вела их
туда, где их действительно ждало детски чистое
религиозное умиление...
Да, славное сельцо досталось нам в описание,
немного таких сел сыщешь в нашей старине. И волок
исторический при нем тут как тут, и дорога
историческая. Да какая! "Кабы я встала, неба
достала б, кабы у меня был язык, сколько б я
порассказала!" И эта старинная русская загадка,
может, одна из самых старинных, ибо всюду все
начинается с дороги, и загадка эта вполне могла
быть подсказка народу именно старой Ярославкой,
вновь и вновь для кого-то "достающей небо" у
линий бегущего по сторонам горизонта.
И на этой дороге, где бок о бок сосуществовала
речь поповская и молодецкая, степенно
хозяйственная и голоштанная, а также девичья и
старушечья, полная книжной мудрости и юродства,
вельможного высокомерия и крестьянского
смирения, разбойной удали и лирической
созерцательности в устах отводящего здесь душу
бродячего мужика, да, выскажем предположение, что
именно на этой дороге во многом шло формирование
русского языка и, конечно, его развития. И во
многом отсюда потом он перекочевывал в большую
литературу, пополняя ее "свежей кровью".
Это не секрет, что общение в дороге всегда дается
людям легко. Это так естественно для идущих рядом
или встретившихся спутников заговорить друг с
другом, - в дороге даже у не очень общительных
людей легко завязываются беседы и знакомства.
Конечно, и на этой святой дороге жизнь оставалась
жизнью, и бедные здесь шли пешком, богачи ехали в
экипажах, но только здесь богатые тоже должны
были хоть иногда идти пешком, ибо "до устроения
шоссе, - читаем мы в старинном путеводителе, - все
богомольцы, невзирая на чины и звания, как
правило, шли здесь пешком в подражание св. Сергию
Радонежскому, который никогда не ездил на коне".
Так что перекинуться словцом друг с другом был
шанс у всех сословий.
А шла старая Ярославка вдоль Яузы - с холма в
низинку, с низинки на косогор... Это потом
научились делать прямые, как стрела, и
утомительные, как ожидание, "отрезки дороги",
прорубая лес, срезая, как придется, пригорки,
засыпая долины и родники - сводя на нет все усилия
природы по созданию неповторимых ландшафтов (и -
бросим этот мостик неповторимых характеров).
А наша Ярославка бесхитростно следовала
естественному рельефу, и радостно, наверное, было
идти по ней: сбежать под горочку, подняться на
бугорок, тут - напиться из родника, там - собрать
ягод в ладонь или отдохнуть на опушке (лес все
время был прямо у дороги), а то и заночевать в
копне под звездным небом, рано-рано сбегать к
реке, и, чуть дрожа от утренней прохлады, брести
потом по росе вдоль людной Ярославки, полнясь
добрыми мыслями о вечном, о близких, о себе, о Боге,
об Отечестве...
Такими же мыслями богомольцы из разных мест
обменивались друг с другом, могли почерпнуть
друг у друга немало полезного и интересного,
укрепиться в духе и вере. Да, в весеннюю распутицу
на этой дороге у вас могли замерзнуть ноги, но
душу здесь редко что холодило. Чаще всего -
надолго согревало.
Подобное путешествие занимало человека целиком -
в старину все делалось основательно. Нам это даже
трудно представить, для этого приходится делать
над собой усилие -легче запрыгнуть в машину,
проскочить в потоке других машин 70 км от столицы
до Сергиева Посада, по-туристски осмотреть храмы,
обойти монастырь и надолго засесть с друзьями
где-нибудь за уютным столиком, так и не изменив
своим представлениям о хорошо проведенном
времени.
Да, так никогда и не пройдя мысленно Троицкую
дорогу, ведущую к храму. От храма к храму. К храму
в себе. Так и не изменившись... Да, мы теперь такие.
Почти всегда - такие. Но ведь бывает и по-другому,
и что-то переворачивает тебя, и тогда ты
чувствуешь себя настоящим путешественником.
Ведь путешествовать - это значит меняться,
странствовать, становиться другим (странным для
самого себя?), искать и находить другую
разновидность бытия, которая помогает открыть
новое в себе самом, достичь в себе какой-то новой
дали, приближающей тебя к людям, ко всему
человечеству. Предки это понимали.
И если дорога может быть газетой, то старая
Ярославка была ею - она информировала людей,
объединяла их, создавала авторитеты и кумиры,
рождала сплетни и предрассудки, формировала
общественное мнение, и если его и не было в России,
то здесь, на Троицкой дороге, оно уж точно было,
укрепляло в людях религиозные чувства, державные
чувства, не говоря уж о простом чувстве
любопытства.
Если дорога может быть кинохроникой, то старая
Ярославка, как кинопленка, намотала на себя
многие события русской истории, и если история у
нас - это баланс царской власти и церковных
амбиций, то сама Троицкая дорога как бы
балансировала между Москвой - средоточием
государственной власти и Сергиевым Посадом -
столицей тогдашней духовной России.
Перед каждым историческим сражением полководцы
обязательно ездили в Лавру за напутствием и
благословением из уст отцов Русской
Православной Церкви, и перед Куликовской битвой
ее будущий победитель проехал здесь по Троицкой
дороге, и в истории навсегда останется "знаменательный
троицкий поход великого князя Дмитрия Донского к
преподобному Сергию Радонежскому для испрошения
благословения перед Куликовской битвой"...
...Молодой царь спешит на Плещеево озеро, там, на
"большой воде", задумал он приступить к
созданию боевого российского флота, он скачет во
весь опор, едва не теряя шляпу с перьями, в
сопровождении таких же увлеченных и верных
друзей, помогших ему, кстати, улизнуть от надзора
"маменьки" - это Петр I спешит к своим будущим
кораблям по Троицкой дороге...
...Богомольный самодержец мерит красными
сафьяновыми сапожками глинистый грунт
бесконечной дороги, и этот пеший самодержец -
Тишайший царь Алексей Михайлович, отец Петра I, и
глинистый грунт - это опять-таки наша Троицкая
дорога...
Подробная запись за 1670 год из книги Царских
выходов гласит: "Сентября в 22 день, в отдаче
часов дневных, - читаем мы, - шел Великий Государь
с Москвы в Сергиев монастырь, в корете. А на
Великом Государе было платья: опошень, зуфь
малинова, с золотою вышивкою; ферези, тафта
червчата, исподь черева бельи с пухом; завяски,
шолк зелен, кисти с золотом; зипун, тафта бела,
обниз с городы; шапка сукно скарлат червчат с
пухом; ичитоги и башмаки, сафьян жолт..." И далее:
"Первый стан был в Тайнинском, то есть Государь
остановился здесь для вечернего кушанья и
переночевать. На другой день, 23 сентября, слушал
Великий Государь обедни в селе Тайнинском, в том
же платье, в чем шел с Москвы..."
Записи варьируются - приуроченные к весне и к
осени, с "коретами и без оных, с черевами
бельими или собольими", - но одно остается
неизменным: Тайнинское, царь, Троицкая дорога.
Да, по Троицкой дороге мимо заветного сельца
Тайнинского, а порой - и не мимо, шел и крестьянин,
и тронный властитель, и один был бос, а другой (не
удержаться от каламбура!) - босс, но они шли на
поклон одним святым, под одно крестное знамение,
и так был не век и не два, а, собственно, всю
историю. Невероятно, как быстро это все однажды
куда-то ушло...
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев