zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

ПАРАДОКС ЭПИМЕНИДА И СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО

О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Год начался с того, что мы все вдруг проснулись в православной державе. Это само так получилось, никто специально не делал. Просто президент (не просто, а святой президент) поехал в Святую землю на Рождество и одновременно с ним еще несколько государственных мужей из разных стран, и когда их там всех награждали церковными наградами (за большую любовь к Церкви, надо понимать), труженики пера и телекамеры, чтобы объяснить всем (и, главным образом, себе) - что все-таки происходит, объясняли, что это награждают "руководителей православных государств". А один из тружеников, движимый особенным духовным восторгом (а, может быть, и с перепугу), даже поименовал Ельцина "первым президентом русской православной державы".
Потом-то, когда СМИ окончательно проснулись и, так сказать, истрезвились - от празнования миллениума - вспомнили, конечно, о политкорректности. И стали срочно подгонять под нее формулировки: православные вожди и бояре оказались руководителями "государств, где православные составляют большинство" или "государств, где православие является традиционной религией" и т.д. Последовала и реакция - публикации, тревожно и мужественно озаглавленные: "приказано верить?", "батюшка специального назначения", и даже (жанровое открытие "Нового времени") редакционные молитвы - об избавлении "от военно-государственной религии". По мере приближения президентских выборов накал идиотизма, надо думать, будет возрастать. Уже и сейчас не продохнешь.
Только что появилось, например, совершенно загадочное "Напутствие" будущему президенту России от нынешнего президента "Альфа-банка" Петра Авена. Загадочно оно не историософским полетом банковской мысли. Хотя и тут легкость необыкновенная - Авен сразу сообщает, что в России, в отличие от Запада, Церковь "общественной совестью и нравственным ментором не являлась". После Петра попыталась ею (им) являться русская интеллигенция, но неудачно - поясняет Авен, а вот кто ей (им) - совестью (ментором) являлся до Петра - из "Напутствия" как-то не ясно. "Альфа-банка" ведь еще не было? Сейчас-то с общественной совестью проще - и банков навалом, и опять же Сергей Адамыч с Али Бабицким, а вот тогда, в седой древности? Нет ответа.
Самое загадочное в "Напутствии" все же не история, а логика. Точнее, ее полное отсутствие. Строго-настрого запретив будущей российской власти доверять Церкви - ее "одни старушки слушают", а вы же, Путин, не старушка (и то правда), указав на неосновательность российской интеллигенции - и она не тянет на общественную совесть, Авен со скорбью признает, что и новому российскому деловому миру доверять нельзя (вот новость). Понятно, что человеку некогда было читать длиннющую историю России Соловьева - сызмальства при деле, надо было крутые бабки зашибать - до Соловьева ли тут с Карамзиным? Логика Аристотеля тоже как-то мимо прошла. Но о парадоксе критянина Эпименида, заявившего, что все критяне лжецы, г-н Авен мог бы узнать и от апостола Павла (Тит 1,12) - и не садиться в лужу, рекомендуя власти не верить г-ну Авену как типичному представителю делового мира новой России (мол, "изволите видеть, ваше превосходительство, все воры..."). Вот неожиданная иллюстрация к вопросу о пользе и для бизнесменов от чтения Священного Писания.
Да и вообще, жанр напутствия как-то не свойствен банковскому делу. Это что-то былинное - старушка мать напутствует родительским благословением удалого сына. Ну, и.о. очень может быть, что и удалой, а вот Авен, из кожаного кресла президента банка призывающий не верить Церкви, - явно не старушка. Старушки - они все больше видятся в очереди за пенсией, за многажды кем-то (кем же?) из банков украденными вкладами. Как это Станиславский говорил - "Не верю!"? Вот-вот, "Не верю!", и даже не потому, что критяне лжецы, а просто кресло с его содержимым как-то со всем остальным не стыкуется...
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ ИСЛАМОРОССОВ
Подход Станиславского - он на самом деле как йогурт: всем полезен, всем хорош. Не только старушкам или президенту, но и другим, как теперь говорят, властным структурам. Вот, недавно (№ от 17.2 с.г.) "Известия" сообщили, что московское правительство выделило Духовному управлению мусульман европейской части России (ДУМЕР) около 10 миллионов рублей... на что бы вы думали? А вот на что: "на подготовку и проведение празднования 1400-летия начала распространения ислама в России". Хотя до сих пор спорят, что сейчас именно - линолеум или опохмелениум, никто не отрицает, что год нынче 2000-й. Стало быть, по мнению сотрудников ДУМЕРа, а также московского правительства, попутанного новыми детьми лейтенанта Шмидта, ислам начал распространяться в России в 600 году. Правда, проповедовать свое учение Мухаммед начал несколько позже - после 610 года, и не в России, да и хиджра (переселение Мухаммеда в Медину), от которой ведут летосчисление мусульмане, была в 622 году, но, может быть, у ДУМЕРа свое летосчисление (какое-нибудь там шумерское) и своя, отдельная география? В любом случае ясно, что ислам в России появился ну очень давно. Раньше, чем где-либо. Вот недавно какой-то добрый человек в "Русском вестнике" возмущался, что проклятые космополиты из "Радонежа" не верят, что Украина - родина слонов. Что там теперь Украина с ее слонами - слоны отдыхают! Россия - родина ислама. Что же, это очень патриотично. И в духе времени.
В общем-то, 10 миллионов (да и рублей к тому же) - деньги не шибко большие, особо не разгуляешься. По крайней мере еще один циклопический Христофор Колумб, на этот раз с головой Остапа Бендера (он ведь тоже был "турецкоподданный") и в кепке, нам, кажется, не грозит. Хотя, кто знает - может быть, в ДУМЕРе не только считать, но и экономить умеют.... Экономить на самом-то деле и не обязательно, главное - считать (по-шумерски): как сообщила "Известиям" ответственный секретарь ДУМЕРа, по ее сведениям (таким же, как и о происхождении ислама), в Москве проживает около миллиона мусульман. А раз так, то в ожидании отливки головы Бендера можно попросить сговорчивое московское правительство построить в столице на такую уйму правоверных хотя бы сотню-другую мечетей. Ну правда, что вам, жалко что ли?
Тенденция, однако, ясна - Москва на пути к культуре мира. Так называется комплексная программа, принятая, как сообщалось недавно, городскими властями. А поскольку Москва в числе крупнейших мегаполисов планеты по решению ЮНЕСКО была удостоена почетного звания "столица мира", в Москве и было намечено воздвигнуть чего-нибудь еще посимволичнее "в ознаменование наступления 2000 года". А чего ж может быть символичнее в 2000-то году (от Р.Х.), чем построить в Москве Пагоду мира? Эту идею нашей простодушной мэрии впарил очередной заезжий буддист (хорошо хоть, не просил в подарок пулемет и немного зарину, в порядке обмена культурой мира...). А ведь всего-то и надо было - вовремя сказать: "Не верю!". Но не было Станиславского - так и Басаев помог: началась "контртеррористическая операция" на Кавказе. Буддист ("ниппон чего-то там") хоть пулемет и не просил, оказался ярым поклонником дела ичкерийской свободы коллекционирования выкупов (а может, он какой-нибудь буддистский ваххабит - в мэрии же не обязаны разбираться в тонкостях), и заявил, что в этой Москве он пагоду к Рождеству Христову строить не намерен. И слава Богу! Потому что при такой доверчивости чиновников в конце концов кто-нибудь уговорил бы их храм Соломона тоже именно в Москве восстанавливать. В ознаменование.
СЛИШКОМ МНОГО АЛИ
Указанная тенденция, да еще при своеобразном российском понимании политкорректности, дает и другие неожиданные эффекты. Например, призывы к новому, в духе времени, прочтению сказок. Так, "Известия", сначала напугав всех, что "приказано верить", потом принялись печатать "мнения с мест". Начали, понятное дело, с мусульман - у нас всегда с них начинают. Припоминается, кстати, как в начале 90-х в детской программе на 1-м канале ТВ имел неосторожность появиться о. Артемий. Тут же в "Московской правде" напечаталась гражданка, озабоченная этой самой политкорректностью, которая грозно вопросила: "А что если перед телеэкраном окажется ребенок из семьи мусульманской...", и, не удержавшись, все-таки добавила: "...или иудейской?". Но начала, однако ж, с мусульман. Вот и теперь - начали с мусульман. Напечатали мнение двух сопредседателей "информационного центра при совете муфтиев". Один - сопредседатель как сопредседатель, а другой - какой-то странный. Зовут его необычно - Али Вячеслав. То есть во святом Крещении (и в Священстве) он был Вячеслав, а потом отрекся от Христа, принял ислам (как говорили в прошлом веке - "потурчился"), и стало одним Али больше (а теперь еще и Бабицкий прибавился - когда его в очередной раз поймали с поддельными документами, он оказался тоже Али, хотя и не турецкоподданный).
Правоверные сопредседатели тоже начали очень бодро: "Россия сложилась как мирный союз православных и мусульман" (складывалось как раз по-всякому - с Ордой, например, мирного сосуществования в конце концов не получилось именно после принятия ордынской элитой ислама), образовалось "многоконфессиональное государство... к сожалению, эта духовная основа союза забывается..." (государство было православным, Православие было его духовной основой), а сегодня "некоторые политики разыгрывают карту одной государственной религии в ущерб другим (про "разыгрывание политиками карты религии" - это, конечно, просто современный канцелярит, но вот как раз Али Вячеславу его бы лучше не употреблять, все же стыдно...). Ну а дальше начинается самая политкорректность. Оказывается, что в детских сказках "русские богатыри побеждали "поганых татар" по причине невежества чиновников из Минобразования, а в учебниках истории по той же причине история России неправильно трактуется как история Московского княжества, которое к тому же одерживало неполиткорректные военные победы над Казанским ханством. Может быть, правоверные сопредседатели считают, что историю России надо трактовать как историю возвышения Минтимера Шаймиева и историю создания совета муфтиев (а при нем - информационно-аналитического центра). Может быть, работорговлю Казанского ханства надо изображать как культурный обмен, набеги с целью захвата полона представлять получением гуманитарной помощи, а вместо сказок о русских богатырях зачитывать детям официальные отчеты о деятельности служащих KFOR или ОБСЕ. Все может быть. Но интересны аргументы сопредседателей. Оказывается, за образец надо взять традицию уважения к исламу Российской империи до 17-го года . Чтоб награды были отдельные - без крестов, и чтоб солдатам-мусульманам вместо водки сладкого чаю подносили. Приходится напомнить, что помимо разных прекрасных традиций, которые Али Вячеслав хотел бы возродить, в Российской империи существовали и многие не менее прекрасные законы, которые он, может быть, и не захочет возрождать. В соответствии с некоторыми из них, например, не предполагалось, чтоб потурчившийся протоиерей мог занимать должности в каких-либо "ветвях власти", ну и, разумеется, давать рекомендации по вопросам государственной политики. А так-то, чего же, традиции - дело хорошее...


Алексей РОГОЖИН

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев