ПАРАДОКС ЭПИМЕНИДА И СИСТЕМА
СТАНИСЛАВСКОГО
О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Год начался с того, что мы все вдруг проснулись в
православной державе. Это само так получилось,
никто специально не делал. Просто президент (не
просто, а святой президент) поехал в Святую землю
на Рождество и одновременно с ним еще несколько
государственных мужей из разных стран, и когда их
там всех награждали церковными наградами (за
большую любовь к Церкви, надо понимать),
труженики пера и телекамеры, чтобы объяснить
всем (и, главным образом, себе) - что все-таки
происходит, объясняли, что это награждают "руководителей
православных государств". А один из тружеников,
движимый особенным духовным восторгом (а, может
быть, и с перепугу), даже поименовал Ельцина "первым
президентом русской православной державы".
Потом-то, когда СМИ окончательно проснулись и,
так сказать, истрезвились - от празнования
миллениума - вспомнили, конечно, о
политкорректности. И стали срочно подгонять под
нее формулировки: православные вожди и бояре
оказались руководителями "государств, где
православные составляют большинство" или "государств,
где православие является традиционной религией"
и т.д. Последовала и реакция - публикации,
тревожно и мужественно озаглавленные: "приказано
верить?", "батюшка специального назначения",
и даже (жанровое открытие "Нового времени")
редакционные молитвы - об избавлении "от
военно-государственной религии". По мере
приближения президентских выборов накал
идиотизма, надо думать, будет возрастать. Уже и
сейчас не продохнешь.
Только что появилось, например, совершенно
загадочное "Напутствие" будущему
президенту России от нынешнего президента "Альфа-банка"
Петра Авена. Загадочно оно не историософским
полетом банковской мысли. Хотя и тут легкость
необыкновенная - Авен сразу сообщает, что в
России, в отличие от Запада, Церковь "общественной
совестью и нравственным ментором не являлась".
После Петра попыталась ею (им) являться русская
интеллигенция, но неудачно - поясняет Авен, а вот
кто ей (им) - совестью (ментором) являлся до Петра -
из "Напутствия" как-то не ясно. "Альфа-банка"
ведь еще не было? Сейчас-то с общественной
совестью проще - и банков навалом, и опять же
Сергей Адамыч с Али Бабицким, а вот тогда, в седой
древности? Нет ответа.
Самое загадочное в "Напутствии" все же не
история, а логика. Точнее, ее полное отсутствие.
Строго-настрого запретив будущей российской
власти доверять Церкви - ее "одни старушки
слушают", а вы же, Путин, не старушка (и то
правда), указав на неосновательность российской
интеллигенции - и она не тянет на общественную
совесть, Авен со скорбью признает, что и новому
российскому деловому миру доверять нельзя (вот
новость). Понятно, что человеку некогда было
читать длиннющую историю России Соловьева -
сызмальства при деле, надо было крутые бабки
зашибать - до Соловьева ли тут с Карамзиным?
Логика Аристотеля тоже как-то мимо прошла. Но о
парадоксе критянина Эпименида, заявившего, что
все критяне лжецы, г-н Авен мог бы узнать и от
апостола Павла (Тит 1,12) - и не садиться в лужу,
рекомендуя власти не верить г-ну Авену как
типичному представителю делового мира новой
России (мол, "изволите видеть, ваше
превосходительство, все воры..."). Вот
неожиданная иллюстрация к вопросу о пользе и для
бизнесменов от чтения Священного Писания.
Да и вообще, жанр напутствия как-то не свойствен
банковскому делу. Это что-то былинное - старушка
мать напутствует родительским благословением
удалого сына. Ну, и.о. очень может быть, что и
удалой, а вот Авен, из кожаного кресла президента
банка призывающий не верить Церкви, - явно не
старушка. Старушки - они все больше видятся в
очереди за пенсией, за многажды кем-то (кем же?) из
банков украденными вкладами. Как это
Станиславский говорил - "Не верю!"? Вот-вот,
"Не верю!", и даже не потому, что критяне
лжецы, а просто кресло с его содержимым как-то со
всем остальным не стыкуется...
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ ИСЛАМОРОССОВ
Подход Станиславского - он на самом деле как
йогурт: всем полезен, всем хорош. Не только
старушкам или президенту, но и другим, как теперь
говорят, властным структурам. Вот, недавно (№ от
17.2 с.г.) "Известия" сообщили, что московское
правительство выделило Духовному управлению
мусульман европейской части России (ДУМЕР) около
10 миллионов рублей... на что бы вы думали? А вот на
что: "на подготовку и проведение празднования
1400-летия начала распространения ислама в России".
Хотя до сих пор спорят, что сейчас именно -
линолеум или опохмелениум, никто не отрицает, что
год нынче 2000-й. Стало быть, по мнению сотрудников
ДУМЕРа, а также московского правительства,
попутанного новыми детьми лейтенанта Шмидта,
ислам начал распространяться в России в 600 году.
Правда, проповедовать свое учение Мухаммед начал
несколько позже - после 610 года, и не в России, да и
хиджра (переселение Мухаммеда в Медину), от
которой ведут летосчисление мусульмане, была в 622
году, но, может быть, у ДУМЕРа свое летосчисление (какое-нибудь
там шумерское) и своя, отдельная география? В
любом случае ясно, что ислам в России появился ну
очень давно. Раньше, чем где-либо. Вот недавно
какой-то добрый человек в "Русском вестнике"
возмущался, что проклятые космополиты из "Радонежа"
не верят, что Украина - родина слонов. Что там
теперь Украина с ее слонами - слоны отдыхают!
Россия - родина ислама. Что же, это очень
патриотично. И в духе времени.
В общем-то, 10 миллионов (да и рублей к тому же) -
деньги не шибко большие, особо не разгуляешься.
По крайней мере еще один циклопический Христофор
Колумб, на этот раз с головой Остапа Бендера (он
ведь тоже был "турецкоподданный") и в кепке,
нам, кажется, не грозит. Хотя, кто знает - может
быть, в ДУМЕРе не только считать, но и экономить
умеют.... Экономить на самом-то деле и не
обязательно, главное - считать (по-шумерски): как
сообщила "Известиям" ответственный
секретарь ДУМЕРа, по ее сведениям (таким же, как и
о происхождении ислама), в Москве проживает около
миллиона мусульман. А раз так, то в ожидании
отливки головы Бендера можно попросить
сговорчивое московское правительство построить
в столице на такую уйму правоверных хотя бы сотню-другую
мечетей. Ну правда, что вам, жалко что ли?
Тенденция, однако, ясна - Москва на пути к
культуре мира. Так называется комплексная
программа, принятая, как сообщалось недавно,
городскими властями. А поскольку Москва в числе
крупнейших мегаполисов планеты по решению
ЮНЕСКО была удостоена почетного звания "столица
мира", в Москве и было намечено воздвигнуть
чего-нибудь еще посимволичнее "в
ознаменование наступления 2000 года". А чего ж
может быть символичнее в 2000-то году (от Р.Х.), чем
построить в Москве Пагоду мира? Эту идею нашей
простодушной мэрии впарил очередной заезжий
буддист (хорошо хоть, не просил в подарок пулемет
и немного зарину, в порядке обмена культурой мира...).
А ведь всего-то и надо было - вовремя сказать: "Не
верю!". Но не было Станиславского - так и Басаев
помог: началась "контртеррористическая
операция" на Кавказе. Буддист ("ниппон чего-то
там") хоть пулемет и не просил, оказался ярым
поклонником дела ичкерийской свободы
коллекционирования выкупов (а может, он какой-нибудь
буддистский ваххабит - в мэрии же не обязаны
разбираться в тонкостях), и заявил, что в этой
Москве он пагоду к Рождеству Христову строить не
намерен. И слава Богу! Потому что при такой
доверчивости чиновников в конце концов кто-нибудь
уговорил бы их храм Соломона тоже именно в Москве
восстанавливать. В ознаменование.
СЛИШКОМ МНОГО АЛИ
Указанная тенденция, да еще при своеобразном
российском понимании политкорректности, дает и
другие неожиданные эффекты. Например, призывы к
новому, в духе времени, прочтению сказок. Так, "Известия",
сначала напугав всех, что "приказано верить",
потом принялись печатать "мнения с мест".
Начали, понятное дело, с мусульман - у нас всегда с
них начинают. Припоминается, кстати, как в начале
90-х в детской программе на 1-м канале ТВ имел
неосторожность появиться о. Артемий. Тут же в "Московской
правде" напечаталась гражданка, озабоченная
этой самой политкорректностью, которая грозно
вопросила: "А что если перед телеэкраном
окажется ребенок из семьи мусульманской...", и,
не удержавшись, все-таки добавила: "...или
иудейской?". Но начала, однако ж, с мусульман.
Вот и теперь - начали с мусульман. Напечатали
мнение двух сопредседателей "информационного
центра при совете муфтиев". Один -
сопредседатель как сопредседатель, а другой -
какой-то странный. Зовут его необычно - Али
Вячеслав. То есть во святом Крещении (и в
Священстве) он был Вячеслав, а потом отрекся от
Христа, принял ислам (как говорили в прошлом веке
- "потурчился"), и стало одним Али больше (а
теперь еще и Бабицкий прибавился - когда его в
очередной раз поймали с поддельными документами,
он оказался тоже Али, хотя и не турецкоподданный).
Правоверные сопредседатели тоже начали очень
бодро: "Россия сложилась как мирный союз
православных и мусульман" (складывалось как
раз по-всякому - с Ордой, например, мирного
сосуществования в конце концов не получилось
именно после принятия ордынской элитой ислама),
образовалось "многоконфессиональное
государство... к сожалению, эта духовная основа
союза забывается..." (государство было
православным, Православие было его духовной
основой), а сегодня "некоторые политики
разыгрывают карту одной государственной религии
в ущерб другим (про "разыгрывание политиками
карты религии" - это, конечно, просто
современный канцелярит, но вот как раз Али
Вячеславу его бы лучше не употреблять, все же
стыдно...). Ну а дальше начинается самая
политкорректность. Оказывается, что в детских
сказках "русские богатыри побеждали "поганых
татар" по причине невежества чиновников из
Минобразования, а в учебниках истории по той же
причине история России неправильно трактуется
как история Московского княжества, которое к
тому же одерживало неполиткорректные военные
победы над Казанским ханством. Может быть,
правоверные сопредседатели считают, что историю
России надо трактовать как историю возвышения
Минтимера Шаймиева и историю создания совета
муфтиев (а при нем - информационно-аналитического
центра). Может быть, работорговлю Казанского
ханства надо изображать как культурный обмен,
набеги с целью захвата полона представлять
получением гуманитарной помощи, а вместо сказок
о русских богатырях зачитывать детям
официальные отчеты о деятельности служащих KFOR
или ОБСЕ. Все может быть. Но интересны аргументы
сопредседателей. Оказывается, за образец надо
взять традицию уважения к исламу Российской
империи до 17-го года . Чтоб награды были отдельные
- без крестов, и чтоб солдатам-мусульманам вместо
водки сладкого чаю подносили. Приходится
напомнить, что помимо разных прекрасных традиций,
которые Али Вячеслав хотел бы возродить, в
Российской империи существовали и многие не
менее прекрасные законы, которые он, может быть, и
не захочет возрождать. В соответствии с
некоторыми из них, например, не предполагалось,
чтоб потурчившийся протоиерей мог занимать
должности в каких-либо "ветвях власти", ну и,
разумеется, давать рекомендации по вопросам
государственной политики. А так-то, чего же,
традиции - дело хорошее...
Алексей РОГОЖИН
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев