Московский патриархат
Церковно-общественный Совет по биомедицинской
этике
ЗАЯВЛЕНИЕ
О нравственных проблемах, связанных с развитием
"новых репродуктивных технологий"
Современная медицинская наука располагает
новыми средствами технологического
вмешательства в процесс зарождения человеческой
жизни, получившими название "новых (вспомогательных)
репродуктивных технологий". Применение этих
методов позволяет преодолеть недуг бесплодия и в
то же время представляет собой угрозу для
физического здоровья и духовной целостности
человека, для сохранения нравственных устоев
общества.
Широкое развитие получила практика анонимного
"донорства" половых клеток, освобождая
матерей и отцов от всяких обязательств по
отношению к детям, которые являются "плотью от
плоти" их. Распространяется предоставление
услуг "вынашивающей (суррогатной) матери",
которая по условиям контракта обязана
расстаться с рожденным ею младенцем немедленно
после его появления на свет. Новые методики
предполагают уничтожение "избыточных" или
"бесперспективных" человеческих эмбрионов
либо их криоконсервацию с последующим
применением в исследовательских, медицинских
или коммерческих целях. Использование новых
технологий порождает соблазн рассматривать
формирующуюся жизнь как продукт, который можно
выбирать согласно собственным склонностям и
которым можно распоряжаться наравне с любыми
другими продуктами человеческой деятельности.
Человеческая жизнь становится предметом купли-продажи.
Почитая своим долгом отстаивать нравственные
ценности христианства, мы считаем необходимым
заявить следующее:
1. Рождение детей - одна из основных, но не
единственная цель брачных отношений, основанных
на пожизненной и всецелой верности мужчины и
женщины, соединенных благословенным от Бога
союзом любви.
Испрашивая супругам в молитвах брачного
венчания дар целомудрия и "плод чрева на
пользу", Православная Церковь не может считать
нравственно оправданными любые пути к
деторождению, если они связаны с нарушением
достоинства богоподобной человеческой личности,
а также целостности супружеских отношений,
которая несовместима с вторжением в них третьей
стороны. По мнению ряда православных ученых и
богословов, может считаться допустимой
искусственная инсеминация половыми клетками
мужа как ненарушающая целостность брачного
союза. При этом основой этого союза остается долг
любящих супругов - принять друг друга и с теми
недугами, какие у них есть.
2. Донорство половых клеток размывает семейные
взаимоотношения, поскольку предполагает наличие
у ребенка "генетических" родителей, которым
противопоставляются родители "социальные".
В отличие от благородного по своим мотивам
усыновления (удочерения) детей, уже лишившихся
"генетических родителей", когда приемные
родители восполняют недостаток любви и
родительского попечения о них, такая практика,
напротив, поощряет анонимное отцовство или
материнство, заведомо освобожденное от всяких
обязательств по отношению к своим "генетическим"
детям. Следует помнить и о том, что анонимность
донорства открывает возможность для
непреднамеренного инцеста.
3. "Суррогатное материнство" (вынашивание
оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая
после родов возвращает ребенка "генетическим
родителям") даже в тех случаях, когда оно
осуществляется на некоммерческой основе,
противоестественно и морально недопустимо.
Травмируя как вынашивающую мать, так и дитя, этот
метод пренебрегает той глубокой эмоциональной и
духовной близостью, которая устанавливается
между матерью и младенцем во время беременности
и провоцирует кризис идентичности у ребенка (которая
мать - настоящая?)
4. С православной точки зрения все разновидности
экстракорпорального оплодотворения, включающие
заготовление, консервацию и намеренное
разрушение "избыточных эмбрионов",
предоставляются нравственно недопустимыми на
основании признания человеческого эмбриона
носителем человеческого достоинства. Сегодня
большинство ученых и богословов согласны в том,
что формирование человеческого эмбриона
является началом человеческой жизни и связано с
фундаментальным правом человеческой личности не
быть "биологическим объектом" для разного
рода экспериментов.
5. Безнравственным является и лишение жизни
зачатого человеческого существа по причине
нежелательного для родителей пола или наличия
врожденного недуга.
6. Реализация "репродуктивных прав" одиноких
женщин с использованием донорской спермы
нарушает право будущего ребенка иметь отца.
Использование репродуктивных технологий для
обеспечения тех же "репродуктивных прав"
лиц с "нестандартной сексуальной ориентацией"
неизбежно способствует разрушению традиционных
форм семейных отношений.
7. Нельзя забывать и о том, что применение
репродуктивных технологий связано с угрозой
развития онкологических заболеваний у женщин (в
результате гормональной гиперстимуляции
овуляции) и с частыми нарушениями здоровья у
зачатых таким образом детей.
Испытывая глубокую тревогу в связи с
обозначившимися тенденциями, мы считаем своим
долгом свидетельствовать об опасностях,
ожидающих общество в результате искажения
общепринятых нравственных норм, которые лежат в
основе его жизни. Не будучи противниками
развития науки и применения ее достижений для
блага людей, мы напоминаем о необходимости
трезво и ответственно учитывать этические
последствия внедрения новых технологий.
Епископ Тихвинский КОНСТАНТИН,
ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии
Протоиерей Дмитрий СМИРНОВ,
проректор Свято-Тихоновского Богословского
института
Профессор Александр Викторович НЕДОСТУП, доктор
медицинских наук, председатель
Московского общества православных врачей,
сего тринадцать подписей.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев