zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

ПРОЗЕЛЕТИЗМ - КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ В НАШИХ ОТНОШЕНИЯХ С КАТОЛИКАМИ

ОТВЕТЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА, МИТРОПОЛИТА СМОЛЕНСКОГО И КАЛИНИНГРАДСКОГО КИРИЛЛА (ГУНДЯЕВА) НА ВОПРОСЫ ОБОЗРЕНИЯ "РАДОНЕЖ" ПО ПОВОДУ РАСШИРЯЮЩЕГО КАТОЛИЧЕСКОГО ПРОЗЕЛИТИЗМА В РОССИИ

- Ваше Высокопреосвященство! Как стало известно, в конце ноября прошлого года Папа Иоанн Павел II учредил Апостольскую администратуру для католиков латинского обряда Юга Европейской части России. Об этом было объявлено после визита в Саратов тогдашнего папского нунция Джона Буковски. Центром администратуры был назван Саратов, а Администратором назначен недавно рукоположенный католический епископ Саратова Клеменс Пиккель. Это уже вторая Администратура, созданная католиками на нашей канонической территории за прошлый год. В этом же году католиками была учреждена и епископская конференция для России. Что Вы, Ваше Высокопреосвященство, можете сказать об этих новых действиях католической стороны?
- Позиция Священноначалия нашей Церкви сводилась и сводится к тому, чтобы структуры Католической церкви в России соответствовали реальным нуждам верующих католиков, а не создавались "с прицелом на миссию". Увеличение количества администратур на территории Российской Федерации при том количестве верующих, которые реально составляют римско-католическую паству, ставит вопрос о таком соответствии.
Основным аргументом католической стороны была география: размеры территорий слишком велики, чтобы один епископ мог посещать подведомственные ему приходы.
Не желая вторгаться в дела, касающиеся внутренней жизни католиков в России, следует подчеркнуть, что в Католической Церкви, как и в Православной, существует институт викарных епископов, который, как мы полагаем, в данном случае мог бы стать альтернативным решением. Католическая сторона пошла по другому пути: фактически была создана еще одна епархия.
Хотел бы подчеркнуть, что основная озабоченность нашей Церкви относительно католического присутствия в Российской Федерации сводится к проблеме прозелитизма. Проблему, в конце концов, представляют не структуры, а то ради чего они работают. Глубоко убежден, что только полный отказ от прямого или косвенного прозелитизма в отношении православных или тех, предки которых были силой безбожной власти оторваны от православия, создает предпосылки для преодоления подозрительности и недоверия в отношении действий католических властей в отношении России.
- В ноябре 1999 года в СМИ промелькнули краткие сообщения о прошедшей в Москве встрече представителей Русской Православной Церкви и римо-католиков. Православную сторону представляли Вы, Ваше Высокопреосвященство. Какие вопросы обсуждались в ходе этой встречи? Были ли сделаны католической стороной какие-либо заявления относительно готовящегося учреждения новой структуры в России, и какова была реакция православных?
- 22 ноября прошлого года состоялись неофициальные переговоры с делегацией Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом Эдвардом Кассиди, председателем Папского Совета по содействию христианскому единству. Целью прибытия делегации в Москву было участие в Международной конференции, посвященной 2000-летию христианства, организованной Христианским межконфессиональным консультативным комитетом (ХМКК).
Мы воспользовались присутствием в Москве высоких представителей Ватикана, чтобы вновь поднять вопросы, являющиеся камнем преткновения в наших отношениях. Прежде всего, это продолжающаяся до сих пор конфликтная ситуация с униатами на Западной Украине. Католической стороне был представлен целый ряд документов, свидетельствующих о том, что в обоих случаях положение продолжает оставаться очень сложным.
- Святейший Патриарх несколько раз заявлял, что католическая сторона, повторяя декларации об отношении к Православной Церкви, как к "Церкви-сестре", на практике поступает с нами совершенно "не no-сестрински , не выполняя подписанные соглашения, учреждая у нас все новые и новые структуры и занимаясь откровенным прозелитизмом. Святейший Патриарх отмечал, что в этих обстоятельствах "диалог ради диалога" нам не нужен. Какова в настоящее время концепция диалога с католиками, исходя из которой определяется позиция сотрудников ОВЦС, представляющих Русскую Православную Церковь в контактах с католиками?
- Позиция сотрудников Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, представляющих Русскую Православную Церковь в контактах с католиками, определяется теми направлениями и задачами, которые ставятся перед ними Священноначалием нашей Церкви. ОВЦС - это церковное учреждение, и все действия Отдела в сфере межконфессиональных отношений предпринимаются с ведома и благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода. Поэтому приведенная в Вашем вопросе оценка Его Святейшеством деятельности католиков является для наших сотрудников руководством к действию во имя соблюдения жизненно важных интересов нашей Церкви.
Что касается концепции диалога с Римско-Католической Церковью, она остается неизменной с конца 80-х - начала 90-х годов, когда начала складываться конфликтная ситуация с униатами на Западной Украине и был приостановлен богословский диалог с католиками. С тех пор на всех встречах официальных делегаций нашей Церкви и Ватикана в течение последних лет мы обсуждаем только эту проблему.
Если говорить о результатах, то здесь мы сталкиваемся с достаточно тревожным парадоксом. На двусторонних переговорах удается достигать конкретных, порой весьма важных решений, - достаточно вспомнить соглашение по поводу мирного и справедливого распределения храмов между православными и униатами на Западной Украине, - однако в реальной жизни эти решения в жизнь не претворяются.
Существует несколько причин этого печального явления, большинство из которых местного происхождения, но от данного факта легче, как говорится, не становится. Вот почему мы заявляем, что диалог ради диалога быть не может, ибо результатом такого бесплодия будут лишь возрастающие недоумения и даже подозрения.
С другой стороны, и отказ от переговоров не приблизит решение проблемы, но, напротив, усугубит ситуацию. Трудно сказать, каковой была бы эта ситуация, если бы вообще не существовало никакого инструмента разрешения конфликта.
Иначе говоря, основная задача, которая стоит перед нами в контексте наших переговоров и отношений с Римско-Католической Церковью, заключается в том, чтобы реально повлиять на ситуацию на Западной Украине и прекратить притеснения православных, сохраняющих каноническую связь с Московским Патриархатом. От того, насколько это удастся осуществить, во многом зависит будущее наших отношений с Римом.
- Как Вы, Ваше Высокопреосвященство, оцениваете неоднократно повторявщиеся представителями Ватикана заявления о желательности поездки папы в Россию и встречи его со Святейшим Патриархом? Ведь эти заявления повторяются, несмотря на весьма решительно выраженное Святейшим Патриархом мнение о невозможности такой встречи. Дело дошло до того, что в Саратове с приглашением к папе посетить Россию тамошний губернатор Аяцков, и это нелепое заявление папский нунций пообещал передать папе римскому
- В настоящее время встреча между Папой Римским и Святейшим Патриархом не представляется возможной, ибо не решены основные проблемы, создающие трудности в отношениях между православными и католиками. Подобная встреча не может быть протокольной, чтобы стать лишь поводом для сенсационных сообщений в средствах массовой информации. Она должна подвести черту под трудной историей двусторонних отношений, а значит, в плане подготовки к ней необходимо обеспечить решение всех основных проблем, включая и проблему прозелитизма. Именно поэтому Святейший Патриарх Алексий II неоднократно заявлял, что такая встреча должна быть хорошо подготовлена.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА, МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ


Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев