КОНСТАНТИНОПОЛЬ - МОСКВА:
НОВОЕ ОСЛОЖНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ
МИТРОПОЛИТ КОНСТАНТИН, НАХОДЯЩИЙСЯ В ЮРИСДИКЦИИ
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА, ВОЗГЛАВИЛ
РАСКОЛЬНИЧЬЮ "УКРАИНСКУЮ АВТОКЕФАЛЬНУЮ
ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ"
Недавно скончавшийся глава раскольничьей т.н.
"Украинской автокефальной церкви" (УАПЦ)
лжепатриарх Димитрий Ярема своим завещанием
передал управление УАПЦ митрополиту Константину,
возглавляющему украинскую митрополию в США,
которая находится в юрисдикции
Константинопольского Патриархата. Митрополит
Константин направил в "Патриархию" УАПЦ,
управляющему делами УАПЦ "архиепископу
Харьковскому и Полтавскому" Игорю Исиченко,
"Архипастырское послание" следующего
содержания:
"Ваше Высокопреосвященство Архиепископ Игорь!
Слава Иисусу Христу!
Исполняя завещание слуги Господнего блаженной
памяти Патриарха УАПЦ Димитрия, извещаю Вас и
через Вас благочестивый епископат, всечестное
священство, диаконство, монашество,
Христолюбивых верных УАПЦ о следующем:
1) В связи с упокоением блаженной памяти слуги
Господнего Святейшего Патриарха Димитрия и в
связи с решением Архиерейского Собора и
Патриаршей Рады УАПЦеркви благословляю Вас
управлять вдовствующей Киевской епархией
УАПЦеркви и подтверждаю полномочия, связанные с
этим управлением до избрания предстоятеля
УАПЦеркви.
2) Подтверждаю полномочия
Высокопреосвященнейшего Архиепископа Игоря,
определенные и установленные указом блаженной
памяти Святейшего Патриарха Димитрия (ч. 1) от 4
февраля лета Господнего 2000.
3) Поминовение во время Литургии и богослужений
меня недостойного слуги Господнего как
Предстоятеля УАПЦеркви принимаю как проявление
любви и почета, с надеждой, что это приведет к
эвентуальному признанию УАПЦеркви в Украине
Вселенской Патриархией и Православным миром.
4) Благословляю, чтобы всецерковный УПСобор
прошел 21 и 22 июня лета Господнего 2000.
Прося Ваших молитв и уделяя всем наше
архипастырское благословение остаюсь
Преданный Вам о Господе
+ Константин, Митрополит"
Данное послание опубликовано в "Официальной
хронике" УАПЦ с ремаркой: "Таким образом,
Блаженнейший митрополит Константин канонически
вошел в управление Украинской Автокефальной
Православной Церковью согласно завещанию
Святейшего Патриарха Димитрия и в соответствии с
решением Архиерейского Собора от 1 марта 2000 г".
Комментарии к данному сообщению практически
излишни. Все это означает лишь одно -
раскольничье сообщество, иерархия которого
имеет незаконные "самосвятские" корни,
отныне признается Константинопольским
Патриархатом, в юрисдикции которого с 1995 г.
пребывает митрополит Константин и его
автономная митрополия. И если Патриарх
Варфоломей в очередной раз станет заявлять о том,
что никакой поддержки раскольникам-автокефалистам
он не оказывал и не оказывает, это будет ложью.
Митрополит Константин - его архиерей, который не
может предпринимать никаких действий, не
соотносясь со своей юрисдикционной
принадлежностью к Константинопольской Церкви.
Можно предположить, что Патриарх Варфоломей
точно так же квалифицировал бы такую, например,
гипотетическую ситуацию: если бы, скажем,
прекративший поминовение Патриарха
Константинопольского ввиду неприятия его
экуменической политики афонский Есфигменский
монастырь вдруг избрал бы своим игуменом клирика
Московского Патриархата. Ситуация с
канонической точки зрения в данном случае, как и
в случае с возглавившим УАПЦ митрополитом
Константином, выглядит как полный нонсенс: два
Патриархата имеют между собой евхаристическое
общение, а входящие в их юрисдикцию отдельные
сообщества являются по отношению к Церкви-Матери
раскольничьими.
Позиция митрополита Константина, имеющая своим
следствием вопиющее попрание канонов
Православной Церкви, может существенно
осложнить и без того непростые отношения между
Московским и Константинопольским Патриархатами,
а также привести к углублению автокефалистского
раскола на Украине, последствия чего могут
оказаться непредсказуемыми.
НОЖ В СПИНУ ПРАВОСЛАВНЫМ ГАЛИЧАНАМ: КОГО
ПОДДЕРЖИВАЮТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ ИЕРАРХИ НА
ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ?
Как уже сообщалось, для погребения умершего
главы раскольничьей "Украинской
автокефальной православной церкви" (УАПЦ)
лжепатриарха Димитрия Яремы во Львов в начале
марта 2000 года приезжал епископ Скопелосский
Всеволод (Майданский), архиерей украинской
митрополии в США, пребывающей в юрисдикции
Константинопольского Патриархата. О том, сколь
скандально проходил визит Преосвященного
Всеволода в столицу Галиции, свидетельствуют
сообщения православных верующих из Львовской
епархии канонической Украинской Православной
Церкви.
Прежде всего следует отметить, что сам епископ
Всеволод во время своего визита неоднократно
подчеркивал, что приехал по благословению своего
предстоятеля - митрополита Константина,
возглавляющего украинскую митрополию
Константинопольского Патриархата. Вопреки
канонам епископ Всеволод даже не известил
правящего архиерея Львовской епархии -
архиепископа Августина - о своем визите.
Встречали владыку Всеволода во Львовском
аэропорту исключительно "архиереи" из УАПЦ.
Архиепископ Августин, так и не дождавшись от
Всеволода ни визита, ни элементарного оповещения
о своем прибытии во Львов, направил нескольких
сотрудников епархии к епископу Всеволоду,
находившемуся в то время в Петропавловском храме
(УАПЦ), где состоялись похороны Димитрия Яремы и
проходил "собор" УАПЦ, о чем сообщали
многочисленные СМИ. Епископу Всеволоду от имени
владыки Августина было выражено недоумение по
поводу его действий.
Как выяснилось, владыка Всеволод принимал
участие в раскольничьем "соборе", который
был собран лжеархиереями УАПЦ. Причем подобное
возмутительное попрание канонов со стороны
епископа Всеволода отмечено уже не в первый раз:
ранее он без какого-либо смущения участвовал в
синодах Украинской греко-католической церкви, на
которых с восторгом отзывался об унии и
деятельности греко-католиков, подвергших
жесточайшему гонению православных Галиции.
Только после напоминания о себе со стороны
архиепископа Августина епископ Всеволод
догадался позвонить правящему архиерею, в
епархии которого он столь беззастенчиво вершил
свои противоканонические дела. Епископ Всеволод
сообщил в телефонном звонке владыке Августину,
что, видите ли, находится во Львове неофициально,
а потому не нанес ему визита (очевидно, именно эта
"неофициальность", по мысли епископа
Всеволода, давала ему право общаться с
раскольниками). При этом все же владыка Всеволод,
вероятно, ощутил шаткость своего аргумента, а
потому, не дожидаясь вопроса, сам поспешил
заявить, что с архиереями и клириками УАПЦ он
литургию не совершал и в евхаристическом общении
не был. Почему-то общением владыка Всеволод
считает только литургисание, а совершенные им
отпевание и панихиду по лжепатриарху Яреме отнес
также к "неофициальным" моментам своего
визита. Хотя каноны совершенно ясно определяют,
что епископ, дерзнувший "архиерейски
действовати" (а не только литургисать) в чужой
епархии, должен быть извержен из сана.
Так и не встретившийся с архиепископом
Августином епископ Всеволод вылетел 9 марта из
Львова в США. И на этот раз провожали его
представители УАПЦ во главе с "епископом
Львовским" Макарием, которого, судя по всему,
владыка Всеволод именно и посчитал Львовским
архиереем.
Тому, что действия епископа Всеволода являются
отнюдь не плодом его личных пристрастий в
отношении раскольников-автокефалистов и униатов,
а выражением вполне четко оформленной идеологии
украинской митрополии США, находящейся в
Константинопольской юрисдикции,
свидетельствует ряд материалов.
Прежде всего, наиболее наглядно позицию
украинских церковных сепаратистов из юрисдикции
Константинопольского Патриархата отражает
статья из издаваемой ими в Канаде газеты "Вiсник"
(31 января 2000 г.), в которой, в частности, говорится:
"...Верующий украинец, который знает свою
историю, - тяготеет к своему историческому
церковному центру в Константинополе, в Царьграде.
Именно на основании этого мы и не можем
принципиально согласиться с современной
вынужденной зависимостью Киевской Церкви от
Московской, ибо это - с одной стороны -
исторический анахронизм (Киев был ранее Москвы),
с другой - болезненное напоминание исторического
несчастья нашего народа, а с третьей - пережиток
или остаток предыдущего колониального режима.
Все это - оскорбительно и неприемлемо для
истинного украинца".
Далее в этом "историософском" эссе
утверждается:
"Речь идет о самом принципе: независимому от
Москвы Киеву надлежит иметь независимую от
Москвы Киевскую Церковь. Тут мы не можем и не
смеем быть нейтральными. Наоборот, мы должны
всемерно помогать своим братьям и сестрам в
Украине скинуть и это, последнее колониальное
ярмо. Нам следует использовать свое современное
состояние "признанной Церкви", которая
имеет доступ к мировому форуму Православия, и
делать все, что возможно, в направлении
возрождения, утверждения и обретения
независимости Киевской Церкви".
Таким образом, юрисдикция Константинополя
избрана церковными сепаратистами из диаспоры и
Галиции как трамплин для достижения своих
автокефалистских притязаний, идущих вразрез с
настроениями подавляющего большинства
православных верующих Украины. Как верно
рассчитали автокефалисты, их союзником в этом
деле может стать Константинопольский Патриархат,
чьи претензии на своего рода "восточное
папство" столь прогрессируют в последнее
время, хотя и натыкаются на противодействие со
стороны Русской Православной Церкви. Сегодня
Фанар вполне может попытаться использовать
такой фактор, как автокефалистский раскол, для
того чтобы оказывать давление на Московский
Патриархат в нужном ему направлении.
Для характеристики деятельности епископа
Всеволода (Майданского), в частности и украинских
сепаратистов Константинпольской юрисдикции - в
целом, также весьма показательно интервью,
которое владыка Всеволод дал греко-католическому
радио "Воскресение" после того, как посетил
греко-католическую Львовскую богословскую
академию и встретился с ее ректором (на это
владыка Всволод также нашел время, которого у
него не хватило, для того чтобы встретиться с
каноническим православным епископом). В интервью
епископ Всеволод, в частности, сказал:
"Мне очень приятно присутствовать здесь, в
Львовской богословской академии. Особый визит
сюда я нанес по той причине, что, когда эта школа
встала на ноги, она издала первую книгу светлой
памяти Андрея Шептицкого, и лично я с глубоким
уважением прочитал, что эта книга была посвящена
нам, сотрудникам Экуменического движения, а
именно - владыке Каллисту и лично мне. Это было
очень трогательно.
И вот я в первый раз после моего последнего
визита во Львов в 1992 г., когда здесь я был на
Синоде Украинской католической церкви как
первый представитель Вселенского Патриарха
после 400 лет нашего, так сказать, недоразумения.
Мне снова приятно быть здесь и прийти в гости -
особенно в Академию, которая является источником
для будущих наших богословов, для будущих
тружеников на нивах, приготовленных для Господа
Бога. И молю Господа, чтобы Он благословил эту
Академию, чтобы она развивалась и воспитывала
мудрых богословов, которые бы стремились к
взаимопониманию между нами, разделенными
Церквами, и чтобы дал Бог, чтобы у нас был один
Пастырь и одна Чаша".
В ответ на вопрос корреспондента о том, какие
перемены в церковной жизни Галиции епископ
Всеволод увидел здесь после 1992 года, он ответил:
"Я заметил, что Католическая Церковь, я имею в
виду Украинскую Греко-Католическую Церковь,
прекрасно развилась, что она построила много
храмов, возродила храмы, имеет уже стабильный
епископат, имеет много студентов. А особенно я
очарован Академией, которая имеет очень
масштабные планы, многие из которых уже
исполнила и внедрила в практику".
Остается только подивиться этому "очарованному"
епископу, который рядом с "прекрасно развитыми"
братьями-католиками не заметил страждущего
Галицкого Православия, гонимого католиками и
раскольниками за свое стремление к
незамутненной Истине православного вероучения и
канонической чистоте.
В. ПОЛЯКОВ
РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ С АРХИМАНДРИТОМ ЕЛИСЕЕМ (ГАНАБА),
СЕКРЕТАРЕМ ОВЦС ПО МЕЖПРАВОСЛАВНЫМ СВЯЗЯМ И
ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЯМ РПЦ
- Что собой представляет эта епархия и как это
может повлиять на отношения между
Константинополем и Москвой и какие
предпринимаются шаги с нашей стороны, чтобы все-таки
такие вещи впредь не происходили?
- Нужно иметь в виду, что Русская Церковь не имеет
евхаристического и канонического общения со
структурой, возглавляемой митрополитом
Константином - так называемой Украинской
Церковью в диаспоре, принятой в 1995 году в
юрисдикцию Константинопольского Патриархата,
поскольку Русская Церковь не признавала и до сих
пор не признает каноничность иерейских и
архиерейских рукоположений этой структуры (часть
их находится в Америке, а часть в Европе).
- А с чем это связано, что она не признает?
- Потому что эти клирики имеют свое происхождение
от раскольничьего автокефального движения,
возглавляемого самосвятом Василием Липковским.
Также и архиерейские хиротонии, совершенные в 40-х
годах епископом Поликарпом Сикорским и давшие
начало всей последующей "иерархии"
украинских автокефалистов не могут быть
признаны действительными, так как к этому
времени Поликарп Сикорский был лишен священного
сана и монашества.
- А как же тогда Константинополь расценивает эти
шаги и действия вот этих раскольничьих клириков?
- Здесь, конечно, уместно задать вопрос именно
Константинополю. Думаю, что действительно было
бы очень опасным предпринимать скорые, поспешные
шаги по принятию в юрисдикцию Константинополя
этой раскольничьей структуры - УАПЦ, которую
возглавлял покойный Димитрий. Это действительно
повлечет за собой все большее разделение на
Украине и, главное, что это привнесет и раскол
между нашей канонической Церковью на Украине и
Константинопольским Патриархатом. И
Константинополь это понимает. Однако следует
иметь в виду, что митрополит Константин
обращается к пастве так называемой УАПЦ со
своими обращениями и благословениями. Это тоже
выглядит странно, поскольку считается, что
структура митрополита Константина окормляет
украинскую диаспору. Однако при этом
митрополитом Константином делаются попытки
управления паствой на Украине.
Конечно, это временная акция со стороны
Константина, но она является самочинной и не
может иметь никакого признания со стороны
канонической Церкви.
Думаю, Константинопольский Патриархат тоже не
сможет оправдать эти действия из Америки в
отношении автокефального раскола на Украине.
- А в связи с этим - были ли какие-то с нашей
стороны заявления Константинополю и,
соответственно, ответы на них?
- В связи с этим на прошлой неделе были проведены
переговоры с представителями
Константинопольской патриархии, о результатах
которых мы в ближайшее время сообщим церковной
прессе. Действительно, представители
Константинопольского Патриархата подтверждают
тот факт, что некоторые раскольники на Украине
имеют желание быть в юрисдикции
Константинопольского Патриархата или, как они
говорят, обрести каноническое достоинство.
Наша позиция в основном сводится к тому, что эти
вопросы невозможно решать без участия
канонических иерархов нашей Церкви на Украине,
иерархов Украинской Православной Церкви
Московского Патриархата.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев