"НАПРАВЛЕННОЕ ПРОТИВ
СВЯТОЙ ЦЕРКВИ ЗЛОДЕЯНИЕ"
Недавно всю нашу Церковь потрясло сообщение о
зверском убийстве православного священника в
Красноярском крае. Мы попросили
прокомментировать эту трагедию заведующего
кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского
Богословского института А. Л. Дворкина.
Н. Ратников. Александр Леонидович, что же все-таки
проихошло?
А. Дворкин. В ночь накануне весеннего
равноденствия 21 марта 2000 г. поклонник
индуистского бога Кришны убил русского
православного священника в далеком сибирском
поселке Тура. Священник - иеромонах Григорий - с 4
ноября 1997 г. был настоятелем молитвенного дома в
п. Тура Эвенкийского района Красноярского края.
По словам полковника Ивана Панова, главы УВД
Эвенкийского района, убийца - Роман Гаврилов (1973 г.
рождения), вооруженный самодельным шилом, в 3 часа
ночи постучался в дверь отца Григория. Священник
открыл дверь, и убийца нанес ему удар шилом в
сердце и два в шею. Когда отец Григорий упал,
Гаврилов отрезал ему голову складным ножом,
сломав при этом нож. Далее изувер зашел вместе с
головой убитого священника в помещение храма,
обнес голову вокруг престола так, чтобы капающая
кровь образовала на полу круг, и затем положил
голову отца Григория на престол.
Убийца был задержан на следующее утро. При
задержании Гаврилов назвался Романом Хариевичем
Кришницем. В содеянном злодеянии убийца не
раскаялся. На первом же допросе он признался, что
выполнял повеление своего бога: Кришна явился
ему во сне и детально описал, что он должен
сделать. Сейчас Гаврилов находится в изоляторе
временного содержания при УВД Туры и, по словам
сотрудников дежурной части, распевает в камере
мантру "Харе Кришна".
Н. Р. А почему же священник так поздно ночью
открыл дверь незнакомому человеку?
А. Д. Отец Григорий открыл дверь преступнику,
поскольку был с ним знаком. Как рассказывают
местные жители, ранее он помогал неприкаянному
кришнаиту, снабдил его теплой одеждой и много раз
беседовал с ним, пытаясь убедить отказаться от
заблуждений.
Н. Р. Александр Леонидович, но возникает такой
вопрос: ведь о кришнаитах часто можно услышать,
что они, дескать, вегетарианцы, проповедуют
ненасилие и вообще тихие и смирные ребята. Чудаки,
конечно, но зато мухи не обидят. И все их писания
тоже учат непротивлению злу насилием.
А. Д. Это не так. В учениях "Общества сознания
Кришны", действительно, присутствует запрет на
употребление мясной пищи. Но запрета на убийство
человека там не существует. Вот некоторые цитаты
из кришнаитских вероучительных источников: "Отказ
от насилия в политике может быть хорош для
дипломатических целей, но никогда не должен
возводиться в принцип" (Бхагавад-Гита как она
есть. Гл. 2, комментарий к тексту 31). "Насилие,
совершаемое в соответствии с принципами религии,
намного выше так называемого "ненасилия" (Шримад
Бхагаватам. Песнь 1, ч. 1, 2, гл. 7, комментарий к
тексту 36). "Кто не руководствуется ложным эго и
чей разум свободен, тот, даже убивая людей в этом
мире, не убивает, и поступки его не имеют для него
последствий" (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18,
текст 17). "Любой человек, действующий в
сознании Кришны, даже убивая, не совершает
убийства, как и не затрагивается он
последствиями такого поступка" (Бхагавад-Гита
как она есть. Гл. 18, комментарий к тексту 17). "Действия,
выполненные в сознании Кришны, под Его
руководством изнутри, не влекут за собой
последствий ни в этой жизни, ни в жизни после
смерти" (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18,
комментарий к тексту 13). "Достигшие
совершенного сознания Кришны в конечном итоге не
ответственны за свои действия. Все зависит от
высшей воли..." (Бхагавад-Гита как она есть. Гл.
18, комментарий к тексту 14).
Вот видите, убивать можно, а иногда даже и нужно.
Более того, если совершать убийство в "сознании
Кришны", то выходит, что делаешь благое дело. Но
ведь Гаврилов и считал, что действует не просто в
"сознании Кришны", но по прямому указанию и
приказу своего божества.
Н. Р. Но, насколько мне известно, кришнаиты
говорят, что эти древние тексты нельзя понимать
буквально. Дескать, и в Библии при желании можно
найти насилие и убийство.
А. Д. Обратите внимание, те цитаты, которые я
привел, - это не цитаты из древних текстов. Это
современные комментарии к текстам. И комментарии
эти были написаны во второй половине ХХ века
основателем "Общества сознания Кришны"
Свами Прабхупадой. Видели ли Вы когда-нибудь
современные церковные комментарии к Библии, в
которых говорилось бы что-либо подобное?
Н. Р. Была ли какая-нибудь реакция кришнаитского
руководства на убийство?
А. Д. Московское руководство "Центра обществ
сознания Кришны в России" оперативно
отреагировало на происшедшее, заявив, что убийца
не имеет к ним никакого отношения. Впрочем, такое
поведение характерно для "Общества сознания
Кришны", которое всегда отрекалось от своих
преступников, когда они были пойманы с поличным.
А преступлений (в том числе и жестоких убийств) за
недолгую историю этой псевдоиндуистской секты
совершалось более чем достаточно. Более того,
даже убийство с последующим отрезанием головы
также не является первым в истории современного
кришнаизма. В 1987 г. в Лондоне один из адептов
секты несколькими ударами ножом убил своего гуру
Джейатирту, после чего тем же ножом отрезал ему
голову. Джейатирта был одним из одиннадцати гуру-преемников,
назначенных самим Прабхупадой - основателем "Общества
сознания Кришны", и наследовавших ему.
Впрочем, вопрос даже не в том, числился ли
формально Гаврилов членом "Общества сознания
Кришны" на момент убийства, главное в том
заряде ненависти, который заложен в литературе
секты, и в той неограниченной власти, которую
кришнаитские гуру имеют над своими
последователями. Именно эта взрывоопасная
комбинация и может привести (как, впрочем, и
приводила) человека с неустойчивой психикой к
самым страшным преступлениям.
Н. Р. Известно ли Вам что-нибудь о реакции Русской
Православной Церкви?
А. Д. Как "направленное против Святой Церкви
злодеяние" расценил Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II ритуальное убийство
православного священнослужителя, совершенное 21
марта в Красноярском крае. Об этом говорится в
телеграмме соболезнования, которую накануне
предстоятель Церкви отправил на имя
архиепископа Красноярского и Енисейского
Антония.
"Со скорбью воспринял известие о злодейском
убийстве клирика Красноярской епархии -
настоятеля Свято-Троицкого храма города Тура
иеромонаха Григория", - отмечается в
телеграмме. В ней Патриарх Алексий выразил
искреннее соболезнование правящему архиерею,
духовенству, прихожанам, родным и близким
почившего, который, по его словам, "всецело
посвятил себя служению Богу и людям". "Разделяя
боль утраты, молюсь, дабы Господь упокоил душу
его в селениях небесных и сотворил ему вечную
память", - говорится в заключении телеграммы.
А вот что говорится в епархиальном сообщении о
ритуальном убийстве отца Григория: "Расцениваем
эту трагедию как следствие широкой рекламы в
средствах массовой информации всякого рода
псевдорелигиозности, возврат к диким языческим
культам сатанизма и культивации идеи многобожия
нового образца под именем Христа, искусственно
сейчас насаждаемого вопреки здравому смыслу и
Священному Писанию, не допускающему разделения
единой, данной от Бога веры на всякого рода
отсебятину шарлатанов и многоверия.
Да примет Господь душу раба Божия иеромонаха
Григория Яковлева в Свои Небесные Обители, как
истинно-верного Сына Церкви Православной,
простив ему через его мученическую смерть все
его прегрешения".
Н. Р. Можете ли Вы еще что-нибудь добавить к
вышесказанному?
А. Д. Отпевание покойного было совершено 23 марта.
Архиепископ Антоний считает, что в храме была
пролита праведная кровь за Христа, и поэтому
здесь будут продолжаться богослужения.
Начальник ГУВД Эвенкийского района Иван Панов в
телефонном разговоре сообщил, что смерть горячо
любимого священника потрясла жителей города и
что после этого события весь город обратился ко
Христу.
Очевидно, что наша Церковь приобрела нового
священномученика и молитвенника за нас у
Престола Божия. И то, что смерть отца Григория
сыграла такую роль в ставшем для него родным
далеком эвенкийском поселке, показывает, что все
происшедшее было не случайным и что Господь
призвал к Себе Своего верного раба, выдержавшего
самый сложный экзамен.
Иеромонах Григорий (в миру Геннадий Михайлович
Яковлев) родился 3 октября 1949 года в городе
Бодайбо Иркутской области. После 8 классов
средней школы окончил Аграрный политехникум (1968
г.), служил в Военно-Морском флоте с 1969 по 1972 гг.
Окончил затем истфак Одесского Госуниверситета
в 1978 г. Принял в том же году Святое Крещение.
Вначале он был прихожанином одного из храмов г.
Барнаула, затем стал алтарником храма в Петро-Павловском
храме г. Анжеро-Судженска Кемеровской епархии, 1981
по октябрь 1982 г. нес послушание в Покровском
соборе г. Тобольска, а с января 1983 г. был
псаломщиком в Успенском соборе г. Енисейска. В
Иркутске 12 декабря 1986 г. принимает сан диакона, 13
декабря того же года - сан иерея. С 5 июня 1987 г. -
настоятель Свято-Никольского храма в селе
Листвянки Иркутской области, с 1 мая 1988 г. - личный
секретарь архиепископа Иркутского и Ангарского.
5 мая 1994 г. ему была поручена отправка из Москвы
раки (гробницы) для святителя Иннокентия
Иркутского. С января 1995 г. отец Геннадий был
переведен в Красноярско-Енисейскую епархию, 26
марта того же года принимает монашество с именем
Григория в Спасо-Преображенском монастыре. С 4
ноября 1997 г. он принимает дела по настоятельству
в молитвенном доме в поселке Тура (Эвенкия).
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев