НЕСКУЧНЫЕ ОТВЕТЫ НА СКУЧНЫЕ
ВОПРОСЫ
О канонизации матери Марии, и не только о ней
От редакции. На Интернет-форуме радиостанции "Радонеж"
(www.radonezh.orthodoxy.ru/) в апреле-мае разгорелась
дискуссия, с содержанием которой мы хотели бы
познакомить наших читателей.
Сергей Б. "Не приселится к Тебе лукавнуяй".
21.4.00.
Парижская "Russki mysl" в №4314 опубликовала
пространный отчет о прошедшей в Санкт-Петербурге
международной конференции, посвященной матери
Марии (Скобцовой). Конференция мыслится ее
устроителями и участниками (участвовал и о.
Кочетков), как важный этап подготовки
канонизации матери Марии Константинопольской
патриархией. Впрочем, участники конференции
обратились с письмами не только к европейскому
экзарху Константинополя, но и к митр. Ювеналию,
как председателю синодальной канонизационной
комиссии РПЦ. В письмах рассказывается "о
горячем народном чаянии канонизации" (в
рюсскимисльском отчете не разъяснено, о каком
именно народе идет речь). В перспективе этой
канонизации особенно удачно смотрится последний
абзац отчета - цитата из доклада о. Сергия Гаккеля
(известного борца с "христианским
антисемитизмом" и автора книги о матери Марии):
"Я взглянул на портрет матери Марии, лукавое
выражение ее лица как бы говорило мне - вновь
призывает она к творческому подходу к церковной
жизни". Как бы Вселенской патриархии, учитывая
особенности гаккелекочетковского творческого
подхода, не превратиться в "церковь
лукавнующих". Да и нам надо задуматься: хотя
ничего не сообщается об отношении к проведению
конференции митр. Владимира, но вот на последнем
заседании Синода было благословлено
установление почитания Собора Санкт-петербургских
подвижников благочестия - и кто там в списке
окажется, при творческом-то подходе?
Василий: Можно подробнее? 22.4.00.
Хотелось бы узнать поподробнее, кто такая Мария
Скобцова и чем она прославилась или "прославилась"
:)
В. Алексеев: Подробнее. 27.4.00.
Сергию, судя по всему, недосуг отвечать на
скучные вопросы - он все газеты читает. Попробую
ответить на поставленный Василием вопрос. Мать
Мария (Скобцова) (Скобцова - по второму мужу, в
девичестве - Елизавета Пиленко, иногда - например,
у историков масонства - упоминается также как
Елизавета Кузьмина-Караваева) погибла в
нацистском концлагере Равенсбрюк в 1945 году. Была
арестована (с сыном и несколькими сотрудниками -
о. Димитрием Клепининым и др. - они также все
погибли в лагерях) гестапо из-за того, что
созданная ею благотворительная организация "Православное
дело" помогала евреям во Франции избежать
ареста и отправки в лагерь - им выдавались
справки о совершении Крещения (иногда не
совершавшегося). В настоящее время канонизации м.
Марии как преподобномученицы у нас добиваются,
как верно отметил Сергий Б., кочетковцы и -
добавлю - последователи о. Александра Меня.
Говорить о "преподобии", как мне кажется,
затруднительно, учитывая как революционные
теоретические воззрения м. Марии на монашество (да
и вообще на Церковь) - их подробно рассматривал
прот. Валентин Асмус (см. его статью
http://www.moskva.cdru.com:8080/blessed_fire/03_99/asmus.htm), так и
практический образ ее монашеского бытия (можно,
например, посмотреть книгу о м. Марии о. Сергия
Гаккеля, книга, по-моему, достаточно информативна,
зря Сергий Б. на о. Гаккеля ругается). Митрополит
Евлогий (Георгиевский) постригший Е. Скобцову в
монашество, позднее замечал, что "ни левых
политических симпатий, ни демагогической
склонности влиять на людей она в монашестве не
изжила". Да и когда их было изживать? О. Киприан
(Керн) (прямо скажем, не самый страшный
ультрафундаменталист от монашества), три года по
послушанию владыке (владыка надеялся внушить м.
Марии более традиционные взгляды) скорбевший в
клубах табачного дыма, исходивших из монашеской
келии м. Марии, где обсуждались "самые
волнующие проблемы современности" (выражение
о. Гаккеля), был в конце концов изгнан с прихода
вместе с еще двумя монахинями, также слишком
традиционно понимавшими монашество, и поэтому не
стяжавшими, по оценке м. Марии, достаточно
деятельной любви к ближнему. Как раз незадолго до
этого м. Мария размышляла (в стихах и прозе) о
необходимости "скитальчества". Вообще надо
заметить, что сама необходимость "защиты и
служения обездоленным", которую своей целью
заявляли многие революционеры, не только м. Мария,
в немалой степени возникала в результате
деятельности "просветительно-освободительного"
движения. Свят. Филарет говорил об обезумевших от
ложного просвещения просветителях, что они "подобно
пьяным, не любят быть в покое, но с мечтательной
мыслию преобразования, все хотят ниспровергнуть
и разрушить, и нездравую жажду просвещения,
превратившуюся у них в другую, еще более
неистовую жажду - быть просветителями, не умеют
угасить иначе, как слезами и кровью людей и
народов". Число обездоленных, в результате
этой деятельности, создавалось огромное - и было,
таким образом, кому "жертвенно служить". Вот
чего не было - так это покаяния в содеянном с
Россией. Так что говорить о "преподобии"
затруднительно. Да и непонятно, как
Константинополь будет объяснять православным
грекам, почему в лике преподобных эсерка, которую
в Греции вряд ли кто и по имени-то знает, и почему
не канонизирован до сих пор, скажем, афонский
старец Паисий, которого действительно знает и
почитает вся православная Греция. Впрочем, что
это я - он же такой традиционный монах. Что же
касается мученичества, то тут я от суждений
воздержусь. Замечу лишь, что в нацистских
концлагерях погибли многие. Если не ошибаюсь, в
упомянутой Сергием конференции участвовала
некая Шмаина-Великанова, которая давно требует
"расширить" понимание мученичества -
посредством включения в число мучеников,
почитаемых Церковью, всех евреев - крещеных и
некрещеных - умерщвленных нацистами. Просто по
факту страдальческой кончины. Любопытно, что в
отношении действительно всенародно почитаемого
святым мучеником последнего русского Государя
противники канонизации употребляют аналогичный
аргумент - мол, от большевистского террора
погибли многие, не всех же их канонизировать.
Сергей Б.: О чтении газет. 2.5.00
<Сергию, судя по всему, недосуг отвечать на
скучные вопросы - он все газеты читает.> Прошу
меня извинить за то, что долго не отвечал. Газеты
я действительно читаю - без чего, может быть, и эта
дискуссия не состоялась бы (за неимением темы). Не
отвечал же я в основном из-за Страстной. Между
прочим, г-н Алексеев ("не читающий газет"),
сослался на публикацию о. Валентина Асмуса в "Благодатном
огне", но не упомянул почему-то, что это
перепечатка из газеты "Радонеж" (ссылку
можно поискать здесь в архиве). Хотя бы эту газету
можно было и почитать, если уж участвуете в
здешнем форуме.
<Посмотреть книгу о м. Марии о. Сергия Гаккеля,
книга, по-моему, достаточно информативна, зря
Сергий Б. на о. Гаккеля ругается.> Я на о. Гаккеля
за книгу не ругался. Книгу я читал, и тоже нахожу,
что она "достаточно информативна". Кстати,
интересно, что и в книге уже появляется тема "лукавства",
с которой начата была наша дискуссия - автор
приводит (с. 165) рассказ одного из друзей м. Марии,
который уже после гибели ее в лагере видел ее во
сне: "Она взглянула поверх очков, добро и чуть-чуть
лукаво". Так что это, может быть, и не просто "пунктик"
агиографа. Беспокоит же меня не книга или кого
там в Стамбуле канонизируют - это их проблемы.
Меня же, как я уже говорил (в исходном сообщении),
беспокоят "особенности национальной теологии",
настойчиво внедряемой у нас несколькими,
малочисленными, но очень активными группами (две
из них и в Вашем сообщении названы). Группы эти
различаются не столько направлением
деятельности (оно одно - разрушение Православия,
пока еще сохраняющегося в России, а значит, и
разрушение России), сколько функциями в рамках
одной программы. Например, помянутый протоиерей
Гаккель пару лет назад во все той же "Русскоязычной
мысли" толковал про "антисемитский
потенциал" Евангелия и дивился странной
службе Великой Пятницы - ну, как мол, можно
служить такую странную службу, все эти
возмутительные тексты надо изъять. Единственное,
что утешало о. протоиерея в данном случае - тексты-то
на славянском, и их, наверное, не все понимают (редкий
случай, когда обновленец рад
церковнославянскому языку в православном
богослужении). Удивительно во всем этом,
разумеется, не то, что возмущается Гаккель - это
как раз не удивительно. Удивительно
протоиерейство. Вот Вы упоминали еще Шмаину-Великанову
и предлагаемый ею лик "всех от нацистов во
иудействе умученных". Так это не совсем уж и
беспочвенные мечты - работа-то ведется. Вчера по TV
показали Аллу Гербер (она президент российского
научно-просветительного центра "Холокост"),
которая возмущалась, что не все в России хорошо
знают про Холокост, и сообщила тут же, что центр с
этим борется, и она сейчас обсуждает с
московскими властями возможность издания
школьных учебников по данному предмету. Денежка
на издание, надо думать, московскому
правительству будет незамедлительно предложена.
Задумайтесь, много ли у нас издано школьных
учебников про Русский Холокост - уничтожение
после 17 года десятков миллионов русских людей (под
руководством и при активном участии целой толпы
"избраннообездоленных")? Никто не требует
покаяния: кланяться папа должен - в ту сторону, и
вообще, вы, русские, сами во всем виноваты -
коммунисты эдакие! Никто не призывает вбивать
историю этого преступления школьникам в голову:
что вы, что вы - не надо этой истории, надо
воспитывать толерантность! Никакой, тем более,
речи о компенсациях жертвам и их потомкам: еще
чего, компенсацию им подавай, все компенсации -
только нам. И, словно в насмешку, 7 ноября
переименовалось в День примирения и согласия.
Вот об этом стоит задуматься.
В. Алексеев: О чтении Псалтири. 5.5.00.
<г-н Алексеев ("не читающий газет"),
сослался на публикацию о. Валентина Асмуса в "Благодатном
огне", но не упомянул почему-то, что это
перепечатка из газеты "Радонеж" (ссылку
можно поискать здесь в архиве)> Потому и
сослался, что поискать можно - а вот найти нельзя:
за 99-й год только половина здешнего архива
работает, а архив "Радонежа" на "Русской
линии" вообще сводится к ссылке на пасхальное
приветствие г-на Никифорова от 2000 года (оно,
конечно, приятно, только малоинформативно). Вот и
пришлось сослаться на "Благодатный огонь",
да и эту-то ссылку нашел только благодаря
преждереченным кочетковцам - так что всем
спасибо. Тему о м. Марии можно считать
исчерпанной - коль скоро Вы, Сергий, автор
исходного сообщения, решили ее оставить. И теперь
дискуссия плавно съезжает в накатанную колею - в
обсуждение "еврейского вопроса". Если я
правильно понял Ваше последнее сообщение, Вы бы
хотели, чтобы русские люди брали себе
нравственный пример из двухтысячелетнего
нераскаянного состояния иудеев, полностью
игнорируя воспитательный характер посылаемых
нам от Господа наказаний. Свят. Василий Великий
говорил, что всенародные преступления Бог
уцеломудривает всенародными казнями. "Поражу
и Аз исцелю", - говорит Господь. Или Вы считаете,
что мы уже исцелели? Вот вернулись побывавшие на
Светлой "в глубинке". Маленький город,
славившийся лет сто назад своим благочестием. В
огромных соборах - молокозавод, музей и т.п. В
магазинах и на улице - матерщина в качестве
родного языка. Скажете - провинция? А в столице
лучше? В газетах промелькнуло сообщение о
пасхальных дежурствах милиции в московских
храмах - толпы пьяных и матерящихся (и не только
на улице, в ожидании "крёстного" хода). А
главное - сколько было молящихся? Милиция
отчиталась - в 120 храмах (в которых они дежурили;
вообще-то в Москве храмов втрое больше, но
дежурили, наверное, в крупных) было немногим
более 70 тысяч. Сколько в Москве жителей - восемь
миллионов? Десять? "Не десять ли очистишася; да
девять где?". Господь укорил девять из десяти,
не воздавших хвалу Богу. А как насчет девяносто
девяти из ста? При таком проценте благочестия
десяти праведников во граде может когда-нибудь и
не найтись. Ох, что-то рано нам компенсаций
требовать. Лучше бы нам вместо газет Псалтирь
побольше читать, там о религиозном смысле
всенародных бедствий очень вразумительно
сказано: "Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и
обращахуся, и утреневаху к Богу: и помянуша, яко
Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им
есть" (Пс. 77, 34). Что же касается предложения
организационно оформить требование покаяния от
иудеев - не кажется мне это плодотворной идеей.
Все-таки Апостол ясно говорит, что "ожесточение
в Израиле произошло отчасти, до времени, пока
войдет полное число язычников" (Рим. 11,25). Если
не будем упорствовать язычествуя - когда-нибудь и
от них остаток возгласит: "Благословен Грядый.".
А до того - что толку от ожесточившихся требовать,
чтобы они про русский Холокост хоть что-то поняли,
если мы и сами не понимаем?
Сергей Б.: Этот острый укрогалльский смысл... 14.5.00
//Ох, что-то рано нам компенсаций требовать...//
Согласен. Признаюсь, что последнее мое сообщение
писано в большом раздражении - выведен был из
себя герберовыми обещаниями научить Холокосту.
Тоже, в общем-то, урок - неча было на второй день
Пасхи таращиться в телеканал президента
Российского еврейского конгресса //Тему о м.
Марии можно считать исчерпанной - коль скоро Вы,
Сергий, автор исходного сообщения, решили ее
оставить.// С этим согласиться не могу. Не
получится ее оставить - "Russki mysl" не допустит.
В последнем номере (№4317) - заметка "Бдительные
радонежцы о глазах матери Марии",
комментирующая сообщение, появившееся в разделе
"Новости" на сайте "Радонежа".
Новостное радонежское сообщение, как я понимаю,
было составлено на основе моего первого
сообщения в этой теме Форума. Собственно говоря,
оно содержало почти весь текст моего сообщения (см.
"... не приселится к Тебе лукавнуяй"), за
исключением двух последних предложений,
содержащих мой комментарий, - вместо них
радонежские редакторы новостей предложили свою
оценку события. Автор заметки в "Рюсской мисли",
таким образом, обижается и на меня. Это я, по
выражению Е. Аржаковской-Клепининой из Киева-Парижа
(она именно так подписалась), "православный
ортодокс". Благодарю за это конфессионально-лингвистическое
открытие, но не могу не отметить: многое, если не
все, смешалось в языках и головах жителей
Киевопарижья. Это мой стиль напоминает им "худшие
образцы богоборческих советских журналов времен
гонения на Церковь" - просто потому, что я
дерзнул упоминуть об участии в их конференции
культовой фигуры "неправославного
православия" - о. Кочеткова. А о. Георгия
трогать не рекомендуется: это у них что-то вроде
"священной коровы". И сделал-то я это,
догадывается автор заметки, с целью опорочить
конференцию почитателей м. Марии - видимо в "укрской
мысли" точно дознали, что в приличные места о.
Кочеткова уже не зовут. Попало мне от укрогаллов
и за предположение о намерении Константинополя
канонизировать м. Марию - "следующий удар
наносится по Константинопольской Патриархии...
но ошибаются радонежцы: инициатива принадлежит
французским православным христианам". Так они,
вроде бы, в юрисдикции Стамбула и пребывают? И за
о. Гаккеля мне досталось: нельзя, оказывается,
было упоминать, что он "известный борец с
христианским антисемитизмом". Ведь,
восклицает Аржаковская, "что может быть лучше,
чем бороться с любым антисемитизмом?". Тут
поневоле вспоминается Веня Ерофеев: "Что может
быть лучше борьбы за освобождение человечества?".
Теряюсь. Не знаю, что ответить. Православный
священник мог бы, наверное, найти занятие и
поактуальнее размышлений об "антисемитском
потенциале Евангелия", но то ж православный...
Большая же часть киевопарижских мыслей
отводится апологии лукавства. "Придравшись к
слову, радонежцы ликуют: мол, лукавые византийцы
пусть канонизируют лукавых монахинь". Я,
вообще-то, совсем не ликовал - скорее наоборот. Да
и радонежская служба новостей тоже обошлась без
восторгов - в их сообщении просто высказывалось
сомнение, уместно ли будет "канонизировать
лукавство и отражать его в иконописных образах".
В Киево-Лютеции эти сомнения отметают, цитируя
отзыв о внешности м. Марии ее современницы Т.
Манухиной. "... Как она сумела сохранить в
Париже... всем нам знакомый облик русской
эмансипированной женщины", восторгается
свидетельница и вспоминает об улыбке м. Марии -
"не наивно-добродушной, а с той русской
хитринкой, с той умной насмешливостью, которая
отлично знает относительную ценность слов, людей,
вещей". Час от часу не легче, не успели
разобраться с лукавством - так теперь надо еще
изображать эмансипированность (не писать же на
иконе сигареты "Gitanes", да и прорисей таких
нету), и хитринку с насмешливостью - как замену
добродушию. Что же касается иконописного
отображения хорошо известного нравственного
релятивизма, свойственного российскому движению
"за освобождение человечества", отлично
знавшему "относительную ценность людей" -
что и привело к десяткам миллионов жертв в
процессе "эмансипации" России - так тут у
любого мастера руки опустятся. Теперь вся
надежда на "острый галльский смысл".
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев