ОТВЕТ ПРАВОСЛАВНОГО
СВЯЩЕННИКА НА ОБРАЩЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ,
АДРЕСОВАННОЕ РУССКОМУ НАРОДУ
Ваши Преосвященства, Преосвященнейшие Владыки!
С почтением к Вашему высокому сану и служению я,
дворянин по крови, священник Русской
Православной Церкви Московского Патриархата по
Божиему призванию, взял на себя смелость
написать Вам в связи с Вашим обращением к
Русскому народу.
Россия, которой Вы желаете пользы и спасения во
Христе, слава Богу, пережила страшные годы
безбожной власти, которые сопоставимы только с
годами Диоклетиановых гонений. Радостно, что Вы,
потомки оставивших Родину по тем или иным
причинам эмигрантов, понимаете многое из того,
что пришлось пережить Вашим братьям, оставшимся
в России.
При этом мне искренне жаль, что деятели РПЦЗ все
дальше и дальше уходит в сторону от реальной
российской жизни, от подлинной и благодатной
жизни нашей Русской Православной Церкви, от
насущных потребностей единокровного Вам
Русского народа. Я, читая письма
священнослужителей и мирян РПЦЗ, не могу скрыть
своего глубокого возмущения, когда авторы этих
писем смеют с уничижением касаться Святой Матери
Церкви, осуждая те или иные Ее решения.
Вселенская Церковь имеет Своею Главою Господа
нашего Iисуса Христа, а в России только одного
абсолютно законного, Соборно избранного по всем
Православным канонам Первоиерарха и
Предстоятеля - Святейшего Патриарха Алексия II,
признанного всеми Главами Поместных
Православных Церквей и по Диптиху стоящего после
Иерусалимского Патриарха.
Достаточно хорошо зная историю Церкви в России XX
века, испытав в своей семье и даже на себе лично
тяготу гонений, когда почти все мои предки прошли
сквозь лагеря и лишения, а меня в юношеском
возрасте за веру исключали из института и
выгоняли из дома, дерзаю с кротостью, но твердо
сказать Вам: в Русской Православной Церкви не
было таких смертных грехов, которые Вы, Ваши
Преосвященства, смеете Ей вменять, называя
Святую Церковь Христову в России
Апокалиптической "блудницей".
Только глубокий отрыв от трагической российской
действительности ХХ века и связанное с этим
неведение могут служить оправданием этого
неправедного осуждения Церкви.
Не имею желания вдаваться в канонические
тонкости трагического раскола, происшедшего
между РПЦЗ и Московским Патриархатом, я хочу
остановиться на вопросе территорий и Церковной
собственности в Святой Земле и в других странах
Мира.
Мне самому в 1995 году довелось быть свидетелем
ужасающего состояния монастырей Русской
Зарубежной Церкви, находящихся в Святой Земле (кроме
Гефсимании). Действительно, у нас, русских
паломников, осталось тяжелое чувство от
заброшенности и неухоженности великих Святынь
Русской Церкви, попавших к Вам в руки.
В Елеонском монастыре нас тогда встретили две
доброжелательные румынки - то ли монахини, то ли
послушницы, которые ни слова не говорили по-русски,
сушили на ветвях вековых деревьев свое
поношенное белье и предлагали нам свои
незатейливые сувениры.
Однако разбитые стекла в корпусах, ощущение, что
служб в Храмах и часовнях давно не было,
произвело на нас тогда очень тягостное
впечатление. Где Слава Великой России, где сила
Русского Православия? Воистину, без всяких
богоборцев - "мерзость запустения на святом
месте" и горькое чувство, что погасла "Русская
Свеча".
Стыдно стало и за Вас, Ваши Преосвященства, что Вы,
кичась своим "преемством" довели живую
святыню до плачевного состояния. Может быть,
среди американцев - "римских граждан"
русского происхождения - нет уже монахов?
Приезжайте в Россию, на свою Родину. У нас есть.
То же самое запустение, только в виде еще более
худшем, было и у Хеврона, и в Иерихоне. Что, разве
это не правда? Происки "блудницы"? Нет, это
взгляд русского православного человека,
гражданина России.
Очень грустно было слышать про истерику
хевронской монахини, которая, несмотря на Ваше
благословение "все открыть и показать",
забилась в конвульсивном приступе, крича, что "лучше
с сатаной, чем с Патриархом". Или Вы забыли этот
печальный случай?
Нет ничего удивительного, что ее выдворили
палестинские солдаты: они остудили ее чрезмерный
религиозный пыл, ибо, если бы эта несчастная без
покаяния умерла от своего припадка, - так и
осталась бы с сатаной.
В Патриарших монастырях, коих, благодарение Богу,
множество теперь в России-матушке, по старой,
проверенной дореволюционной традиции и по
заветам старцев таких монахинь на сорок дней
сажают на хлеб и воду - за непослушание
Священноначалию, а у Вас они все - "римские
граждане".
Также и монахиня Мария (Стефанопулос), сестра
клинтоновского клерка. Даже невозможно
представить, чтобы настоящая православная
монахиня столь ненавистной Вам Патриаршей
Церкви без благословения написала "открытое
письмо" папе Римскому, приехав куда-нибудь "случайно"
и по спутниковому телефону выходя в Интернет! Все
это очень грустно.
Вы вместо того, чтобы помогать русскому народу и
Церкви в нынешнее тяжелое время, определяющее
исторический путь России, вместо того, чтобы
влить в наши жилы частичку своей, родной нам
крови, здоровой по принадлежности к старой
России, которой мы были насильственно лишены, - Вы
все делаете наоборот.
Вы позорите перед людьми века сего Лик Святой
Матери-Церкви. Вы устраиваете слушания в
Конгрессе США, Вы пишете, что Русскую
Православную Церковь основал Сталин в 1943 году, и
многое другое в том же духе. Может быть, и здесь
Вас подводит Ваше "римское гражданство".
Знайте же, Преосвященные Владыки, священники,
миряне. Мы, русские люди, перед "римскими
гражданами" не кланяемся. Мы, русские люди,
вынесли на своих плечах Крест и Голгофу
кровавого ХХ века. Мы, русские люди, и сегодня в
России - каждый час под дамокловым мечом. Но мы,
живущие сейчас на многострадальной русской
земле и деля со своим народом все тяготы и
лишения, укрепляемся Верой и Святой Церковью
храним верность Православию и ни на йоту не
отступили от Ее спасительной Истины.
Сегодня - восстанавливаем наши общие с Вами
Святыни и служим в них по всем правилам Святой
Церкви, а паче - по неизреченной Божией милости к
нам, грешным.
Не надо нас поучать, как нам жить. Мы во многом это
знаем лучше и глубже Вас, потому что нас питает
Русская земля, на которой мы живем и которую
любим, Ее тысячелетние христианские корни, от
которых вы оторвались, оставшись до сего дня в
своих мечтах о России конца Синодального периода
точно так же, как старообрядцы, оторвавшись от
Церкви навсегда, остались в веке семнадцатом...
Не знаю, кто кому нужнее, - Вы нам или мы Вам.
Подумайте об этом. Или Вы думаете, что у нас нет
своих проблем, что мы будем жить тем, чтобы
разбирать Ваши постоянные и однообразные
претензии, вынутые из старого сундука Вашей
ранней молодости?... Нет! Мы будем жить и служить
Христу: во-первых, потому, что, пока Вы
превозноситесь своей "истиной", умирает наш
с Вами русский народ, и ему нужно помочь выжить,
во -вторых, потому, что у нас есть для этого все: и
полнота Истины, и Милость Божия, и богомудрые
старцы, и законный Всероссийский Патриарх, и
настоящие Православные Архипастыри, и пастыри,
которым верит наш многострадальный народ, как бы
Вы эту веру ни разрушали.
Не нужно нам постоянно твердить о необходимости
нашего покаяния за тех, которые отстояли Церковь
в лютых гонениях: даже если они совершали ошибки -
они уже давно почили о Господе; мы только можем
делать из прошлого полезные для Церкви выводы,
молясь за упокой "Святейших Патриархов
Православных и всех преждеотшедших Отцов и
братий наших".
Знайте, пребывающие в расколе с Матерью-Церковью,
что нас, а не Вас укрепляет кровь Новомучеников,
разлитая по всей России, - потому что нас, а не Вас
каждый час, и в нынешнее время, и в будущем - могут
точно также прийти и увезти в лагеря.
Приезжайте к нам из Зарубежья, Преосвященные
Владыки, священники, миряне, приезжайте в наши
храмы и монастыри, переполненные
многострадальным народом нашим, посмотрите в
глаза священников и простого русского народа,
который Вы, кажется, уже забыли.
Приезжайте в Россию, поживите у нас безвыездно
хотя бы лет десять-пятнадцать на 15 долларов в
месяц, без всяких дотаций, - так, как реально живет
большинство из наших двадцати тысяч Патриарших
священников в Ярославской, Курской,
Архангельской, Костромской, Камчатской, Томской,
Красноярской, Вологодской, Тамбовской (...)
Епархиях, совершая подвиг своего Служения Богу и
людям, восстанавливая из руин свои Святыни и свой
народ.
Если Вы семейные, возьмите несколько бездомных
детей и воспитайте, как делают множество наших
священников. Продайте свои "римские"
квартиры и постройте в России приюты для
бездомных - они в этом нуждаются.
Попробуйте своими руками восстановить из руин
Божии Храмы, помогите своим пастырским словом
разрушенным безбожием и пьянством душам
единокровных и единоверных Вам людей, поживите с
народом Его нелегкой жизнью, побудьте РУССКИМИ.
Тогда Вы закроете в России свои смешные приходы,
где говорят не о Христе и Православии, не о всем
нам нужном КРЕСТНОМ подвиге Христианской жизни,
а о "сатанистах в рясах", (которые при этом в
Святой Земле реально спасают от вселенского
позора - для русских же паломников - брошенные по
Вашей немощи Святыни и поливают засохший от
Вашей любви Мамврийский Дуб, который только
теперь вновь дал свой живой росток!).
Станьте же РУССКИМИ - Вы, которые кичатся своей
русскостью, тогда Вы поймете даже и тех
представителей нынешней российской власти,
которые безо всякого принуждения, а по своему
неиспорченному РУССКОМУ чутью - совершенно
правильно делают, что не отдают Вам храмы и
монастыри и в России не открывают Вам приходы...
Я верю в Вашу архипастырскую, священническую,
просто человеческую Богом данную мудрость и в
Божию милость ко всем нам; а Вы, пожив в России и
даже оставшись за ее пределами, все свои ошибки -
я на это крепко надеюсь - поймете сами, поймете по-настоящему,
как русские люди, а не как "римские граждане".
Церковь ошибаться не может, и если Вы - часть Ее,
Бог не попустит Вам ошибиться.
Почтительно вновь испрашивая у Вас прощения за
откровенность, клирик Стольного Града Москвы,
Спасского собора б. Андроникова монастыря
священник Леонид Калинин 31 марта 2000 г.
Я написал письмо в ответ на обращение архиереев
совершенно неожиданно для себя, потому, что душа
болит о нашем разделении, я много раз бывал в
Америке и Европе, общался с мирянами РПЦЗ - и все
больше прихожу к выводу, что процесс разделения
нужно как можно скорее прекратить. Мы все позорим
свой народ, свою Церковь тем, что не можем найти в
себе мужество признать прошлые и настоящие
ошибки, понять друг друга по- братски и простить.
Безконечно жалко, что Митрополит Виталий не смог
в начале 90-х годов отдалить "катакомбного"
архиепископа Лазаря (хиротония которого
вызывает большие сомнения в каноничности его
архиерейства) и прочих людей, которые на расколе
Церкви наживали себе популярность и неправедный
авторитет.
Это люди не от Бога - оголтелые и озлобленные.
Однако, если бы Митрополит Виталий и члены
Зарубежного Синода не был столь неоправданно
доверчив, он мог бы все это разглядеть и понять.
Ведь "катакомбники" люди действительно
страшно озлобленные. Мученики за Христа такими
не бывают. Я ни разу не встречал среди этих людей
нормальных и добрых христиан: даже в интернете
они показывают свою не христианскую сущность.
Разве Митрополит этого не замечал, не видел?
Получилось, что он через них заразился этим
неприятием и озлобленностью. Однако, Митрополит
уже стар, он на пороге Вечности. Неужели он уже не
поймет происходящего и не сделает шага к
примирению?
Я всегда считал, что в Зарубежной церкви есть
здоровая кровь - от старой России, от которой нас
насильственно отлучали - огнем и мечом вытравляя
Веру в русском народе.
Не знаю, чего хочет достигнуть Синод своим
обращением, - помочь русским православным людям в
чем-то разобраться, или посеять новые семена
раскола и разделения. Мне кажется, что сейчас
нужно совсем другое.
Мне кажется, что Архиереям РПЦЗ нужно обратиться
лично к Патриарху в достаточно конфиденциальном
порядке и предложить без всякой помпы создать
согласительную комиссию для уврачевания раскола
и разделения. При этом в нее должны войти
влиятельные и авторитетные люди РПЦЗ и МП. Но все
нужно делать только лично через Патриарха -
слишком важен для всех вопрос примирения.
Я думаю, что РПЦЗ может рассчитывать на понимание
Святейшего Патриарха и, возможно, получить
особый статус - автономного существования - со
своей нынешней иерархией и клиром - но в лоне
Матери-Церкви, а не в состоянии с Ней раскола и
вражды.
Другого пути, мне кажется, просто нет. Церковь
наша слушает Святейшего Патриарха, и Его решение
будет определяющим для последующих Соборных
решений.
Историческое время РПЦЗ кончилось. Часы пробили
с последним заявлением Синода. Десять последних
лет прошли даром, они просто прожиты, растрачены
зря священноначалием Зарубежной Церкви: ничего
для России и русских, кроме вреда, не сделано.
Только усилена горечь обид и разделения. Ни
помощи, ни добра, ни Любви Христовой, ни терпения,
ни снисхождения.
Синоду и Митрополиту нужно решать с кем быть, со
злыми "катакомбниками" и другими
отщепенцами, или со своим народом и со своей
Церковью.
Тертуллиан говорил: есть два пути: путь Жизни и
путь смерти...
Выбор остается. Но времени остается мало.
Ваш о.Л.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев