Евгений КРЫЛОВ, шеф-редактор Службы религиозного вещания
спутниковой телесети "Прометей - ACT"
ПРАВОСЛАВИЕ И СВЕТСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ЭФИР: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Необходимость использования телевидения в миссионерских целях, кажется, ни у кого уже не вызывает сомнения. Телевидение сегодня является, наверное, самым сильным фактором, влияющим на общественное мнение. Об этом говорят огромные рейтинги информационных, общественно-политических и аналитических программ. В России идет настоящая информационная война за голоса и души избирателей, за эфирное время, в которой информационные империи не жалеют сил и средств. К сожалению, и не стесняются в средствах тоже. Информационная война вовсе не окончилась после завершения парламентских и президентских выборов, изменилась лишь карта боев. Однако это тема для политической дискуссии. Предмет же нашего исследования - Православие на телевидении.
К сожалению, религиозная жизнь на телеэкране продолжает оставаться вещью в себе, областью экзотической, если не сказать маргинальной. У этого есть свои причины, не зависящие от активности Церкви. Нужно со всей ясностью понимать, что мы живем в обществе крайне секуляризованном. Мир враждует против Христа и Его Церкви, поэтому лучшее эфирное время главных телевизионных каналов страны занято программами, идеологическая основа которых не только далека от Православия, но иногда вовсе противоречит христианским ценностям. Телевидение безоглядно и настойчиво пропагандирует культы стяжательства, развлечений, насилия, т.н. свободной любви (блуда, если называть вещи своими именами). Для православных воцерковленных людей телевизор стал символом нечистоты, враждебности. На этом основывается крайняя изоляционистская точка зрения, что Церкви нечего делать на телевидении, а православным людям не надо его смотреть. Нет нужды тратить много времени, чтобы доказать ошибочность такого подхода. В святом Евангелии мы нигде не находим мотивов ухода от мира и реальности. И наоборот, всегда присутствуют мотивы входа. Чему уподобляется Царство Небесное - зерну, брошенному в почву, закваске, положенной в тесто... "И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит во всем доме". (Мф. 5, 15). Сам Спаситель говорит, что Он пришел "призвать не праведников, но грешников к покаянию". (Мф. 9, 13).
И пока церковный народ не изживет в себе этот "окопный" синдром, дело православной миссии в мире, во зле лежащем, будет лишь уделом тех, кто выполняет эту работу как послушание церковное, а также "наемников" из числа светских телевизионщиков, которые едва ли ощущают себя миссионерами. Справедливости ради скажу, что иногда среди этих невоцерковленных людей я часто встречал большее понимание важности православной тематики на телевидении, нежели в свой родной церковной среде.
Православным миссионерам необходимо осваивать телевизионное пространство, "воцерковлять" его. Нужно изучать телевидение, его производственную, организационную и творческую специфику.
А как обстоит дело сейчас? Мы видим мало, а если честно, то совсем не видим программ, показывающих связь Православия с реальной жизнью, программ современных по стилистике и христианских по внутренней сущности. Мы видим одни службы, кадила, облачения: всю великую и драгоценную для нас православную атрибутику, играющую в данном случае иллюстративную роль. Но светскому зрителю, незнакомому с церковной жизнью, не знающему православной символики, все это мало о чем говорит. Мы слышим тексты, перегруженные богословской терминологией, пафосом и назидательностью. Все это, лишенное продуманного комментария, может осложнить мирянам путь к Церкви Христовой. Православные программы на светских телевизионных каналах не имеют права быть скучными. В этом случае они приносят не пользу Церкви и духовному здоровью нации, а вред. Нужно искать пути к сердцам людей, особенно молодых, а это труд нелегкий, порой неблагодарный. Не нужно пребывать в иллюзии, что достаточно назвать программу православной, пригласить в студию священника, который произнесет что-нибудь назидательное, или снять репортаж о службе на Рождество или Пасху, и люди пойдут в православные храмы. Нет, не произойдет этого, если мы не будем говорить о том, что глубоко волнует людей, о чем болит душа.
Ключевая проблема - жанровое и стилистическое однообразие православных телевизионных программ, малое и неудобное эфирное время, отсутствие динамики, зрительского интереса, низкие рейтинги, а ведь рейтинг - главный критерий на современном телевидении.
Эстетика и стилистика православных телепрограмм сложилась где-то в недрах литературно-драматической редакции Останкино образца 70-х годов и остается почти такой по сей день. Почему это происходит? Причин несколько. Остановимся на основных.
Первая. Светское общество, утратившее связь с традицией, относится к Православию как к культурному и этнографическому феномену, а не как к целостной мировоззренческой системе, пронизывающей все стороны жизни. Аудитория сориентирована на совершенно иной тип зрелищ. В обществе, повторяю, царит безоглядный культ развлечений, стяжательства.
Вторая. Крайне светский характер самого телевидения, отсутствие среди ведущих телевизионных профессионалов по-настоящему воцерковленных людей. В этом проявляется вековой отрыв российской интеллектуальной элиты от Церкви, ее боязнь войти в церковную ограду, пренебрежение простой верой народных низов и православными обрядами.
Третья. Телевидение - вещь дорогостоящая. У Церкви нет средств, чтобы самостоятельно полностью нести бремя производства телевизионных программ. По-настоящему интересные и содержательные передачи с современным оформлением, с использованием передовых технологий и привлечением лучших профессионалов требуют значительных средств. И пока они не будут найдены, трудно рассчитывать на появление в эфире общественно значимых православных программ.
Четвертая. Работа со средствами массовой информации - не вполне свойственная Церкви задача. Ее особая роль в истории подразумевает совершенно особый способ отношений с обществом. Церковь учит, назидает, проповедует, утешает и даже врачует. Телевидение, главным образом, развлекает (отвлекает), агитирует, информирует. Это два разных языка. А перевод, как известно, невозможен без искажения. Язык проповеди, на котором она звучит в храме, невозможен в телевизионном эфире. Нужно настойчиво и кропотливо искать формы выражения православной мысли на телевидении, без ложного пафоса, с одной стороны, и без уступок миру, с другой.
Пятая. Немногим более десяти лет прошло с тех пор, как Церковь вышла из подполья. Ей и Ее служителям еще предстоит учиться жить в новой России, в той экономической и политической реальности, которая сложилась в стране накануне нового тысячелетия. Советский режим настойчиво загонял Церковь в некое гетто. И многие, в том числе священнослужители, смирились с этим.
Видимо, есть и иные, сокрытые от нас причины, коренящиеся глубоко в природе человека и современного общества.
Сделаем здесь одно отступление от главной темы. Мы живем в атмосфере парадоксального противоречия: с одной стороны, общество крайне политизировано, с другой - полноценного гражданского сознания в России нет. Парадоксально и то, что в годы тоталитаризма люди жили значительно более развитой общественной жизнью. Безусловно, хлеб насущный тяжело доставался и тогда, но это не было единственной задачей. В те времена в ходу было идеологическое клише - "активная гражданская позиция". Но если очистить его от пропагандистского налета, то мы обнаружим одну из капитальных добродетелей. И если мы добавим в эту конструкцию еще одно важное слово, то получится "активная гражданская христианская позиция". Это тот образ православного гражданина России, горячо любящего свое Отечество, исповедующего Христа, столь редко встречаемый нами в наши дни. Мы только и слышали, что о выборах различных ветвей власти, слышали заклинания о том, что они должны быть чистыми и честными, но не верили в то, что так оно и будет, наоборот, многие были убеждены в обратном. Общество не видит перспективы, не знает, куда оно движется, что реально необходимо делать, чтобы преодолеть угрозу деградации и распада Российского государства. Что нас ждет в будущем? Вечные вопросы русской жизни...
Для чего мы говорим об этом? Очевидно, что телевидение отображает общественно-политическую и нравственную ситуацию в обществе, как никакой иной инструмент. Именно на этом фоне, на фоне всестороннего социального и нравственного кризиса, выходят в российский телеэфир православные программы.
Сделаем теперь краткий обзор некоторых из них. Пожалуй, самой заметной из всех православных передач продолжает оставаться "Слово пастыря". Очень важно, что один из высших иерархов Русской Православной Церкви, постоянный член Священного Синода - митрополит Кирилл обращается к зрителям первого общероссийского канала. Телевизионные выступления владыки Кирилла отличаются ясностью и глубиной. Эта передача многих заставляет задуматься и обратить свой мысленный взор к источнику истины Господу Иисусу Христу. Хорошо, что авторы проекта отказались от декорации, выполненной в каком-то странном стиле некоего православного "ар-нуво" с псевдовитражами кричащих цветов, в которой святые образы Спасителя, Пречистой Его матери и святых представали перед зрителями. Но, здесь мы подходим к главной проблеме - проблеме эфирного времени, которая, очевидно, относится ко всем православным передачам. Оно (время) выделяется по "остаточному" принципу. Руководители ведущих телеканалов исходят, видимо, из своего рода равнодушной лояльности по отношению к Церкви или из политических установок. Например, "Слово пастыря" выходит в начале девятого утра в субботу. Рейтинг этого времени близок нулю. Достаточно сдвинуть начало программы на час-полтора, чтобы ее рейтинг существенно увеличился. Впрочем, будем реалистами, без правильно выстроенных отношений производителей православных телепередач с руководством каналов эти необходимые изменения вряд ли произойдут. Нужно сказать со всей определенностью: у нас сегодня нет настоящих православных телевизионных продюсеров. Или они по тем или иным причинам, нам неведомым, находятся в тени. Важно, чтобы деловые качества в этих людях сочетались с православным мировоззрением и готовностью самоотверженно служить Матери-Церкви и Отечеству.
Некогда популярная и весьма интересная программа "Канон" эволюционировала, кажется, не в самую лучшую сторону. Сейчас это достаточно заурядное ток-шоу, в котором священнослужители, находящиеся в типичном для современного телевидения модернистском антураже, выглядят случайными гостями. Они вынуждены отвечать на поверхностные вопросы ведущего и столь же случайно подобранной аудитории в студии. Редкие сюжеты мало что добавляют к сути происходящего. Для примера: одна из передач, посвященная страшной проблеме наркомании, оставила ощущение тщетности разговора. И это несмотря на то, что в ней принимал участие отец Димитрий Смирнов - выдающийся пастырь, проповедник, духовник и педагог, публичные выступления которого всегда интересны и содержательны. Вызывает вопросы и образ ведущего (Дмитрий Менделеев, некогда ведущий ток-шоу "Тема") - отстраненный и холодно-рассудительный. Может быть, это дело вкуса, но все-таки Православие не любит теплохладности, позы рассудочного мыслителя. Оно требует соучастия, знания и понимания православного учения (хотя бы в основах своих) и образа жизни. В результате православная воцерковленная часть аудитории чувствует себя обманутой и разочарованной, потому что знает о предмете разговора больше авторов программы, а более светская ее часть остается равнодушной и, скорее всего, переключается на другой канал. Кроме того, непонятно, почему в качестве публики выбрана исчерпавшая себя бригада "Акул пера", ассоциирующаяся у многих телезрителей с манерами "желтой прессы".
Весьма любимая многими православными людьми программа "Русский дом", к великому сожалению, большую часть своего эфирного времени тратит на политику. Надо отдать должное Александру Крутову и его команде, ряд сюжетов "Русского дома" о православных святынях и современной жизни Церкви, о духовных опасностях, исходящих от сект и экзотических культов, сделан по-настоящему интересно и профессионально. Одно из самых сильных впечатлений последнего времени - это репортаж Александра Егорцева из центра индуистской секты "брахма-кумарис". Главное очарование этого сюжета - это сострадание автора к жертвам опасной секты. Хочется пожелать авторам "Русского дома" меньше ругать власти и больше говорить о Православии, потому что это у них получается. Вообще нужно беречь те крупицы эфирного времени, которое светские каналы выделяют под православные программы. К сожалению, "Русский дом" доступен только в Москве и Подмосковье, так как выходит на канале "Московия".
Ряд программ, выходивших в эфир ранее, прекратили свое существование. Например, "Образ жизни" и "Православный календарь", который был по-настоящему уникален. Это была единственная передача, рассказывающая более или менее систематически о православном богослужебном круге, праздниках, памятных датах, житиях святых. Компетентностью, глубоким знанием материала, эмоциональностью отличался ведущий "Календаря" - писатель Николай Лисовой. И что же? Производители программы (в ту пору - агентство "ПИТА") и руководство канала РТР, ничтоже сумняшеся, закрывают проект. Между прочим, у "Календаря" было неплохое эфирное время - утро, будни.
Программа "Ортодокс" на канале "Культура" заслуживает многих добрых слов. Это единственная программа на центральных каналах, рассказывающая о разных сторонах жизни Православия в современной России. Но выходит она в неудобное время - 17.10 в будний день. Однако это не главная проблема проекта. "Ортодокс" пытается быть информационной программой, но ареал событий редко выходит за пределы Москвы. Я прекрасно понимаю, что новости - это наиболее затратный жанр и необходимых средств просто нет. Значит, нужно более точно обозначить жанр программы.
Особого внимания заслуживают прямые телевизионные трансляции патриарших богослужений. Как правило, они бывают два раза в год: на Рождество Христово и на Пасху. Еще совсем недавно эти трансляции вызывали огромный интерес, рост которого совпадал с интересом обывателя к церковной жизни, в первые годы после выхода Церкви из подполья. Сейчас картина духовной жизни в России изменилась в сторону более глубокого осмысления православного вероучения, более серьезного отношения к нему. Характер же трансляций, о которых идет речь, остался неизменным. Создается впечатление, что, если поставить в эфир прошлогоднюю запись, то никто этого не заметит. Та же служба, пусть и бесконечно прекрасная для верующего сердца, тот же закадровый текст. Давайте проанализируем, что происходит с аудиторией. Воцерковленная ее часть задает справедливый вопрос: зачем смотреть богослужение по телевизору, если в нем надо участвовать? Другой вопрос: почему телекамеры столь свободно ведут себя в алтаре? Можно ли показывать евхаристический канон? Вопросов много, ответов на них нет. Более светская часть аудитории, для которой эффект новизны уже прошел, к тому, что происходит на экране, предъявляет требования такие же, как к любой светской программе, она ждет интереса, динамики, эффектных изобразительных решений. Вместо этого ее "грузят" комментарием, насыщенным церковной и богословской терминологией, при изобразительном однообразии в течение 2-3 часов. Есть еще одна печальная сторона - к сожалению, ситуация с прямыми трансляциями дала повод некоторым либеральным средствам массовой информации говорить о низком профессионализме их организаторов, распускать слухи о финансовых злоупотреблениях вокруг этих больших телевизионных проектов.
Здесь, в Москве, мы мало знаем о том, какие православные программы выходят в эфир региональных телеканалов. Известно, что в Новосибирске правящий архиерей, владыка Сергий, ведет православную передачу. Пресс-секретарь Костромской епархии, Родион Часовников, руководит православной телестудией "Преображение", которая тоже делает регулярную передачу. Белгородское телевидение выпускает программу "Путь, истина и жизнь". В ноябре 1999 года наша Служба религиозного вещания участвовала в работе Всецерковного съезда епархиальных миссионеров. Разговор о миссионерской работе на светском телевидении вызвал большой интерес среди священников и мирян, занятых миссионерством. Выяснилось, что во многих епархиях делаются попытки создания постоянных православных телевизионных программ. Но в очень редких случаях эти попытки заканчиваются практическим выходом в эфир. Причины в основном те же, что и на центральных каналах.
Такова современная ситуация с производством и размещением в эфире православных телевизионных программ. Как ее исправить? Это тема отдельного большого исследования. Если Господь даст сил, мы продолжим его на страницах "Радонежа".
К сожалению, нет информации о тех людях и организациях, кто мог бы инициировать и воплощать в жизнь интересные и нестандартные православные телевизионные проекты. Очевидно, что чем больше их будет, тем лучше.
Как практически продвигать православные проекты на светские каналы? Как сделать их конкурентоспособными, где найти необходимые средства? Это тоже особая тема.
Главное, надо избавиться от иллюзий субсидиарного подхода. Любая субсидия чревата безответственностью, когда нет необходимости возвращать средства, затраченные на производство, трансляцию и тиражирование теле - видеопродукции. Единственно жизнеспособной и перспективной является инвестиционная схема. Любой продюсер знает, что деньги на телевидении приносит реклама, что главные критерии - это рейтинг и зрительская доля. Нужно отменить негласное правило, что православные программы идут без рекламы. Разумеется, содержание роликов и их характер должны согласовываться с православной тематикой. Нужно покончить со стилистическим и жанровым однообразием православных передач. Я и мои коллеги пытаемся эти принципы реализовывать на практике. Разумеется, получается далеко не все, но мы полны решимости продолжать начатую работу на благо православного просвещения многострадального Отечества нашего, во имя духовного здоровья нации, во славу Церкви Христовой.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев